В результате принятых национальных и межгосударственных решений по развитию «зелёного» финансирования, на международном финансовом рынке в настоящее время происходят следующие изменения [3]:
- международная финансовая система однозначно ориентируется на реализацию стратегии экологически устойчивого развития;
- «зелёное» финансирование на государственном уровне приобрело статус одной из ключевых тем в области экологии и энергоэффективности;
- международное финансовое сообщество активно проявляет недвусмысленный интерес к появлению на финансовых рынках различных «зелёных» финансовых инструментов;
- зарубежные фондовые биржи активно поддерживают национальные системы «зелёного» финансирования посредством создания отдельного «зелёного» внутрибиржевого сегмента, либо отдельного перечня реализуемых на бирже «зелёных» облигаций;
- различные экологические параметры и низкоуглеродные индикаторы всё в большей степени учитываются в международных и внутристрановых рейтингах бизнеса;
- на протяжении последних 5 лет отчетливо видна переориентация потока международных инвестиций в компании, которые показывают в своих нефинансовых отчётах более высокий уровень экологичности.
Возможности инвестирования в развитие «зелёных» предприятий, технологий и отраслей создадут в перспективе спрос со стороны множества национальных предприятий. Таким образом, развитие «зелёного» инвестирования будет способствовать поступательному росту трансфера различных «зелёных» технологий из-за рубежа, что ожидаемо приведет к повышению технологической оснащённости и экономической эффективности «зелёных» компаний [7].
В решении задач по реализации «зелёного» будущего для российской Арктики выделяется основная проблема и препятствие в запуске «зелёных» проектов. Это связано с пошлиной трансграничного углеродного регулирования, и касается, как российских, так и иностранных компаний, ведущих деятельность на территории Арктической зоны РФ и осуществляющих экспорт энергоресурсов.
Опубликован план защиты российских производителей от «углеродного налога», который планируется ввести в странах Евросоюза (ЕС). «Ключевой пункт нового плана — создание системы торгов «зелёной» энергией, которая сделает выгодной строительство электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ)» [2].
В данном плане можно обнаружить определённые проблемные аспекты. В нём не рассматриваются возможности функционирования нефтедобывающих и газодобывающих компаний в Арктической зоне РФ. Создание альтернативных источников энергогенерации — это достаточно капиталоёмкий процесс. Инвестиции в альтернативную энергетику могут позволить себе только крупнейшие нефтегазовые холдинги — ПАО «Новатэк», АО «Роснефть», ПАО «Газпром».
В то же время, некоторые крупнейшие нефтегазовые компании уже сегодня реализуют программы по снижению вреда, причиняемого окружающей среде, путём внедрения новых технологий по снижению количества потерь и / или сжигания попутного газа.
На сегодняшний день можно отметить такую проблему, препятствующую инвестиционной активности корпораций, как избыточные экологические требования в отношении крупных компаний. Так, следует отметить необходимость проводить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектной документации в отношении буровых скважин в Арктике. Данная норма действует в связи с вступившими изменениями в природоохранном законодательстве по Арктической зоне РФ. Отечественные нефтегазовые предприятия уже относятся к 1 категории НВОС и обязаны проходить ГЭЭ, кроме того, проходят экспертизу проектные документы разработки нефтегазовых месторождений, проходит экспертизу документация по разведке месторождений в РПН. В результате одни и те же документы проходят одну и ту же процедуру несколько раз. В соответствии с действующим законодательством РФ срок проведения ГЭЭ составляет от двух до трёх месяцев, однако, на практике сроки проведения государственной экологической экспертизы затягиваются примерно на год. Осуществляется разработка оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), организация и проведение общественных обсуждений, снятие замечаний, без которых не обходится ни одна экспертиза. В случае обнаружения каких-либо нарушений положительное заключение проект однозначно не получает, и в результате компании приходится проходить всю процедуру экологической экспертизы заново, что требует от шести месяцев до одного года.
В конце 2020 года Минприроды РФ был согласован и представлен перечень методик, на основании которых делается расчёт вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Была представлена новая методика — документ, который разработан с целью определения показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от факельных установок, на которых сжигание попутного нефтяного газа осуществляется с дополнительной подачей воздуха. В то же время, вопросы снижения выбросов и внедрения новых «зелёных» проектов ВИЭ в рамках данной методики не учтены.
В рамках обеспечения развития «зелёной» экономики в Арктической зоне РФ необходимо стимулирование инвестиционной активности отечественных предприятий, привлечение их в Арктическую зону за счёт каких-либо преференций, снятие избыточных регуляторных ограничений. Соответственно, внедрение «зелёных» проектов должно быть чётко сформулировано для каждой отрасли, в соответствии с территориальным зонированием природных особенностей. Кроме того, следует внести изменения в Федеральное законодательство, указав, что в Арктической зоне нефтегазовые предприятия обязаны внедрить у себя определённые технологии в соответствии с перечнем технологий, утверждённых правительством и ориентированных на мировой рынок и ЕС.
Можно сделать вывод, что в настоящее время основополагающая идея осуществления глобального сотрудничества по решению финансовых и «зелёных» проблем заключается в том, чтобы связать отдельные процедуры, направленные на решение экологических и климатических проблем с имеющимся инструментарием финансовых рынков, и в первую очередь с использованием ответственного (ESG) инвестирования [16].