Введение
Арктический регион сталкивается со значительными экологическими рисками, которые усиливаются из-за изменения климата и деятельности человека, угрожая его хрупким экосистемам и средствам к существованию общин коренных народов. Примечательно, что потепление в Арктике более чем в два раза превышает среднемировой показатель, что приводит к серьезным последствиям, таким как «утрата биоразнообразия, таяние вечной мерзлоты и увеличение загрязнения стойкими органическими загрязнителями и тяжелыми металлами, такими как ртуть» [1]. Эти изменения не только нарушают экологический баланс, но и ставят под угрозу культурную самобытность и продовольственную безопасность коренных народов, выживание которых зависит от природных ресурсов региона.
Эффективные стратегии противодействия этим экологическим рискам необходимы для содействия устойчивому развитию и для защиты прав местных сообществ. Современные подходы включают интеграцию знаний коренных народов в управление природопользованием, укрепление международного сотрудничества и внедрение национального законодательства, направленного на охрану арктических ресурсов.
Например, модели совместного управления, учитывающие взгляды коренных народов, «имеют решающее значение для разработки справедливой политики и практики, которые направлены на решение уникальных проблем, связанных с изменением климата и промышленным давлением в Арктической зоне» [2].
Противоречия, связанные с управлением ресурсами в Арктике, часто проистекают из конкурирующих интересов национальных государств и исключения мнений коренных народов из процессов принятия решений. Кроме того, сохраняющаяся обеспокоенность по поводу владения данными и соблюдения этических норм в отношении знаний коренных народов подчеркивает необходимость создания структур, «позволяющих местным общинам играть ведущую роль в управлении окружающей средой» [3].
В целом срочность устранения экологических рисков в Арктике подчеркивает важность стратегий совместного производства, которые способствуют сотрудничеству между заинтересованными сторонами, содействуют устойчивой экономической практике и используют технологические инновации для смягчения последствий изменения климата. Уделяя приоритетное внимание интеграции знаний и взглядов коренных народов, заинтересованные стороны могут «повысить эффективность своих мер реагирования на сложное взаимодействие социальных, экологических и экономических проблем, с которыми сталкивается Арктика сегодня» [4].
Основная часть
Арктический регион сталкивается с множеством экологических рисков, которые все больше усугубляются изменением климата и деятельностью человека. Эти риски угрожают как экологическому балансу, так и средствам к существованию коренных общин, которые зависят от природных ресурсов региона. Действительно, в Арктике происходят серьезные изменения в биоразнообразии, в основном обусловленные изменением климата и потерей местообитаний. Поскольку такие виды, как насекомые, перемещают свои ареалы обитания на север из-за повышения температуры, «всей экосистеме грозит разрушение» [1]. Сокращение биоразнообразия влияет не только на экологическое здоровье, но и на безопасность и культурную самобытность коренных народов, которые «используют разнообразные организмы в качестве продуктов питания и культурных практик» [1].
В Арктике наблюдается потепление более чем в два раза по сравнению со среднемировыми темпами, что имеет серьезные последствия для ее экосистем. В период с 1980 по 2019 год «температура воздуха в Ямало-Ненецком округе повысилась на 1–2 градуса по Цельсию» [2].
Таяние вечной мерзлоты не только угрожает построенной на ней инфраструктуре, но и приводит к выбросу парниковых газов, таких как метан, что способствует возникновению обратной связи, ускоряющей глобальное потепление. Кроме того, таяние льда приводит к изменению морских экосистем и ставит под угрозу традиционные средства к существованию коренных народов, связанные с охотой и рыболовством. Арктика также подвержена риску накопления стойких органических загрязнителей и тяжелых металлов, таких как ртуть, которые переносятся атмосферными и океаническими течениями. Эти загрязняющие вещества могут накапливаться в пищевой цепи, создавая угрозу для здоровья как диких животных, так и коренных общин, которые традиционно питаются морскими животными. Присутствие этих токсичных веществ усугубляет проблемы со здоровьем и «создает серьезные проблемы для продовольственной безопасности» [5].
Таким образом, экологические изменения в Арктике приводят к возникновению целого ряда социально-экономических проблем, включая отсутствие продовольственной безопасности и риски для здоровья. Нестабильность запасов продовольствия, обусловленная сменой сезонов и экологическими сдвигами, «угрожает продовольственной безопасности местных сообществ» [5]. Кроме этого изменение климата все больше угрожает инфраструктуре Арктики, включая трубопроводы и ледовые дороги. Таяние вечной мерзлоты может привести к неожиданному проседанию грунта, «угрожая стабильности важнейших объектов энергетической и транспортной инфраструктуры» [2]. Поскольку профиль рисков этих инфраструктур меняется с повышением температуры, возрастает вероятность экологических катастроф, что создает дополнительные риски как для экосистем, так и для населения [3].
Признание и интеграция систем знаний коренных народов в арктические исследования и разработку политики имеют решающее значение для эффективного устранения экологических рисков. Исследовательские усилия все чаще направлены на поддержку инициатив коренных народов и общин, которые уделяют приоритетное внимание системам знаний коренных народов, «способствуя совместному подходу к управлению окружающей средой» [4]. Известные проекты, такие как Зона климатической устойчивости Северного Берингова моря, подчеркивают важность участия коренных народов в процессах принятия решений наряду с федеральными агентствами. Существует острая необходимость в создании механизмов поддержки, которые позволили бы общинам коренных народов возглавить усилия по адаптации к изменению климата и рациональному использованию природных ресурсов. С точки зрения авторов, это предполагает создание партнерств, которые объединяют традиционные экологические знания с научными исследованиями, тем самым улучшая понимание последствий изменения климата и способствуя принятию более обоснованных политических решений.
Внедрение устойчивых экономических моделей имеет жизненно важное значение для снижения экологических рисков. Переход от линейных экономических систем к моделям экономики замкнутого цикла может значительно «сократить количество отходов и повысить эффективность использования ресурсов при освоении арктических ресурсов» [2]. Этот сдвиг делает упор на местную переработку и производство, тем самым создавая возможности для трудоустройства при минимальном воздействии на окружающую среду. Кроме того, создание предприятий, принадлежащих местным жителям, в рамках этой концепции может способствовать диверсификации экономики и снижению зависимости от внешних рынков, что приведет к повышению устойчивости местной экономики.
Технологические достижения также играют решающую роль в продвижении устойчивых практик в Арктике. Внедрение передовых систем мониторинга, учитывающих знания коренных народов, может «обеспечить получение данных об условиях окружающей среды и воздействии человека в режиме реального времени» [2]. Местные и региональные стратегии должны быть направлены на сокращение выбросов, в том числе черного углерода, «для решения неотложных экологических проблем и проблем общественного здравоохранения» [6].
Для эффективного управления арктическими ресурсами необходима система совместного воздействия, учитывающая взгляды коренных народов и правовой потенциал. Законы, направленные на социальные детерминанты здоровья и устойчивого развития, могут укрепить управление учреждениями здравоохранения на различных уровнях, обеспечивая, чтобы «политика основывалась на фактических данных и была справедливой» [7]. Вовлекая представителей коренных народов в процессы принятия решений, можно укрепить систему управления, способствуя внедрению устойчивых практик, которые уважают как окружающую среду, так и права местных сообществ.
Использование знаний коренных народов не только обогащает научные исследования, но и согласуется с более широкими целями устойчивого управления и природоохранных мероприятий. Несколько успешных природоохранных инициатив под руководством коренных народов демонстрирует потенциал местных сообществ в эффективном управлении ресурсами Арктики. Например, проект под руководством инуитов на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО «Аасивиссуит-Ниписат» в Гренландии защищает охотничьи и рыболовные угодья, предотвращая при этом добычу полезных ископаемых. Аналогичным образом, туземная деревня Эклутна на Аляске установила первый природоохранный сервитут для коренных народов, охраняющий более 1000 акров жизненно важных водно-болотных угодий. Эти примеры «подчеркивают способность коренных народов адаптироваться и выступать в защиту окружающей среды в своих регионах даже в условиях внешнего давления, связанного с промышленной деятельностью и изменением климата» [8].
Поскольку Арктика становится все более доступной из-за изменения климата, возникает настоятельная необходимость в разработке комплексных стратегий по устранению экологических рисков с уделением приоритетного внимания интересам коренных народов. В рекомендациях подчеркивается важность наращивания потенциала в области стандартизации Арктики, расширения сотрудничества между арктическими странами и интеграции местных знаний в крупномасштабные проекты. Этот подход направлен не только на снижение экологических рисков, но и на обеспечение устойчивости и жизнестойкости арктических сообществ, сталкивающихся с быстрыми изменениями.
Заключение
Анализ экологических рисков Арктики, представленный в статье, демонстрирует масштаб вызовов, стоящих перед регионом: ускоренное таяние вечной мерзлоты, загрязнение тяжелыми металлами и СОЗ, сокращение биоразнообразия, угроза инфраструктуре и традиционному укладу коренных народов. Существующие стратегии — интеграция знаний коренных народов, укрепление международного сотрудничества, развитие природоохранного законодательства, внедрение экономики замкнутого цикла и технологий мониторинга — необходимы и должны продолжать развиваться. Однако для преодоления фрагментарности подходов и обеспечения долгосрочной устойчивости предлагается новая, дополняющая стратегия — создание международного цифрового реестра традиционных экологических значений коренных народов Арктики (далее — реестр).
Выше была отмечена критическая важность знаний для управления Арктикой. Однако существующие механизмы их интеграции (совместное управление, отдельные проекты) часто носят локальный или эпизодический характер, а сами знания уязвимы к утрате с уходом носителей. Реестр систематизирует, сохраняет и делает доступными эти знания на постоянной основе.
Кроме этого реестр подразумевает усиление существующих стратегий: он предоставит структурированную доказательную базу, облегчая их учет при разработке политики и проектов на всех уровнях (от локального до межгосударственного в Арктическом совете), станет уникальным источником данных для валидации научных моделей (например, прогнозирования таяния мерзлоты, миграции видов), разработки адаптационных мер и оценки промышленных проектов, предоставит четкие ориентиры для разработки и совершенствования законов, защищающих права коренных народов на знания и территории, а также экологические стандарты, основанные на многовековом опыте устойчивого природопользования.
Кроме того, реестр станет общей платформой для арктических государств и коренных народов, фокусируя сотрудничество на конкретных, основанных на знаниях решениях общих проблем (трансграничное загрязнение, мигрирующие виды).
Ключевой принцип функционирования реестра — полный контроль общин над своими знаниями. Общины сами решают, какие знания вносить, в каком формате (текст, аудио, видео, карты) и кому предоставлять доступ (полный, частичный, только метаданные).
Для успешного внедрения реестра требуется комплексный подход, объединяющий международные правовые механизмы, современные технологии и активное участие коренных народов на всех этапах. Первыми шагами должны стать разработка и принятие специализированного международного соглашения под эгидой Арктического совета, которое закрепит правовые основы реестра, включая вопросы управления, защиты интеллектуальной собственности и доступа к данным. Это соглашение должно быть разработано на принципах равноправного партнерства между государствами Арктического региона и организациями коренных народов, что обеспечит легитимность и доверие к проекту.
Ключевым элементом реализации станет создание совместного управляющего органа, в котором будут представлены как государства — члены Арктического совета, так и коренные общины. Такой орган будет отвечать за стратегическое планирование, контроль за соблюдением этических норм и разрешение спорных вопросов, связанных с использованием знаний. Для обеспечения технической стороны проекта необходимо разработать безопасную цифровую платформу, основанную на передовых технологиях, с целью обеспечения гарантий неизменности и верифицируемости данных, а также гибкие системы управления доступом.
Практическая реализация стратегии должна начинаться с пилотных проектов в нескольких коренных общинах, что позволит отработать методику сбора, хранения и управления знаниями с учетом культурных особенностей и потребностей местных жителей. Эти пилотные инициативы помогут выявить возможные трудности и адаптировать платформу для масштабирования на весь Арктический регион. Финансовая поддержка проекта может быть обеспечена за счет создания международного целевого фонда, куда войдут взносы арктических государств, международных организаций и частного сектора в рамках корпоративной социальной ответственности. Таким образом, реализация реестра требует скоординированных усилий на международном, национальном и местном уровнях. Только при условии уважения прав коренных народов, внедрения надежных технологий и устойчивого финансирования реестр сможет стать эффективным инструментом сохранения традиционных знаний, усиления их роли в управлении Арктикой и противодействия экологическим рискам в условиях глобальных изменений.
Внедрение реестра как новой стратегической инициативы позволит преодолеть фрагментарность усилий и создать мощный, легитимный инструмент для противодействия экологическим рискам. Эта стратегия напрямую отвечает на выявленные в статье проблемы: она систематизирует и защищает критически важные знания, усиливает совместное управление и международное сотрудничество, обеспечивает научно обоснованный подход к законодательству и мониторингу, а главное, ставит коренные народы в центр процесса принятия решений об их земле и будущем. Реестр — это не просто архив, а динамичная платформа для сопроизводства знаний и совместных действий, необходимая для обеспечения устойчивого развития уязвимой, но жизненно важной Арктики в условиях беспрецедентных изменений. По мнению авторов, это необходимый шаг по выполнению поручения Президента РФ В. В. Путина по обновлению Стратегии развития АЗРФ, данного в Мурманске во время проведения Международного арктического форума [9].