Поддержка традиционной деятельности жителей Арктики — важнейший приоритет Арктической стратегии Республики Саха (Якутия)

АННОТАЦИЯ


Арктическая территория республики Саха (Якутия) занимает более половины территории республики. А проживает на этой территории лишь 7 % населения РС(Я). В Арктической зоне республики почти треть населения является представителями коренных малочисленных народов Севера (далее — КМНС), что составляет 50,86 % от всех КМНС Республики Саха (Якутия). В то же время, в Арктической зоне РС(Я) расположены крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, угля, ископаемой мамонтовой кости, территория отличается высоким углеводородным потенциалом. Важнейшей задачей в устойчивом развитии РС(Я) является, с одной стороны, дальнейший промышленный рост РС(Я), а с другой — устойчивое развитие КМНС. Инструментом решения этой трудной, но актуальной задачи является Стратегия социально- экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее — Стратегия). В статье рассмотрены актуальные направления поддержки традиционной хозяйственной деятельности КМНС в рамках реализации Стратегии.
Особенностью Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ), определяющей специальные подходы к её социально-экономическому развитию, является обширный демографический потенциал и высокая чувствительность традиционного образа жизни КМНС Российской Федерации к внешним воздействиям. Рисков достаточно много, и связаны они с климатическими изменениями, неразвитостью и низким качеством инфраструктуры (социальной, связи, производственной. транспортной и т. д.).

В рамках реализации Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее — Программа) будут созданы условия для повышения конкурентоспособности производимых в её рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой основы развития коренных малочисленных народов. Таковыми условиями в Программе являются:

• создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

• продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

• развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

• подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

• модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

• популяризация предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов [1].

Огромное значение Арктики, в том числе и её якутской части, определяется большим разнообразием природных ресурсов и географическим положением.

Однако из-за сурового климата арктический регион долгое время оставался на периферии поддержки традиционных ценностей. Глобальное изменение климата вносит принципиальные поправки в процессы введения сельского хозяйства и поддержки малочисленных народов Арктики.

Арктика — это неповторимое место со своими уникальными природными территориальными условиями. Именно здесь собраны и накоплены уникальные знания по введению сельского хозяйства в экстремальных климатических условиях, применены первые технологии жилищного строительства в условиях вечной мерзлоты.

В Арктической зоне РС(Я) проживают более 20 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера, что составляет 50,86 % от всех представителей коренных малочисленных народов Республики. По данным переписи 2010 года в РС(Я) проживают всего около 40 тыс. представителей пяти коренных малочисленных народов Севера: эвенки — 21 008 человек,
эвены — 15 071, долганы — 1906, юкагиры — 1281, чукчи — 670. Общее количество КМНС, проживающих в республике, составляет 16 % от численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Российской Федерации; 38,3 % от численности коренных народов, проживающих в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. Хотя доля представителей пяти групп КМНС в составе населения Республики Саха (Якутия) невысока и составляет 4,2 % [2].

Арктические народы создали уникальную глубокую взаимосвязь с арктическими экосистемами. Они стараются сохранить и понять перспективы своего дальнейшего развития в условиях всё более интенсивного освоения Арктики.

Каждый из арктических народов обладает собственным уникальным опытом, своим языком и культурой. Важным фактором, определяющим специфику арктического региона, является «многонациональный характер, наличие довольно значительного в количественном отношении коренного населения, представленного несколькими народами, принадлежащими к разным языковым семьям, отличающимися культурным своеобразием, отличной друг от друга общественной организацией и социальной структурой».

В настоящее время определено 13 видов традиционной деятельности КМНС. Например, животноводство, разведение собак, рыболовство, оленеводство, звероводство, рыбодобыча, переработка пушно-мехового сырья, охотпромысел, сбор, переработка и реализация дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений и другие. По мнению авторов, данный список является основным фактором препятствующим развитию другой деятельности, а именно экологического и этнокультурного туризма.

Ведение традиционной деятельности является не только основой жизнеобеспечения, но и культурной особенностью мировоззрения, обрядов, традиций и праздников. Вдобавок отмечается высокая чувствительность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов к внешним воздействиям.

Надо помнить и о сложных условиях занятий традиционной деятельностью КМНС: экстремальный климат, хрупкость арктической экосистемы, отсутствие круглогодичной наземной транспортной системы и другие. В результате коренные народы имеют весьма ограниченные возможности для ведения конкурентоспособной хозяйственной деятельности. При этом они обеспечивают увеличение занятости населения небольших населённых пунктов.

В РС(Я) действует системный подход к устойчивому развитию КМНС. В настоящее время реализуется Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны республики (далее — Стратегия) [3]. Совсем недавно утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее — Концепция) [4]. Координатором реализации Концепции является Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).

Многие направления Программы нашли своё отражение в Стратегии и Концепции. Последовательно рассмотрим, как согласно Стратегии будут реализованы шесть основных направлений Программы.

Первое направление — это развитие промышленной и технологической инфраструктуры. Программа предполагает субсидирование затрат предпринимателей и сельхозпроизводителей на приобретение оборудования для переработки мясной и рыбной продукции. Более того, сейчас готовятся меры по обеспечению жителей арктических регионов мобильной связью и Интернетом, которые помогут и в развитии художественных промыслов.

В Стратегии отмечено, что решение задач стратегического приоритета по организации сбалансированного пространственного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) будет способствовать организации оптимальной гражданской инфраструктуры, повышению ресурсоэффективности и экологичности, роста качества жизни, раскрытию экономического потенциала региона. Развитие транспортной инфраструктуры арктических районов будет направлено на обеспечение доступности транспортных услуг для населения, создание условий для динамичного роста всех отраслей экономики, устранение территориальной изолированности и укрепление экономических связей между муниципальными образованиями, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий. В сфере АПК Стратегией предусматривается стимулирование занятости и самозанятости населения, организация закупа промысловой продукции в районных центрах, создание инфраструктуры (торгово-логистических центров, приобретение транспорта для осуществления перевозок), модернизация производств путем создания комплексов глубокой переработки продукции оленеводства и рыболовства. Модернизация АПК, повышение спроса на экологически чистую продукцию позволит выйти на глубокую безотходную переработку продукции оленеводства и рыболовства, обеспечить развитие рыбоводства и пищевой промышленности, удовлетворение внутреннего спроса на сельхозпродукцию и обеспечить выход на новые рынки сбыта, включая экспорт, создать новые рабочие места для населения арктических районов. Кроме того, будет создан центр развития традиционного предпринимательства, где представителей малых народов проконсультируют по открытию своего дела, помогут в сопровождении инвестиционных проектов.

Второе направление — это продвижение и распространение продукции традиционной хозяйственной деятельности на российском и международном рынках. Народным мастерам помогут подготовить маркетинговые материалы, посодействуют с организацией экспозиции и участием в выставках. Также будет оказана образовательная поддержка по вопросам сертификации и лицензирования продукции, по выстраиванию логистики. Часть затрат по экспорту предполагается возместить за счёт государства. Для реализации этого направления в Стратегии предусмотрена реализация флагманских проектов:


Проект 1. «Креативное пространство»


Многофункциональные культурно-досуговые центры в сочетании с функциями торговой деятельности, сферы общественного питания, малого предпринимательства станут пространством отдыха и досуга для занятий творчеством, спортом, проведения массовых мероприятий, просмотра кино и чтения книг. Это будет, с одной стороны, место, где можно просто проводить время, с другой — место для работы творческих людей. Центры станут точкой распространения культуры народов Севера, средой нового качества для творческих людей, организации школ третьего возраста, воспитания гармонично развитой и духовно-нравственной молодёжи.


Проект 2. «Строительство этнокультурных центров КМНС»


Строительство этнокультурного центра «Эйгэ» в селе Жиганск в 2021 году. Многофункциональность этнокультурного центра предполагает совмещение с культурно-досуговыми учреждениями или с креативными пространствами.


Проект 3. «Пошивочные мастерские»


Стимулирование создания в креативных пространствах и центрах бытового обслуживания арктических районов пошивочных мастерских.

Программа включает развитие туристической индустрии в местах проживания малочисленных народов Арктики. Для этой цели предусмотрено проведение ежегодного отбора проектов с целью государственной поддержки, реализации и субсидирования. Будут использованы различные возможности для продвижения туристических услуг на мировом и внутреннем рынках, включая размещение информации в национальных и региональных информационных ресурсах и цифровых сервисах.

Согласно Стратегии, будет проведена реновация всех районных центров и опорных населённых пунктов Арктической зоны РС(Я), которые станут центрами притяжения населения. Реновация опорных поселков с высоким туристическим потенциалом, реализация мероприятий по упрощению въезда на территории пограничного режима для иностранных граждан станет залогом прорывного развития арктического туризма, увеличения пассажиропотока, создания востребованных кросс-полярных авиамаршрутов. Будут созданы многофункциональные культурно-досуговые комплексы путем развития инфраструктуры досуга в малочисленных населённых пунктах с учётом комплекса полномочий по вопросам местного значения в сфере культуры, спорта и молодёжной политики в целях оптимизации ресурсов на содержание помещений в арктических условиях.

Многофункциональные культурно-досуговые комплексы представляют собой многоцелевые учреждения с досуговой, зрелищной, познавательной, выставочной и оздоровительной функциями, оснащённые современным оборудованием и включающие в себя от трёх до шести модулей в зависимости от особенностей конкретного населённого пункта и направления работы:

1) выставочный комплекс (выставочная зона, лекционный зал, библиотека);

2) образовательный комплекс (творческие лаборатории по различным направлениям: школа искусств, школа третьего возраста, пошивочные мастерские, центры ЗОЖ, клубы исторической реконструкции и др.);

3) театрально-зрелищный комплекс (актовый зал на 100 мест, кафе и зона отдыха);

4) медиа-комплекс (кинозал, компьютерный класс и медиа-тренажёр);

5) физкультурно-оздоровительный комплекс (спортивный зал, тренажёрный и фитнес-зал);

6) мини-гостиница (мини-отель с рестораном).

В рамках этого направления в Стратегии будет реализовываться флагманский проект «Юрта мира».

Проект связан с созданием этнографических туристических комплексов для сохранения культурного наследия коренных народов Арктики. В проект будут включены и уже существующие этнографические музеи. Комплексный туристический проект «Юрта мира» планируется реализовать в с. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского района.

Кроме того, большой блок Программы посвящён образованию и кадровому обеспечению. В частности, будет разработан федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Специалист северного хозяйства», студентов из числа представителей коренных народов обеспечат дополнительной стипендией, если они выберут в качестве будущей специальности что-то связанное с традиционной хозяйственной деятельностью.

Согласно Стратегии будет создана система непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, организация сетевого взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования, профессионального образования, промышленных предприятий, бизнес-структур. Будут реализованы следующие флагманские проекты:


Проект 1. «Образовательные кластеры»


Создание единых образовательных кластеров, непрерывных форм образования, подготовки и переподготовки по востребованным квалификациям (специальностям) рабочих и специалистов на рынке труда Арктической зоны в различных сферах.

Агропромышленный кластер на базе ГБПОУ РС(Я) «Арктический колледж народов Севера» для подготовки кадров в сфере рыболовства и сельского хозяйства.

Единый образовательный кластер на базе ГБПОУ РС(Я) «Тиксинский многопрофильный лицей» для подготовки специалистов в отраслях промышленности, транспорта и гидрометеорологии.

Объединение ГБПОУ РС(Я) «Жиганский многопрофильный лицей» и ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный лицей» в единый образовательный кластер для подготовки рабочих и специалистов в сфере агропромышленного комплекса, ЖКХ и энергетики.


Проект 2. «Рабочие кадры для Арктики»


Расширение перечня программ профессионального обучения, в том числе профессиональной подготовки (для лиц, не имеющих рабочей квалификации), переподготовки и повышения квалификации для взрослого населения не только на базе имеющихся в арктических улусах профессиональных образовательных организаций, но и с привлечением организаций, расположенных в других районах республики; открытие новых профессий и специальностей.


Проект 3. «Арктик Скиллс»


Внедрение системы оценки эффективности деятельности учреждений арктических средних профессиональных образований, включая результаты участия в мероприятиях «АрктикСкиллс» и «ВорлдСкиллс».

Ожидаемые результаты: трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций по полученному направлению подготовки (специальности) до 100 % к 2030 году.

Для обеспечения подготовки квалифицированных кадров для традиционной хозяйственной деятельности КМНС высокой квалификации, по нашему мнению, следует привлечь ведущие арктические вузы, такие как Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Арктический государственный институт культуры и искусств, Арктический государственный агротехнологический университет, Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Мурманский арктический государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. Важную роль в подготовке кадров для традиционной хозяйственной деятельности из числа КМНС должны сыграть и существующие научно-образовательные центры (НОЦ) мирового уровня. Тем более, согласно Стратегии в РС(Я) создан и уже действует НОЦ «Север: территория устойчивого развития».

Для системного подхода к подготовке кадров Стратегией предлагается усовершенствовать материально-техническую базу среднего профессионального и высшего образования учреждений в арктической зоне Российской Федерации. Также — привести всю систему в соответствие с прогнозом потребностей традиционной хозяйственной деятельности КМНС, направить меры государственной поддержки работодателям, которые заключили целевые договоры на подготовку кадров с целью осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Ещё одним немаловажным аспектом Программы является модернизация объектов локальной генерации. Расширение и использование возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

В местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в силу их кочевого и полукочевого образа жизни зачастую отсутствует централизованное электроснабжение и применяются экономически неэффективные и устаревшие дизельные генераторы. Высокая себестоимость электроэнергии делает неконкурентоспособной производимую коренными малочисленными народами продукцию. Стратегия учитывает, что в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) ввиду наличия малой распределённой энергетики приход «большой энергетики» маловероятен из-за большой протяжённости территории. Надёжность энергообеспечения будет достигаться за счёт модернизации существующих и строительства новых электростанций. Основными направлениями в сфере обеспечения энергетической безопасности арктических районов будет:

• строительство новых ДЭС взамен изношенных,
• проведение энергоэффективных мероприятий,
• диверсификация и повышение качества топливных ресурсов в целях оптимизации расходов на энергоснабжение, в том числе применение местных топливных ресурсов.

Однако, в якутской Арктике также планируется использование АЭС малой мощности и генераторов на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Кроме того, для достижения целей программы в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, будет обеспечено развитие распределённой генерации на основе возобновляемых источников энергии в удалённых и изолированных энергорайонах, в том числе с целью внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Крайнего Севера.

В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) сохранился большой пласт культурных традиций коренных народов Севера. В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русскоустьинцы и походчане. Реализация крупных инвестиционных проектов окажет огромное влияние на развитие территорий, где ведётся традиционный образ жизни КМНС. Республика Саха (Якутия) является лидером среди российских регионов в защите прав и интересов коренного населения, в регионе действует закон об этнологической экспертизе.

Особое внимание в регионе уделяется обеспечению экологической безопасности. В промышленных районах определены места нанесённого экологического ущерба прошедших лет, в том числе гидротехнические сооружения хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий, накопления лома цветного и чёрного металла. В национальный проект Российской Федерации «Чистая страна» включено мероприятие по ликвидации хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики в Усть-Янском районе. Так же ведётся работа по осуществлению на аналогичных основаниях мероприятия «Очистка территории п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия) от накопленного металлолома». Для повышения качества жизни населения в арктической Якутии и создания условий для расширения возможностей традиционной хозяйственной деятельности КМНС РС(Я) приступила к ликвидации накопленного экологического ущерба. Обеспечение экологической безопасности является одним из основных направлений государственной политики республики, утверждённых Указом Главы РС(Я) от 08 апреля 2020 г. № 1103. Очистка Арктической зоны Якутии от накопленного металлолома также является одной из задач Стратегии [4].

Таким образом, по мнению авторов, активная и системная деятельность РС(Я) по реализации арктической Стратегии служит устойчивому развитию КМНС якутской Арктики и направлена на развитие традиционной хозяйственной деятельности населяющих её народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2021 № 928-р «Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации», Москва, 2021. URL: http://static.government.ru/media/files/ySRA2HsTpqZ9vXm8WWbmOoil9Qu7F6AA.pdf
2.  Доклад о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) за 2019 год. URL: https://iu-upkm.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3205611
3.  Указ Главы РС(Я) "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года". URL: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3204989
4.  Распоряжение Правительства Республики Саха(Якутия) от 23 марта 2021 г. № 250- р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». URL: https://arktika.sakha.gov.ru/uploads/563/d33827154021a615e18de20a5f88db83bc500e9a.pdf
5.  Подписан Паспорт проекта очистки прибрежной части Арктической зоны Республики Саха (Якутия) от металлолома. URL: https://arktika.sakha.gov.ru/news/front/view/ id/3278469
SUPPORTING THE TRADITIONAL ACTIVITIES OF THE INHABITANTS OF THE ARCTIC IS THE MOST IMPORTANT PRIORITY OF THE ARCTIC STRATEGY OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

ABSTRACT


The Arctic territory of the Republic of Sakha (Yakutia) occupies more than half of the territory of the republic. And only 7 % of the population of the RS(Ya) lives in this territory. In the Arctic zone of the republic, almost a third of the population is representatives of indigenous small- numbered peoples of the North (hereinafter referred to as indigenous peoples), which is 50.86 % of all indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia). At the same time, in the Arctic zone of the RS (Ya) is located large and unique deposits of diamonds, gold, non-ferrous and rare earth metals, coal, fossil mammoth bone, the territory has a high hydrocarbon potential. The most important task in the sustainable development of the RS(Ya) is, on the one hand, the further industrial growth of the RS (Ya), and on the other, the sustainable development of the indigenous peoples. The Strategy of Socio-economic Development of the Arctic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2035 (hereinafter referred to as the Strategy) is an instrument for solving this difficult but urgent task. The article considers the current directions of support for the traditional economic activities of the indigenous peoples within the framework of the Strategy implementation.

DOI: 10.51823/74670_2021_3_44
Скачать PDF