Общее понимание термина «традиционная хозяйственная деятельность»
Сам термин «традиционная хозяйственная деятельность» впервые был введён в законодательный оборот (прежде всего, на федеральном уровне) лишь в мае 2009 года распоряжением Правительства России № 631-р, которое и определило перечень из 13 видов данной деятельности. К ним относится довольно широкий перечень, начиная от животноводства, в том числе кочевого, заканчивая строительством национальных традиционных жилищ (так как зачастую при их возведении используются шкуры диких животных и древесина) [1].
Ранее, ещё в 2001 году статьёй 1 Федерального закона № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» было дано определение «традиционному природопользованию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», под которым следует понимать «исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [2].
С тех пор остаётся вопрос о соотношении этих понятий: является ли «традиционная хозяйственная деятельность» синонимом «традиционному природопользованию», либо же «традиционное природопользование» — это более узкое понятие, которое касается лишь традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, и под неё не подпадают оставшиеся 7 (семь) народов, которые проживают в регионах за пределами «очерченных» законодателем мест, относящихся к Северу, Сибири и Дальнему Востоку России (в частности, это такие народы как абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету, шапсуги, то есть те народы, которые не относятся к «северным аборигенам» (сам термин стал использоваться официально еще в 90-е [3]), в том числе, как принято называть ещё более узкую группу народов уже на уровне Совета Федерации — «арктическим аборигенам» [4]). Это же, объективно, касается и коренных малочисленных народов Республики Дагестан, перечень которых с начала нулевых годов так и остаётся фактически «номинальным» [5], и не влечёт никаких принципиальных законодательных и институциональных реформ в целях обеспечения устойчивого развития их традиционной хозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что перечень из 13 (тринадцати) видов традиционной хозяйственной деятельности достаточно продуман, и, более того, в целом распространяет «конституционные гарантии» (согласно статье 69 Конституции) [6] (не стоит путать с такой правовой категорией как «льготы», а также сугубо политическим термином «преференции») на коренные малочисленные народы в более широком смысле, не требуя от них реализации этого права в строго «исторически подтверждённых видах промысловой деятельности», которые достались им от предков, а фактически расширяя их возможности в данной области (у народов появляется возможность заниматься тем видом традиционной хозяйственной деятельности, о котором, возможно, не знали его предки), — вместе с тем, остаётся проблема правоприменительного характера и соотношения федерального перечня с другими правовыми актами.
Правоприменительная практика показывает, что, во-первых, органы Министерства юстиции России ограничиваются данным перечнем при регистрации общин коренных народов по вопросу «определения видов уставной деятельности» общины. Во-вторых, в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности указано лишь 5 (пять) видов деятельности, отнесённой к традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом, например, данный перечень не содержит «переработку водных биологических ресурсов» и «реализацию» такой продукции, а вместо «охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности» содержит указание на «промысловую охоту», что также влечёт за собой «правовую двусмысленность», «лакуну» или даже «пробел», который на практике может негативно отражаться на деятельности общин.
В ряде регионов приняты законы, направленные на поддержку традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в частности, это Закон НАО от 28 января 2008 года № 1-ОЗ «О государственной поддержке традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа» [7], Закон ХМАО от 05 мая 2003 года № 29-ОЗ «О поддержке органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера» [8], Закон Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» [9] и др. Мониторинг законодательства субъектов показывает, что к основным мерам поддержки относятся следующие виды помощи:
1) льготы, субсидии, субвенции из бюджета;
2) бюджетные инвестиции;
3) образование территорий традиционного природопользования;
4) защита мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере традиционной хозяйственной деятельности;
6) содействие пропаганде традиционных видов хозяйственной деятельности (организация выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли продукцией);
7) развитие внешнеэкономической, межрегиональной деятельности;
8) размещение государственных заказов;
9) организация получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
10) безвозмездное обеспечение кочевым жильем и снабжение керосином для освещения кочевого жилья;
11) предоставлением социальных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов и др.
«Промысловая» и «традиционная» охота
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте) [10] наряду с целым рядом видов охоты, как то любительская или спортивная, научно-исследовательская или в целях регулирования численности охотничьих ресурсов выделяется 2 (два) вида, которые непосредственно затрагивают права коренных малочисленных народов: промысловая и «аборигенная» охота.
Под «аборигенную» подпадает охотничья деятельность в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, а также лиц, которые не являются коренными, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Вместе с тем, нельзя не отметить, что конституционные гарантии прав коренных народов распространяются на указанную выше категорию граждан только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации. [11] Нет закона — нет гарантий.
Промысловая охота в соответствии со статьей 13 Закона «Об охоте» осуществляется в закреплённых охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12]. По общему смыслу норм Закона «Об охоте» объединения коренных малочисленных народов Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридических лиц, вправе осуществлять промысловую охоту на общих, наравне с иными юридическими лицами, основаниях, в том числе на основании получения специального разрешения.
Земли, правовой режим которых допускает осуществление охоты, формируются в «охотничьи угодья»: общедоступные или закреплённые. Законодателем установлено, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем 20 % от общей площади охотничьих угодий субъекта. Охотохозяйственные соглашения заключаются с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет по итогам проведённого аукциона.
Право лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, и их объединений на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Российской Федерации определено Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» [13], являющимся базовым нормативным правовым актом в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности согласно статье 19 Закона «Об охоте» осуществляется коренными народами и их общинами, а также ранее упомянутой группой лиц, на которых распространяются гарантии «аборигенов» согласно закону субъекта.
Данный вид охоты осуществляется свободно в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления и определяемом с учётом лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, установленных органами исполнительной власти регионов по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты. Объекты животного мира, добываемые для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и теми, на кого распространены конституционные гарантии, в пределах установленных лимитов, не признаются объектами обложения сборами за пользование объектами животного мира в изъятие из общего принципа платности природопользования, в частности платности пользования охотничьими ресурсами.
На традиционную охоту распространяются общие требования Закона «Об охоте» о том, что добыча охотничьих ресурсов может осуществляться только лицом, имеющим статус охотника, для приобретения которого по общему правилу требуется оформление охотничьего билета, который выдаётся физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Охотник должен иметь при себе охотничий билет, и в случае использования охотничьего оружия, разрешение, требуемое в соответствии с Законом «Об оружии» [14]. При этом в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета при выдаче охотничьего билета в нём проставляется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» [15].
Вместе с тем декларируемое законом право на традиционную охоту при фактической реализации на местах сталкивается с несовершенством подзаконных актов, учитывая разграничения полномочий регулирования правоотношений в сфере охоты между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти регионов. Фактически, за исключением ряда субъектов, соответствующая отметка в охотничьем билете не проставляется. Органы исполнительной власти большинства регионов, в том числе арктических, указывают на то, что только в случае предоставления гражданином вступившего в силу судебного решения, устанавливающего факт национальной (этнической) принадлежности и того, что охота является основой существования, такая отметка в охотничьем билете будет проставлена. Эту ситуацию исправит принятый Закон «О реестре коренных народов», который вступит в силу совсем скоро. Представителям коренных народов уже не нужно будет в судебном порядке доказывать своё происхождение, система будет работать в автоматическом режиме [16].
Также нельзя не упомянуть уже знаменитое «Дело Геннадия Щукина». Геннадий Щукин — охотник и представитель народа долган, который прошёл долгий путь борьбы за право охоты, чтобы покрыть все потребности своей общины в охотничьих ресурсах, за что был оштрафован. Конституционный Суд Российской Федерации 28 мая 2019 года постановил, что член общины вправе поручить одному или нескольким её членам, имеющим статус охотника, добычу охотничьих ресурсов в объёме, не превышающем сумму лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, приходящихся на каждого члена общины. Выявленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 21-П [17] конституционно-правовой смысл статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является общеобязательным, что исключает любое иное её истолкование в правоприменительной практике. Данное решение Конституционного Суда подтверждает понимание того, что традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность характеризуются способом самообеспечения, а не способом добычи ресурсов.
Традиционное рыболовство
Порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в своё время был утверждён Приказом Госкомрыболовства РФ от 11 апреля 2008 года № 315 (в настоящее время не применяется) [18]. 16 декабря 2020 года вступил в силу новый Приказ Минсельхоза России № 522 «Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Периоды вылова, виды запретных и разрешенных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов и иные нормы, регулирующие традиционное рыболовство, содержатся в Правилах рыболовства, которые утверждаются отдельно для каждого рыбохозяйственного бассейна. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства утверждает ежегодно Федеральное агентство по рыболовству не позднее 5 декабря. Общие допустимые уловы в отношении традиционного рыболовства определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании предложений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 года № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» установлено, что при распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), должно осуществляться в первую очередь в отношении традиционного рыболовства.
Лицам из числа коренных малочисленных народов для реализации права на традиционное рыболовство необходимо подать в установленные сроки по утвержденной форме заявку в адрес территориальных управлений Росрыболовства, в случае добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах, и в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае рыболовства в озёрах и реках. Помимо этого, законодательством также утверждены определённые требования и условия, такие как заполнение промыслового журнала, предоставление отчётности о добыче (вылове) водных биоресурсов.
На сегодняшний день, водные биологические ресурсы являются федеральной собственностью, и право на их вылов не может быть передано без оформленной в соответствии с гражданским законодательством доверенности, что для женщин, пожилых людей, которые сами не могут осуществлять вылов и при этом не состоят в общинах, является определённым барьером к установленным гарантиям.
Таким образом, реализация права на традиционное рыболовство сопряжена с административными барьерами, оформлением заявок, отчётности, строгая форма которых подвержена регулярным изменениям, и подачей данных документов в условиях отдалённых мест проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Помимо этого, предоставляемые в пользование рыбопромысловые участки зачастую находятся на значительном удалении от мест проживания.
Заявленный законодателем принцип об учёте интересов коренных малочисленных народов не в полной мере реализуем. Практика показывает, что принимаемые нормативные правовые акты вызывают социальную напряженность. Предоставляемый общинам объём водных биологических ресурсов не предусматривает и не учитывает необходимость социально-экономического развития общин. Согласно позиции профильного ведомства, коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежит предоставлять к вылову только тот объём, который необходим для пропитания на данный момент, не учитывая, что традиционное рыболовство всегда являлось частью «традиционной экономики» этих народов. Тогда как, и законодательством не ограничено право лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин на реализацию добытых водных биоресурсов, а утверждённый перечень относит реализацию добытых водных биоресурсов к традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Северное оленеводство
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [19] представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по территориальному принципу. Один из принципов пространственного развития Российской Федерации — обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни. Стратегия, определяя отрасли перспективных экономических специализаций регионов, относит оленеводство к числу неперспективных экономических специализаций, критически важных для экономики субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкого автономного округа и Ненецкого автономного округа (равно как рыболовство и рыбоводство). При этом в Чукотском автономном округе оленеводство как отрасль отнесена к перспективной экономической специализации региона.
Субъектами официального статистического учёта согласно федеральному плану статистических работ, утверждённому Распоряжением Правительства России от 06 мая 2008 года № 671-р [20], ежегодно подаются показатели по северному оленеводству в Арктической зоне Российской Федерации и в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 [21] утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Программой предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие северного оленеводства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного, и грантов, в том числе:
• грант на поддержку начинающего фермера;
• грант на развитие семейной фермы;
• грант «Агростартап».
Все арктические регионы входят в перечень субъектов Российской Федерации, в которых получателям субсидий предоставляются субсидии на поддержку северного оленеводства.
Также, на уровне регионов действуют собственные программы поддержки. В качестве примера можно привести Республику Коми. Государственная поддержка оленеводства в Республике осуществляется посредством предоставления оленеводческим хозяйствам:
— субсидий на поддержку северного оленеводства;
— компенсации части затрат на осуществление мер пожарной безопасности на оленьих пастбищах;
— компенсации части затрат по страхованию рисков;
— компенсации части затрат на ветеринарное обслуживание;
— компенсации части затрат по охране оленьих стад от хищных зверей;
— компенсации части затрат на обновление основных средств, в том числе на создание высокотехнологичных убойных пунктов и предприятий по комплексной переработке продукции оленеводства и на строительство коралей;
— субсидий на развитие и модернизацию инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также представителей других этнических общностей, проживающих на территории Республики Коми, в том числе на развитие факторий;
— компенсации части затрат на мероприятия по проведению землеустроительных работ на оленьих пастбищах;
— субсидий на поддержку племенного оленеводства. [22]