12 октября 2020 года в Арктике завершилась уникальная международная экспедиция. Сотни дней и ночей, десятки кораблей и самолётов, тысячи часов. Больше чем на год учёные, эксперты, исследователи, журналисты, преподаватели из почти 40 стран мира погрузились в арктические льды, в буквальном смысле этого слова. Значение этой экспедиции ещё предстоит оценить мировому научному сообществу. Ясно одно — Арктика становится ближе. Можно сказать, между нами тает лёд. Лёд вопросов и загадок этого удивительного региона. Самое первое письменное свидетельство об исследовании Арктики датируется IV в. до н. э., когда первый исследовательский корабль зашёл в холодные воды древнего полярного круга [1].
«Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги», — так говорят на Севере. Абсолютно справедливо. В этой статье попробую сократить расстояние до Арктики для всех друзей и партнёров нашей международной программы «СНГ+МИР». И начнём мы наше путешествие в Арктику с воспоминаний самого первого арктического туриста, имя которого до нас донесло время. Его имя Пифей, древнегреческий купец, путешественник, географ, который первым в истории нашей планеты увидел «СВЕРНУВШЕЕСЯ МОРЕ», море во льдах. Он был первым греком, описавшим полярный день, полярное сияние и вечные льды. Пифей был настолько потрясён красотами арктических пейзажей, что его современники сочли лжецом, так как считали, что подобной красоты невозможно увидеть наяву. До наших дней сохранились скудные пересказы воспоминаний Пифея о неземной красоте «небесного холода», о «Солнце, застывшем в синеве», и о «невероятной радости сердца» от увиденного. Лишь спустя два столетия достоверность впечатлений Пифея была доказана. И через века, в 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Пифея кратеру на видимой стороне Луны [2]. Не случайно, так как именно в Арктике родилось поверье, что здесь небо ближе к Земле.
Формирование любого туристического маршрута для целевой аудитории требует системного и комплексного подхода. Необходимо учитывать все аспекты туристического интереса. Нужно уметь прогнозировать индекс туристической востребованности (авторский термин А. В. Павловой) и понимать, как его усилить. Применимо к арктическому туристскому продукту, есть абсолютная уверенность в постоянном развитии международного туристического любопытства. «Меня охватило чувство какого-то необычного восторга и радости. Я один в этом необыкновенном крае, где существует только свет, где всё подвластно ему: и это небо, и эти скалы, и этот лёд. Я один вошёл в этот мир, открыл его, понял и вместе со всем покорился величию света, подчиняясь общему закону безграничной тишины. Открывшийся мир был прекрасен и суров. И то, что я открыл его, могу его ощущать, могу слушать его тишину, рождало во мне удивительное чувство свободы, лёгкости и счастья…» , — писал Артур Чилингаров в своей книге «Под ногами остров ледяной». Главный козырь арктического туризма в настоящем «ВЕЛИЧИИ СВЕТА». Можно сказать, что Арктика — это туристический свет России. Свет, который при желании может увидеть каждый. Но туризм — это не только эмоции и восторги. Туризм — это серьёзная индустрия, требующая максимального профессионализма. Арктический туризм на сегодняшний день развивается семимильными шагами [3]. Такие понятия, как безопасность, транспортная доступность, продуманный сервис, качественное страхование, превентивная туристическая подготовка в области психологической совместимости и зрительного восприятия чистых природных пейзажей занимают ключевую роль в формировании арктических предложений для туристов со всего мира. Недавно Минвостокразвития РФ в рамках инвестиционного портала Arctic Russia создало сайт, посвящённый туризму [4], где достаточно подробно освещены проблемы и перспективы развития арктического туризма. Единую платформу для продвижения туризма в арктической зоне России Минвостокразвития РФ создало при поддержке Ростуризма. «Мы при поддержке Ростуризма «запустили единую платформу продвижения арктического туризма, которая включает в себя порталы и социальные сети с охватом аудитории на сегодня более 1 млн человек. До конца года мы нарастим этот охват до 5 млн человек», — сообщил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации на тему
«Перспективы цифрового развития регионов арктической зоны».
Он также уточнил, что для туристического бизнеса эта платформа бесплатна [5].