Идейный вдохновитель форумов, Ассоциация полярников осуществляет координацию деятельности всех заинтересованных сторон в развитии АЗРФ.
Наиболее актуальные вопросы, которые обсуждались на форуме, были посвящены тому, как обеспечить реализацию национальных целей развития РФ в Арктике; сохранить население, укрепить здоровье и повысить благополучие людей, поддержать семью; реализовать потенциал каждого человека, развить его таланты, воспитать патриотичную и социально ответственную личность; ускорить цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы; сформировать комфортную и безопасную среду для жизни; укрепить экологическое благополучие в регионе.
Наряду с российскими экспертами в мероприятиях форума приняли участие представители дипломатических миссий Китая, Индии, Сингапура, Уругвая, Египта и других дружественных стран, зарубежные деятели науки и бизнеса. Арктика действительно становится одним из самых привлекательных регионов для международного научного диалога, совместных социальных проектов.
Таким образом, Арктика — важнейший приоритет для развития Российского государства.
Для решения актуальных задач здоровьесбережения, стоящих перед Арктическим регионом, необходим системный подход
В частности, необходимы:
1) реализация новых национальных проектов, посвященных укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни граждан России, решению демографических вопросов, которые должны быть к 2030 году на всех российских территориях;
2) реализация задач, сформулированных в общественной резолюции, подготовленных по результатам XV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова»;
3) сотрудничество между университетами, развитие вузовской науки с целями реализации инновационных проектов для Арктического региона и привлечения молодежи в АЗРФ;
4) смена парадигмы — создание профессий будущего для укрепления здоровья здоровых;
5) развитие рекреационно-туристических кластеров и международного диалога.
Вызовы и решения в области здоровьесбережения
I. Приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения, обеспечивающие государственную поддержку, определены в национальных проектах «Здоровье», «Демография» [5]. Эти проекты должны способствовать повышению уровня здоровья, качества жизни и снижению смертности от всех причин до 11,5 случая на 1000 человек к 2030 году.
Нацпроект «Семья» направлен на укрепление института семьи и оказание поддержки родителей с детьми, развитие сети «социальных нянь» [6; 7].
С 2026 года начнет действовать семейная налоговая выплата работающим родителям двух и более детей. В Минтруде ожидают, что она охватит 4,2 миллиона семей, в которых воспитывают 10,9 миллиона детей.
Основной демографической мерой поддержки останется материнский капитал. Многие регионы вводят свои меры поддержки. Так, 33 региона вводят единовременную выплату в размере не менее 100 тыс. рублей при постановке на учет по беременности женщине, обучающейся очно. 33 субъекта создают пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных. В 21 регионе будет развиваться система «Социальная няня» для кратковременного присмотра и ухода за детьми до трех лет в организациях социального обслуживания и на дому для студенческих, многодетных семей.
Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» предусматривает модернизацию первичного звена здравоохранения; обеспечение помощи старшему поколению; увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году до 78 лет.
Нацпроект «Молодежь и дети» предусматривает создание условий для самореализации молодого поколения граждан.
Нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» должен обеспечить повышение доступности передовых подходов к профилактике и лечению.
Нацпроект «Экологическое благополучие» направлен на обеспечение экологической безопасности, ликвидацию свалок, оздоровление водных объектов, сохранение лесов и биоразнообразия.
Нацпроект «Инфраструктура для жизни» направлен на обновление жилищного фонда, увеличение его доступности на первичном рынке.
Нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» направлен на повышение производительности труда, обеспечение притока инвестиций в основной капитал.
Нацпроект «Туризм и гостеприимство» направлен на развитие внутреннего туризма, предусматривает создание современной инфраструктуры и доступных и удобных средств размещения для туристов.
Всего планируется реализовать 20 нацпроектов, у этих нацпроектов уже подготовлены паспорта. На нацпроекты до конца 2030 года планируют направить более 40 трлн рублей из бюджета и 13 трлн привлечь из внебюджетных источников.
II. По результатам проведенного в Санкт-Петербурге международного форума «Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова» была подготовлена общественная резолюция, в которой сформулированы инициативы по социальному развитию Арктики по 12 тематическим разделам, утвержденным с участием АСПОЛ. «Народосбережение и социальное развитие» — самый объемный раздел в резолюции [8].
1. В целях повышения уровня и продолжительности жизни, обеспеченности медицинской помощью, сохранения и поддержания здоровья населения АЗРФ в сложных климатических условиях правительству РФ, федеральным и региональным органам власти, заинтересованным организациям рекомендуется:
1) актуализировать арктическую исследовательскую повестку в области изучения проблем Арктики в области медицины и организации здравоохранения на основе лучших отечественных и международных практик;
2) предусмотреть дополнительное финансирование проектов по изучению состояния здоровья населения АЗРФ и мер, направленных на его сбережение при формировании государственных заданий институтов РАН на выполнение фундаментальных исследований в целях перспективного планирования научных исследований, направленных на снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения АЗРФ;
3) организовать систему периодического сплошного мониторинга здоровья населения для объективного определения состояния здоровья населения и оценки степени адаптации и функциональных резервов условно здорового населения, а также для выявления территориально зависимых факторов риска, генетико-биохимических маркеров и особенностей клинической картины заболеваний, которые вносят наибольший вклад в преждевременную смертность населения АЗРФ;
4) обеспечить меры поддержки, компенсации проезда для получения квалифицированной медицинской помощи в региональном центре жителям территорий, входящих в АЗРФ;
5) выявить и отработать информативные индексы индивидуального здоровья человека, проживающего или ведущего свою трудовую деятельность, в том числе вахтовым методом в дискомфортных и экстремальных условиях среды, для оценки функциональных резервов здоровья на разных этапах адаптации организма человека с применением неинвазивными методами доклинической диагностики отдаленных и труднодоступных территорий АЗРФ;
6) внедрить современные методы персонифицированного дистанционного мониторинга показателей здоровья (персональные медицинские помощники, цифровые интеллектуальные решения) для предиктивной аналитики рисков и экспресс-диагностики заболеваний в систему оказания первичной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных поселений АЗРФ.
2. В целях совершенствования системы оказания доступной и качественной медицинской помощи через внедрение стандарта арктической медицины рекомендуется реализация следующих мероприятий:
1) расширение выездных форм работы, в том числе с применением санитарной авиации, и роли мобильных бригад, их укомплектование специалистами, медицинскими препаратами, необходимым оборудованием;
2) организация дистанционного мониторинга состояния здоровья определенных групп населения (дети, беременные женщины, лица с хроническими заболеваниями);
3) активное использование телемедицины при оказании специализированной медицинской помощи;
4) улучшение материально-технической базы медицинских организаций;
5) внедрение технологий искусственного интеллекта для диагностики заболеваний и комплексного здоровьесбережения населения;
6) разработка и внедрение скрининговых программ с учетом индивидуальных особенностей населения АЗРФ в части дефицитных состояний и обеспечение населения бесплатными витаминно-минеральными комплексами, аминокислотами;
7) расширение спектра санаторно-курортных учреждений для жителей АЗРФ;
8) в целях раннего выявления факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) рекомендуется использовать опыт Республики Саха (Якутия) по организации медицинской помощи на удаленных и труднодоступных территориях в части выездных бригад медицинских работников;
9) расширить использование медицинских изделий (носимых устройств) для удаленного мониторинга основных параметров состояния здоровья.
3. В целях обеспечения доступности качественной медицинской помощи в труднодоступных районах АЗРФ, в том числе экипажам судов и работникам береговых объектов по трассе Севморпути, снижения социальной напряженности, эффективного здоровьесбережения работников и населения в регионах АЗРФ, выполнения международных конвенционных обязательств России в отношении медицинского обеспечения безопасности судоходства по трассе Севморпути Минздраву России, Минэкономразвития России, Минтрансу России, ФМБА России, госкорпорации «Росатом», региональным органам управления здравоохранением АЗРФ рекомендуется при решении вопросов планирования, организации и финансового обеспечения медицинского обслуживания населения АЗРФ, судов, следующих Севморпутем, и специальных контингентов, решающих государственные задачи в труднодоступных районах, учитывать многогранность организационных и правовых форм предоставления медицинских услуг, шире использовать достижения и возможности негосударственного сектора удаленного промышленного здравоохранения.
В настоящее время в российской производственной медицине сложилась и на протяжении уже двух десятков лет эффективно реализуется на практике концепция «удаленного здравоохранения», включающая специальный комплекс мер организационного, образовательного, кадрового и материального обеспечения медицинских потребностей работников, вынужденных трудиться в условиях недоступности обычной социальной и медицинской инфраструктуры. На многочисленных производственных объектах вдоль арктического побережья России сегодня развернуто и непрерывно функционирует более двух сотен точек оказания медицинской помощи — фельдшерских и врачебных здравпунктов, мини-стационаров на 1–2 отделения по 10 и более коек, оснащенных лабораторным и специальным инструментальным диагностическим и лечебным оборудованием, объекты их размещения располагают аттестованными вертолетными площадками, налажено взаимодействие с региональными службами санитарной авиации.
4. В целях сохранения репродуктивного потенциала коренных малочисленных народов Севера (КМНС), улучшения основных демографических показателей и показателей здоровья КМНС на территориях их проживания Минобрнауки России совместно с Минздравом России рекомендуется:
1) создание научно-практических объединений (консорциумов) с участием регионов, в которые входят северные территории и территории, приравненные к Крайнему Северу, по изучению здоровья, в том числе репродуктивного;
2) создание нормативной базы, предусматривающей источники финансирования программы или национального проекта по сохранению в долгосрочной перспективе здоровья КМНС, в том числе репродуктивного здоровья, с применением современных клинических и организационных технологий, адаптированных к условиям Севера.
Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловливают необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и здоровья этих народов, а также специальные подходы к получению образования на таких территориях. Необходимо разработать конкретные мероприятия, направленные на сохранение здоровья, в том числе репродуктивного, коренных малочисленных народов Севера. С учетом политики государства, направленной на здоровьесбережение населения и семьи, становится особенно актуальным консолидация интеллектуальных, кадровых, информационных и иных ресурсов в целях реализации мер по оптимизации и совершенствованию взаимодействия в научно-образовательной и медицинской сферах, направленного на изучение проблем здоровья коренных малочисленных народов Севера, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих на территориях, приравненных к территориям Крайнего Севера.
Важным становится создание единой научно-образовательной медицинской среды, так как в образовательной среде имеется возможность исследовать организованные коллективы детей и подростков как наиболее уязвимые категории населения и наиболее подверженные негативным факторам внешней среды.
Разработка и реализация совместных научных исследовательских проектов и образовательных программ, разработка, внедрение инноваций, в том числе новых медицинских технологий, направленных на изучение и обеспечение здоровья и репродуктивного потенциала коренных малочисленных народов Севера, содействие в реализации инвестиционных проектов направлены на изучение и обеспечение здоровья и репродуктивного потенциала КМНС.
5. В целях достижения задач по увеличению ожидаемой продолжительности жизни, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года, рекомендуется:
1) создание междисциплинарных консорциумов, объединяющих различные ведомства, государственные и общественные организации, а также институты Российской академии наук по усилению мер законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере совершенствования профилактики неинфекционных заболеваний;
2) разработка проектов стратегического планирования, в том числе нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», федерального проекта «Здоровье для каждого», проектов Стратегии национальной безопасности и Стратегии развития здравоохранения с учетом особенностей АЗРФ.
В АЗРФ, по данным Росстата, в 75% случаев основными причинами смертности являются осложнения хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) — болезней системы кровообращения, онкологических болезней, диабета и хронических обструктивных болезней легких. Поэтому основные меры профилактики должны быть направлены на выявление факторов риска в этих четырех группах заболеваний с последующими персонализированными мероприятиями по их первичной и вторичной профилактике.
6. В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи, ликвидации кадрового дефицита в медицинских учреждениях АЗРФ рекомендуется:
1) увеличение в два раза размера единовременных компенсационных выплат по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер», действующим в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640, для выплаты участникам программ, прибывшим (переехавшим) на работу в населенные пункты, находящиеся на территориях, отнесенных к АЗРФ;
2) привлечение и сохранение кадров по программам «Земский учитель», «Земский ветврач», «Земский агроном», «Земский зоотехник»;
3) введение в отдаленных северных поселках с населением от 300 человек ставки врача широкого профиля;
4) повышение квалификации медицинских работников с учетом специфики факторов риска и экстремальных условий АЗРФ (полярная ночь, холодные ветра, гипоксия). Выделение грантов для зарубежных стажировок медицинских специалистов в целях обмена опытом.
7. Обеспечение продовольственной безопасности арктических и приравненных к районам Крайнего Севера территорий.
8. Расширение участия женщин в социально-экономическом развитии АЗРФ.
В целях повышения социально-экономического благополучия женщин в Арктике рекомендуется:
1) содействие вовлечению женщин в высокотехнологичные секторы экономики;
2) расширение практики содействия представительству женщин на руководящих должностях, включая государственную службу, в соответствии с их компетенциями; поощрение экономической и деловой активности женщин;
3) содействие участию женщин в научных исследованиях и развитие женского предпринимательства;
4) привлечение общественного внимания к достижениям женщин в Арктике в различных областях научных знаний к созданию инновационных технологий, продуктов и услуг, необходимых для повышения качества жизни граждан и отвечающих национальным приоритетам государства;
5) привлечение СМИ для популяризации историй успеха женщин в Арктике;
6) внедрение программ развития лидерских качеств у женщин, начиная со школы и университета;
7) увеличение количества кочевых школ в целях укрепления института семьи;
8) расширение участия женщин в социально-экономическом развитии Арктики (с выделением грантов);
9) укрепление женского предпринимательства, внедрение программ развития лидерских качеств у женщин, начиная со школы и университета.
9. Формирование среды для сохранения молодежи в АЗРФ.
10. Сохранение культуры коренных и малых народов Севера (КМНС).
АСПОЛ представила инициативы по развитию науки и технологий для Арктики — Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года.
Инициативы были сформированы на основе анализа резолюций за период с 2020 по 2024 год, в которые вошло порядка 5000 продуманных арктическим сообществом потребностей.