ПРОГРАММА «ДЕТИ АРКТИКИ» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ОСНОВА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Образование является одним из факторов развития человеческого потенциала. Это важно для устойчивого развития территорий. В связи с принятием Стратегии Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [1], проявились новые грани вопросов демографии, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Стратегия предусматривает принятие мер в сфере образования, здоровья, культуры и спорта в соответствии с государственной политикой. В статье рассмотрены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и бизнес-структур для включения этой информации в концепцию государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики». Это позволит решать задачи:

· по повышению доступности качественного общего образования и обеспечению условий для организации дополнительного образования детей,

· по развитию дистанционных образовательных технологий;

· по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере образования и созданию условий для получения образования представителями малочисленных народов;

· по развитию (совместно с крупными и средними предприятиями) сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс» (WorldSkills);

· по обеспечению сохранения и популяризации культурного наследия, развития традиционной культуры, сохранения и развития языков малочисленных народов.

Сочетание социальных и экологических изменений в Арктической зоне, отмеченных в докладах Арктического Совета о развитии человеческого потенциала [2] (ARHD, 2004, 2014), продолжается и сегодня, усиливаясь по темпам и масштабам. Эти социальные и экологические изменения стоят перед жителями Арктики, местными сообществами, социально-экономическим сектором и бросают вызов их благополучию. Разрывы в развитии и благосостоянии людей сохраняются между различными группа- ми, полами, уровнями и географическими районами.

В то же время экспертное сообщество отмечает тенденции расширения прав и возможностей коренных народов и улучшения местной политической и экономической автономии. Урбанизация в Арктике ускоряется, движимая как местными, так и глобальными силами. Заметными тенденциями являются отток населения из сельских общин в более крупные населённые пункты и городские центры, повышенная концентрация населения и возникновение «климиграции» [2]. Депопуляция сельских районов, «утечка мозгов» и «мозговые волны» [2], связанные с изменениями в экономике и развитии ресурсов, а также с ростом стремления к формальному образованию, старение населения и связанное с этим изменение соотношения иждивенцев, новые потоки иммигрантов в Арктику и связанные с ними культурные взаимоотношения создают многогранные проблемы для развития человеческого потенциала в Арктике.

С ростом интереса к Арктике и сами жители Арктики переосмысливают свою идентичность. На всех уровнях можно наблюдать растущую тенденцию законного участия в принятии решений в Арктике и инновации в управлении.

На основе индекса человеческого развития Организации Объединенных Наций выделены индикаторы, особенно значимые для Арктики (ARHD, 2014):

—   управление судьбой — управление собственной судьбой (процент земель, легально контролируемых жителями через государственные органы власти и местные корпорации);
— культурная целостность — принадлежность к жизнеспособной местной культуре (сохранение языка);
— контакт с природой — тесное взаимодействие с природным миром (потребление или сбор урожая местных продуктов питания);
—  материальное благополучие (доход домохозяйств в расчёте на душу населения);
—   здравоохранение и народонаселение (младенческая смертность и чистая миграция);
— образование (доля учащихся, получивших образование после среднего общего образования).

Эти показатели неоднократно цитировались и применялись в исследованиях Арктики.

Дети, растущие в Арктике, как человеческий стратегически важный ресурс для дальнейшего развития региона, обозначены в составе показателей, требующих первоочередного внимания. Образование, начиная с дошкольного возраста и в течение всей жизни повышает человеческий капитал, производительность труда, возможности трудоустройства, доходы и экономический рост [3]. Также образование делает людей более здоровыми и даёт больший контроль над своей жизнью.

Для субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, осознающих, что главный человеческий ресурс — это дети, приоритетом государственной политики является развитие арктического образования. Регионами разрабатываются инициативные программы, проекты. Одним из результатов совместных усилий стало функционирование кочевых школ в Ямало-Ненецком автономном округе, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края и в Республике Саха (Якутия). Реализация с 2016 года проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование» под эгидой Федерального агентства по делам национальностей России стала толчком для международного сотрудничества в сфере образования детей коренных малочисленных народов, в том числе ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.
Фото: Марчук Александра / GeoPhoto.ru


Новые вызовы XXI века, связанные с глобализацией, информатизацией, цифровизацией, мобильностью населения, сменой стратегии жизнеобеспечения, изменением климата требуют смены образовательных стандартов, технологий и критериев качества образованности, в том числе формирования компетенций постграмотности и «гибких навыков» (soft skills ) [4].

Есть общие проблемы. Как и по всей российской Арктике, арктические и северные районы Республики Саха (Якутия) слабо привязаны к общероссийскому экономическому, информационному и транспортному пространству. На сегодня наиболее острыми проблемами остаются:

—  слабая транспортная инфраструктура;
—  нестабильное состояние энергообеспечения;
— сокращение объёмов производства по отраслям экономики;
— упадок традиционных видов хозяйственной деятельности, которые привели к сокращению численности населения.

С 1990 по 2011 год численность населения Севера России уменьшилась с 9807 до 7967 тысяч человек, то есть совокупные потери северных территорий составили 1 млн. 840 тысяч человек. В период с 1989 по 2010 год в населении северных территорий доля детей уменьшилась с 29,3% до 19,2%.

С 1990 по 2010 год доля населения в возрасте до 30 лет сократилась по стране в целом на 6,4 %, в то время как по Северу России — на 9,0 % [5].

На территории арктических и северных районов Якутии площадью 1609 кв. километров численность постоянного населения составляет 68 тыс. человек (7,1% населения республики). Плотность населения — 42,3 человека на 1 кв. километр.

Материалы Счётной Палаты Российской Федерации с участием Счётных палат регионов Арктической зоны Российской Федерации [5] отмечают:

—   «… достаточно высокий уровень неудовлетворительного технического состояния зданий социальных объектов, высокая степень износа объектов социальной инфраструктуры, большой процент зданий, требующих капитального ремонта, часть объектов находится в аварийном состоянии. В Республике Саха (Якутия) только чуть более 50 % зданий, где размещены социальные объекты, имеют все виды благоустройства»;

— «одной из важнейших про- блем субъектов Арктической зоны является отсутствие либо недостаток чистой питьевой воды. Только в одном регионе — Чукотском автономном округе
— население обеспечено чистой водой, в остальных субъектах Арктической зоны Российской Федерации вода не очищается до нормативных значений, либо совсем не проходит через очистные сооружения»;

—  «наиболее острыми проблемами в работе фельдшерско-акушерских пунктов для оказания помощи сельскому и тундровому населению являются изношенность зданий, недостаток медицинских кадров»;

—  «согласно последним исследованиям, растущий (детский) организм находится под воздействием многих стрессогенных факторов. Начиная с родового процесса, можно проследить негативное влияние климатических и экологических условий, что становится причиной различных дезадаптивных реакций, снижения резервных гомеостатических механизмов. Важно отметить такие факторы воздействия, как «термальные стрессы», укороченный световой день с увеличением «биологической темноты», повышенная активность космических излучений и магнитных полей, близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты, специфический аэродинамический режим. Все эти факторы вызывают задержку морфофункционального развития, ухудшают здоровье детей»;

— «обеспечение равного доступа к качественному образованию обучающихся, сохранение родных языков является конституционным правом ребёнка, которое невозможно обеспечить без консолидации ресурсов и усилий всех заинтересованных субъектов государственной политики Российской Федерации в Арктике» [5].

В 2019 году инициативу Якутии поддержали Архангельская, Мурманская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Республики Карелия и Коми.

На основе анализа современной ситуации и характерных проблем для российского сектора в Арктике нами представлены конкретные предложения в Концепцию государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики».

В проекте госпрограммы должен быть информационный блок о сохранении здоровья детей. Как отмечено выше, недостаточно развитая инфраструктура; невысокий уровень медицинского обслуживания, порой и его недоступность; ограниченность в перемещении населения и другие факторы оказывают негативное влияние на общее развитие детей. Например, круглогодичная транспортная доступность в Якутии составляет лишь 20,9 %. Стабильное транспортное сообщение между восточной и западной частью региона отсутствует 152 дня (5 месяцев в году).

В северных и арктических районах ситуация усугубляется из-за отсутствия дорожных организаций, обладающих необходимой материально-технической базой и техническим персоналом, позволяющими полноценно выполнять дорожные работы. В семи из тринадцати арктических районов жители населённых пунктов не имеют возможности круглогодично доехать до районного центра.

По данным 2016 года [5], смертность детей от всех причин смерти в возрасте от 0 до 17 лет на 100 тысяч человек составила по России 68,5, по Якутии — 92,3, а по арктическим и северным районам республики — 99,1. При этом численность детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся в России составила 6,0 детей, в Якутии — 7,2, в Арктике — 9,6.

11,5 % детей Арктической зоны Республики Саха (Якутия) состоят под диспансерным наблюдением по поводу хронических заболеваний, установлена инвалидность 1,9 % детей, в целом по РФ данные показатели составляют 8 % и 1,7 % соответственно. Доля детей с ограниченными возможностями составляет 10,5 % (1108 из 10,5 тысяч детей из Арктических районов) по данным на 2019 год.
Фото: Миловский Алекс / GeoPhoto.ru
Качество здоровья детей, проживающих в Арктике в условиях низкой рождаемости, растущего числа различных патологий и хронизации заболеваний, требует принятия комплекса мер, в том числе:

• Медицинское обеспечение (телемедицинская сеть для обследования детей, массовые обследования и оздоровительные мероприятия, оснащение медицинскими кабинетами, в том числе стоматологическими, каждой образовательной организации, восстановление медицинского персонала в штатных расписаниях).

• Организация полноценного качественного питания.

Федеральная поддержка в организации оздоровления детей, в том числе с круглогодичным использованием инфраструктуры курортов Краснодарского края, Крыма и других оздоровительных центров. Было бы целесообразно предусмотреть государственное субсидирование проездных расходов до южных городов. В летний период из арктических районов Якутии можно выехать только за неподъёмные для родителей средства. Авиабилеты в оба конца составляют от 100 до 200 тысяч рублей. При ограниченных возможностях муниципальных бюджетов специальными тарифа- ми на авиаперевозку могут воспользоваться только 10 % жителей арктических районов. Эта же проблема является ограничением для участия обучающихся в мероприятиях по поиску и поддержке талантливых детей.

Одной из основных проблем в сфере отдыха и оздоровления детей в регионах остаётся и недофинансирование развития инфраструктуры. Обветшание и износ материальной базы загородных стационарных оздоровительных лагерей в нашей республике составляет 60 %. В Якутии планируется строительство круглогодичного лагеря «Полярная звезда», но в условиях короткого лета, из-за холодов до — 50 °C требуется наличие круглогодичных лагерей.

• Создание условий для повышения качества образования.


По переписи 2010 года уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше в районах Крайнего Севера проигрывает населению в целом по России, имеющему послевузовское, высшее и незаконченное высшее образование: 257 против 280 в расчёте на 1000 человек.

В организации образовательного процесса создают определённые трудности особенности расселения коренных малочисленных народов Севера (разобщенность, смешанное проживание нескольких этносов в небольших населённых пунктах, малочисленность). Для арктических регионов требуется новая многоуровневая модель образования, которая включала бы проекты для развития детей от внутриутробного до постдипломного периода.

В нашей республике сеть образовательных организаций включает кочевые школы и сады, малокомплектные школы, школы повышенного уровня. Республиканская «Школа-интернат
«Арктика», в которой обучаются дети из близлежащих регионов, полностью доказала свою эффективность. Предлагаем создание подобных межрегиональных арктических школ-интернатов, финансируемых из федерального бюджета. В сентябре 2020 года в Якутске открылась Международная арктическая школа, которая будет реализовывать программу международного бакалавриата с фокусом на Арктику. При разработке концепции содержания данного учебного заведения мы постарались воплотить идеи, связанные с лучшей отечественной и международной практикой.

Вместе с тем необходимо расширить перечень образовательных организаций, строящихся за счёт федеральной программы. В настоящее время предусмотрена федеральная программа по строительству взамен аварийных и ветхих зданий, по которой, в Якутии строится всего 2 школы, а требуется 47 школ. Между тем, если по России в 2018 году доля аварийных и ветхих школ составляет 1 %, в ДВФО — 13 %, то в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) — 18 %. По объективным причинам стоимость строительства весьма высокая. Если строительство одного ученического места в центральной Якутии стоит более 2,5 млн. рублей, то в арктическом регионе свыше 5 млн. рублей [5].

В этой связи при проектировании необходимо предусмотреть типовые здания многофункциональных центров, предназначенных для малочисленных населённых пунктов, включающих блоки для детских садов, учреждений дополнительного образования, спортивные залы, библиотеки, проектное пространство. Блоки могут быть модульными для транспортировки при необходимости в другие населённые пункты.

• В программе «Дети Арктики» предлагаем выделить направление по поддержке образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. По данным Министерства просвещения Российской Федерации, более 2 тысяч детей дошкольного и более 4 тысяч детей школьного возраста ведут кочевой или полукочевой образ жизни [6]. Необходимы меры для модернизации инфраструктуры кочевого образования, оснащения кочевых школ. Можно было бы запустить в арктических регионах проекты «Специализированный транспорт для кочевой школы» — в северном варианте — вездеходная техника; «Арктическое цифровое кольцо», оказывать поддержку движения «Юные оленеводы», проводить международные фестивали, конкурсы, в том числе конкурс «ArcticSkills» по приобщению детей к основам традиционных видов хозяйствования. Для выявления и поддержки лучшей региональной практики по привлечению детей, родителей и общин малочисленных народов к сохранению родных языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в кочевых школах и кочевых детских садах предлагаем проведение Всероссийского конкурса. Данные мероприятия могут стать также основой для международного проекта Арктического Совета в период председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 гг.

Необходимо предусмотреть и мобильные краткосрочные образовательные программы типа
«Легомобиль» для дошкольников, «Мобильный кванториум» — для школьников. Еще одним ресурсом могут стать краткосрочные программы учреждений среднего профессионального образования по актуальным специальностям: оператор цифровых систем в горнодобывающей отрасли; оператор беспилотных летательных аппаратов; оператор, токарь и фрезеровщик на станках с числовым программным управлением; специалист по цифровой геодезии, специалист по управлению энергоэффективностью в условиях Крайнего Севера и т. д. в рамках дуального образования.

• Кадровое обеспечение является одним из факторов, влияющих на качество образования. Как показывают исследования Всемирного банка, результаты прохождения теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) у 15-летних подростков, которые хотят стать учителями, почти во всех странах ниже средних [5]. Во-вторых, в педагогические вузы поступают абитуриенты, не попавшие в другие вузы, в-третьих, после окончания учреждений профессионального образования в педагоги идут выпускники, не нашедшие работу в других отраслях. Дефицит кадров в сельских школах, тем более в арктических, усугубляется факторами, изложенными выше — сложная транспортная логистика, отсутствие интернета, современной инфраструктуры — а также зарплатой, в разы меньше, чем у городских учителей. Данная ситуация продиктована малой численностью обучающихся.

Поэтому одним из механизмов может стать законодательное закрепление распределения выпускников организаций профессионального образования, обучавшихся на бюджетной основе. Предлагаем предусмотреть проект «Учитель Арктики» аналогичный проекту «Земский учитель», так как предоставленная регионам на данный момент квота далеко недостаточна для покрытия реальной потребности.

Возможно использование таких форм поддержки как северные надбавки, районные коэффициенты, жильё, ежегодная оплата проезда.

• Обеспечение доступности профессионального образования с созданием образовательных кластеров, направленных на поддержку проектов сетевого взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования, профессионального образования, крупных промышленных предприятий и бизнес-структур. Формирование научного и кадрового потенциала для развития Арктики необходимо включить в перечень направлений программы, так как в Арктике, как нигде, ощущается кадровый голод. В рамках этого направления необходимо предусмотреть поддержку создания условий для профессиональной ориентации, адаптации в профессии и развития дополнительных образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров.

• Необходимо максимальное «инвестирование родного языка» в ребёнка с младенческого возраста [7]. Наша задача — вернуть язык в семью. В детях самой природой заложена удивительная способность к овладению не только родным, но и вторым языком, а также возможность приобщения к третьему языку. Чрезвычайно важно не упускать бесценный период времени «от рождения до школы», когда у ребёнка только начинает проявляться когнитивная активность, потребность в познании окружающего мира. [8] Дополнительным шагом на пути к сохранению родного языка и передачи его подрастающему поколению является проведение информационно-просветительских кампаний для родителей, стимулирование и поощрение семей, воспитывающих детей на этнокультурной основе. Особая роль отводится взаимодействию образовательных организаций с семьёй, общественными организациями, различными учреждениями и структурами [9]. Например, в с. Улахан-Чистай Момского улуса результатом взаимодействия средней школы, детского движения «Юный оленевод» и общин коренных малочисленных народов и оленеводов является создание детского оленеводческого стойбища (кочевых лагерей), где погружение в материнский язык происходит в процессе практической деятельности.

В дошкольных и общеобразовательных организациях должна быть создана целостная культурно-языковая среда. Её ключевыми составляющими должны быть «предметно-развивающая среда», «культурно-образовательная среда», «коммуникативная среда», в том числе эстетическая и этическая, насыщенные этнокультурной информацией, маркированной лексикой, приобщающие к духовному наследию предков [10]. Сегодня, к сожалению, сложно мотивировать детей на обучение родного языка, когда окружающая среда ориентирована на другие ценности. Именно поэтому так важно применять особый подход к созданию языковой среды в школе, где дети пребывают около 11 лет.

Особо важным направлением дополнительного образования считаем создание языковых
«клубов» (общинные, детские, молодёжные, воскресные, летние, виртуальные и т. д.). В диалоге с носителями языков (старейшинами, писателями, учёными, деятелями культуры) дети демонстрируют то, чему научились (чтение стихов, пение, постановка сказок, флешмобы на родном языке и т. д.).

Исследователи выражают беспокойство тем, что в ближайшем будущем могут исчезнуть не только родные языки коренных малочисленных народов Севера, но и традиционные знания, жизненно-важные умения и навыки, например, по оленеводству, рыболовству, обеспечению безопасности жизнедеятельности в условиях кочевого образа жизни [11; 12]. В связи с этим необходимо проектирование модели сохранения и развития родных языков коренных народов с Концепцией и Дорожной картой реализации; разработка вариативных технологий и учебников по родным языкам на основе интеграции традиционных педагогических систем коренных народов, современных образовательных практик и информационно-коммуникационных технологий и ресурсов; реализация проектов, мотивирующих семьи и детей к изучению родного языка и приобщению к самобытной культуре через развитие неформального и информального этнокультурного компонента системы образования; создание комплексной культурно-образовательной, языковой среды в образовательных организациях; создание сети проектно-ориентированных образовательных организаций «Арктический форпост», направленных на создание исчерпывающих условий для устойчивого развития регионов.

Значительного финансирования требует обеспечение малочисленных народов учебниками и методическими пособиями по родным языкам. В связи с малой численностью детей, изучающих тот или иной родной язык и литературу, культуру, историю региона, цена за один учебник при тираже 500 экз. составляет более 1500 рублей, при тираже 250 экз. — около 3 тысяч рублей. Чтобы полностью обеспечить школы учебно-методическими комплектами, в том числе по пяти официальным языкам с диалектами только нашей республике нужны средства в размере около 428 млн.

• Для прорыва в качестве образования необходима государственная поддержка в обеспечении цифрового равенства арктических регионов. Сегодня объективная реальность — это низкая скорость и высокие тарифы доступа к Интернету по спутниковой технологии. Только в двух из 95-ти школ арктических районов Якутии обеспечена скорость более 100 мегабит в минуту.

В рамках национального проекта цифровые образовательные программы начинают проникать в Арктику. Нужно более масштабное вливание финансовых средств в техническое переоборудование, государственное субсидирование операторов связи, обеспечение безлимитного доступа населения к высокоскоростному интернету [13].

Необходимо решать вопросы реализации Космической программы Российской Федерации по запуску спутников связи с высокой пропускной способностью (HTS, high-throughput satellite), которые обеспечивают увеличение общей пропускной способности по сравнению с традиционными спутниками от 2 до 20 и более раз, в том числе по проекту по негеостационарным спутникам связи. Например, проект средне-орбитальной группировки спутников «Сфера», высоко-эллиптических спутников связи «Экспресс-РВ» [5].

В госпрограмму «Дети Арктики» предлагаем включить также мероприятия по совершенствованию системы дополнительного образования с созданием современной инфраструктуры для развития способностей и талантов каждого ребёнка. Среди детей Арктики, несомненно, есть одарённые, «юные Ломоносовы». Но только единицы покоряют российский уровень. Среди них: Слепцова Анастасия, ученица 9 класса Борулахской средней школы Верхоянского улуса, победитель Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество» по материалам экспедиции на полюс холода в Верхоянье. Есть призёры из Анабарского, Аллайховского, Оленёкского, Эвено-Бытантайского улусов. В основном они представляют уникальную культуру, арктические ценности, экологическое и этническое мировоззрение народов. Очевидна необходимость поддержки исследовательских проектов детей, в том числе связанных с традиционными знаниями, изменением климата, жизнью человека в Арктике в целом.

В заключение отмечаем целесообразность комплексного подхода к решению поставленных задач при реализации программы «Дети Арктики», в первую очередь по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере образования:

— принятие федеральной программы «Дети Арктики»;

— продолжение работы по узакониванию особенностей образования для детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни. Исключение из лицензионных актов требования указания адреса, помещений и земельных участков для кочевых дошкольных групп и классов, которые традиционно называются «кочевые детские сады» и «кочевые школы» [14];

— совершенствование механизмов финансирования в отно- шении школ с малой численно- стью обучающихся и заработной платы учителей в арктических ре- гионах Российской Федерации;

— передача в регионы Российской Федерации полномочий по организации разработки примерных основных образовательных программ и учебно-методических комплектов по родным языкам коренных народов по единым подходам, но с учётом состояния родных языков, поликультурных и полилингвальных школ;

— выделение во всех национальных проектах арктической составляющей, в том числе создание цифровой образовательной инфраструктуры, поддержка учителей Арктики, создание условий для успеха каждого ребёнка, развитие кочевых школ, обеспечение специализированным транспортом и другие;

— продолжить работу при Министерстве просвещения РФ по арктическому образованию для выработки общих подходов, конкретных механизмов поддержки особенностей развития системы образования в Арктических регионах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.».
2.  Отчёт о развитии человечества в Арктике: региональные процессы и глобальные связи / Джоан Ниманд Ларсен и Гейл Фондаль (редакторы) // Копенгаген: Совет министров Северных стран. 2015. С. 500. https://www.researchgate.net/publication/276548824
3.  Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3 (213). С. 70-81. Doi: 10.24411/1999-9836-2019-10074.
4.  Митько А. В. Перспективы развития «Арктического образования» коренных малочисленных народов Севера / материалы всероссийской междисциплинарной конференции Безопасность социума: стратегические ресурсы обеспечения психологического благополучия и здоровья нации” // Москва. 2018, 28 февраля. С. 135-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36909814
5. Информационно-аналитические материалы Государственного Собрания (Ил Тумэн) / к заседанию Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Москва. 2020. 28 февраля.
6.  Ситникова Наталья Васильевна, Николаева Алла Дмитриевна / Современные кочевники: образование в пути. Журнал критических обзоров. 2020; 7 (13): 3156-3162 Doi: 10.31838/jcr.07.13.507 http://www.jcreview.com/fulltext/197-1599210724.pdf?1603935078
7.  Габышева Ф. В. Как поддержать материнский язык в условиях многоязычия: опыт Республики Саха (Якутия) / материалы международной конференции «Сохранение языков народов мира и развитие языкового разнообразия в киберпространстве: контекст, политика, практика. Секция 7. Общественные движения и языковая политика»: текст выступления // Якутск. 2019. 03 июля.
8.   Груздева Екатерина и Юха Янхунен. Ревитализация нивхов на Сахалине // представлена на первой Международной конференции по ревитализации, Барселона, апрель. 2017. www.acdemia.edu/30236264/Revitalization_of_Nivkh_on_Sakhalin (Accessed 30 May 2017).
9. Ситникова Н. В. Базовые ценности арктической циркумполярной цивилизации при модернизации кочевого образа жизни // Актуальные вопросы научного знания: материалы межрегионального тематического сборника с международным участием / под ред. академика РАН В. Г. Дегтяря, академика МАФО В. П. Клочкова, члена-корреспондента РАО Ф. Ф. Харисова. Курган: Курганский государственный университет, 09.2020. С. 487-494.
10.   Роббек В. А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. Новосибирск: Наука, 2007. С. 58.
11. Роббек В. А., Габышева Ф. В. , Никитина Р. С. , Ситникова Н. В. Содействие доступу к образованию для коренных оленеводов, рыбаков и охотников в кочевых школах Якутии
/ Обучение путешественников, кочевников и мигрантов / под редакцией Патрика Алан Данахера, Майрин Кенни и Джудит Реми. Leder. Впервые опубликовано Routledge в 2009 году. Нью-Йорк, Лондон. С. . 74-86
12. Федоров Г. М. Образовательные программы, формирующие этнокультурную и региональную идентичность у детей коренных народов Севера и Арктики // Astra Salvensis V (2018) № 9. С. . 403-410
13.  Габышева Ф. В. , Ситникова Н. В. К вопросу о создании открытой цифровой образовательной среды для коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки народов Российской Федерации»: preprint // Москва. 2019. С. 262-268.
14.  Ситникова Н. В. , Габышева Ф. В. Опыт организации и современные тенденции образования детей коренных кочующих народов / Педагогика, №9, 2020. С. 78-85 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44030478
«THE CHILDREN OF THE ARCTIC» PROGRAM OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AS A BASIS FOR AN INTERNATIONAL PROJECT OF THE ARCTIC COUNCIL

ABSTRACT


Education is one of the factors of human development. This is important for the sustainable development of territories. In connection with the adoption of the Strategy of the Arctic Zone and ensuring national security for the period up to 2035 [1], new facets of issues of demography, education, health care, culture and sports have emerged. The strategy provides for the adoption of measures in the field of education, health, culture and sports in accordance with government policy. The article discusses the main directions of activities of state and municipal authorities, public organizations and business structures for the inclusion of this information in the concept of the state program of the Russian Federation "Children of the Arctic". This will allow solving problems:

· to increase the availability of quality general education and provide conditions for organizing additional education for children,

· on the development of distance learning technologies;

· to improve legal regulation in the field of education and create conditions for education by representatives of small peoples;

· on the development (together with large and medium-sized enterprises) of a network of professional educational organizations, including the creation of centers for advanced training and equipping workshops with modern technology in accordance with WorldSkills standards;

· to ensure the preservation and promotion of cultural heritage, the development of traditional culture, the preservation and development of the languages of indigenous peoples.