В послевоенные годы получала развитие в Якутии и академическая наука. В целях систематического изучения природы и природных ресурсов территории Якутской АССР, истории, языка и культуры населяющих её народов, а также для объединения и координации научных работ в республике Совет Министров ЯАССР 15 августа 1946 г. ходатайствовал перед Советом Министров СССР и Президиумом Академии наук СССР об организации Якутской научно-исследовательской базы АН СССР. Президент АН СССР академик С. И. Вавилов 3 апреля 1947 г. в письме на имя заместителя Председателя Совета Министров СССР В. М. Молотова поддержал ходатайство руководства Якутии. И уже 28 апреля 1947 г. (за 10 лет до создания Сибирского отделения АН СССР) вышло Постановление Совета Министров СССР об организации Якутской научно-исследовательской базы Академии наук СССР, а 19 июня 1947 г. вышло Постановление Президиума АН СССР о создании Якутской научно-исследовательской базы АН СССР, в структуру которой вошли Якутский НИИ языка, литературы и истории, а также вновь организованные шесть секторов (зоологии и животноводства, почвоведения и ботаники, экономики, искусствоведения, геологии, географии), химическая лаборатория и станция по изучению космических лучей. Первым руководителем ЯНИБ АН СССР был чл.-корр. АН СССР Н. А. Цитович. 6 октября 1949 г. ЯНИБ АН СССР была преобразована в Якутский филиал АН СССР, включённый в 1957 г. в состав только что организованного Сибирского отделения АН СССР (ЯФ СО АН СССР) и преобразованного в 1988 г. в Якутский научный центр СО АН СССР, в 1991 году в связи с образованием Российской академии наук переименован в Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ЯНЦ СО РАН) [3].
В 1991 г. в состав ЯНЦ СО РАН входило 9 институтов и Президиум Центра с двумя научными отделами, в которых работало более 3720 человек. В 90-е годы ХХ века, благодаря поддержке первого Президента Якутии М. Е. Николаева и героической работе ректората под руководством ректора, чл.-корр. РАН В. В. Филиппова активно развивался Якутский государственный университет, численность штатного профессорско-преподавательского состава (ППС) составила около 1700 человек при численности студентов около 10500 человек [3].
К 2019 году в структурах Сибирского отделения РАН в г. Якутске: ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» (вошли 7 институтов с потерей юридического лица), Институте мерзлотоведения, Институте геологии алмаза и благородных металлов, ЯНЦ комплексных медицинских проблем, работало в общей сложности около 1600 человек. В Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова при численности студентов более 17000 человек, численность штатных ППС состав- ляет 1275 человек + 190 внешних совместителей. (То есть нагрузка на ППС возросла более, чем в 2 раза. О какой эффективной научной работе преподавателей можно говорить в таких условиях?). Приведённые цифры свидетельствуют о том, что несмотря на колоссальные усилия руководства Якутии в 90-е годы ХХ века по поддержке академической и вузовской науки в Якутии, за первые два десятилетия ХХI века произошло уменьшение научного потенциала республики почти в 1,9 раза.
На примере Республики Саха (Якутия), которая является единственным субъектом Российской Федерации, с относительно развитым научным потенциалом, входящим и в Арктическую, и в Дальневосточную зоны России [4], можно выделить следующие основные проблемы и препятствия развитию научного потенциала Арктической зоны (АЗ) Российской Федерации:
— Недостаточно высокая привлекательность ВУЗов АЗ и Дальневосточного федерального округа (ДВФО) РФ в сопоставлении с аналогичными учреждениями в Западном регионе. Наиболее светлые умы и конструктивно мыслящие учащиеся местных школ уезжают поступать в столичные ВУЗы и крайне редко после их окончания возвращаются на малую родину.
— Во времена СССР существо- вала практика приглашения специалистов для работы в научных учреждениях на крайнем Севере и на Дальнем Востоке (ДВ), им предоставлялось жильё. Например, уже в Постановлении Совета Министров СССР от 1947 г. «Об организации Якутской научно-исследовательской базы Академии наук СССР» был пункт о предоставлении жилья научным сотрудникам, приезжающим в Якутию из центральных регионов СССР.
— Снижение рейтинга и привлекательности научной деятельности в целом по стране, а на Северо-Востоке и Дальнем Востоке России — особенно.
— Сильно устаревшая материально-техническая база научных учреждений.
— Главная же причина, препятствующая развитию научного потенциала АЗ и ДВ РФ состоит в том, что руководство страны так и не определилось для чего нужна наука такой великой, космической, ядерной державе, какой, благодаря науке, является Россия. Для того, чтобы участвовать в непонятной гонке за рейтингами публикаций в международных базах научных журналов, ещё и доплачивая за это из не самых высоких доходов учёных (для этого не надо развивать науку в АЗ и ДВ РФ, т. к. там она требует бóльших финансовых вливаний, не принося при таком подходе никаких результатов для научно-технологического развития страны)? Либо всё-таки для решения самых актуальных задач технологического развития в первую очередь собственной страны? И тогда науку, направленную на решение технологических задач развития Арктической зоны и Дальнего Востока России, в интересах социально-экономического развития всей Российской Федерации, надо развивать, конечно, именно в этих регионах!
То есть государство должно определиться, что требовать от науки, в целом, а в Арктике и на Дальнем Востоке особенно: бессмысленных для научно-технологического, социально-экономического развития России публикаций в высокорейтинговых, преимущественно зарубежных, научных журналах или создания новых технологий, без которых ускоренное развитие экономики в этих регионах просто невозможно?
Пока государство с этим главным вопросом не определится, никакого развития науки в Арктических и Дальневосточных регионах России не просто не будет: это не будет иметь экономического смысла! При этом должны быть уточнены приоритеты наукометрических индикаторов. Это касается на самом деле не только технических и естественных наук, но и наук гуманитарных, и социальных. Например, технологий цифровизации в деле сохранения, развития языков, культур и усиления межязыкового и межкультурного общения в интересах укрепления социальной стабильности в полиэтнических популяциях.
При этом следует не забывать гениальное высказывание лауреата нобелевской премии Ж. И. Алферова «Нет науки фундаментальной. Есть наука прикладная, которая даёт результаты через 3-5 лет, и есть наука прикладная, которая даёт результаты через 40-50 лет, и её мы называем фундаментальной»
В отношении развития научной инфраструктуры в АЗ РФ, роли научно-образовательных центров (НОЦ) в создании и продвижении новых арктических технологий можно высказать следующие соображения:
Роль НОЦ Мирового уровня в развитии не просто научной инфраструктуры в АЗ и ДВ России должна быть огромна, поскольку по очень точному выражению министра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова в марте 2021 г. во время его поездки в Иркутскую область «НОЦ Мирового уровня это не столько про науку и образование, сколько про технологии и экономику». Новые технологии и материалы необходимые для социально-экономического устойчивого развития должны создаваться и внедряться в первую очередь именно в этих регионах. Например, весьма сложно создавать технологии строительства на многолетнемёрзлых грунтах и новые морозостойкие материалы, не выходя из столичных лабораторий. Не менее проблематично на опытных станциях в центральной полосе огромной России, используя самые современные генетические технологии, создавать новые, заморозкоустойчивые сорта полезных растений или пород животных, способных круглогодично обходиться без стойлового содержания в условиях Арктической и Субарктической зоны России.
Вместе с тем следует отметить, что из 10 НОЦ Мирового уровня, оформленных в России в 2019-2020 гг. (первые пять — вообще без конкурса; вторые пять — путём проведения политизированного конкурса), в Азиатской части огромной страны НЕТ НИ ОДНОГО!!! По- смотрим, что будет происходить в мае 2021 году в рамках 3-го этапа организации НОЦ Мирового уровня в России.
Можно также высказать некоторые предложения в отношении актуальных направлений научных исследований в АЗ РФ. Это, по-видимому:
— Как отметил Президент РАН, академик А. В. Сергеев в марте 2021 г. , разработка и ускоренное внедрение технологий, направленных на использование уникальнейшего Арктического ресурса — его величества Холода, в целях экономического устойчивого развития Российской Федерации. Прежде всего технологий строительства зданий, локальных и линейных сооружений (дорог, различного рода трубопроводов) в условиях многолетнемёрзлых грунтов, с учётом глобальных изменений климата (потепления в высоких широтах и нарастания амплитуды колебаний погодно-климатических параметров). Создание хладостойких материалов; криохранилищ с использованием только естественного холода различного назначения, в том числе в интересах продовольственной и экологической безопасности не только России, но и заинтересованных государств мирового сообщества. Создание технологий получения тепловой энергии за счёт фазовых переходов воды.
— Создание технологий и организация глубокой переработки добываемых полезных ископаемых непосредственно в регионе, в целях получения добавочной стоимости в интересах России, а не тех зарубежных стран, в которые мы гоним наше сырьё в непереработанном виде, а потом закупаем продукты их глубокой переработки, оставляя им практически всю добавочную стоимость.
— Создание биотехнологий глубокой переработки экологически чистого, воспроизводимого, уникального по составу и свойствам биологического Арктического и Субарктического сырья с получением продукции с высокой добавочной и потребительской стоимостью медицинского, пищевого, косметологического и технического назначения.
— Разработка биомедицинских технологий повышения адаптивного потенциала, уровня здоровья и качества жизни Человека (как коренного, так и приезжего населения) в экстремальных природных и техногенных условиях Арктики и Субарктики.
Арктика и Дальний Восток, именно с помощью науки, должны стать привлекательными для Жизни и трудовой деятельности! В противном случае России, несмотря на всю мощь Российской Армии, Военно-морского флота и Воздушно-космических сил грозит потеря огромных и наиболее ресурсно-богатых природных территорий на Северо-Востоке Евразии и на Дальнем Востоке прежде всего за счёт генетической экспансии со стороны дружественного Китая.
Что же, по нашему мнению, необходимо как можно быстрее сделать для устойчивого развития науки в Арктике.
— Как уже было отмечено выше, государству и руководству страны следует определиться, для чего нужна наука великой России? Если для научно-технологического развития, то разработать Государственную целевую Программу научно-технологического развития Арктической зоны и Дальневосточного региона Российской Федерации, в которой следует предусмотреть целевое как бюджетное, так и внебюджетное финансирование научных исследований, ориентированных на конечные технологические результаты как в области технических и естественных (включая медицинские), так и гуманитарных и социальных наук.
— Всемерно повышать конкурентоспособность ВУЗов Арктической зоны и Дальневосточного региона России.
— Распространить систему стимулирования переезда врачей и учителей в сельскую местность на привлечение талантливой научной молодёжи, генерирующей конструктивные научно-технологические идеи для работы в научных учреждениях и ВУЗах Арктической зоны и Дальневосточного региона России.
— С использованием всего мощного потенциала СМИ, во-первых, повышать информированность населения о научно-технологических достижениях российских учёных (а не только школьников системы «Сириус», «вахтовиков» из системы «Сколково» и Национального научного Центра им. И. В. Курчатова). Во-вторых, не гнобить российскую науку, а пропагандировать её достижения, в том числе среди представителей среднего и крупного бизнеса для организации связки «наука — через технологии — бизнесу».
— Советский Союз, начиная с 1957 года, не зря создавал мощные региональные отделения АН СССР в Сибири, на Дальнем Востоке, Урале и их филиалы во всех ключевых областях и регионах Арктики и Дальнего Востока. Благодаря этим шагам вся Азиатская часть страны получила мощнейшие импульсы технологического развития. В истории «Новой России» эти отделения РАН не только не поддерживаются, а деградируют. Может быть пора и в этой области вернуться к очень эффективной советской практике?!
Опыт, который, кстати, очень эффективно использует Китай, создав в XXI веке, благодаря всесторонней поддержке государства и бизнеса, самую мощную в мире и самую эффективную, в настоящее время, систему «Наука — Высшее образование — Технологическое развитие».