Статус Наблюдателя (к июлю 2020 г.) предоставлен тринадцати межправительственным и межпарламентским организациям:
Международный совет по исследования моря (ИКЕС), Международная Федерация обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК), Международная морская организация (ИМО), Международный союз охраны природы (МСОП), Совет министров северных стран (СМСС), Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО), Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим (НАММКО), Комиссия ОСПАР, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (ПКПАР), Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Совет западных стран Северной Европы.
Наблюдателями в Арктическом совете являются также (к июлю 2020 г.) двенадцать неправительственных организаций:
Консультативный комитет по защите морей (АКОПС), Арктический институт Северной Америки (АИСА), ассоциация «Оленеводы мира» (АОМ), Циркумполярный союз охраны природы (ЦСОП), Международный арктический научный комитет (МАНК), Международная арктическая ассоциация социальных наук (МААСН), Международный союз по приполярной медицине (МСПМ), Международная рабочая группа по делам коренных народов (МРГДКО), Северный Форум, Международная организация по защите океанов, Университет Арктики (УАрктика), Всемирный фонд дикой природы.
Оттавская декларация даёт Арктическому совету широкий мандат для решения вопросов, актуальных для арктического региона и населяющих его народов. На протяжении первых 20 лет работа Арктического совета была в основном сфокусирована на вопросах, касающихся устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики. С момента своего учреждения Совет опубликовал много знаковых исследований по тематике, имеющей особое значение для этого уникального региона, включая изменение климата, загрязнители окружающей среды, судоходство, туризм, обеспечение безопасности, включая поиск и спасание, разнообразие флоры и фауны, реагирование на загрязнение нефтью, здоровье населения, языки коренных народов и многое другое. Он также стал площадкой для переговоров по составлению двух юридически обязывающих соглашений, заключённых между восемью арктическими государствами. Первое, подписанное в 2011 году, касается поиска и спасания в Арктике. Второе, подписанное в 2013 году, касается готовности к реагированию на загрязнение моря нефтью.
Деятельность Арктического Совета осуществляется в рамках Рабочих групп. В состав рабочих групп входят:
• эксперты, представители отраслевых министерств;
• представители государственных учреждений;
• исследователи.
Их работа охватывает широкий спектр вопросов: от изменения климата до реагирования на чрезвычайные ситуации.
В Арктическом совете (к июлю 2020 г.) организовано шесть Рабочих групп:
1. Рабочая группа по устранению загрязнения Арктики (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в окружающую среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике.
2. Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата.
3. Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, обеспечивая устойчивость биологических ресурсов Арктики.
4. Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR) занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов.
5. Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
6. Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.
Каждая Рабочая группа:
• имеет собственный мандат, которым она руководствуется в своих действиях,
• возглавлена Председателем,
• имеет Правление или Оргкомитет,
• имеет Секретариат.
В Правление Рабочих групп обычно входят:
• представители национальных государственных учреждений государств-членов Арктического совета, имеющих отношение к полномочиям рабочих групп;
• представители Постоянных участников.
Страны-Наблюдатели и организации-Наблюдатели имеют возможность присутствовать на заседаниях Рабочих групп и участвовать в конкретных проектах. Кроме того, Рабочие группы регулярно приглашают специальных гостей или экспертов на свои заседания.
Рабочие группы несут ответственность за реализацию программ и проектов, рекомендованных министрами государств-членов Арктического совета. Полномочия групп закреплены в министерских декларациях, официальных документах, подписываемых на министерских сессиях.
Принцип консенсуса:
Все решения в Арктическом совете и его вспомогательных органах принимаются на основе консенсуса между всеми восьмью арктическими государствами.
Председательство в Арктическом совете переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, председательствовавшей в Арктическом совете, стала Канада (1996-1998 гг.), за которой последовали Соединённые Штаты, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл Председательств начался в 2013 году, когда Канада стала председателем во второй раз. 24 апреля 2015 года завершился срок второго Председательства Канады и началось второе Председательство Соединенных Штатов (2015-2017 гг.). Следующими странами, бравшими на себя полномочия председателя были Финляндия (2017- 2019 гг.) и Швеция (2019-2021 гг.). Наконец, в 2021-2023 гг. в Арктическом совете очередь председательствовать перейдет к Российской Федерации [8].
Таким образом, уникальный опыт регионального (международного) сотрудничества в Арктике на примере двух международных организаций (СБЕАР и АС) показывает, что в арктическом регионе нашей планеты, продолжая славные традиции арктических конвоев, возможно достичь высоких результатов социально-эколого-экономического развития во благо всего населения Арктики и окружающей среды.