В рамках проекта также издаётся большое количество учебных материалов и пособий, при этом на природе, то есть вне здания школы, обучают не только естествознанию, но и языку, математике и другим общеобразовательным предметам.
В Северной Америке существует немного похожая программа «Юный рейнджер», которая инициируется заповедниками. С помощью программы «Юный рейнджер» осуществляется просвещение детей в отношении особо охраняемых территорий США.
«Программы для юных рейнджеров» — это мероприятия, подготовленные специально для посетителей парков от 5 до 12 лет. Дети и их семьи участвуют в программе, выполняя задания из специальных учебников, которые, как правило, выдаются бесплатно. Книги с заданиями направляют детей в районы парков, которые они могли бы пропустить, или к предметам, представляющим особый интерес для конкретной возрастной группы. Буклеты содержат информацию, которая помогает детям и их семьям осознать важность каждого парка и решить, что парк означает для них лично.
У «Юных рейнджеров» целая система значков, патчей и т. п. После заполнения указанного количества страниц для возрастной группы ребёнка, участнику выдаётся патч, значок и/или сертификат, уникальный для каждого парка. Также с 2018 года появилась программа «Паспорт Юного рейнджера», куда при посещении национальных парков, памятников, исторических мест ставятся печати [7]. Всё это вносит соревновательный элемент в изучение природы и побуждает детей активнее посещать национальные парки, изучать окружающую среду и заботиться о её сохранении.
Такие проекты сложнее реализовать, например, на Таймыре, поскольку в учебное время сложно организовать выезды детей из-за неблагоприятных погодных условий и полярной ночи, а в летний период большая часть школьников уезжает из города. Однако подобные акции уже проводятся. Например, в августе 2019 года Просветительский центр «Белый мишка» (проект ПОРА) при поддержке Дирекции заповедников Таймыра организовал эко-поход на Красные камни, где дети, как «рейнджеры», заполняли книжку (дневник наблюдения) про Красные камни, а затем убрали мусор, оставленный туристами.
Во многих странах придерживаются междисциплинарного подхода в экологическом просвещении. Например, в Германии существует междисциплинарная система для детей младшего школьного возраста. Дети собираются группой, ходят, собирают мусор, после чего взвешивают и сортируют его. Через сбор мусора и его сортировку они не только познают окружающий мир, но и изучают химию и математику (вычисляя массу и измеряя объёмы). Подобного подхода придерживаются в Японии. Там также занимаются просвещением детей, переходя через сбор и изучение мусора к формированию понимания химического состава объектов окружающего мира [8].
Именно междисциплинарный подход к экологическому просвещению важно адаптировать в регионах АЗРФ, поскольку он, с одной стороны, позволяет прививать детям полезные экологические привычки, информировать их о состоянии окружающей среды региона, а с другой — дополнительно (сверх программы) изучать школьные дисциплины, что было бы невозможно в некоторых небольших удалённых населённых пунктах из-за отсутствия профильных учреждений дополнительного образования.
Эко-просветительские проекты в АЗРФ
В России большинство эко-просветительских проектов локальны — их реализуют конкретные школы или даже инициативные учителя (в рамках грантовой программы ПОРА в АЗРФ были поддержаны около десятка таких проектов). Однако есть и проекты федерального уровня. Один из наиболее масштабных — «Эколята» (также «Эколята — Дошколята» и «Молодые защитники природы») [9]. Данный проект был учреждён во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина о развитии патриотического воспитания и дополнительного образования комитетами Совета Федерации.
В рамках проекта проводится много акций. В частности, в Мурманской области состоялись Международные лыжные старты «Лыжня Эколят» [10]. Во многих акциях «эколят» присутствует соревновательный элемент, победителей приглашают в Совет Федерации на награждение. С одной стороны, это мотивирует родителей и детей активно участвовать в экологических акциях и узнавать новое, а с другой, победа в экологическом конкурсе федерального уровня позитивно отражается на имидже региона. У «эколят» по всей стране общий брендинг, узнаваемые персонажи — защитники природы, также разработано учебное пособие «Азбука природолюбия», в которой информационный блок дополнен заданиями и играми.
Компании, осуществляющие свою деятельность на территории АЗРФ, также реализуют различные эко-просветительские проекты, ориентированные на детей младшего школьного возраста. Например, существует международный проект «Экологическая шкатулка» — сборник материалов и викторина на тему климатических изменений [11]. На федеральном уровне организаторы проекта: Программа развития ООН, Глобальный экологический фонд, Правительство РФ и компания «Кока-Кола». Однако в Ямало-Ненецком автономном округе на уровне региона партнёрами проекта выступила «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ». Это позволяет компании в приветственном слове к «Шкатулке» подчёркивать, что природный газ — самое благоприятное с экологической точки зрения углеводородное сырьё, а присутствие компании на Ямале — ответственное и устойчивое.