Концепция развития Арктики в новых экономических условиях: комплекс мер, приоритеты и «образ будущего»
Простых решений задачи устойчивого развития Арктики не существует. Эффективен будет только комплекс мер, структурированных по приоритетным направлениям действий в развитии экономики и инфраструктуры, и взаимоувязанных с системой расселения.
В изменяющихся экономических условиях «образ будущего Арктики» и стратегия его достижения весьма далеки от всех тех представлений и предложений арктических регионов, на основе которых формировался в течении года проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. Сама постановка задачи доведения уровня и качества жизни в Арктике до среднероссийского уровня с использованием модели предоставления государственных, социальных услуг и медицинской помощи, работающей в основной «полосе расселения» страны изначально обречена на провал. Её адаптация к региону с крайне низкой плотностью населения, дисперсным типом расселения, огромными расстояниями между населёнными пунктами с малым числом жителей, концентрацией государственных услуг и социальных благ только в относительно крупных поселениях городского типа — практически невозможна.
В реальных условиях Арктики задача повышения уровня и качества жизни в регионе должна исходить из возможностей доступа к государственным, социальным услугам и к медицинской помощи. То есть дело не количестве ФАПов, хотя это тоже критически важно, а в транспортной доступности и линиях информационной связи с опорными центрами, в которых и может быть обеспечен уровень услуг, общественных и социальных благ, медицинской и правовой помощи, а также комфортности городской среды даже выше среднероссийского.
В отношении смыслового содержания документов стратегического планирования развития
Арктики необходимо сделать шаг от сбора предложений регионов в решении накопившихся проблем к Национальной программе комплексного территориального планирования развития Арктики. Разработка такой программы не менее актуальна, чем разработка Национальной программы развития Дальнего Востока. Эта программа должна заложить новую географическую модель развития Арктики на основе новой её экономики.
Одной из системных и структурных задач государственной административно-территориальной политики в Арктической зоне является формирование устойчивой системы расселения. Исходя из сложившейся в Арктике структуры хозяйственной деятельности и сосредоточения базовых элементов инфраструктуры, жизнеспособная структура населённых пунктов может выглядеть следующим образом:
а) Базовые поселения городского типа — опорные населённые пункты (муниципальные образования) с развитой экономикой и инфраструктурой, включая транспортно-логистические связи, выступающие как центры развития Арктической зоны;
б) Сельские промысловые поселения — населённые пункты, исторически и функционально ориентированные на добычу и первичную обработку биологических ресурсов и нуждающиеся в инфраструктуре обеспечения гарантированного минимума государственных, социальных, образовательных услуг и медицинской помощи.
в) Кэптивные (концессионные) населённые пункты — (промысловые посёлки) для проектов, осуществляемых крупными экономическими субъектами. Это временные поселения, рассчитанные на срок экономической эксплуатации базового ресурса (месторождения). Их структурное обустройство и необходимый уровень условий обеспечения жизнедеятельности не входит в сферу ответственности муниципальных образований.
В этой связи меняется целеполагание развития арктической инфраструктуры и её основы — Северного морского пути. Системообразующие проекты ресурсного освоения и производства в Арктике, как новые, так и действующие, тем или иным способом замкнуты на СМП, и его развитие должно отвечать реальным потребностям в грузоперевозках и условиям обеспечения безопасности судоходства, приёма и выгрузки грузов. При этом его значение для обеспечения собственных нужд развития становится доминирующим, по от- ношению к «Северному морскому транспортному коридору».
Практическая работа по обеспечению условий развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) должна быть сфокусирована на следующих вопросах:
1. Программа развития инфраструктуры СМП с учётом изложенных базовых положений предлагаемой Концепции развития АЗРФ и функциональной дифференциации опорных населённых пунктов.
2. Определение перечня Опорных населённых пунктов (в привязке к СМП и логистическим узлам обеспечения ключевых проектов развития).
3. Разработка программы развития Опорных населённых пунктов.
4. Расширение использования форматов ГЧП / Концессии — в части расширенной концессии на право освоения месторождений в рамках ключевых инвестиционных проектов со строительством кэптивных (концессионных) населённых пунктов.
5. Разработка пакета актов государственного регулирования развития кэптивных (концессионных) населённых пунктов (законодательство, в том числе концессионное).
6. Совершенствование норм регулирования поддержки ключевых инвестиционных проектов (внесение изменений в Налоговый кодекс и иные акты, в том числе отраслевые).
7. Нормативно-правовое регулирование поддержки предпринимательства (внесение изменений в Налоговый кодекс и иные акты специальных мер поддержки предпринимательства в Арктике).
8. Разработка комплекса мер по поддержке проектов сохранения видов традиционной хозяйственной деятельности малых и коренных народов, а также реализации проектных инициатив в традиционном природопользовании.
9. Законодательное регулирование пакета социальных гарантий на базе опорных населённых пунктов (обеспечение услугами, в том числе на основе планового государственного кадрового обеспечения, трудовые и пенсионные гарантии, обеспечение продукцией первой необходимости).