О совершенствовании законодательства Республики САХА (Якутия) в сфере сохранения и поддержки кочевых семей

АННОТАЦИЯ


В статье представлен обзор текущего состояния кочевых семей в Республике Саха (Якутия), а также приведены результаты анализа законов Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области сохранения и поддержки кочевых семей в Республике Саха (Якутия), даны методические рекомендации по их совершенствованию в целях повышения эффективности реализации социально-экономической политики в области развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Сохранение и поддержка кочевых семей выступают важной социальной составляющей государственной социально-экономической политики в области развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, что обусловливает необходимость совершенствования и эффективной реализации законодательства в этой сфере.

Кочевая семья является уникальным социальным институтом, лежащим в основе существования коренных малочисленных народов Российской Федерации, их традиционной хозяйственной деятельности, образа жизни, культуры, языка. Главным образом, кочевые семьи играют ключевую роль в функционировании северного оленеводства, равно как последнее выступает гарантией сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Согласно ведомственным данным учёта кочевых семей (таблица 1) ранее уполномоченного Министерства по делам молодёжи и семейной политики Республики Саха (Якутия) в Республике Саха (Якутия) в 2018 году насчитывалось 192 кочевых семьи общей численностью 807 чел. Средний численный состав семей составлял 4,2 чел. на семью. Удельный вес членов кочевых семей в общей численности населения муниципальных районов Республики Саха (Якутия), в которых они проживают, составлял 0,37 %.

Наибольшее количество кочевых семей в целом приходится на те муниципальные районы Республики Саха (Якутия), в которых концентрированы основные ресурсы оленеводства, что вполне закономерно. Однако при этом в Усть-Янском улусе (районе), Булунском улусе и Момском (эвенском) национальном районе, в которых, согласно данным Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2018 год содержалось более 30 % всего поголовья оленей, учтено всего лишь 9 кочевых семей, что кажется довольно противоречивым.

С учётом того, что данный учёт производился в течение небольшого периода времени (2016 — 2019 с изменением методики с 2017 года) до реорганизации структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), вследствие которого информацию о таком учёте не представляется возможным получить по состоянию на текущий и предыдущие годы, отследить информативную динамику изменения количества кочевых семей и численности их членов на данный момент невозможно.

При этом следует отметить, что согласно официальным статистическим данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) о поголовье сельскохозяйственных животных за последние 10 лет, оленеводство на сегодня испытывает существенное снижение численности оленей с 200 тыс. голов в 2011 году до 157 тыс. голов в 2021 году, что составляет отрицательную динамику более чем на 22 %.

Очевидно, такая социально-экономическая ситуация не может не влиять на демографическую ситуацию в соответствующих арктических муниципальных районах республики, и в первую очередь на количество и численный состав кочевых семей, вовлечённых в функционирование северного домашнего оленеводства. При этом, более или менее ощутимые изменения в динамике численности кочевых семей возможны в долгосрочной перспективе в зависимости от роста или упадка хозяйств, и связанной с этим смены поколений, продолжения или прекращения традиционного образа жизни.

Законодательное регулирование общественных отношений в этой сфере в тех субъектах Российской Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, а также Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В большинстве таких субъектов Российской Федерации государственная поддержка кочевой семьи косвенно осуществляется в рамках развития оленеводства (таблица 2).

Указанным в п. 7 таблицы 2 Законом Ямало-Ненецкого автономного округа помимо предоставления общих гарантий коренным малочисленным народам установлено понятие молодой семьи, ведущей кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера, которой исполнительные органы государственной власти автономного круга обеспечивают предоставление комплекта чума и нарт при рождении (усыновлении) третьего ребенка с 01 января 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2021 г. N 338-П «Об утверждении Порядка предоставления молодой семье, ведущей кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, комплекта чума и нарт».

Таким образом, в Ямало-Ненецком автономном округе (далее — ЯНАО) и Мурманской области прослеживается достаточно чёткое разделение на законодательном уровне вопросов регулирования и поддержки оленеводства и вопросов установления гарантий лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе предоставления им мер социальной поддержки, а также кочевым семьям (семьям оленеводов), чего нельзя сказать о тех субъектах Российской Федерации, которые предусматривают социальные гарантии и меры государственной поддержки кочевых семей в рамках регулирования оленеводства.

Если рассматривать с этой точки зрения законодательство Республики Саха (Якутия), то вопросы, связанные с регулированием общественных отношений в области кочевых семей, входят в предмет регулирования одновременно нескольких законодательных актов:
1. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З N 179-I «О северном домашнем оленеводстве» в части предоставления социальных гарантий оленеводам и их семьям как одного из направлений государственного регулирования оленеводства.

2. Закон Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 г. 1112-З N 1145-IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни» как общий закон, устанавливающий правовые, экономические и социальные основы государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни.

Данным законом устанавливаются следующие понятия:

• кочевой образ жизни — уклад жизни, основанный на исторически сложившихся традициях и обычаях, связанный с ведением традиционной хозяйственной деятельности и предполагающий постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства, что обусловливает минимальные условия для жизнедеятельности человека;

• коренные малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия), ведущие кочевой образ — представители этносов, ведущие кочевой образ жизни вместе с жильём и имуществом в течение всего календарного года.

3. Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. З N 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» является общим законом, устанавливающим правовой статус коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), юридические гарантии национального возрождения, сохранения самобытности и свободного развития этих народов, обеспечения их прав и законных интересов.

4. Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-З N 175-III «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», определяющий правовое положение родовой, родоплеменной кочевой общины коренных малочисленных народов Севера; устанавливающий и обеспечивающий государственную защиту самобытного передвижного, кочевого природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных и других коренных народов Севера, развитие традиционного уклада жизни, сохранение их исконных территорий расселения и природных ресурсов, соблюдение гражданских, экономических, политических, социально-культурных прав и свобод её членов.
Закон распространяет свое действие не только на родовые, родоплеменные кочевые общины, но и на кочевые семьи.


При этом, норма, предусмотренная ст. 19 данного закона о предоставлении кочевым семьям преимущественного права на использование биологических ресурсов (приоритетное право на пользование животным миром), является недействующей в силу решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 г. N 3-11/06 (признаны недействующими ч. 1 п. "а, б, в" ст. 1; ч. 3 ст. 2 в части; ч. 4 п. "б" ст. 6 в части; пп. "а, б, г" ч. 5 ст. 6; ч. 1, 2, 3 ст. 12; ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера»).


Данный региональный законодательный акт был принят в 2003 г., когда такое полномочие допускалось федеральным законодательством, но с 2005 г. субъекты РФ были лишены подобных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (кроме того, в настоящее время действует Закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 897-З N 715-IV «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия)»).

Аналогично, например, в Чукотском автономном округе Законом от 5 апреля 2005 г. N 26-ОЗ был признан утратившим силу Закон Чукотского автономного округа «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Чукотского автономного округа», ввиду исключения такого полномочия субъектов Российской Федерации в федеральном законе.

Между тем, согласно ст. 8 п. 4 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» малочисленные народы и их объединения имеют право получать от органов государственной власти РФ, её субъектов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе в соответствии с настоящим кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Следовательно, не имея полномочий по принятию собственных законов и иных нормативных правовых актов по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов, субъекты Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств.

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V «О кочевой семье» — специальный закон, устанавливающий правовые основы сохранения и поддержки кочевой семьи.

Исходя из этого, рассматривая вопросы регулирования отношений в области поддержки кочевых семей, необходимо учитывать нормативные положения одновременно пяти законодательных актов, являющихся разными по своим целям и предмету регулирования, но соприкасающихся друг с другом в вопросе регулирования сохранения и поддержки кочевых семей.


Вследствие отсутствия чёткого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на региональном уровне, государственная поддержка в отношении кочевых семей в рамках действующих государственных программ Республики Саха (Якутия) не может быть охарактеризована как эффективная. В настоящее время в республике не предусмотрены какие-либо меры государственной поддержки в отношении кочевых семей, а рассматриваемый закон о кочевой семье носит декларативный характер, не влияя на улучшение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, занятых осуществлением традиционной хозяйственной деятельности.

В этой связи, актуальным является совершенствование законодательных основ, в том числе с конкретизацией и расширением полномочий государственных органов, установлением дополнительных норм, обеспечивающих исполнение установленных гарантий, с чётким разграничением возможных пределов правового воздействия того или иного акта, достижения их взаимосогласованности и устранения возможных противоречий и дублирования.

Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V «О кочевой семье» (далее — закон), исходя из преамбулы закона, устанавливает правовые основы сохранения и поддержки своеобразного социального института коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) — кочевой семьи, проживающей в экстремальных природно-климатических условиях и являющейся основой сохранения и развития оленеводства.

Как гласит вступительная часть закона, он также направлен на улучшение социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) и формирование этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, в Республике Саха (Якутия).

Необходимо подчеркнуть, что статья 5 закона устанавливает, что Порядок оформления статуса кочевой семьи устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия). В целях оформления статуса кочевой семьи ведётся реестр кочевых семей в Республике Саха (Якутия) в порядке, утверждённом уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия).


Порядок оформления статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия) утверждён постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149. При этом уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в части подготовки, формирования и ведения реестра кочевых семей в Республике Саха (Якутия) является Министерство по делам молодёжи и семейной политике Республики Саха (Якутия).

Вместе с тем с 2018 года данное министерство переименовано в Министерство по делам молодёжи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), а функции по реализации государственной семейной и демографической политики переданы в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Кроме того, действующее Положение о Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) не устанавливает в качестве полномочия ведение реестра кочевых семей в Республике Саха (Якутия) и предоставление мер государственной поддержки кочевым семьям. В связи с этим, следовало бы привести положение о министерстве в соответствие с указанной законодательной нормой, а также внести соответствующие изменения в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149 «О Порядке оформления статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия)».

В результате анализа содержательной части данного закона выявлен ряд критических проблем, которые не способствуют эффективной его реализации.

Во-первых, указанные в законе определения понятий «кочевая семья» и «традиционные знания» носят декларативный характер, сформулированы излишне широко, без соблюдения юридической техники, что предполагает его неоднозначное толкование при правоприменении.

В целом, установленный законом понятийный аппарат требует доработки и упорядочения, поскольку не обеспечивает возможность эффективно выстраивать правоотношения его участникам. Главным образом, установленное законом определение понятия «кочевая семья», которым должны руководствоваться участники выстраиваемых правоотношений и оперировать им в ходе правоприменительной деятельности, представляется в определённой степени необоснованным по следующим причинам:

• наличие дублирования общего и специального касаемо «кочевого образа жизни»;

• выход за пределы установленного предмета регулирования закона;

• необоснованное сужение понятия семьи, связывающее данный институт преимущественно с осуществлением только таких семейных прав и исполнением семейных обязанностей, которые касаются воспитания детей, в нарушение установленных Семейным кодексом РФ положений;

• использование в определении нормативно не закрепленных словосочетаний, допускающих двоякое толкование.

Автором предлагается установить следующее определение понятия «кочевая семья» — «семья, ведущая кочевой образ жизни, осуществляющая традиционную хозяйственную деятельность и занимающаяся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Севера», которое включает в себя только урегулированные действующим законодательством термины, являющиеся достаточными для достижения цели и выполнения установленных задач закона.

Во-вторых, отдельного внимания заслуживают цели и задачи, установленные статьёй 2 закона. С точки зрения допустимости и достижимости целей правового регулирования, установление в качестве одной из целей законодательного акта такой цели, как «повышение статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия)» необоснованно. Такая юридическая категория, как «правовой статус» не подлежит повышению или понижению, поскольку представляет собой установленное нормами права положение субъектов правоотношений, совокупность их прав и обязанностей. Кроме того, данная цель, как и цель «установление системы экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих повышение уровня жизни кочевой семьи» имеет характер задачи, поскольку не может выступать конечным результатом реализации закона.


По сути и другие задачи — «возрождение и сохранение кочевого образа жизни» и «сохранение традиционных знаний, семейных и этнопедагогических традиций, уважение и защита культурного наследия» по своей сути не являются задачами как таковыми, а имеют характер цели (желаемого результата) реализации закона.


Таким образом, необходимо провести ревизию статьи 2 закона и должным образом упорядочить цели и задачи закона, которые являются основными элементами нормативного правового акта, которыми руководствуются и на которые опираются остальные правовые нормы, подлежащие реализации.

В-третьих, в целях обеспечения недопустимости умаления прав и законных интересов лиц, подпадающих под действие закона, целесообразно дополнить принципы государственной поддержки кочевой семьи, установленные статьей 4 закона, следующим принципом «доступность и достаточность мер государственной поддержки кочевой семьи, государственных и иных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия)». Включение такого принципа связано с тем, что те меры государственной поддержки, предусмотренные законом, не являются достаточными для достижения целей и решения задач закона. Закон абсолютно не предусматривает какие-либо действенные меры государственной поддержки кочевой семьи, в том числе имущественного характера, какие действуют, например, в Ямало-Ненецком автономном округе (предоставление молодым кочевым семьям комплекта чума и нарт при рождении третьего ребенка).

В развитие рекомендаций по мерам государственной поддержки кочевой семьи, необходимо также отметить несовершенство перечня мер государственной поддержки кочевой семьи, установленного статьёй 6 закона.

К примеру, охрана и защита мест кочевий, территорий для ведения традиционного природопользования, традиционного хозяйствования и кочевого образа жизни не могут выступать в качестве меры государственной поддержки кочевой семьи, поскольку это относится к общим гарантиям прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, и по своему характеру является государственным полномочием, коими субъекты Российской Федерации не обладают.

Другие меры государственной поддержки, такие как «Установление квоты целевого приема за счёт бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основе договора о целевом приёме и договора о целевом обучении в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия)», «Обеспечение защиты и сохранности семейных ценностей, традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, как важного компонента этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера» и др. также относятся по своему характеру к государственным полномочиям, а не к мерам государственной поддержки кочевой семьи.
Автором предлагается установление в рамках статьи 6 закона следующих мер государственной поддержки кочевой семьи:

1) организация и поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере осуществления традиционной хозяйственной деятельности и традиционных промыслов;

2) обеспечение охраны здоровья лиц, ведущих кочевой образ жизни, включая своевременное оказание медицинской помощи и предоставление медицинских услуг надлежащего качества, а также предоставление членам кочевой семьи бесплатных лекарственных средств и препаратов, услуг санаторно-курортного и восстановительного лечения;

3) предоставление детям, воспитывающимся в кочевой семье, доступа к дошкольному, основному общему и дополнительному образованию без отрыва детей от родителей;

4) предоставление детям, воспитывающимся в кочевой семье, доступа к высшему образованию за счёт бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на основе договора о целевом приёме и договора о целевом обучении в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия);

5) обеспечение доступности связи и информации в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности кочевой семьи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

6) улучшение жилищных условий кочевой семьи в соответствии с её потребностями, необходимыми для ведения кочевого образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

7) совершенствование материально-технического оснащения кочевой семьи для осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

8) оказание бесплатной юридической помощи кочевой семье в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия), включая создание условий для реализации прав на жилище, на образование, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, на охрану здоровья и медицинскую помощь и иных равных конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, проживающих в Республике Саха (Якутия);

9) установление и предоставление исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) иных мер финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки кочевой семьи в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия).

В-четвёртых, в целях обеспечения эффективности реализации закона, следует установить и разграничить конкретные полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) путём дополнения закона положением, устанавливающим полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области государственной поддержки кочевой семьи. В данное время подобная правовая норма отсутствует, соответственно органы государственной власти республики не исполняют в рамках своей деятельности каких-либо полномочий, связанных с сохранением и поддержкой кочевых семей, а равно не отвечают за эффективность исполнения закона.

В-пятых, необходимо в рамках закона определить источники финансирования реализации закона, основным из которых должен выступать государственный бюджет Республики Саха (Якутия), исполняющей установленные социальные обязательства в силу закона.

Помимо вышеизложенного, автором предлагается распространение государственной компенсации оленеводам за кочевой образ жизни на их супругов, состоящих в браке, путём внесения изменений в пункт 1 ст. 26 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З N 179-I «О северном домашнем оленеводстве».

Требуют соответствующей доработки Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З N 179-I «О северном домашнем оленеводстве», Закон Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 г. 1112-З N 1145-IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни», Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. З N 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», положения которых должны совпадать с предполагаемыми изменениями.

Также требует актуализации Порядок оформления статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия), утверждённый постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 14. Должны быть внесены соответствующие изменения в положения об исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), устанавливающих их полномочия в соответствии с настоящими рекомендациями, в том числе в положения Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

И, в конце концов, закономерным и очевидным итогом таких изменений является разработка и включение мероприятий, направленных на государственную поддержку кочевой семьи, в рамках арктических разделов государственных программ Республики Саха (Якутия), реализуемых в настоящее время, в том числе:

• мероприятий по организации и поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере осуществления традиционной хозяйственной деятельности и традиционных промыслов;

• мероприятий по обеспечению охраны здоровья лиц, ведущих кочевой образ жизни, в том числе своевременному оказанию медицинской помощи и предоставлению медицинских услуг надлежащего качества, а также предоставлению членам кочевой семьи бесплатных лекарственных средств и препаратов, услуг санаторно-курортного и восстановительного лечения;

• мероприятий по улучшению жилищных условий кочевой семьи в соответствии с её потребностями, необходимыми для ведения кочевого образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, совершенствованию материально-технического оснащения кочевой семьи для осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

• мероприятий по предоставлению детям, воспитывающимся в кочевой семье, доступа к дошкольному, основному общему и дополнительному образованию без отрыва детей от родителей, предоставлению детям, воспитывающимся в кочевой семье, доступа к высшему образованию за счёт бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на основе договора о целевом приёме и договора о целевом обучении в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия);

• мероприятий по обеспечению доступности связи и информации в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности кочевой семьи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Реализация указанных предложений в совокупности позволит существенно повысить уровень жизни кочевых семей в арктических районах Республики Саха (Якутия), обеспечить рост производительности труда в сфере ведения домашнего северного оленеводства, а также в целом усилить соблюдение закреплённых гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.

Таблица 1. Данные учёта кочевых семей в Республике Саха (Якутия) за 2018 год

Таблица 2. Характеристика законодательной базы субъектов РФ в части государственной поддержки
оленеводства и кочевых семей
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18 ст. 2208.
2. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35 ст. 3607.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З N 179-I «О северном домашнем оленеводстве» // Якутские ведомости. 1997. № 25.
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-З N 175-III «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» // Якутские ведомости. 2003. № 43.
5. Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. З N 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» // Якутские ведомости. 2005. № 20.
6. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V «О кочевой семье» // Якутские ведомости. 2016. № 23.
7. Закон Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 г. 1112-З N 1145-IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни» // Якутские ведомости. 2012. № 90.
8. Закон Чукотского автономного округа от 5 апреля 2005 г. N 26-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Чукотского автономного округа «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Чукотского автономного округа» // Ведомости. 2005. № 11/1.
9. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2016 г. N 1-ЗАО «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. 2016. № 1-1.
10. Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 г. N 3-11/06 (извлечение) // Якутские ведомости. 2006. № 68.
11. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149 «О Порядке оформления статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. 2017. № 17.
12. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2021 г. N 338-П «Об утверждении Порядка предоставления молодой семье, ведущей кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, комплекта чума и нарт» // Красный Север. 2021. № 37.
To the improvement of legislation of the Republic of Sakha (Yakutia) in the field of protection and assistance of nomadic families

ABSTRACT


The article presents an overview of the current state of nomadic families in the Sakha Republic (Yakutia), as well as the results of the analysis of the laws of the Sakha Republic (Yakutia) and other regulatory acts that regulate relations in the field of protection and assistance of nomadic families in the Sakha Republic (Yakutia), as well as methodological recommendations for their improvement in order to increase the effectiveness of the implementation of socio-economic policy in the development of traditional economic activities of indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation.

DOI: 0.51823/74670_2021_3_19
Скачать PDF