Программа государственной поддержки традиционных отраслей хозяйствования
коренных малочисленных народов

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В 2020 году в России принят Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»[1] Ряд положений данного закона затрагивает вопросы поддержки коренных малочисленных народов (далее — малочисленные народы). Так, Правительство России утвердило программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов — Распоряжение Правительства РФ осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации[2] (Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 N 978-р). В данной статье рассмотрены вопросы развития традиционной хозяйственной деятельности, играющей роль сохранения их культуры и самобытности.
В 2020 году заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики А. В. Крутиков поручил Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (далее — Агентство; Агентство ликвидировано распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 №3710-р) [3] разработать программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (далее — программа господдержки). В тот период я работал в Агентстве ведущим специалистом по вопросам поддержки коренных малочисленных народов Севера. В ходе разработки программы господдержки мы с коллегами столкнулись с некоторой неопределённостью. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» [4] был определён перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов из 13 видов.

В эти 13 видов входили:

• животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

• переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

• собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

• разведение зверей;

• переработка и реализация продукции звероводства;

• бортничество, пчеловодство;

• рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;

• промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

• земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;

• заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

• добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд;

• художественные промыслы и народные ремёсла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремёсел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

• строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Таким образом, к традиционной хозяйственной деятельности были отнесены животноводство, рыболовство, промысловая охота, и одновременно мастерские по изготовлению национальных инструментов и костюмов.

Справочно: в соответствии с мероприятиями утвержденной программы господдержки в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности должны также войти «Этно— и экологический туризм» и «Сбор палеонтологических материалов (мамонтовой фауны)».

На сегодняшний день Россия обладает одним из самых больших в мире поголовий северного оленя. По информации органов государственной власти субъектов РФ: в 2018 г. — 1594,86 тыс. голов, в 2019 г. — 1496,80 тыс. голов, в 2020 г. — 1448,99 тыс. голов, в 2021 г. — 1428,33 тыс. голов.

По экспертной оценке, коренные малочисленные народы Севера обеспечивают выпас более 80% северных оленей в России. И, конечно же, оленеводство — это один из основных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Оно играет огромную роль для сохранения их культуры и самобытности.

Сегодня существуют хозяйственные субъекты, занимающиеся заготовкой оленьего мяса: АО «Мясопродукты» в Ненецком-автономном округе, ПСК «Оленевод» в Воркуте, ООО «Агрокомплекс «Инта-Приполярная»» в г. Инта и многие другие, где занято местное население, не относящееся к коренным малочисленным народам. Также хочется отметить, что традиционно занимаются кочеванием и выпасом оленя «коми-ижемцы», но в перечень малочисленных народов такие граждане не входят. Исходя из данных фактов, в 2020-м году было принято решение рассматривать северное оленеводство отдельно, в качестве подотрасли животноводства. В связи с этим возникла необходимость разработать отдельную программу по поддержке оленеводства, а программа господдержки должна была стать элементом этой комплексной программы с акцентом на улучшение качества жизни малочисленных народов и на повышение престижа профессии.

Концепция программы была выстроена на экономической поддержке, развитии и администрировании предпринимательской деятельности в области традиционной хозяйственной деятельности.

Но на данный момент остались некоторые вопросы, которые требуют более тщательного раскрытия.

Первое: все ли представители коренных малочисленных народов и их общины обязаны, захотят и смогут стать предпринимателями в области традиционного природопользования? Логично, что при создании факторий, пунктов приёма первичной продукции, население было бы самозанято, что исключило бы необходимость лишних административных процедур, и способствовало справедливому ценообразованию на сырьё.

Второе: какова же будет роль самих коренных народов в этой программе, если вдруг всю поддержку получат бизнес-структуры? По моему мнению, здесь стоило бы давать поддержку хозяйственным обществам, которые могли бы быть созданы совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов или с государственными институтами.

Так, например, в Республике Саха (Якутия) совместно родовыми общинами малочисленных народов и государственными колледжами уже создано два предприятия.

Например, ГБПОУ РС(Я) «Центр подготовки рабочих кадров «Арктика»» и РОКМНСЭ «Куту» (Удача) в Жиганском улусе организовали ООО Коренных малочисленных народов Севера «Долбор», занимающееся переработкой рыбы и дикоросов. Хозяйственное общество откроет цех в с. Жиганск, что позволит членам родовой общины реализовывать свою продукцию, и тем самым обеспечивать населению самозанятость, а выпускникам колледжа проходить производственную практику и в дальнейшем трудоустраиваться. В Нижне-Колымском улусе оленеводческая община «Турваургин» и ГПБОУ «Арктический колледж народов Севера» создали общество ООО «Турваургин и ко». В планах двух обществ стать резидентами АЗРФ.
И на такие хозяйственные общества, по моему мнению, должны распространяться дополнительные преференции.

В 2022 году в рамках мероприятий Арктического совета в Нижнеколымском районе пройдет международный чемпионат по оленеводству.

В Ненецком автономном округе есть опыт по продвижению продукции мастерских. Так, при участии Центра поддержки экспорта Ненецкого автономного округа производитель шаманских бубнов вышел на рынок международной онлайн-торговли и получил первые 4 зарубежных заказа на поставку своей продукции через международную торговую площадку Etsy1 [5].

Программа господдержки должна включать абсолютно все мероприятия, которые заявлены в её категориях, и они могут быть реализованы на системном уровне за счёт различных источников (отраслевых программ, внебюджетных источников). Кроме того, наряду с оленеводством, важно развивать рыболовство, морской зверобойный промысел, сбор дикоросов. Например, в той же Инте (Республика Коми), имеется большое количество бесхозного имущества, лёгкая транспортная доступность (ЖД), а также реальная возможность организовать самозанятость населения путём сбора дикоросов и изготовления соков в современных тетрапаках на их основе. Отсутствие занятости — главный бич маленьких населённых пунктов. Но в Якутии граждане, не занятые в бюджетной сфере, зачастую самообеспечивают себя. В Республике Саха (Якутия) в настоящий момент начал реализовываться проект строительства 13 торгово-логистических центров для обеспечения северного завоза. Необходимо, чтобы при этих центрах были созданы фактории в зависимости от специфики территории улуса (мясо, рыба, дикоросы, мамонтовая фауна и др.). Таким образом, люди были бы обеспечены самозанятостью и сдавали продукцию в эти фактории.

Термину «фактория» в рамках программы господдержки мы заложили широкое определение. Фактория — это промышленно-логистические комплексы для размещения субъектов предпринимательства, занятых традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов, переработки и хранения их продукции, а также созданных юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов пунктов, предназначенных для содействия жизнеобеспечению лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. Таким образом, фактория — это универсальный термин, который подходит к специфике деятельности на любой территории.

Согласно программе господдержки, Минвостокразвития России должен разработать типовую универсальную модель фактории с определённым перечнем российского оборудования и при её применении инициатором обеспечить субсидирование создания такого объекта (CAPEX, capital expenditure — капитальные расходы). Остаётся решить один вопрос — откуда на это будут взяты средства?

В соответствии с программой господдержки финансовое обеспечение программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (далее — ГП-43) [6], отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников.

На сегодня в ГП-43 в рамках подпрограммы 2 «Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено на 2021 год — 0 тыс. рублей, на 2022 год — 0 тыс. рублей, на 2023 год — 0 тыс. рублей, на 2024 год — 0 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы:

• количество принятых нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации и социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, составит 20 единиц;

• количество проведённых мониторингов соблюдения резидентами Арктической зоны Российской Федерации стандарта ответственности составит 4 единицы;

• количество проведённых мониторингов реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, составит 8 единиц.

Качественными показателями реализации подпрограммы являются:

• повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации;

• обеспечение нормативного регулирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.

Очевидно, что повышение качества жизни без создания производственных мощностей, обеспечения самозанятости и создания новых рабочих мест представляется невозможным в текущем варианте итерации ГП-43.

В программе господдержки большой блок посвящен совершенствованию законодательства в целях реализации прав коренных малочисленных народов. Очевидно, что к неотъемлемым и важным мероприятиям программы должны быть отнесены следующие:

• Внесение экологического туризма и сбора палеонтологических материалов (мамонтовой фауны) в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

• Уточнение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности в части видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

• Установление порядка приобретения общинами коренных малочисленных народов статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

• Уточнение оснований предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов и их объединениям права использования лесов для ведения сельскохозяйственной деятельности на землях лесного фонда на условиях безвозмездного пользования;

• Разработка профессионального стандарта «Чумработница кочевого жилья».


1 Etsy — международный веб-сайт электронной коммерции, который фокусируется на изделиях ручной работы и старинных вещах и материалах, уникальных товарах ограниченного выпуска.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 9, ст. 4503).
2. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р «Об утверждении программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, № 17, ст. 3007)
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3710-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, № 3, ст. 611)
4. Информационный ресурс: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/shamanskie-bubny-vyshli-na-eksport-po-kanalam-elektronnoy-torgovli/ (дата доступа: 22.07.2021 г.)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, № 14, ст. 2352).
Program of State support for traditional economic sectors of indigenous peoples

ABSTRACT


In 2020, a few laws were adopted in Russia, such as Federal Law No. 193-FZ of 13.07.2020 "On state Support for Entrepreneurial Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation" A number of provisions of the law address issues of support for indigenous peoples. Thus, the Government of Russia approved the program of state support for the traditional economic activities of indigenous peoples of the Order of the Government of the Russian Federation carried out in the Arctic zone of the Russian Federation (Order of the Government of the Russian Federation of 15.04.2021 N 978-r). This article discusses the issues of the development of traditional economic activity, which plays the role of preserving their culture and identity.

DOI: 10.51823/74670_2021_3_14
Скачать PDF