УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ И РИСКАМИ РАЗВИТИЯ
АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «РУССКАЯ АРКТИКА»

Ключевые слова

Арктика
Туризм

АННОТАЦИЯ


Одной из приоритетных задач освоения арктических регионов является создание условий для развития туризма. Туристская деятельность в Арктике сопряжена с рядом ограничений физико-географической, геоэкологической, социальной и экономической природы. В данной статье предложены основные научно-методические подходы к развитию туристско-рекреационной деятельности на примере изучения моделей организации туризма в национальном парке «Русская Арктика». Исследована практическая деятельность по организации арктического туризма и предложен спектр инструментов управления рисками, которые необходимо внедрять на практике для обеспечения устойчивости арктического туризма.
Арктический регион, включающий территории России, Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Канады, США и Финляндии с населением более 4 миллионов человек, характеризуется территориальными диспропорциями социально-экономического развития, контрастными природными, климатическими и геоэкологическими условиями, В Российской Федерации Арктическая зона (АЗРФ) определяется Указом Президента от 2 мая 2014 года № 296 и включает девять регионов нашей страны. В последние годы наблюдается ярко выраженный тренд на увеличение инвестиций в туризм и использование этого направления как нового социально-экономического драйвера развития городов и территорий Арктики. В 2024 году туристский поток в АЗРФ составил 1,2 млн туристов [2]. Среди наиболее популярных регионов арктического туризма — Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Основные виды туризма, развивающиеся на территории Арктики, — экологический, культурно-познавательный, промышленный, горнолыжный и экспедиционный, круизный. По данным социологических опросов, в 2025 году 13% россиян заинтересованы в арктических туристических поездках, 8% рассматривают переезд для работы или учебы и 4% планируют деловые визиты, включая вахтовые командировки [6].

Государственные власти и бизнес-структуры предлагают амбициозные туристские проекты по созданию новых бальнеологических курортов, центров горнолыжного спорта и активного туризма, новых туристских маршрутов за Полярным кругом. С учетом региональных контрастов и неравномерности освоения арктического пространства формирование и реализация туристских проектов и продуктов требуют разработки научно-методических подходов к комплексной оценке, мониторингу их функционирования для оценки рисков их осуществления и выработки стратегии их развития. Это требует многофакторного анализа, основанного на детальном изучении территории, ее туристского потенциала, физико-географических, культурно-исторических и социально-экономических аспектов формирования новых туристско-рекреационных кластеров и зон в экстремальных условиях Арктики.

Научные экспедиции, проведенные в 2021 и 2024 годах на архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, позволили провести туристско-рекреационное исследование территории национального парка «Русская Арктика» и разработать научно-методические подходы к комплексной оценке факторов и рисков, определяющих развитие туризма на территории. Данные подходы были также учтены при разработке межрегионального мастер-плана «Русский Север и Арктика», а результаты работ в дальнейшем могут учитываться при проектировании туристской деятельности в пределах иных арктических территорий, схожих по своим условиям.

Современные исследования арктического туризма требуют комплексного теоретико-методологического обоснования, включающего международные стандарты и российскую нормативную базу. В рамках настоящего исследования ключевыми являются три понятия: арктический туризм, устойчивое развитие и управление рисками.

Арктический туризм определяется как специализированный вид туристской деятельности, осуществляемый в экстремальных природно-климатических условиях Арктической зоны. Согласно ГОСТ Р 59850.1-2021, это направление туризма ориентировано на популяризацию ее исторического, культурного и природного потенциала. Реализации Концепции устойчивого развития в Арктике отражает двойственную природу арктического туризма — с одной стороны, как инструмента территориального развития, с другой — как объекта сохранения уникальных экосистем. В этой связи необходимо найти и научно обосновать баланс между экономической эффективностью, экологической сохранностью и социальной ответственностью в развитии данного вида хозяйственной деятельности. Российские нормативные документы (ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов», Стратегия развития Арктической зоны РФ и др.) особое внимание уделяют минимизации антропогенного воздействия и вовлечению коренных народов в туристскую деятельность, что соответствует глобальным трендам ответственного туризма.

Управление рисками в арктическом туризме требует многоуровневого подхода, учитывающего три основные категории угроз:

1) природные (динамика ледовой обстановки, встреча с хищниками);

2) инфраструктурные (ограниченная доступность);

3) политико-правовые (особый режим пограничных зон).

В методологическом плане современная наука предлагает несколько ключевых подходов к управлению этими рисками. Адаптивная модель Б. Стуонхауса [13] представляет собой динамический подход к регулированию туристической деятельности в полярных регионах. Ее ключевые принципы включают мониторинг климатических изменений, зонирование территории и квотирование посещений, что позволяет минимизировать антропогенное воздействие на хрупкие экосистемы. На Шпицбергене (Свальбарде) эта модель была успешно адаптирована и реализована. Концепция «туризма последнего шанса» Х. Лемелина, Дж. Доусона, И. Стюарта и П. Майера (2010) [14] превращает экологические угрозы в маркетинговый ресурс. Эта идея подразумевает, что туристы стремятся посетить места, которые могут исчезнуть или кардинально измениться из-за климатических изменений, деградации окружающей среды или других угроз, требующих особых мер безопасности. Соответственно, мы сталкиваемся с парадоксом спроса: чем сильнее угроза исчезновения, тем выше интерес туристов, что приводит к усиленной нагрузке на экосистему. Такой туризм требует особых мер регулирования.

Международный опыт демонстрирует различные модели регулирования на основе оценки рекреационной емкости арктических территорий:

• норвежская система жесткого зонирования территории с выделением заповедных участков (опыт Шпицбергена);

• гренландские ограничения по пассажировместимости судов;

• канадская практика вовлечения коренных народов в управление туристскими потоками.

Для национального парка «Русская Арктика» необходим синтез этих подходов с учетом его специфики, что требует разработки многофакторной модели оценки емкости; внедрения системы динамического мониторинга; адаптации рекомендаций Арктического совета.

Перспективным направлением представляется создание унифицированной системы показателей рекреационной нагрузки, учитывающей как экологические параметры (состояние лежбищ моржей), так и особые условия (военные ограничения туристского использования Новой Земли). Такой комплексный подход позволит гармонизировать цели развития туризма и сохранить уникальные арктические экосистемы.

На территории национального парка «Русская Арктика» присутствуют уникальные природные объекты: трапповые базальтовые плато с птичьими базарами, ледники и айсберги, территория богата разнообразием арктических видов флоры и фауны. Кроме того, национальный парк обладает значительным культурно-историческим наследием, включая полярные станции и места проведения экспедиций XIX–XX веков, что существенно диверсифицирует туристское предложение [8]. Перспективным является развитие не только экологического, но и историко-культурного, научно-познавательного туризма за счет выявления и включения в туристские маршруты и продукты новых точек притяжения, а также адаптации имеющихся ресурсов под современные формы просвещения (VR-технологии, дополненная реальность, иммерсивные экскурсии и пр.).

Особенностью национального парка «Русская Арктика» является высокий туристский поток по сравнению с другими труднодоступными территориями АЗРФ. Несмотря на спад этого показателя после изменения географии внутреннего и международного туристского рынков в 2020–2022 годы, наблюдается быстрая динамика его восстановления. Согласно данным национального парка «Русская Арктика», пиковая посещаемость наблюдалась в 2019 году: за сезон количество посетителей составило около 1300 человек. Начиная с 2023 года турпоток растет, но его структура сильно изменена: сократилось количество иностранных туристов, возросла доля посетителей национального парка по линии реализации некоммерческих туристских научно-образовательных проектов (программа «Арктический плавучий университет», проект «Ледокол знаний» и др.). В 2024 году плановые показатели составляли порядка 500 туристских посещений.

В национальном парке «Русская Арктика» применяются четыре основные модели организации туризма: экспедиционные круизы, яхтенные туры, каботажное плавание и научно-популярные экспедиционные туры [7]. При благоприятном социально-экономическом сценарии ожидаются развитие всех перечисленных форм организации отдыха и увеличение количества и частоты туристских поездок.

Арктические круизные экспедиционные туры являются наиболее востребованными формами туризма в высоких широтах. Ввиду сложной логистической доступности морское сообщение остается наиболее практичным способом посещения территорий национального парка «Русская Арктика». Круизные экспедиционные туры осуществляются на судах и яхтах ледового класса, включая атомные ледоколы, которые следуют по «полярным» маршрутам. В России основными организаторами таких туров являются компании Russia Discovery, RusArc и «Морская практика». Долгое время территория также была доступна для иностранных туроператоров. Международные компании Poseidon Expedition и Quark Expeditions предлагали экспедиционные туры, специализируясь на организации круизов в Арктике и Антарктике. На территории Российской Федерации предлагались маршруты, включающие посещение Северного полюса с остановками на архипелаге Земля Франца-Иосифа, а также отдельные туры на сам архипелаг (каботажное плавание).

Яхтенные экспедиционные туры представляют собой редкую, но активно зарождающуюся модель арктического туризма. Туристов привлекает возможность получить уникальный опыт пребывания в труднодоступных местах. Ограничения реализации яхтенных экспедиций связаны с ограниченным количеством судов, пригодных для плавания в северных морях. По оценкам экспертов, российский судовой рынок располагает всего четырьмя яхтами (вместимость до семи туристских мест) и двумя шхунами (вместимость до 14–16 туристских мест), которые могут использоваться для таких путешествий. Эти суда поочередно фрахтуются различными туристическими компаниями для организации эксклюзивных туров в Арктике. В национальном парке «Русская Арктика» в среднем реализуется 1–2 маршрута в год.

Научно-популярный экспедиционный туризм — еще одна уже апробированная модель развития туристской деятельности в национальном парке «Русская Арктика». В 2023 и 2024 годах, летом, первые группы туристов посетили научную базу «Омега» национального парка в качестве волонтеров научных экспедиций. Их программа пребывания была совмещена с проведением комплексных исследований РГО на о. Земля Александры и соответствовала критериям реализации национальной концепции развития научно-популярного туризма. В отличие от круизных и яхтенных моделей научно-популярные туры дешевле по стоимости, короче по срокам продолжительности; более гибкие с точки зрения организации отдыха на острове и могут реализовываться в течение более широкого временного диапазона с весны по осень.

Специфика организации каждой из моделей обусловливает определенные риски, влияющие непосредственно на ее реализацию и уровень ее воздействия на природные системы национального парка. Основные группы выявленных факторов и рисков, связанные с развитием арктического туризма, включают навигационные, геоэкологические, инфраструктурные, инвестиционные, кадровые, административно-правовые ограничения, а также аспекты, связанные с безопасностью организации туров [12] (рис. 1).


РИС. 1 РИСКИ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
К наиболее существенным рискам развития туризма применительно к моделям экспедиционного круизного и яхтенного туризма необходимо отнести следующие факторы:

1) непредсказуемость ледовых условий даже в летний период — их оценка требует доступности спутниковых снимков и их оперативной дешифровки с учетом быстрого изменения погоды и поверхностных течений;

2) отсутствие современных обновленных навигационных карт, что ограничивает возможности выбора пути следования судна в акватории;

3) сложность организации высадок при частных штормах, туманах, а также в условиях отсутствия причальной инфраструктуры;

4) удаленность баз спасательных служб и недоступность экстренной медицинской помощи;

5) недостаточно эффективную систему регулирования турпотоков и мониторинга рекреационных нагрузок на природную среду при групповых высадках туристов на берег;

6) неизученность вопросов туристского антропогенного воздействия на сохранность популяций местных видов птиц и млекопитающих, выступающих туристской аттракцией.

К рискам реализации модели научно-популярного туризма также необходимо добавить дополнительные факторы, такие как:

• низкая инвестиционная привлекательность территорий национального парка «Русская Арктика» в связи с высокой себестоимостью реализации любых туристских проектов по строительству средств размещения и ограничения по ее размещению в связи с заповедным статусом территории, наличием пограничной зоны и размещением военных объектов;

• недостаточное развитие вспомогательной туристской инфраструктуры (оборудованные места высадки, экологические тропы, организованные места отдыха и пр.) и туристских сервисов;

• отсутствие специально подготовленного персонала в связи с ограниченностью мест размещения на научных базах, обязательным требованием наличия разрешения оружия для инспекторов, которые совмещают функции вспомогательного персонала при обслуживании туристов;

• административные барьеры формирования туристских научно-популярных туров и факторы безопасности, ограничивающие пребывание туристов на открытом воздухе без сопровождения инспектором парка в целях охраны от белых медведей даже на территории базы размещения;

• экологические ограничения сезонов пребывания и мест нахождения туристов, связанные с охраной белых медведей и других краснокнижных представителей фауны (например, заперт на беспокойство медведиц в период залегания в берлогах осенью и их вскрытия весной [9]);

• сложность формирования круглогодичных турпродуктов из-за экстремальных зимних климатических условий полярной ночи, что негативно влияет на окупаемость инвестиционных туристских проектов.

Для эффективного управления факторами и рисками, определяющими ограничения возможностей развития туризма на арктических территориях, необходима выработка комплексных научно-методических подходов, учитывающих следующие аспекты (табл. 1).

ТАБЛ. 1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Таким образом, необходимы:

1) проведение предварительных обследований и исследований территории, включая туристско-рекреационную и экологическую экспертизы, SWOT- и PEST-анализы территории, разработку пространственной стратегии развития туризма;

• разработка предложений по развитию инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость функционирования туристско-рекреационной системы территории — создание пространственных схем туристско-рекреационной деятельности должно учитывать прогнозы развития турпотока и разрешать территориальные конфликты землепользования;

• формирование системы оценки и мониторинга экологических нагрузок и рекреационной емкости природных территорий на основе геоэкологического подхода с целью сохранения уязвимых к антропогенному воздействию ландшафтов и экосистем арктических пустынь и тундр [4];

• мониторинг и прогнозирование изменений природной среды для выработки стратегий адаптации хозяйственной деятельности к климатическим изменениям, приводящим к таянию вечной мерзлоты, разрушению ледниковых покровов, сокращению ледового покрова акваторий, увеличению частоты экстремальных погодных явлений [5];

2) создание эффективных мер обеспечения безопасности осуществления туристско-рекреационной деятельности на основе развития телемедицины, программ специальной подготовки персонала с учетом стандартов безопасности, совершенствования нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности в арктических широтах. Основа системы безопасности в высоких широтах — военная инфраструктура (база «Арктический трилистник» на о. Земля Александры), не предполагающая ее использования гражданскими лицами. Целесообразно искать подходы в рамках военно-гражданских проектов для расширения возможностей ее использования в целях предоставления гарантий безопасности туризма;

3) внедрение адаптивных технологий формирования туристских продуктов включает разработку гибких сценариев организации отдыха, которые могут быть быстро адаптированы к изменяющимся условиям. Например, при невозможности проведения запланированных экскурсий или высадок на берег могут быть предложены образовательные программы или виртуальные экскурсии с использованием VR-технологий;

4) формирование кадрового потенциала и развитие человеческого капитала включают систему обучения и переподготовки, раннюю профориентацию молодежи и привлечение местного населения к туристской деятельности. По результатам анализа данных Минобрнауки России реализация программ высшего образования в сфере туризма и гостеприимства осуществляется только в шести регионах АЗРФ из девяти: общее количество обучающихся в 2023 году составило 1300 человек, из которых большая часть приходится на Карелию, Красноярский край и Архангельскую область. Среднее профильное образования получали 2160 человек преимущественно в Красноярском крае, Мурманской и Архангельской областях. При этом только от 10 до 20% выпускников вузов и ссузов остаются работать по полученной специальности в туризме, что предопределяет высокий кадровый дефицит. На практике в обслуживании туристов в Арктике часто задействованы люди, не имеющие профильного образования и не обладающие компетенциями в сфере сервиса, что обусловливает вероятность предоставления некачественных услуг. Необходимо также отметить, что сопровождение туристов в Арктике требует от персонала не только профессиональных качеств и компетенций, но и гибких социальных навыков, развитой эмпатии, позволяющих взаимодействовать с туристами и проявлять лидерские качества при экстремальных ситуациях или общей психологической усталости гостей [7];

5) развитие государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является ключевым фактором для эффективного развития арктического туризма. ГЧП может быть эффективным способом привлечения внутренних инвестиций в туристический сектор Арктики, увеличивающим его привлекательность и конкурентоспособность [3]. Совместные проекты могут включать строительство гостиниц, создание туристических маршрутов и развитие транспортной инфраструктуры. Действующие государственные программы поддержки турбизнеса уже предлагают предоставление льготных условий кредитования для строительства гостиниц в Арктике с номерным фондом от 40 единиц и уровнем не менее трех звезд [1]; особые условия получения земельных участков по программе «Арктически гектар»; гранты в рамках «Единой субсидии» на развитие туристской инфраструктуры по государственной программе «Развитие туризма»; налоговые и другие преференции резидентам АЗРФ [10];

6) соответствие туристской деятельности нормам экологической этики и принципам устойчивости является важным аспектом развития туризма в Арктике. «Зеленые» подходы включают направления по минимизации антропогенного воздействия на природные экосистемы, соблюдение правил и норм поведения на охраняемых природных территориях, развитие экологического просвещения и воспитание экологической осознанности среди туристов и работников туриндустрии, направленное на формирование «нулевого» экологического следа от туристской деятельности в Арктике.

Заключение

Развитие устойчивого туризма в национальном парке «Русская Арктика» требует комплексной стратегии, учитывающей хрупкость арктических экосистем, экономическую целесообразность и современные технологические возможности. Основой такой стратегии должен стать адаптивный подход, позволяющий гибко регулировать туристические потоки в зависимости от экологической ситуации и климатических изменений. Главной особенностью арктического туризма является его двойственная природа: с одной стороны, это мощный инструмент экономического развития отдаленных территорий, с другой — серьезный вызов для сохранения уникальных экосистем. В условиях «Русской Арктики» этот баланс особенно важен, так как парк сочетает функции природоохранной территории и объекта туристического интереса. Решение этой дилеммы лежит в плоскости научно обоснованного управления, основанного на постоянном мониторинге состояния окружающей среды и антропогенной нагрузки.

Технологический прогресс открывает новые возможности для минимизации воздействия туризма на природу. Внедрение цифровых систем мониторинга, использование VR-технологий для виртуальных экскурсий, применение искусственного интеллекта для прогнозирования нагрузок позволяют снизить физическое присутствие человека в заповедных зонах без потери туристической привлекательности. Особенно перспективным представляется развитие научно-популярного туризма, который не только менее вреден для экосистем, но и способствует просвещению посетителей.
Экономическая модель арктического туризма должна учитывать высокую себестоимость услуг в этом регионе. Предложения для премиального сегмента потребителей, развитие специализированных программ (научные экспедиции, фототуры), привлечение инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства — все это может сделать туристическую деятельность в «Русской Арктике» рентабельной без увеличения массовости посещений. Особое внимание следует уделить вовлечению местных сообществ, что позволит создать дополнительные рабочие места и повысит социальную приемлемость туристической деятельности.

Важнейшим аспектом остается международное сотрудничество. Обмен опытом с другими арктическими странами, участие в международных исследовательских программах, адаптация лучших мировых практик необходимы для создания эффективной модели управления. При этом российский опыт, особенно в области организации научного туризма и работы с коренными народами, может стать ценным вкладом в развитие арктического туризма в глобальном масштабе.

Перспективы развития туризма в «Русской Арктике» зависят от способности найти оптимальный баланс между сохранением природы и экономической целесообразностью. Это требует не только современных технологических решений и грамотного менеджмента, но и постоянного диалога между всеми заинтересованными сторонами — от ученых и экологов до туроператоров и местных жителей. Только такой комплексный подход позволит сделать арктический туризм действительно устойчивым и перспективным направлением развития региона.

ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа «Развитие туризма» (утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439).
2. Инвестиционный портал Арктической зоны РФ [электронный ресурс]. — URL: https://arctic-russia.ru/news/yanao-murmanskaya-i-arkhangelskaya-oblasti-stali-liderami-po-turpotoku-v-rossiyskuyu-arktiku.
3. Князева Э. Е., Воротников А. М. Влияние взаимодействия государства и бизнеса на развитие туризма в Арктике // Артика-2035. — 2024, № 1 (17). — С. 63–74.
4. Концепция экологической емкости: современное содержание и алгоритм оценки для разных типов туристских территорий / О. А. Климанова, Е. Ю. Колбовский, О. А. Илларионова, Д. Ю. Землянский // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. — 2021. Т. 66, № 4.
5. Медведков А. А. Геоэкологические проблемы в контексте климатических изменений: теоретический анализ и региональные проявления // Известия Российской академии наук. Серия географическая. — 2024. Т. 88,
№ 3. — С. 263–280.
6. НАФИ. Аналитический центр [электронный ресурс]. — URL: https://nafi.ru/analytics/arktika-2024-imidzh-i-privlekatelnost-dlya-zhizni-po-mneniyu-rossiyan.
7. Никанорова А. Д., Белякова Н. Ю. Модели организации арктического туризма и человеческий капитал как фактор их развития в национальном парке «Русская Арктика» // Вестник РМАТ. — 2024. Т. 3. — С. 117–131.
8. Организация круизного туризма в национальном парке «Русская Арктика»: риски
и потенциал развития / В. И. Кружалин, Н. В. Шабалина, А. Д. Никанорова и др. // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2021. Т. 15, № 3. — С. 156–168.
9. Распоряжение Минприроды России от 01.03.2022 № 7-р «Об утверждении Стратегии сохранения белого медведя в Российской Федерации».
10. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ.
11. Breiby M. A., Duedahl E., Øian H. & Ericsson B. (2020). Exploring sustainable experiences in tourism. Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism, 20(4), 335–351. https://doi.org/10.1080/15022250.2020.1748706.
12. Specific issues of arctic cruise development in the russian arctic: the russian arctic national park case study / V. Kruzhalin, N. Shabalina, E. Kashirina, A. Nikanorova // ANAIS BRASILEIROS DE ESTUDOS TURISTICOS-ABET. — 2022. Vol. 12. — P. 1–10.
13. Stonehouse B. Prospects for Polar Tourism (Hardback). — 2007. – 336 р.
14. Lemelin H., Dawson J., Stewart E.J., Maher P. & Lueck M. (2010). Last-chance tourism: The boom, doom, and gloom of visiting vanishing destinations. Current Issues in Tourism, 13(5), 477–493. — https://doi.org/10.1080/13683500903406367.

MANAGING ARCTIC TOURISM DEVELOPMENT FACTORS AND RISKS: THE CASE OF THE RUSSIAN ARCTIC NATIONAL PARK

KEY WORDS

ABSTRACT


One of the priority tasks in developing Arctic regions is creating conditions for tourism development. Tourism in the Arctic is associated with a number of physical, geographical, geoecological, social, and economic constraints. This article proposes key scientific and methodological approaches to developing tourism and recreational activities using tourism management models in the Russian Arctic National Park as an example. The article examines practical approaches to organizing Arctic tourism and proposes a range of risk management tools that need to be implemented to ensure the sustainability of Arctic tourism.
Скачать PDF