Из данных таблицы следует, что в последние десять лет число рабочих мест на территории АЗРФ увеличивалось только в Ямало-Ненецком автономной округе, однако за последние три года и в этом округе ситуация ухудшилась. Заметно теряет рабочие места самая населённая территория АЗРФ — Мурманская область. Арктические территории покидают перспективные кадры: молодые и квалифицированные работники, и в составе населения увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста.
Понять причины происходящего можно из оценки отношения к труду самих работников. По данным Росстата, удовлетворённость работой занятых в Арктической зоне довольно высокая, практически совпадает с оценкой по РФ, а по отдельным показателям даже выше [7].
Однако, условия труда работники АЗРФ оценивают более отрицательно, чем в среднем по стране, возможно, в этом одна из причин оттока рабочей силы. Как тяжёлой, так и очень тяжёлой работу здесь считают 18% опрошенных (в РФ — 12,9%). В АЗРФ 23,3%
респондентов указали на воздействие вредных производственных факторов (в РФ — 16,9%), жалуются на холод, сырость 17,8% (в РФ — 12,1%). При этом в АЗРФ большее значение имеет поиск работы по специальности — 21,7% (в РФ доля таких лиц — 17,4%)[7].
В ближайшей перспективе регионы АЗРФ продолжат испытывать дефицит кадров необходимой квалификации. Рабочую силу по-прежнему придётся привлекать в Арктику со всей страны, в том числе для работы вахтовым методом. Теперь к решению этой задачи подключилось Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), которое определит потребность в кадрах для инвестиционных проектов, будет подбирать и привлекать специалистов, а также займётся поддержкой деятельности коренных народов Севера. Для привлечения работников практикуется, в частности, такая схема: предприятие объявляет набор на профессиональное обучение по рабочим специальностям с последующим трудоустройством, во время которого обучающие в соответствии с договором получают стипендию, место в общежитии и др. После обучения работник обязан определённый период отработать на предприятии.
Необходимо пересмотреть гарантии и компенсации для лиц работающих и проживающих на территории АЗРФ, повысить цену труда. При принятии решений следует использовать зарубежный опыт, и в частности, Аляски (освобождение населения от налогов, получение жителями дивидендов от продажи нефти), Гренландии (право каждого жителя на получение бесплатного высшего образования, достойная инфраструктура и др.). На наш взгляд, в арктических регионах положительный результат может дать введение элементов системы выплаты безусловного базового дохода.
При том, что в АЗРФ экстремальные условия жизни и труда, эти территории отстают по показателям качества жизни населения. В частности, недостаточна обеспеченность жильём, низкий уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры, не развиты услуги профессионального образования, хотя, судя по опросам, работники хотели бы повысить свою квалификацию. Отстаёт и медицинское обслуживание, у которого, безусловно, есть особенности по сравнению с европейской частью России, сложно с выездом на санаторно-курортный отдых, остро стоит вопрос о судьбе пенсионеров. Продолжительность жизни населения Арктической зоны в среднем примерно на 7 лет меньше, чем жителей остальных регионов РФ.
Все эти проблемы пытаются традиционно компенсировать повышенной зарплатой. Как известно, размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в АЗРФ выше, чем в среднем по Российской Федерации (в 2019 г. в Чукотском автономном округе — 106,8 тыс. руб., в ЯНАО — 100,4 тыс. руб., в Ненецком автономном округе — 86,8 тыс. руб., в Мурманской области — 63,1 тыс. руб.) [8]. Однако за средним уровнем заработной платы скрываются большие различия, увеличивается доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. К тому же уменьшается разница между оплатой труда на Севере по сравнению с Центром России, что не в последнюю очередь сказывается на миграционном оттоке [9].
Уровень безработицы в Арктике превышает среднероссийский. На фоне общей безработицы в АЗРФ недостаёт работников социальной сферы (врачи, учителя), квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в строительстве, на транспорте, судоремонте, в горнодобывающей и нефтегазовой отраслях, топливно-энергетическом комплексе и др. Причём ситуация с безработицей различна по отдельным территориям. Если в среднем по Российской Федерации в 2019 году безработица составляла 4,4%, то в ЯНАО, где реализуются крупные проекты — 1,8%, в Чукотском автономном округе — 5,0%, в Мурманской области — 5,5%, в Ненецком автономном округе — 8,0% [8]. Особенно сложная ситуация складывается в сельских районах.
Нетрудно предположить, что в текущем году проблемы у бизнеса приведут к сокращениям работников и росту числа безработных в АЗРФ в зависимости от уровня государственной поддержки предпринимателей. Пока же планы пессимистичны — в ближайшие полгода 27% российских компаний планируют снизить зарплаты своим сотрудникам, 37% думают о сокращении персонала (по данным сервиса hh.ru в ходе ежеквартального исследования «Настроения работодателей» [10]).
Для арктической экономики характерны крупные предприятия тяжёлой промышленности, нередко формирующие монопоселения, неразвитость обрабатывающей отрасли, где могло бы работать женское население, которому сейчас трудно найти занятие. Не развито малое и среднее предпринимательство (МСП), способствующее развитию собственного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сферы обслуживания. Доля работников малых и микропредприятий в общей численности рабочей силы составляет от 7,6% в Чукотском автономном округе до 10,6% в Мурманской области. В рейтинге регионов 2019 по вовлечённости населения в малый бизнес арктические регионы занимают 64-68 место, что можно объяснить привлекательностью высоких зарплат крупного добывающего бизнеса . И это понятно, в условиях Арктики (низкие температуры, полярная ночь, транспортные проблемы, повышенный уровень затрат на производство, «северные выплаты», оплата проезда в отпуск в центральные районы страны, сложности сбыта продукции др.) риски ведения малого бизнеса возрастают.
Вместе с тем, c активизацией в стране проблем социального предпринимательства, в ЯНАО началась работа по его развитию. Департамент экономики ЯНАО и фонд «Наше будущее» в апреле 2019 года утвердили план совместной работы по развитию социального предпринимательства и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в округе.
Для стимулирования экономической активности «арктических» предпринимателей (число индивидуальных предпринимателей по Арктической зоне Российской Федерации на 01.01.2020 года по данным Росстата составило 63625 человек, в 2019 году — 64137 чел.) необходимо вводить меры налогового стимулирования, развивать кооперацию, государственно-частное партнёрство. Господдержка особенно важна в настоящее время, когда в условиях пандемии коронавируса многие предприятия столкнулись с существенными ограничениями в работе, что может привести к их банкротству.
Кроме того, необходима программа господдержки экономической занятости коренных малочисленных народов Севера. Важнейшее направление — развитие северного оленеводства, которое сегодня в АЗРФ переживает упадок в связи с промышленным освоением территорий. Следует также шире использовать лучшие отечественные и зарубежные практики сочетания традиционной для коренного населения занятости с работой в других сферах экономики.
Перспективным направлением занятости в арктических регионах может стать туризм - экологический, круизный, экстремальный, оздоровительный. По данным Минвостокразвития, в 2019 году АЗРФ посетили 1,17 млн. туристов, что на 5% больше 2018 года. Для дальнейшего привлечения туристов необходимо развивать туристическую инфраструктуру, дороги, воздушный и водный транспорт, создать комфортные условия для бизнеса, содействовать снижению цен на путевки.
Ныне Минвостокразвития России подготовило предложения по повышению качества жизни в Арктике до среднероссийского уровня. Их реализация оценивается в 339 миллиардов рублей [4]. Источником финансирования могут стать налоговые поступления от новых проектов резидентов Арктической зоны.
Большие надежды по ускоренному развитию экономики и социальной сферы арктических территорий возлагались на госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Однако, прорыва не произошло. Счётная палата РФ в своих заключениях неоднократно отмечала низкий уровень исполнения госпрограммы развития Арктики. По состоянию на 1 сентября 2019 года он составил 29,9%.
В настоящее время Минвостокразвития России осуществляет подготовку новой редакции госпрограммы развития Арктики. Однако, в заключении Счетной палаты отмечается, что проект паспорта в новой редакции госпрограммы сформирован без учёта комплексного подхода, а планирование конкретных мероприятий по развитию Арктики и их финансового обеспечения представляется непоследовательным при отсутствии сформированной системы документов стратегического планирования.
Выводы
До настоящего времени условия для комплексного и ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны не созданы. Более того, обострились кадровые проблемы, продолжают развиваться негативные демографические и миграционные процессы. Слабо развивается социальная сфера, растёт несоответствие между вкладом АЗРФ в экономику страны и условиями жизни и труда работников.
Необходим реальный поворот к сохранению и развитию человеческого капитала, активизация внешних и внутренних источников развития экономики Арктики. Требуется развивать научные исследования по Арктической зоне, расширить статистику, с тем, чтобы поднять обоснованность управленческих решений. Задачей является создание системы опережающей подготовки кадров для реализации инвестиционных проектов, введение госзаказа на требуемые профессии. Рационально усилить меры, мотивирующие молодых специалистов к трудоустройству в арктических регионах, включая обеспечение жильём, возможность профессионального роста, получение выплат стимулирующего характера для работников. В особой поддержке государства нуждается средний и малый бизнес (сокращение налогов и сборов, отмена страховых взносов на районные коэффициенты к заработной плате и пр.). Любые управленческие программы и планы развития Арктики должны обязательно содержать «человеческую составляющую» — поддержку желания населения постоянно жить и трудиться на этих территориях.