ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ РИСКАМ В АРКТИКЕ

АННОТАЦИЯ


Арктический регион сталкивается с серьезными экологическими угрозами из-за изменения климата и деятельности человека. Потепление здесь происходит более чем в два раза быстрее глобального, приводя к таянию вечной мерзлоты, загрязнению тяжелыми металлами и сокращению биоразнообразия. Эти изменения разрушают хрупкие экосистемы и угрожают традиционному укладу коренных народов, зависящих от природных ресурсов. Для решения этих проблем необходимо сочетать научные подходы с традиционными знаниями местных сообществ, укреплять международное сотрудничество и развивать природоохранное законодательство, а также пилотировать инновационные стратегии. Интеграция опыта коренных народов в управление Арктикой особенно важна для обеспечения устойчивого развития региона.
Введение

Арктический регион сталкивается со значительными экологическими рисками, которые усиливаются из-за изменения климата и деятельности человека, угрожая его хрупким экосистемам и средствам к существованию общин коренных народов. Примечательно, что потепление в Арктике более чем в два раза превышает среднемировой показатель, что приводит к серьезным последствиям, таким как «утрата биоразнообразия, таяние вечной мерзлоты и увеличение загрязнения стойкими органическими загрязнителями и тяжелыми металлами, такими как ртуть» [1]. Эти изменения не только нарушают экологический баланс, но и ставят под угрозу культурную самобытность и продовольственную безопасность коренных народов, выживание которых зависит от природных ресурсов региона.

Эффективные стратегии противодействия этим экологическим рискам необходимы для содействия устойчивому развитию и для защиты прав местных сообществ. Современные подходы включают интеграцию знаний коренных народов в управление природопользованием, укрепление международного сотрудничества и внедрение национального законодательства, направленного на охрану арктических ресурсов.

Например, модели совместного управления, учитывающие взгляды коренных народов, «имеют решающее значение для разработки справедливой политики и практики, которые направлены на решение уникальных проблем, связанных с изменением климата и промышленным давлением в Арктической зоне» [2].

Противоречия, связанные с управлением ресурсами в Арктике, часто проистекают из конкурирующих интересов национальных государств и исключения мнений коренных народов из процессов принятия решений. Кроме того, сохраняющаяся обеспокоенность по поводу владения данными и соблюдения этических норм в отношении знаний коренных народов подчеркивает необходимость создания структур, «позволяющих местным общинам играть ведущую роль в управлении окружающей средой» [3].

В целом срочность устранения экологических рисков в Арктике подчеркивает важность стратегий совместного производства, которые способствуют сотрудничеству между заинтересованными сторонами, содействуют устойчивой экономической практике и используют технологические инновации для смягчения последствий изменения климата. Уделяя приоритетное внимание интеграции знаний и взглядов коренных народов, заинтересованные стороны могут «повысить эффективность своих мер реагирования на сложное взаимодействие социальных, экологических и экономических проблем, с которыми сталкивается Арктика сегодня» [4].


Основная часть

Арктический регион сталкивается с множеством экологических рисков, которые все больше усугубляются изменением климата и деятельностью человека. Эти риски угрожают как экологическому балансу, так и средствам к существованию коренных общин, которые зависят от природных ресурсов региона. Действительно, в Арктике происходят серьезные изменения в биоразнообразии, в основном обусловленные изменением климата и потерей местообитаний. Поскольку такие виды, как насекомые, перемещают свои ареалы обитания на север из-за повышения температуры, «всей экосистеме грозит разрушение» [1]. Сокращение биоразнообразия влияет не только на экологическое здоровье, но и на безопасность и культурную самобытность коренных народов, которые «используют разнообразные организмы в качестве продуктов питания и культурных практик» [1].

В Арктике наблюдается потепление более чем в два раза по сравнению со среднемировыми темпами, что имеет серьезные последствия для ее экосистем. В период с 1980 по 2019 год «температура воздуха в Ямало-Ненецком округе повысилась на 1–2 градуса по Цельсию» [2].

Таяние вечной мерзлоты не только угрожает построенной на ней инфраструктуре, но и приводит к выбросу парниковых газов, таких как метан, что способствует возникновению обратной связи, ускоряющей глобальное потепление. Кроме того, таяние льда приводит к изменению морских экосистем и ставит под угрозу традиционные средства к существованию коренных народов, связанные с охотой и рыболовством. Арктика также подвержена риску накопления стойких органических загрязнителей и тяжелых металлов, таких как ртуть, которые переносятся атмосферными и океаническими течениями. Эти загрязняющие вещества могут накапливаться в пищевой цепи, создавая угрозу для здоровья как диких животных, так и коренных общин, которые традиционно питаются морскими животными. Присутствие этих токсичных веществ усугубляет проблемы со здоровьем и «создает серьезные проблемы для продовольственной безопасности» [5].

Таким образом, экологические изменения в Арктике приводят к возникновению целого ряда социально-экономических проблем, включая отсутствие продовольственной безопасности и риски для здоровья. Нестабильность запасов продовольствия, обусловленная сменой сезонов и экологическими сдвигами, «угрожает продовольственной безопасности местных сообществ» [5]. Кроме этого изменение климата все больше угрожает инфраструктуре Арктики, включая трубопроводы и ледовые дороги. Таяние вечной мерзлоты может привести к неожиданному проседанию грунта, «угрожая стабильности важнейших объектов энергетической и транспортной инфраструктуры» [2]. Поскольку профиль рисков этих инфраструктур меняется с повышением температуры, возрастает вероятность экологических катастроф, что создает дополнительные риски как для экосистем, так и для населения [3].

Признание и интеграция систем знаний коренных народов в арктические исследования и разработку политики имеют решающее значение для эффективного устранения экологических рисков. Исследовательские усилия все чаще направлены на поддержку инициатив коренных народов и общин, которые уделяют приоритетное внимание системам знаний коренных народов, «способствуя совместному подходу к управлению окружающей средой» [4]. Известные проекты, такие как Зона климатической устойчивости Северного Берингова моря, подчеркивают важность участия коренных народов в процессах принятия решений наряду с федеральными агентствами. Существует острая необходимость в создании механизмов поддержки, которые позволили бы общинам коренных народов возглавить усилия по адаптации к изменению климата и рациональному использованию природных ресурсов. С точки зрения авторов, это предполагает создание партнерств, которые объединяют традиционные экологические знания с научными исследованиями, тем самым улучшая понимание последствий изменения климата и способствуя принятию более обоснованных политических решений.

Внедрение устойчивых экономических моделей имеет жизненно важное значение для снижения экологических рисков. Переход от линейных экономических систем к моделям экономики замкнутого цикла может значительно «сократить количество отходов и повысить эффективность использования ресурсов при освоении арктических ресурсов» [2]. Этот сдвиг делает упор на местную переработку и производство, тем самым создавая возможности для трудоустройства при минимальном воздействии на окружающую среду. Кроме того, создание предприятий, принадлежащих местным жителям, в рамках этой концепции может способствовать диверсификации экономики и снижению зависимости от внешних рынков, что приведет к повышению устойчивости местной экономики.

Технологические достижения также играют решающую роль в продвижении устойчивых практик в Арктике. Внедрение передовых систем мониторинга, учитывающих знания коренных народов, может «обеспечить получение данных об условиях окружающей среды и воздействии человека в режиме реального времени» [2]. Местные и региональные стратегии должны быть направлены на сокращение выбросов, в том числе черного углерода, «для решения неотложных экологических проблем и проблем общественного здравоохранения» [6].

Для эффективного управления арктическими ресурсами необходима система совместного воздействия, учитывающая взгляды коренных народов и правовой потенциал. Законы, направленные на социальные детерминанты здоровья и устойчивого развития, могут укрепить управление учреждениями здравоохранения на различных уровнях, обеспечивая, чтобы «политика основывалась на фактических данных и была справедливой» [7]. Вовлекая представителей коренных народов в процессы принятия решений, можно укрепить систему управления, способствуя внедрению устойчивых практик, которые уважают как окружающую среду, так и права местных сообществ.

Использование знаний коренных народов не только обогащает научные исследования, но и согласуется с более широкими целями устойчивого управления и природоохранных мероприятий. Несколько успешных природоохранных инициатив под руководством коренных народов демонстрирует потенциал местных сообществ в эффективном управлении ресурсами Арктики. Например, проект под руководством инуитов на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО «Аасивиссуит-Ниписат» в Гренландии защищает охотничьи и рыболовные угодья, предотвращая при этом добычу полезных ископаемых. Аналогичным образом, туземная деревня Эклутна на Аляске установила первый природоохранный сервитут для коренных народов, охраняющий более 1000 акров жизненно важных водно-болотных угодий. Эти примеры «подчеркивают способность коренных народов адаптироваться и выступать в защиту окружающей среды в своих регионах даже в условиях внешнего давления, связанного с промышленной деятельностью и изменением климата» [8].

Поскольку Арктика становится все более доступной из-за изменения климата, возникает настоятельная необходимость в разработке комплексных стратегий по устранению экологических рисков с уделением приоритетного внимания интересам коренных народов. В рекомендациях подчеркивается важность наращивания потенциала в области стандартизации Арктики, расширения сотрудничества между арктическими странами и интеграции местных знаний в крупномасштабные проекты. Этот подход направлен не только на снижение экологических рисков, но и на обеспечение устойчивости и жизнестойкости арктических сообществ, сталкивающихся с быстрыми изменениями.


Заключение

Анализ экологических рисков Арктики, представленный в статье, демонстрирует масштаб вызовов, стоящих перед регионом: ускоренное таяние вечной мерзлоты, загрязнение тяжелыми металлами и СОЗ, сокращение биоразнообразия, угроза инфраструктуре и традиционному укладу коренных народов. Существующие стратегии — интеграция знаний коренных народов, укрепление международного сотрудничества, развитие природоохранного законодательства, внедрение экономики замкнутого цикла и технологий мониторинга — необходимы и должны продолжать развиваться. Однако для преодоления фрагментарности подходов и обеспечения долгосрочной устойчивости предлагается новая, дополняющая стратегия — создание международного цифрового реестра традиционных экологических значений коренных народов Арктики (далее — реестр).

Выше была отмечена критическая важность знаний для управления Арктикой. Однако существующие механизмы их интеграции (совместное управление, отдельные проекты) часто носят локальный или эпизодический характер, а сами знания уязвимы к утрате с уходом носителей. Реестр систематизирует, сохраняет и делает доступными эти знания на постоянной основе.

Кроме этого реестр подразумевает усиление существующих стратегий: он предоставит структурированную доказательную базу, облегчая их учет при разработке политики и проектов на всех уровнях (от локального до межгосударственного в Арктическом совете), станет уникальным источником данных для валидации научных моделей (например, прогнозирования таяния мерзлоты, миграции видов), разработки адаптационных мер и оценки промышленных проектов, предоставит четкие ориентиры для разработки и совершенствования законов, защищающих права коренных народов на знания и территории, а также экологические стандарты, основанные на многовековом опыте устойчивого природопользования.

Кроме того, реестр станет общей платформой для арктических государств и коренных народов, фокусируя сотрудничество на конкретных, основанных на знаниях решениях общих проблем (трансграничное загрязнение, мигрирующие виды).

Ключевой принцип функционирования реестра — полный контроль общин над своими знаниями. Общины сами решают, какие знания вносить, в каком формате (текст, аудио, видео, карты) и кому предоставлять доступ (полный, частичный, только метаданные).

Для успешного внедрения реестра требуется комплексный подход, объединяющий международные правовые механизмы, современные технологии и активное участие коренных народов на всех этапах. Первыми шагами должны стать разработка и принятие специализированного международного соглашения под эгидой Арктического совета, которое закрепит правовые основы реестра, включая вопросы управления, защиты интеллектуальной собственности и доступа к данным. Это соглашение должно быть разработано на принципах равноправного партнерства между государствами Арктического региона и организациями коренных народов, что обеспечит легитимность и доверие к проекту.

Ключевым элементом реализации станет создание совместного управляющего органа, в котором будут представлены как государства — члены Арктического совета, так и коренные общины. Такой орган будет отвечать за стратегическое планирование, контроль за соблюдением этических норм и разрешение спорных вопросов, связанных с использованием знаний. Для обеспечения технической стороны проекта необходимо разработать безопасную цифровую платформу, основанную на передовых технологиях, с целью обеспечения гарантий неизменности и верифицируемости данных, а также гибкие системы управления доступом.

Практическая реализация стратегии должна начинаться с пилотных проектов в нескольких коренных общинах, что позволит отработать методику сбора, хранения и управления знаниями с учетом культурных особенностей и потребностей местных жителей. Эти пилотные инициативы помогут выявить возможные трудности и адаптировать платформу для масштабирования на весь Арктический регион. Финансовая поддержка проекта может быть обеспечена за счет создания международного целевого фонда, куда войдут взносы арктических государств, международных организаций и частного сектора в рамках корпоративной социальной ответственности. Таким образом, реализация реестра требует скоординированных усилий на международном, национальном и местном уровнях. Только при условии уважения прав коренных народов, внедрения надежных технологий и устойчивого финансирования реестр сможет стать эффективным инструментом сохранения традиционных знаний, усиления их роли в управлении Арктикой и противодействия экологическим рискам в условиях глобальных изменений.

Внедрение реестра как новой стратегической инициативы позволит преодолеть фрагментарность усилий и создать мощный, легитимный инструмент для противодействия экологическим рискам. Эта стратегия напрямую отвечает на выявленные в статье проблемы: она систематизирует и защищает критически важные знания, усиливает совместное управление и международное сотрудничество, обеспечивает научно обоснованный подход к законодательству и мониторингу, а главное, ставит коренные народы в центр процесса принятия решений об их земле и будущем. Реестр — это не просто архив, а динамичная платформа для сопроизводства знаний и совместных действий, необходимая для обеспечения устойчивого развития уязвимой, но жизненно важной Арктики в условиях беспрецедентных изменений. По мнению авторов, это необходимый шаг по выполнению поручения Президента РФ В. В. Путина по обновлению Стратегии развития АЗРФ, данного в Мурманске во время проведения Международного арктического форума [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. The Arctic: Environmental Issues [электронный ресурс] // lop.parl.ca [сайт]. — URL: https://lop.parl.ca/sites/PublicWebsite/default/en_CA/ResearchPublications/202092E (дата обращения: 04.08.2025).
2. Indigenous peoples have the knowledge and practices to support climate resilience [электронный ресурс] // www.arcticwwf.org [сайт]. — URL: https://www.arcticwwf.org/the-circle/stories/indigenous-peoples-have-the-knowledge-and-practices-to-support-climate-resilience (дата обращения: 04.08.2025).
3. Climate Change Leads to Arctic Opening Creating Key Emerging Risk: Swiss Re [электронный ресурс] // www.insurancejournal.com [сайт]. — URL: https://www.insurancejournal.com/news/international/2023/06/28/727625.htm (дата обращения: 04.08.2025).
4. A framework for co-production of knowledge in the context of Arctic research [электронный ресурс] // ecologyandsociety.org [сайт]. — URL: https://ecologyandsociety.org/vol27/iss1/art34 (дата обращения: 04.08.2025).
5. Sustainable Arctic Resource Management Strategies [электронный ресурс] // prism.sustainability-directory.com [сайт]. — URL: https://prism.sustainability-directory.com/scenario/sustainable-arctic-resource-management-strategies (дата обращения: 04.08.2025).
6. Addressing Climate Change in the Arctic [электронный ресурс] // www.epa.gov [сайт]. — URL: https://www.epa.gov/climateimpacts/addressing-climate-change-arctic (дата обращения: 04.08.2025).
7. Health and Wellbeing among Arctic Indigenous Peoples: Leveraging Legal Determinants of Health [электронный ресурс] // www.thearcticinstitute.org [сайт]. — URL: https://www.thearcticinstitute.org/health-wellbeing-among-arctic-indigenous-peoples-leveraging-legal-determinants-health (дата обращения: 04.08.2025).
8. Projects of Arctic Council [электронный ресурс] // arctic-council.org [сайт]. — URL: https://arctic-council.org/projects (дата обращения: 04.08.2025).
9. Путин поручил обновить стратегию развития Арктической зоны. — URL https://www.rbc.ru/politics/17/05/2025/68289a549a794704f234c73a (дата обращения: 04.08.2025).
EFFECTIVE STRATEGIES FOR COUNTERING ENVIRONMENTAL RISKS IN THE ARCTIC

ABSTRACT


The Arctic region is facing serious environmental threats due to climate change and human activities. Warming here is occurring more than twice as fast as global warming, leading to melting of permafrost, heavy metal pollution and a reduction in biodiversity. These changes are destroying fragile ecosystems and threatening the traditional way of life of indigenous peoples who depend on natural resources. To solve these problems, it is necessary to combine scientific approaches with the traditional knowledge of local communities, strengthen international cooperation, develop environmental legislation and pilot innovative strategies. Integrating the experience of indigenous peoples into the management of the Arctic is especially important for ensuring the sustainable development of the region.
Скачать PDF