МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ

Ключевые слова

Арктика
Здоровье

АННОТАЦИЯ


Арктический регион — стратегический регион Российской Федерации, который характеризуется существенным промышленным, ресурсным логистическим потенциалом. Несмотря на особые экстремальные природно-климатические условия с длительной полярной ночью, недостатком солнечного света, а также высокую степень изолированности территории, перед Арктическим регионом стоят амбициозные задачи. Для реализации арктической повестки по достижению технологического лидерства и развитию региона очень важно создать оптимальные условия для народосбережения, сохранения здоровья, укрепления института семьи, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов и молодежи. В статье рассмотрены перспективы развития инфраструктуры для системы здоровьесбережения в Арктической зоне.
Арктическая зона — особая зона Российской Федерации с экстремальными природно-климатическими условиями. Ее отличают долгая холодная зима с сильными ветрами, полярная ночь и короткое лето. Из-за высоких широт эти территории испытывают недостаток солнечного тепла и кислорода.

В состав Арктической зоны Российской Федерации входят Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Таймырский полуостров. Также в Арктической зоне находятся крупные города, такие как Мурманск (самый крупный город за Полярным кругом), Норильск, Воркута. Помимо городского населения в Арктике проживают коренные народы, такие как саамы, ненцы, долганы, чукчи, коряки и другие.

Занимая огромную территорию размером 4,75 млн км² (примерно 27,8% площади России), Арктическая зона является одной из малонаселенных: в ней проживает около 2,500.000 человек, что составляет менее 2% населения страны. Большая часть населения — городские жители: их доля достигает 89%.

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), несмотря на высокую степень изолированности территории, обладает существенным промышленным, ресурсным логистическим потенциалом. По данным АО «Минерал-Ресурс» и экспертного совета Экспертного центра ПОРА, Россия обладает вторыми или третьими ресурсами редкоземельных металлов (РЗМ) в мире (28 млн тонн), и 70% российских РЗМ находятся в Арктической зоне [1]. Россия активно развивает Северный морской путь, осуществляя транспортное сообщение с различными портами и арктическими пунктами назначения, обеспечивая функционирование ведущих промышленных кластеров России и связь с рынками Южной Азии [2]. Крупнейшие государственные корпорации, такие как «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл», широко используют этот маршрут для доставки грузов. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2025 года Арктику и Дальний Восток сравнили с «новым космосом», который сейчас предстоит заново открыть. На ПМЭФ состоялись две сессии, посвященные Севморпути в контексте создания Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока. Участники мероприятий обсудили 500-летнюю историю маршрута и формирование новых моделей судоходства и обозначили ряд принципиально новых подходов при обновлении рамочной модели управления Арктикой [3].

Исходя из геополитического положения, изменений климата и амбициозных задач, стоящих перед регионом, АЗРФ представляет регион стратегического значения, поэтому для реализации важнейших задач по созданию устойчивой и динамичной экономики, достижения технологического лидерства и развития региона в целом очень важно в первую очередь создать оптимальные условия для народосбережения, сохранения здоровья, укрепления института семьи, сделать этот регион привлекательным для квалифицированных трудовых ресурсов и молодежи.

Вопросы сохранения населения, создания инфраструктуры здоровьесбережения в настоящее время поднимаются на разных уровнях, но ключевая арктическая повестка формируется на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который проходит ежегодно в декабре в Санкт-Петербурге [4]. Легендарный исследователь Арктики А. Н. Чилингаров учредил Ассоциацию полярников АСПОЛ и День полярника, который проводится 21 мая, а также принимал активное участие в организации ежегодных форумов начиная с 2011 года. С 2024 года этот форум носит имя Артура Николаевича Чилингарова. Форум традиционно объединяет представителей органов власти, делового сообщества, научно-образовательных и некоммерческих организаций, СМИ для участия в определении ключевых направлений социально-экономического развития Арктической зоны РФ и формирования решений по Арктической повестке. В 2024 году тематика XIV Международного форума была посвящена проблемам народосбережения — «Человекоцентричная Арктика: достижение национальных целей России на Крайнем Севере». В числе новых тем форума обсуждались инструменты адаптации к климатическим изменениям и управление рисками в условиях деградации многолетней мерзлоты.
РИС. 1 ОСНОВНАЯ ПОВЕСТКА ФОРУМА «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ – 2024 ИМЕНИ А. Н. ЧИЛИНГАРОВА»
Идейный вдохновитель форумов, Ассоциация полярников осуществляет координацию деятельности всех заинтересованных сторон в развитии АЗРФ.

Наиболее актуальные вопросы, которые обсуждались на форуме, были посвящены тому, как обеспечить реализацию национальных целей развития РФ в Арктике; сохранить население, укрепить здоровье и повысить благополучие людей, поддержать семью; реализовать потенциал каждого человека, развить его таланты, воспитать патриотичную и социально ответственную личность; ускорить цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы; сформировать комфортную и безопасную среду для жизни; укрепить экологическое благополучие в регионе.

Наряду с российскими экспертами в мероприятиях форума приняли участие представители дипломатических миссий Китая, Индии, Сингапура, Уругвая, Египта и других дружественных стран, зарубежные деятели науки и бизнеса. Арктика действительно становится одним из самых привлекательных регионов для международного научного диалога, совместных социальных проектов.

Таким образом, Арктика — важнейший приоритет для развития Российского государства.


Для решения актуальных задач здоровьесбережения, стоящих перед Арктическим регионом, необходим системный подход

В частности, необходимы:

1) реализация новых национальных проектов, посвященных укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни граждан России, решению демографических вопросов, которые должны быть к 2030 году на всех российских территориях;

2) реализация задач, сформулированных в общественной резолюции, подготовленных по результатам XV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова»;

3) сотрудничество между университетами, развитие вузовской науки с целями реализации инновационных проектов для Арктического региона и привлечения молодежи в АЗРФ;

4) смена парадигмы — создание профессий будущего для укрепления здоровья здоровых;

5) развитие рекреационно-туристических кластеров и международного диалога.


Вызовы и решения в области здоровьесбережения

I. Приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения, обеспечивающие государственную поддержку, определены в национальных проектах «Здоровье», «Демография» [5]. Эти проекты должны способствовать повышению уровня здоровья, качества жизни и снижению смертности от всех причин до 11,5 случая на 1000 человек к 2030 году.

Нацпроект «Семья» направлен на укрепление института семьи и оказание поддержки родителей с детьми, развитие сети «социальных нянь» [6; 7].

С 2026 года начнет действовать семейная налоговая выплата работающим родителям двух и более детей. В Минтруде ожидают, что она охватит 4,2 миллиона семей, в которых воспитывают 10,9 миллиона детей.

Основной демографической мерой поддержки останется материнский капитал. Многие регионы вводят свои меры поддержки. Так, 33 региона вводят единовременную выплату в размере не менее 100 тыс. рублей при постановке на учет по беременности женщине, обучающейся очно. 33 субъекта создают пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных. В 21 регионе будет развиваться система «Социальная няня» для кратковременного присмотра и ухода за детьми до трех лет в организациях социального обслуживания и на дому для студенческих, многодетных семей.

Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» предусматривает модернизацию первичного звена здравоохранения; обеспечение помощи старшему поколению; увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году до 78 лет.

Нацпроект «Молодежь и дети» предусматривает создание условий для самореализации молодого поколения граждан.

Нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» должен обеспечить повышение доступности передовых подходов к профилактике и лечению.

Нацпроект «Экологическое благополучие» направлен на обеспечение экологической безопасности, ликвидацию свалок, оздоровление водных объектов, сохранение лесов и биоразнообразия.

Нацпроект «Инфраструктура для жизни» направлен на обновление жилищного фонда, увеличение его доступности на первичном рынке.

Нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» направлен на повышение производительности труда, обеспечение притока инвестиций в основной капитал.

Нацпроект «Туризм и гостеприимство» направлен на развитие внутреннего туризма, предусматривает создание современной инфраструктуры и доступных и удобных средств размещения для туристов.

Всего планируется реализовать 20 нацпроектов, у этих нацпроектов уже подготовлены паспорта. На нацпроекты до конца 2030 года планируют направить более 40 трлн рублей из бюджета и 13 трлн привлечь из внебюджетных источников.

II. По результатам проведенного в Санкт-Петербурге международного форума «Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова» была подготовлена общественная резолюция, в которой сформулированы инициативы по социальному развитию Арктики по 12 тематическим разделам, утвержденным с участием АСПОЛ. «Народосбережение и социальное развитие» — самый объемный раздел в резолюции [8].

1. В целях повышения уровня и продолжительности жизни, обеспеченности медицинской помощью, сохранения и поддержания здоровья населения АЗРФ в сложных климатических условиях правительству РФ, федеральным и региональным органам власти, заинтересованным организациям рекомендуется:

1) актуализировать арктическую исследовательскую повестку в области изучения проблем Арктики в области медицины и организации здравоохранения на основе лучших отечественных и международных практик;

2) предусмотреть дополнительное финансирование проектов по изучению состояния здоровья населения АЗРФ и мер, направленных на его сбережение при формировании государственных заданий институтов РАН на выполнение фундаментальных исследований в целях перспективного планирования научных исследований, направленных на снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения АЗРФ;

3) организовать систему периодического сплошного мониторинга здоровья населения для объективного определения состояния здоровья населения и оценки степени адаптации и функциональных резервов условно здорового населения, а также для выявления территориально зависимых факторов риска, генетико-биохимических маркеров и особенностей клинической картины заболеваний, которые вносят наибольший вклад в преждевременную смертность населения АЗРФ;

4) обеспечить меры поддержки, компенсации проезда для получения квалифицированной медицинской помощи в региональном центре жителям территорий, входящих в АЗРФ;

5) выявить и отработать информативные индексы индивидуального здоровья человека, проживающего или ведущего свою трудовую деятельность, в том числе вахтовым методом в дискомфортных и экстремальных условиях среды, для оценки функциональных резервов здоровья на разных этапах адаптации организма человека с применением неинвазивными методами доклинической диагностики отдаленных и труднодоступных территорий АЗРФ;

6) внедрить современные методы персонифицированного дистанционного мониторинга показателей здоровья (персональные медицинские помощники, цифровые интеллектуальные решения) для предиктивной аналитики рисков и экспресс-диагностики заболеваний в систему оказания первичной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных поселений АЗРФ.

2. В целях совершенствования системы оказания доступной и качественной медицинской помощи через внедрение стандарта арктической медицины рекомендуется реализация следующих мероприятий:

1) расширение выездных форм работы, в том числе с применением санитарной авиации, и роли мобильных бригад, их укомплектование специалистами, медицинскими препаратами, необходимым оборудованием;

2) организация дистанционного мониторинга состояния здоровья определенных групп населения (дети, беременные женщины, лица с хроническими заболеваниями);

3) активное использование телемедицины при оказании специализированной медицинской помощи;

4) улучшение материально-технической базы медицинских организаций;

5) внедрение технологий искусственного интеллекта для диагностики заболеваний и комплексного здоровьесбережения населения;

6) разработка и внедрение скрининговых программ с учетом индивидуальных особенностей населения АЗРФ в части дефицитных состояний и обеспечение населения бесплатными витаминно-минеральными комплексами, аминокислотами;

7) расширение спектра санаторно-курортных учреждений для жителей АЗРФ;

8) в целях раннего выявления факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) рекомендуется использовать опыт Республики Саха (Якутия) по организации медицинской помощи на удаленных и труднодоступных территориях в части выездных бригад медицинских работников;

9) расширить использование медицинских изделий (носимых устройств) для удаленного мониторинга основных параметров состояния здоровья.

3. В целях обеспечения доступности качественной медицинской помощи в труднодоступных районах АЗРФ, в том числе экипажам судов и работникам береговых объектов по трассе Севморпути, снижения социальной напряженности, эффективного здоровьесбережения работников и населения в регионах АЗРФ, выполнения международных конвенционных обязательств России в отношении медицинского обеспечения безопасности судоходства по трассе Севморпути Минздраву России, Минэкономразвития России, Минтрансу России, ФМБА России, госкорпорации «Росатом», региональным органам управления здравоохранением АЗРФ рекомендуется при решении вопросов планирования, организации и финансового обеспечения медицинского обслуживания населения АЗРФ, судов, следующих Севморпутем, и специальных контингентов, решающих государственные задачи в труднодоступных районах, учитывать многогранность организационных и правовых форм предоставления медицинских услуг, шире использовать достижения и возможности негосударственного сектора удаленного промышленного здравоохранения.

В настоящее время в российской производственной медицине сложилась и на протяжении уже двух десятков лет эффективно реализуется на практике концепция «удаленного здравоохранения», включающая специальный комплекс мер организационного, образовательного, кадрового и материального обеспечения медицинских потребностей работников, вынужденных трудиться в условиях недоступности обычной социальной и медицинской инфраструктуры. На многочисленных производственных объектах вдоль арктического побережья России сегодня развернуто и непрерывно функционирует более двух сотен точек оказания медицинской помощи — фельдшерских и врачебных здравпунктов, мини-стационаров на 1–2 отделения по 10 и более коек, оснащенных лабораторным и специальным инструментальным диагностическим и лечебным оборудованием, объекты их размещения располагают аттестованными вертолетными площадками, налажено взаимодействие с региональными службами санитарной авиации.

4. В целях сохранения репродуктивного потенциала коренных малочисленных народов Севера (КМНС), улучшения основных демографических показателей и показателей здоровья КМНС на территориях их проживания Минобрнауки России совместно с Минздравом России рекомендуется:

1) создание научно-практических объединений (консорциумов) с участием регионов, в которые входят северные территории и территории, приравненные к Крайнему Северу, по изучению здоровья, в том числе репродуктивного;

2) создание нормативной базы, предусматривающей источники финансирования программы или национального проекта по сохранению в долгосрочной перспективе здоровья КМНС, в том числе репродуктивного здоровья, с применением современных клинических и организационных технологий, адаптированных к условиям Севера.

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловливают необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и здоровья этих народов, а также специальные подходы к получению образования на таких территориях. Необходимо разработать конкретные мероприятия, направленные на сохранение здоровья, в том числе репродуктивного, коренных малочисленных народов Севера. С учетом политики государства, направленной на здоровьесбережение населения и семьи, становится особенно актуальным консолидация интеллектуальных, кадровых, информационных и иных ресурсов в целях реализации мер по оптимизации и совершенствованию взаимодействия в научно-образовательной и медицинской сферах, направленного на изучение проблем здоровья коренных малочисленных народов Севера, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих на территориях, приравненных к территориям Крайнего Севера.

Важным становится создание единой научно-образовательной медицинской среды, так как в образовательной среде имеется возможность исследовать организованные коллективы детей и подростков как наиболее уязвимые категории населения и наиболее подверженные негативным факторам внешней среды.

Разработка и реализация совместных научных исследовательских проектов и образовательных программ, разработка, внедрение инноваций, в том числе новых медицинских технологий, направленных на изучение и обеспечение здоровья и репродуктивного потенциала коренных малочисленных народов Севера, содействие в реализации инвестиционных проектов направлены на изучение и обеспечение здоровья и репродуктивного потенциала КМНС.

5. В целях достижения задач по увеличению ожидаемой продолжительности жизни, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года, рекомендуется:

1) создание междисциплинарных консорциумов, объединяющих различные ведомства, государственные и общественные организации, а также институты Российской академии наук по усилению мер законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере совершенствования профилактики неинфекционных заболеваний;

2) разработка проектов стратегического планирования, в том числе нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», федерального проекта «Здоровье для каждого», проектов Стратегии национальной безопасности и Стратегии развития здравоохранения с учетом особенностей АЗРФ.

В АЗРФ, по данным Росстата, в 75% случаев основными причинами смертности являются осложнения хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) — болезней системы кровообращения, онкологических болезней, диабета и хронических обструктивных болезней легких. Поэтому основные меры профилактики должны быть направлены на выявление факторов риска в этих четырех группах заболеваний с последующими персонализированными мероприятиями по их первичной и вторичной профилактике.

6. В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи, ликвидации кадрового дефицита в медицинских учреждениях АЗРФ рекомендуется:

1) увеличение в два раза размера единовременных компенсационных выплат по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер», действующим в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640, для выплаты участникам программ, прибывшим (переехавшим) на работу в населенные пункты, находящиеся на территориях, отнесенных к АЗРФ;

2) привлечение и сохранение кадров по программам «Земский учитель», «Земский ветврач», «Земский агроном», «Земский зоотехник»;

3) введение в отдаленных северных поселках с населением от 300 человек ставки врача широкого профиля;

4) повышение квалификации медицинских работников с учетом специфики факторов риска и экстремальных условий АЗРФ (полярная ночь, холодные ветра, гипоксия). Выделение грантов для зарубежных стажировок медицинских специалистов в целях обмена опытом.

7. Обеспечение продовольственной безопасности арктических и приравненных к районам Крайнего Севера территорий.

8. Расширение участия женщин в социально-экономическом развитии АЗРФ.

В целях повышения социально-экономического благополучия женщин в Арктике рекомендуется:

1) содействие вовлечению женщин в высокотехнологичные секторы экономики;

2) расширение практики содействия представительству женщин на руководящих должностях, включая государственную службу, в соответствии с их компетенциями; поощрение экономической и деловой активности женщин;

3) содействие участию женщин в научных исследованиях и развитие женского предпринимательства;

4) привлечение общественного внимания к достижениям женщин в Арктике в различных областях научных знаний к созданию инновационных технологий, продуктов и услуг, необходимых для повышения качества жизни граждан и отвечающих национальным приоритетам государства;

5) привлечение СМИ для популяризации историй успеха женщин в Арктике;

6) внедрение программ развития лидерских качеств у женщин, начиная со школы и университета;

7) увеличение количества кочевых школ в целях укрепления института семьи;

8) расширение участия женщин в социально-экономическом развитии Арктики (с выделением грантов);

9) укрепление женского предпринимательства, внедрение программ развития лидерских качеств у женщин, начиная со школы и университета.

9. Формирование среды для сохранения молодежи в АЗРФ.

10. Сохранение культуры коренных и малых народов Севера (КМНС).

АСПОЛ представила инициативы по развитию науки и технологий для Арктики — Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года.

Инициативы были сформированы на основе анализа резолюций за период с 2020 по 2024 год, в которые вошло порядка 5000 продуманных арктическим сообществом потребностей.
РИС. 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ АЗРФ
III. Сотрудничество между университетами, развитие вузовской науки.

В июле 2020 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан Указ № 474 о развитии национального проекта «Наука и университеты». Нацпроект направлен на обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования и повышения престижа научной деятельности [9]. «Цифровые кафедры» — это программы профессиональной ИТ-подготовки в вузах, которые были запущены в 2022 году благодаря национальному проекту «Цифровая экономика», инициированному Президентом России. Студенты таких кафедр получают дополнительную квалификацию в ИТ параллельно с изучением основной программы.

В 2022 году в 114 университетах страны появилось около 500 образовательных программ. В 2023 году уже 119 вузов открыли свои двери для студентов, где на «цифровых кафедрах» доступно более 800 образовательных программ. ИТ-отрасль в настоящее время выступает одной из самых востребованных сфер, куда стремится молодежь: в 2023 году, по данным Министерства образования России, самой востребованной специальностью у абитуриентов вузов стала «Информатика и вычислительная техника». Ожидается, что до конца 2025 года специализированные программы окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году пройти профессиональную переподготовку и развить навыки в области информационных технологий смогут более 1 млн студентов. В разных вузах развиваются различные научные проекты.

Национальный проект «Наука и университеты» включает четыре федеральных проекта:

• развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;

• развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;

• развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;

• развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ) по программе «Приоритет-2030» реализует три стратегических проекта:

1) цифровая экосистема университета;

2) природосберегающие технологии освоения северных территорий;

3) человек в экстремальных условиях Севера.

Эти проекты сводятся к единой стратегической цели — развитию университета как ведущего научно-образовательного, экспертно-аналитического и культурного центра Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающего высокий уровень образовательного процесса, исследований и разработок, вносящего вклад в решение глобальных проблем человечества» [10].

В рамках программы «Приоритет-2030» российские вузы приступили к освоению «технологии будущего» — созданию цифрового двойника и проведению компьютерных симуляций. С помощью цифрового двойника можно протестировать инновацию еще на стадии разработки и понять, как можно оптимизировать продукт, его производство и логистику. Эту технологию можно использовать в любой сфере — в сфере продуктов питания, строительства, транспорта, электроники или здравоохранения. По мнению аналитиков Accenture и Dassault Systèmes, использование цифровых двойников в этих пяти отраслях позволит компаниям по всему миру сэкономить в совокупности $1,3 трлн к 2030 году и уберечь планету от выброса 7,5 гигатонн углекислого газа [10]. Технология и моделирование цифровых двойников становятся основой для реализации российского федерального проекта «Цифровые технологии» (национальная российская программа «Цифровая экономика»), что учтено Министерством науки и высшего образования РФ в программе «Приоритет-2030». В рамках этой программы 106 вузов получают гранты на реализацию проектов, посвященных созданию цифровых двойников. Планируется использовать технологию цифровых двойников в персонализированном здравоохранении. При грамотной реализации проекта это позволит каждому пациенту получить «виртуальный аналог» собственного тела. Такой цифровой двойник будет не только повторять анатомо-физиологические особенности, но даже воспроизведет геном реального человека. «Виртуальный пациент» будет обновляться после каждого обследования и может использоваться для выбора правильного персонализированного лечения.

По программе «Приоритет-2035 создаются центры компетенций, лаборатории мирового уровня совместно с технологическими партнерами, технопарки; развиваются стартапы для школьников, студентов, сотрудников вуза.

В Сеченовском университете осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли по профилям «Лечебное дело», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Педиатрия», «Биоинженерия и биоинформатика», «Клиническая психология».
Исследовательский центр «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение» создан для реализации цифровых проектов в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова совместно с Новгородским государственным университетом. Его конечной целью является создание инструментов для распознавания отклонений от нормы в организме человека. Эти отклонения могут сигнализировать о возможных патологических состояниях на самых ранних стадиях. Конечно, для создания совместных инновационных технологий здоровьесбережения Сеченовскому университету необходимо наладить более тесное сотрудничество с университетами Арктики.

IV. Смена парадигмы — курс на профилактику. После расшифровки генома человека в начале XXI века во всем мире начала формироваться новая парадигма здоровьесбережения 4 P Medicine (Preventive, Predictive, Personalized & Participative). Это значит, что современная медицина должна быть профилактической, персонализированной, опираться на генетические особенности человека и сам человек должен стать активным участником оздоровительного процесса.

С учетом Атласа новых профессий, созданного еще в 2014 году, в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова началась подготовка специалистов по персонализированному управлению здоровьем. Также создаются новые образовательные программы, например сетевые магистерские программы по активному и здоровому долголетию, с привлечением методов интегративной медицины.
РИС. 3 АТЛАС ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО
Сотрудники кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета изучают и разрабатывают оптимальную модель здорового человека с учетом интеграции восточных и западных школ. Студенты, ординаторы и молодые ученые с большим интересом изучают методы интегративной медицины, механизмы саногенеза и саморегуляции в структуре здоровья. Наиболее востребованными направлениями являются целостный и системный подход к оценке функционального состояния, персонализированный подход к профилактике патологических состояний, оздоровлению организма, коррекции дисфункций с целью сохранения здоровья здоровых людей, повышения качества жизни и здоровьесбережения в целом [11].
РИС. 4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВЫХ»
В последние годы набирает популярность федеральный проект «Здоровье здоровых», который становится новым драйвером развития индустрии здоровья в России. Для разработки превентивных персонализированных программ большую значимость начинают приобретать такие понятия, как резервы здоровья человека, «коридор нормы». Задачи проекта — привлечь школьников, студентов, широкие слои населения к ЗОЖ, уменьшить отток здоровых людей в популяцию больных. Школьники Сеченовского предуниверсария с интересом включились в просветительский проект «Подросток обращается к подростку» с целью популяризации ЗОЖ.

V. Учитывая новую климатическую повестку, важно создание консорциумов совместно с архитекторами, индустрией гостеприимства и туризма. Туристическо-рекреационные кластеры в Арктической зоне будут способствовать международному научному диалогу, укреплению инфраструктуры здоровьесбережения и привлечению различных потоков туристов, а также научных и экологических волонтеров в этот уникальный регион.


Заключение

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ). В структуре здоровья решающую роль играют образ жизни (до 55%), система здравоохранения (10–15%), экология (20%) и генетика (15–20%).

Здоровьесбережение — это комплекс мер организационного, правового, экономического, медико-социального и психолого-педагогического характера, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья населения, а также на деятельность каждого человека по повышению резервов своего здоровья, обеспечению оптимальной социальной активности и максимальной продолжительности жизни.

Здоровье — задача, ответственность, выбор человека и его семьи.

Здоровьесбережение — задача и забота государства с привлечением всех политических, социальных институтов и системы здравоохранения.

Для развития Арктической зоны и создания инфраструктуры для сохранения населения, укрепления здоровья, повышения благополучия людей нужен системный подход:

- организация центров здоровья и здорового долголетия, оснащенных современными диагностическими технологиями, методиками нелекарственной медицины;

- организация мультидисциплинарных выездных бригад для проведения скринингов для детей и взрослого населения для выявления ранних признаков ХНИЗ;

- организация и оснащение мобильных центров реабилитации ХНИЗ (пакетные решения);

- поддержка института семьи — среды для формирования культуры здоровья.

Здоровье семьи и детей — это основа здоровьесбережения и национальной безопасности России.

Для развития туристическо-рекреационных кластеров необходимо учитывать природно-климатические особенности АЗРФ и подготавливать новые образовательные программы для адаптации человека к изменению климата, а также мини-курсы для потенциальных туристов по активизации механизмов саморегуляции, повышения уровня здоровья для детей и взрослого населения для выявления ранних признаков ХНИЗ:

• организация и оснащение мобильных центров реабилитации ХНИЗ (пакетные решения);

• поддержка института семьи — среды для формирования культуры здоровья.

Здоровье семьи и детей — это основа здоровьесбережения и национальной безопасности России.

Для развития туристическо-рекреационных кластеров необходимо учитывать природно-климатические особенности АЗРФ и подготавливать новые образовательные программы для адаптации человека к изменению климата, а также мини-курсы для потенциальных туристов по активизации механизмов саморегуляции, повышения уровня здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тренин А. Д. Развитие интегрированной отрасли редкоземельных металлов для передовых отраслей экономики нового уклада. Арктика-2025. Актуальные вопросы, проблемы, решения // «Экспертный центр — Проектный офис развития Арктики (ПОРА)». — 2025, № 1 (21). — С. 15–22.
2. Ушакова Е. Г. Арктические рубежи: Ледяной шелковый путь и его роль в продвижении Китая
в Арктику // Арктика и Север. — 2021, № 43. — С. 128–143. — DOI: 10.37482/issn2221 — 2698.2021.43.128.
3. Материалы Петербургского международного экономического форума // https://forumspb.com/?lang=ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2FMaterials of the St. Petersburg International Economic Forum. https://forumspb.com/?lang=ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
4. Форум «Арктика-2035». — https://www.forumarctic.com/conf2024.
5. Национальные проекты РФ. 2025. — https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/dvizhenie-vpered-kakie-natsionalnye-proekty-zapuskayutsya-v-2025-godu.
6. Федеральные меры поддержки семей. — https://mintrud.gov.ru/landing/vyplaty_semyam.
7. Интернет-портал «Социальный фонд России». — https://sfr.gov.ru/grazhdanam/families_with_children.
8. Общественная резолюция. — https://www.forumarctic.com/conf2024/resolution-2024/
9. Национальный проект «Наука и университеты». — https://ippras.ru/nauka/nac_project.
10. Программа развития университетов «Приоритет-2030». https://mail.ru/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%202030%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2&search_source=mailru_desktop_safe&msid=1&suggest_reqid=541225246161142715095791895984620.
11. Инновационные проекты Сеченовского университета. — https://www.sechenov.ru.

MEDICINE OF THE FUTURE: BUILDING A HEALTH-SAVING
INFRASTRUCTURE IN RUSSIA'S ARCTIC ZONE

KEY WORDS

ABSTRACT


The Arctic region is a strategic area of ​​the Russian Federation, characterized by significant industrial and resource-logistics potential. Despite extreme natural and climatic conditions, including long polar nights, limited sunlight, and the region's high isolation, the Arctic region faces ambitious goals. To implement the Arctic agenda of achieving technological leadership and regional development, it is crucial to create optimal conditions for preserving the population, maintaining health, strengthening the family, and attracting skilled labor and youth. This article examines the prospects for developing infrastructure for a health-preserving system in the Arctic zone.
Скачать PDF