В современных условиях, когда значение Арктической зоны России становится настолько велико, представляется важным изучение структуры межнациональных отношений, особенностей миграционных процессов в субъектах данного макрорегиона. С этой целью важным является проведение социологических опросов, как зарубежных трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в различные субъекты АЗ РФ, так и опросов принимающего населения, т. е. местных жителей.
Представляется крайне важным выявить факторы и показатели, измеряющие уровень конфликта интересов между местным населением и приезжающими мигрантами, и присутствует ли этот конфликт, в целом. С целью решения поставленной задачи представляется важным реализация нового инструментария по оценке миграционного мониторинга — Мультикультурного барометра [1]. Благодаря этому инструментарию, миграционный мониторинг в субъектах проекта осуществлялся с высокой детализацией в разрезах муниципалитетов. В настоящее время чрезвычайно важно понимать, в том числе, как функционирует система профилактики конфликтов на национальной почве в таком регионе, как Арктика [2, с.71]. Проведённый анализ социологических исследований в рамках проектов, поддержанных Фондом президентских грантов, а также мероприятия в субъектах проекта позволят оценить текущую ситуацию в регионах, а также понять, какими должны быть актуальные политические решения в сфере национальной и миграционной политики.
В рамках исследования были проведены опросы принимающего населения и опросы зарубежных трудовых мигрантов в 4-х пилотных регионах Арктики (Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Чукотский автономный округ, Республика Карелия). Итого были определены 8 муниципальных образований (г. Якутск, Верхневилюйский муниципальный район, г. Мурманск, г. Североморск, г. Петрозаводск, Кондопожский муниципальный район, г. Анадырь, Анадырский муниципальный район).
Для проведения социологического опроса было разработано 2 типа анкет — для опроса мигрантов (версия в бумажном виде) и анкета для опроса принимающего сообщества, запрограммированная в гугл-форме. Для опросов также незначительно, но использовался потенциал социальных сетей, соответствующие уведомления были размещены в группах «Вконтакте» («Анадырь (Чукотка)», «Анадырь Объявления», «Pro Мурманск – столица Арктики!», «yakutsk_news», «Нерюнгри»). Количество респондентов, принявших участие в опросах в совокупности (зарубежные трудовые мигранты и принимающее сообщество) в 4-х субъектах АЗ РФ составило 1000 человек.
Результаты исследования показали, что больше всего мигрантов приезжает в Мурманскую область. Там реализуется много инвестиционных проектов. Недавно постановлением Правительства РФ от 12 мая 2020 года в регионе был создан ТОР «Столица Арктики». В Чукотский автономный округ приезжают граждане Украины, в Республику Саха (Якутия) граждане Киргизии, в Республику Карелия и Мурманскую область — мигранты из Центральной Азии (Таджикистана и Узбекистана). Уровень безработицы в вышеназванных странах выше, чем в России (5,2%): Узбекистан — 7,2%, Киргизия — 7,3%, Украина — 9,5%, Таджикистан — 10,3%. Данное обстоятельство, а также более высокая зарплата является стимулирующим фактором для принятия решения о миграции.
Мигранты, приезжающие в вышеобозначенные субъекты Арктики, в целом, удовлетворены качеством жизни, а именно условиями пребывания, условиями труда и заработной платой (Рисунок 1). При этом размер средней заработной платы у мигрантов в 3-х изучаемых субъектах (Республика Карелия, Мурманская область, Республика Саха (Якутия)) варьируется в пределе от 20 000 до 40 000 рублей. В Чукотском автономном округе, согласно данным Росстата, средняя заработная плата — 90 000 рублей. При этом менее 40% зарубежных трудовых мигрантов в Чукотском автономном округе получают около 40 000 рублей. Наибольшая удовлетворённость по всем показателям фиксируется в Чукотском автономном округе, чуть менее удовлетворёнными являются мигранты из Республики Саха (Якутия).