Арктическая зона Российской Федерации имеет важное стратегическое и экономическое значение для страны. Внимание к Арктической зоне уже официально закреплено в нормативно-правовых документах на самом высоком уровне руководства нашей страны.
И совершено закономерно, что все регионы, входящие в состав АЗРФ, отнесены к категории приоритетных геостратегических территорий, в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. «Утверждение мирового преимущества России в Арктике непосредственно связано с её дальнейшим освоением и развитием, что подкреплено экономическим и геополитическим интересом» [1, с.146, 2]. В Указе Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» выделены такие направления, как экономическое и социальное развитие АЗРФ, создание современной инфраструктуры и инновационной базы в интересах освоения Арктики, улучшение охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, защита населения и территорий АЗРФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[3]. Однако, для решения поставленных задач необходимы не только материальные ресурсы, но и некий опыт устранения похожих проблем. Здесь речь идёт не только о собственном опыте, но и зарубежном, то есть, по мнению авторов, для решения важнейших задач в АЗРФ необходимо развитие устойчивого международного взаимодействия. Для этого нужно находить или создавать специальные механизмы и институты по развитию международного сотрудничества для решения общих проблем в арктических государствах, уделяя особое внимание защите арктической окружающей среды и устойчивому развитию.
Уже принята новая Стратегия развития Арктики до 2035 г. Сейчас ведётся работа над госпрограммой развития Арктики РФ до 2035 года, определяются основные задачи, направления и механизмы реализации развития Арктической зоны РФ. Минвостокразвития России в рамках программы председательства РФ в Арктическом совете (в состав которого входят Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция) намерено предложить регионам и партнёрам по Арктическому совету новую программу стимулирования межрегионального и международного взаимодействия, в том числе по линии коренных малочисленных народов, которая позволит запустить совместные проекты между регионами арктических государств, так как сейчас уровень практического взаимодействия регионов российской Арктики с арктическими регионами других стран крайне низок, что ведёт к потере возможностей в торговой сфере, а именно в развитии экспорта товаров из РФ. «Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики готовит собственную программу межрегионального приграничного сотрудничества, которую намерено предложить в рамках председательства России в Арктическом совете для стимулирования взаимодействия, в том числе по развитию экспорта товаров из РФ», — говорится в сообщении по итогам заседания «Ленского клуба», который был проведён в рамках II Международного северного форума по устойчивому развитию[4]. За последние годы Арктический Совет стал выдающимся форумом высокого уровня Арктического региона для обсуждения важнейших вопросов АЗРФ, сделав данный регион уникальной зоной международного сотрудничества, которое охватывает восемь арктических государств, шесть организаций коренных народов со статусом Постоянного участника в Совете, шесть рабочих групп и около 40 неарктических государств и межправительственных, межпарламентских и неправительственных организаций, имеющих статус Наблюдателя в Совете.
По нашему мнению, существует ещё и такая возможность успешного развития международного взаимодействия в Арктике, как использование научно-образовательных центров (НОЦ), которые в настоящее время созданы в нескольких регионах АЗРФ, и будут вести деятельность по решению проблем Арктики, пользуясь и обмениваясь опытом с другими странами.
По мнению авторов, одним из ярких примеров межрегионального и международного взаимодействия является НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», где учитываются природно-климатические, демографические и транспортно-логистические различия между Западной и Восточной Арктикой, так как АЗРФ занимает большую территорию [5]. Целью НОЦ является «разработка новых материалов, технологий и методов исследования, обеспечивающих конкурентоспособность и мировой уровень исследований и разработок, подготовку кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития промышленности и экономики, обеспечения связанности территорий за счёт создания интеллектуальных цифровых, транспортно-логистических и телекоммуникационных систем для освоения и использования Арктики». Основными направлениями деятельности НОЦ являются:
• подготовка специалистов в сфере судостроения, материаловедения, логистики, экологии, а именно, умеющих грамотно оценивать экологические риски;
• подготовка профессионалов к участию в инновационных проектах;
• создание и развитие технологий по улучшению жизни человека в Арктике, а также предложение качественной помощи по адаптации человека в столь специфических условиях;
• разработка технологий обеспечения добычи ресурсов на арктическом шельфе и в прибрежных территориях АЗРФ;
• технологии и материалы, способствующие созданию специализированных надводных и подводных судов, образцов морской арктической техники, роботизированных комплексов;
• технологии, обеспечивающие улучшение качества жизни и условия адаптации человека в арктических условиях;
• оценка экологических рисков и мероприятий по защите природной среды, включая разработку экологических регламентов для хозяйствующих субъектов в АЗРФ;
• информационно-телекоммуникационные системы связи, мониторинга, ситуационного реагирования, цифровизация управления производством и логистикой перевозок по СМП [6].
Идея по созданию данного научного центра появилась с учётом хорошо изученного материала в сферах образования, науки и промышленности. Расчёт основан на том, что НОЦ сможет помочь в решении важных задач развития Арктики, например, в проведении профессиональных экспедиций по исследованию Арктики, в развитии и использовании там новых технологий, а также в разработке материалов, которые необходимы в специфических условиях. Отсюда следует идея о том, что невозможно решать все проблемы и задачи, связанные с АЗРФ, обособленно, то есть, для прогресса необходим общий опыт и поддержка. И именно создание НОЦов поможет наладить международное взаимодействие в Арктике, так как НОЦ выступает в качестве реального развивающегося инструмента для данной цели. Например, в НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» входят Международный центр комплексных исследований арктического шельфа и прибрежной зоны и Базовая кафедра института конструкционных материалов «Прометей» и производственного объединения «Севмаш». Кроме этого, партнёрами НОЦ являются московские университеты, такие как МФТИ, МИФИ, МГТУ, МАИ, МАДИ, крупные компании: Лукойл, Газпром, Ненецкая нефтяная компания (НАО) и др. Сотрудники МГТУ им. Баумана занимаются проектами в сфере строительства в высоких широтах и энергообеспечение инфраструктуры. В области медицины основными партнерами НОЦ стали СГМУ и Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики, которые позволяют развивать телемедицину. Проекты по организации питания населения, производства и хранения пищевых продуктов в условиях Арктики и функциональных продуктов питания разрабатываются Московским государственным университетом технологий и управления имени К. Г. Разумовского. На данное время НОЦ заключено более 50 соглашений о сотрудничестве с региональными и зарубежными участниками, которые заинтересованы в развитии АЗРФ. Можно сказать, что одним из приоритетов НОЦ является объединение научного и бизнес-секторов для реализации поставленных задач и их решению. Всё это говорит о том, что работа по организации взаимодействия для развития Арктической зоны РФ идёт.