2 декабря 2010 г. была опубликована комплексная «Стратегия Финляндии в Арктическом регионе» по четырём главным направлениям: окружающая среда и климат; экономическая деятельность и ноу-хау; транспорт и инфраструктуры; коренные народы Севера.
В мае 2008 г. Исландия приняла стратегию «Арктика в переломный период. Предложения по стратегическим действиям в Арктическом регионе», и через год был подготовлен доклад «Исландия на Крайнем Севере». 28 марта 2011 г. парламент Исландии — Альтинг — принял резолюцию по арктической стратегии Исландии с 12 ключевыми принципами арктической политики. Особенность исландской стратегии — упор на двустороннее и многостороннее сотрудничество в Арктике.
Программа «Арктика: национальная стратегия Швеции» была принята в мае 2011 г. с приоритетными направлениями: изучение изменений климата, экологическая ориентация политики, устойчивое использование арктических природных ресурсов при их сохранении, гуманитарное измерение, учёт интересов коренных народов, развитие позитивного сотрудничества между странами-участницами Арктического совета, соблюдение международного права, прежде всего, Конвенции ООН по морскому праву.
Европейские страны строят свою стратегию и политику на арктическом направлении, исходя из своих национальных интересов, собственного и международного опыта, а также перспектив экономического сотрудничества, в том числе с Российской Федерацией.
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на
период до 2035 года [8], она осуществляется с учётом национальных приоритетов, направленных на развитие АЗРФ, ускорение экономического роста, развитие Северного морского пути, охрану окружающей среды в Арктике, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Это позволит России успешно решать вопросы освоения и развития Арктики и укреплять взаимовыгодное сотрудничество с европейскими странами.
Председательство США в Арктическом совете
Следует признать, что председательство США в Арктическом совете (2015-2017 гг.) прошло успешно. Оно совпало с периодом, когда в мире резко осложнилась общественно-политическая обстановка, все страны арктического региона применили санкции против России, которая, в свою очередь, ответила на них контрсанкциями. В результате чего по многим направлениям было свёрнуто арктическое сотрудничество, особенно по вопросам охраны окружающей среды. Но к чести США они (в отличие, к примеру, от Канады, которая председательствовала в Совете перед США) не перенесли существующие противоречия между США и Россией в работу самого Арктического совета.
Во-первых, был достигнут прогресс в развитии многостороннего сотрудничества береговых охран. Так, 31 октября 2015 г. в городе Нью-Лондоне (США) официальными представителями ведомств, осуществляющих функции береговых охран государств-членов Арктического совета было подписано Совместное заявление о намерении развивать многостороннее сотрудничество в формате Арктического форума береговых охран. В нём приняли участие Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция. Объединение усилий позволит повысить уровень морской безопасности и безопасности каждого человека, находящегося в Арктике.
Во-вторых, плодотворно прошли консультации по вопросам международного рыболовства в Северном Ледовитом океане. В июне 2015 г. Россия, США, Норвегия, Канада и Дания подписали соглашение о запрете рыбной ловли в международных водах Арктики. Договорённость касается района открытого моря, расположенного за пределами исключительных экономических зон приарктических государств.
В-третьих, впервые за всю историю Арктического совета США изучили состояние и проблемы коммуникационных сетей в Арктическом регионе.
В-четвёртых, как показал анализ, в ходе своего председательства США осознали и публично признали, что в своей деятельности страна ранее недостаточно уделяла внимания Арктике и сильно в этом плане отстала от России, Норвегии и Канады [9]. То, что Б. Обама, как первый действующий Президент США, побывал за Полярным кругом, встретился с жителями этой территории, является ярким тому подтверждением. В этот период был проведён ряд мероприятий по укреплению интереса граждан США внутри страны к полярным делам, информированию рядовых американцев об «арктическом статусе» Америки, чего не было ранее.
Вместе с тем следует признать, что в штате Аляска на 90 тысяч коренного населения (атапаски, хайда, тлинкиты, эскимосы и алеуты) распространяются дивиденды от продажи нефти, бесплатная медицина и приоритет трудоустройства. Здесь самые низкие налоги у граждан США. На Аляске нет налога на доход, налога с продаж, самая низкая налоговая ставка по сравнению с другими штатами. В штате сильно развита малая авиация, жители активно занимаются добычей полезных ископаемых, рыболовством, лесозаготовкой, созданы условия для туризма. Власти уделяют внимание сохранению родного языка и этнической самобытности местных сообществ.
В-пятых, следует отметить, что в период председательства США рабочие органы Совета продолжали функционировать в прежнем режиме, что позволило Соединённым Штатам вместе с коллегами подготовить к подписанию в Фэрбанксе ряд важных документов. Среди них Соглашение о развитии международного арктического научного сотрудничества, которое направлено на повышение результативности и эффективности выработки научных знаний об Арктике. Предусматривается облегчение проведения международных научных исследований в Арктике, активизация контактов между учёными, обмен результатами научных исследований, упрощение пересечения границы и возможности совместного использования научной инфраструктуры.
Председательство в Арктическом совете завершилось встречей министров иностранных дел в Фэрбанксе, которая прошла в доброжелательной обстановке. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, посол России в США Сергей Кисляк и мэр Фэрбанкса Джим Матерли по окончании встречи возложили венки к памятнику героям воздушной трассы Аляска — Сибирь. Всего с 1942 по 1945 год в рамках ленд-лиза советские и американские летчики перегнали из этого города около 8 тыс. боевых самолётов [10].
Слабость США в Арктике — это недостаточное количество ледоколов
Слабым местом США в Арктике является ограниченное количество ледоколов. Сенатор от штата Аляска Д. Салливан, отметил, что «магистрали Арктики — это ледоколы. У России — прекрасные автострады, а у нас грунтовые дороги с колдобинами». А командующий береговой охраны США П. Цукунфт на вопрос о соперничестве с Россией в Арктике заявил: «Мы сегодня даже не находимся в одной лиге с Россией» [11]. О необходимости финансирования строительства современного ледокольного флота и модернизации инфраструктуры Севера говорилось в Национальной стратегии США в Арктике 2013 г. В связи с этим 9 июня 2020 г. Президент Дональд Трамп подписал Меморандум «Обеспечение национальных интересов США в Арктических и Антарктических регионах» [12].
Следует отметить, что в настоящее время в государственной собственности США находятся два мощных ледокола — тяжёлый Polar Star и средний Healy, а также 5 кораблей класса лёгких ледоколов, не приспособленных к круглогодичной навигации в полярных условиях. Первый эксплуатируется уже 45 лет, и о его состоянии говорит то, что два года назад США отказались от арктических учений, опасаясь его поломки и вынужденной необходимости обращаться за помощью к РФ. Ожидается, что с 2022 года начнётся период его активного вывода из эксплуатации. Второй ледокол — это, прежде всего, научно-исследовательское судно, дающее учёным возможность получать представление о биологическом разнообразии дна Северного Ледовитого океана, наблюдать за птицами и мегафауной в естественной среде обитания. Эти суда требуют обширного технического обслуживания, дорогостоящего ремонта и модернизации, чтобы оставаться в рабочем состоянии. Кроме этого, в США имеется два частных дизельных ледокола Nathaniel B. Palmer и Aiviq. В общей сложности США располагают 9 ледоколами [13].
После выхода Меморандума США приняли ряд решений по усилению своего влияния в Арктике. 21 июля 2020 г. Департамент ВВС обнародовал Арктическую стратегию авиации [14]. В ней отмечается возрастание роли ВВС и Космических сил в Арктическом регионе и определяются задачи в вопросах безопасности, в том числе в военно-политической сфере. Через 2 дня, 23 июля Госсекретарь Майк Помпео совершил визит в Данию, где признал, что США поздно начали заниматься арктическими делами, но теперь начнут «более агрессивно действовать в регионе», 29 июля Госдепартамент учредил пост координатора по Арктическому региону, который занял старший советник госсекретаря Джим Де Харт, который будет руководить и координировать политику департамента по связанным с Арктикой вопросам для продвижения интересов США в регионе. Все это направлено на дальнейшее усиление военного и дипломатического присутствия США в Арктике.
Выводы
США продолжают акцентировать внимание на своей особой роли в северных делах, навязывая собственные подходы. При этом Вашингтон стремится не допустить усиления влияния в регионе оппонентов / конкурентов и рассчитывает при поддержке союзников и партнёров укрепить свои позиции в вопросе будущего освоения северных ресурсов. В «Стратегии национальной безопасности» от 18 декабря 2017 г. США рассматривают РФ и КНР как две ключевые угрозы, совместный вызов их национальной безопасности в Арктике.
В настоящее время отношения между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки характеризуются высокой степенью напряжённости и конфликтогенности, возможности их двустороннего сотрудничества или позитивного взаимодействия всё более ограничиваются. По оценке О. В. Теребова, [15] после неизбежной нормализации российско-американских отношений Арктика станет одним из самых перспективных направлений их развития. По целому ряду параметров США остаются наиболее важным для России участником международного арктического процесса. Они не в состоянии единолично определять ситуацию вокруг Арктики или по своему усмотрению воспрепятствовать действиям других арктических государств, но без их участия и поддержки успешные многосторонние действия в Арктике невозможны или сильно затруднены.