Образование — актуальный приоритет устойчивого развития коренного населения Российской Арктики

АННОТАЦИЯ


В Арктической зоне Российской Федерации проживают представители девятнадцати коренных малочисленных народов и располагаются объекты их наследия, которые представляют историческую и культурную ценность общемирового значения. Так как проблемы развития образования коренных малочисленных народов Арктики сегодня приобретают особый смысл, то важным аспектом является обучение местных жителей. В данной статье будет рассматриваться такой способ снижения уровня безработицы и кадрового дефицита в Арктике, как создание грамотной и эффективной системы образования в АЗРФ с полной модернизированной технической оснащённостью.

Арктика является одной из непредсказуемых территорий в современном мире, которая привлекает своей богатой сырьевой базой и огромным потенциалом развития. Арктика является одним из главных факторов влияния на планетарные процессы формирования климата и условий жизни на Земле. Арктические народы создали уникальные, глубоко взаимосвязанные и взаимоадаптированные с арктическими экосистемами культуры жизнеобеспечения, сохранение и изучение которых имеет огромный смысл для понимания перспектив дальнейшего и всё более интенсивного освоения Арктики. В российской Арктике проживают представители таких коренных малочисленных народов, как ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки, ительмены. Часть из них ведёт кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования — оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, охотой, собирательством, а большинство составляют оседлые жители, проживающие в посёлках и городах.

Каждый из арктических народов обладает собственным уникальным опытом, своим языком и культурой, а важным фактором, определяющим специфику арктического региона, является «многонациональный характер, наличие довольно значительного в количественном отношении коренного населения, представленного несколькими народами, принадлежащими к разным языковым семьям, отличающимися культурным своеобразием, отличной друг от друга общественной организацией и социальной структурой» [1, с. 23]. Поэтому необходим особый характер образования коренных малочисленных народов Арктики для комплексного, многоаспектного подхода к процессу трансляции культуры через систему образования.
Получение образования закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития культуры мира. Так, ЦУР № 4 (Цель в области устойчивого развития — одна из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генассамблеей ООН) «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» имеет такие задачи, решение которых повлияет на увеличение числа молодых и взрослых людей, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах, обладающих востребованными навыками для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью. А именно, «к 2030 году необходимо обеспечить, чтобы все дети завершали получение бесплатного, равноправного и качественного начального и среднего образования, позволяющего добиться востребованных и эффективных результатов обучения» [2]. По мнению авторов, при разработке системы образования для КМНС, нельзя не учитывать специфику формы организации самого учебного процесса, периодичности каникул и рацион питания. Проблемы развития образования коренных малочисленных народов Арктики сегодня приобретают особый смысл и масштаб, выходят за рамки локальных проблем, касающихся жизни и социального самочувствия небольшой по численности части населения России. И поэтому необходимо обучать местных жителей и затем повышать их квалификацию, так как это один из способов понизить уровень безработицы и кадрового дефицита в АЗРФ. И для этого нужно создать грамотную и эффективную систему подготовки кадров на самой территории АЗРФ, полностью модернизированную и с современной технической оснащённостью.

Однако существует несколько проблем, которые препятствуют разработке образовательных услуг и их получению детьми в Арктике. Одна из центральных проблем образования коренного населения Арктики — это направленность образования. Оно должно быть ориентировано как на традиционную деятельность народов, так и на адаптацию и получение современных профессий. Кроме этого, существуют и другие проблемы, которые необходимо решать на территории АЗРФ:

• низкая оплата труда педагогов (в дошкольном, общем и дополнительном образовании), что ведёт к низкому престижу профессии педагога;

• невысокая техническая оснащенность многих школ и колледжей;

• низкий уровень благоустройства школ арктической зоны (в среднем составляет всего 32 %) — в аварийном состоянии находятся 12 % школ;

• увеличение нагрузки на педагогов препятствует повышению качества образования;
• недостаточные объёмы финансирования системы образования;

• слабое развитие коммуникативных навыков учащихся;

• сложности с организацией образовательного и воспитательного процессов из-за малочисленности классов: «в районах Арктической зоны отмечается сохранение наиболее критической наполняемости классов обучающимися (2-3 ученика), а также наибольшее количество малокомплектных школ (свыше 50 %)» [3];

• удалённость от образовательных центров;

• информационное неравенство между обществом в целом и людьми, ведущими кочевой образ жизни, поскольку в тундре нет электричества и Интернета;

• особенности психофизиологического развития у детей КМНС, что оказывают заметное влияние на усвоение новых знаний [4].

Также, слабое владение родными языками и низкая мотивация к их изучению у молодёжи является серьёзной проблемой: в России в настоящее время школьное обучение не ведётся ни на одном языке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, что делает эти языки функционально ограниченными. Языки преподаются в форме учебного предмета как факультативы, это создаёт определенные риски, как для жизни самого языка, так и для формирования этнической идентичности [5].

По мнению авторов, данные проблемы могут быть решены с помощью разработки специальных мер образовательной политики, путём создания программ государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера.

По нормативным документам, посвящённым развитию КМНС, видно, что в их отношении государственная образовательная политика должна строиться на основе укрепления их социально-экономического потенциала и сохранения традиционных культурных ценностей этих народов, а также интеграции КМНС в современное общество. В Указе Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» поставлены задачи по сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйствования, народных промыслов и ремёсел, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к малочисленным народам; по принятии решений по вопросам осуществления промышленной деятельности в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также о приведении системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности в квалифицированных кадрах. Также в Указе Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» отмечены меры по разработке и реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, направленной на улучшение всех сфер жизнедеятельности людей в Арктике, в том числе:

• на повышение доступности качественного общего образования и обеспечение условий для организации дополнительного образования детей в населённых пунктах, расположенных в удалённых местностях, и сельских населённых пунктах, развитие дистанционных образовательных технологий;

• на развитие совместно с крупными и средними предприятиями сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами WorldSkills;

• на поддержку программ развития федеральных университетов и иных образовательных организаций высшего образования, их интеграции с научными организациями и предприятиями.
В российской правовой системе приоритетное значение имеет Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в котором определены основные права этих народов на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Например,

• права на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

• получение от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Также специальной статьёй закона определены права лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на сохранение и развитие их самобытной культуры. Современное федеральное законодательство исходит из определения коренных малочисленных народов как ведущих традиционный образ жизни, поэтому для обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, создана «Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации», которая определяет такие цели государственной поддержки, как

• создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

• приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в профессиональных кадрах;

• проведение модернизации и обновления материально-технической базы организаций среднего профессионального и высшего образования;

• разработка федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Специалист северного хозяйства»;

• реализация программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности;

• подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

В настоящее время отдельные образовательные программы подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Российской Федерации реализуются

• федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»,

• федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Мурманский арктический государственный университет»,

• Институтом народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»,

• федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»,

• федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Арктический государственный институт культуры и искусств»,

• федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет»,

• Институтом Севера и Арктики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет».

Также цели Программы направлены на разработку мер государственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих финансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; и на проведение мониторинга качества преподавания родных языков, предоставляемого представителям коренных малочисленных народов, включая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и методической литературой [6]. Полноценное обучение на родном языке возможно только при наличии литературного языка, что возможно при достаточно развитой системе юридического статуса языка. Языки КМНС не позволяют обеспечить полноценное обучение на них, в том числе из-за небольшого словарного запаса, поэтому основным способом их сохранения и развития в системе образования является изучение этих языков в школе как одного из учебных предметов, и для этого в регионах проживания КМНС в учебные планы в школах включены соответствующие предметы. Одновременно разрабатываются и учебные пособия как для детей, так и для учителей. Для поддержки языков КМНС на некоторых территориях они признаются в качестве официальных. Например, в Республике Саха (Якутия) наряду с русским языком в качестве второго государственного закреплён язык саха, а в местах компактного проживания КМНС установлены пять официальных языков: долганский, чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский, что способствует их использованию в повседневной жизни [7].

Кроме этого, необходимо решать возникающие психологические проблемы у представителей КМНС, так как они привыкли к традиционному укладу жизни и не могут долго обходиться без семьи и привычной пищи. «Коренные не могут долго жить без привычной пищи, семьи. Не все соглашаются ехать на учёбу. У коренных свободное отношение к жизни. Не работают по расписанию, графику» [8]. Большие расстояния между населёнными пунктами, слабая транспортная инфраструктура и дорогой проезд ведут к острому желанию находить специальные способы для получения нужной образовательной информации. Поэтому необходимо развивать и использовать цифровые технологии для дистанционного обучения, которое облегчает получение образования КМНС, и особенно это важно для кочевых школ. Пункт 4 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагает возможность получения начального общего образования в форме обучения ребёнка как в образовательной организации, так и на дому [9]. Образовательные программы должны даваться по специальностям, которые могут принести наибольшую пользу для коренных жителей Севера, связанным с сельским хозяйством, ветеринарией, медициной КМНС, образованием, рациональным природопользованием, традиционными промыслами. Сглаживание пространственных диспропорций за счёт приоритетного развития интернет-технологий, обеспечения доступной скоростной интернет-связи окажет влияние на внедрение цифровой трансформации и связанное с ней развитие дистанционного образования. В сфере образования предполагается обеспечение всех образовательных организаций к 2024 году доступом к сети Интернет со скоростью не менее 50 Мб/с в сельской местности и посёлках городского типа. В том случае, если обучение представителей КМНС проходит в образовательной организации, то до начала периода обучения необходимо проводить подготовку к жизни в городе и помощь в адаптации, так как в этом отношении они испытывают большие проблемы даже в бытовых вопросах [10]. Учитывая, что сложности с адаптацией детей возникают уже в интернатах, целесообразно такой процесс начинать ещё в период обучения ребёнка в кочевом детском саду-школе.

Говоря о современной системе образования в Арктических регионах, можно выделить несколько ключевых концепций системы образования в регионах проживания коренных народов Севера. Помимо знаний учебных предметов и гражданского воспитания, школа должна сформировать у ребенка «правильную» идентичность: этническую и региональную. Региональная идентичность обусловливается общими краеведческими знаниями (истории, географии, культуры народов данного субъекта Федерации), а этническая идентичность характеризуется сохранением традиционной культуры народов Севера.

Ранее школы-интернаты стали универсальной и единственной формой обучения для детей коренных народов, ведущих традиционное хозяйство. Такая система предполагает полное государственное обеспечение. А если ребёнок большую часть времени с шестилетнего возраста проводит в посёлке, обучаясь в школе-интернате, то он отходит от традиционного образа жизни и утрачивает полученный в ранние годы опыт. Привыкнув к поселковой жизни, проживая в интернатах на государственном обеспечении, где есть электричество, отопление, водопровод, учащихся кормят, одевают, подростки не хотят возвращаться к сложному и некомфортному кочевому быту. Поэтому некоторые дети после обучения в интернатах не могут найти своё место в жизни, потому что оказываются оторванными от реального мира и не понимают, как вписаться в поселковую или городскую жизнь [11].

Если предоставление образовательных и социальных услуг в арктических регионах будет осуществляться, опираясь на традиции и культурные обычаи местных народов Севера, то его роль в управлении всем образовательным процессом возрастёт. Именно адаптация социальных услуг к специфическим характеристикам местного населения и более активное их влияние на систему образования, медицины и культуры могут помочь в обеспечении доступности качественных социальных услуг и образования для населения малых и средних сёл Арктики, и тем самым, будет повышаться уровень популярности работы в Арктике и решаться проблема кадрового потенциала [12]. Требуется разработка новых методов и образовательных технологий этнической идентификации, а именно, поиск адекватных для каждого народа новых образовательных стратегий, учитывающих и характер их жизнедеятельности, и специфику природно-климатических условий, и особенности этносоциальной среды, ориентированных, в частности, на развитие и интеграцию этнической и гражданской идентичности. Для этого требуется разработка особых образовательных стандартов, специальных образовательных программ, учитывающих, в частности, на уровне высшего образования инклюзивный характер образования коренных малочисленных народов Арктики, в соответствии с принципами образования для миноритарных групп, выработанных ЮНЕСКО.

Так, в рамках исполнения Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)», главной целью которого является повышение уровня и качества жизни человека в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на основе инновационного и гармоничного с окружающей средой раскрытия экономического потенциала арктических районов, обеспечивается реализация стратегического приоритета по развитию человеческого капитала, направления которого сосредоточены на улучшении демографической ситуации путём реализации целей, направленных на закрепление и привлечение населения в Арктическую зону Республики Саха (Якутия), на снижении уровня бедности населения, коренном улучшении репродуктивного здоровья населения, снижении смертности, духовном развитии и пропаганде семейных ценностей, а также на подготовке конкурентоспособных кадров из числа местного населения и устойчивом развитии коренных малочисленных народов Севера. Важная роль Стратегии уделяется развитию образования КМНС, а именно разработке системы непрерывного образования, дистанционного обучения, выравниванию образовательных возможностей: начиная от организации летнего образовательного отдыха детей и заканчивая строительством современных школ. Целью является повышение качества и доступности образования, воспитание гармонично развитой и конкурентоспособной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России и национально-культурных традиций народов Севера [13].

В рамках Стратегии существует несколько проектов, разработка которых направлена на повышение социального и образовательного уровней местного населения, на модернизацию материально-технической базы образовательных организаций, на повышение качества и доступности образования на основе обеспечения цифрового равенства и внедрения новых форм обучения, на привлечение специалистов по контракту в арктические образовательные организации и создание условий со стороны муниципальных органов управления для закрепления специалистов на местах, что, соответственно, поможет арктическим регионам восполнить дефицит кадров.

Проект «Дети Арктики» является первым и важнейшим в системе образования детей коренных народов Арктической зоны. Он направлен на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей Арктики, доведения уровня и качества их жизни до среднероссийских показателей. Он развивается в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Республиках Коми и Саха, Архангельской области, а также в Норвегии и Финляндии. Опыт Республики Саха (Якутия) стал пилотным в сфере кочевого образования. При поддержке Федерального агентства по делам национальностей в 2019 году инициированный республикой проект «Дети Арктики» приобрёл статус международного проекта в Арктическом совете. А также планируется разработка данного проекта для дополнительного образования.

Не менее важным является проект «Сельский учитель» или «Учитель Арктики», идея которого подразумевает развитие малых школ Арктики с помощью подготовки педагогов, именно для специфической работы в арктических сельских школах. Учитывается необходимость закрепления выпускников вузов на местах в сельской местности после получения диплома о высшем образовании для дальнейшего повышения профессиональной квалификации.
Предполагается внесение необходимых изменений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении и существующую типологию общеобразовательных учреждений, ориентированное на законодательное утверждение данных типов и видов образовательных учреждений.

Кроме этого, важность имеет такая форма образовательных организаций, как агрошкола. Она представляет собой государственную или муниципальную общеобразовательную организацию, расположенную в сельской местности. В расписании уроков агрошколы помимо общеобразовательных предметов присутствуют и предметы, связанные с ведением сельского хозяйства. В результате она даёт как общее образование, так и научную базу для правильного ведения традиционных видов хозяйствования. Целью агрошкол является подготовка школьников к сельскохозяйственному труду, поэтому они должны являться центрами профессиональной ориентации молодёжи. В наибольшей степени они распространены в Республике Саха (Якутия). Хорошим примером является «Арктический колледж народов Севера» в поселке Черский Нижнеколымского района Якутии. Он является единственным в республике образовательным учреждением, в котором готовят дипломированных оленеводов.

Также востребованными профессионалами на территории Крайнего Севера являются переводчики родных языков народов Севера, филологи-исследователи, зооинженеры, зоотехники и оленеводы. Для этого создаются программы обучения студентов бакалавриата «Традиционные отрасли Севера», где выпускники получают теоретические знания и практические навыки в сферах зоотехники в северном животноводстве, зоогигиены, в сфере рыбного промысла Севера, механизации и автоматизации в животноводстве и ветеринарии.

Проект «Международная Арктическая школа» связан с дистанционным обучением в отдалённых и малокомплектных школах для получения там в полном объёме уровня образования по образовательному стандарту. Осуществляется подключение всех школ к высокоскоростному интернету, позволяющему одновременно и активно использовать современные ресурсы для создания единой сети дистанционного образования под руководством «Международной арктической школы» в соответствии с требованиями образовательного стандарта, включая оснащение учреждений в труднодоступных населенных пунктах средствами дистанционного обучения.

Ещё один пример — это создание кочевых детских садов и школ в пяти регионах России (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республики Коми и Саха, Архангельская область). Необходимо изменить систему обучения детей с помощью оленеводов, которые будут оказывать поддержку преподавателям при перемещении по бескрайней тундре. Кочевые учителя — это категория специалистов, которые знают родной язык, национальные обычаи и традиции народов, а также обладают практическими навыками вождения снегоходов и выживания в экстремальных условиях. В Ямальском многопрофильном колледже проходит обучение таких специалистов по специальности «Преподавание в начальных классах» с дополнительной специализацией «Кочевой учитель». Обучение ведут 32 педагога [14]. С 2017 года в г. Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Институт народов Севера) начали готовить кочевых учителей для работы с детьми оленеводов. Планируется увеличение числа кочевых учителей в России в 7 раз. Заинтересованность в создании кафедр в университетах выразили вузы Якутии и Архангельска.

Проект «Кочевая школа» в ЯНАО осуществляет свою деятельность более пяти лет, по результатам которого образование в тундре предоставляют 17 детских садов и 5 школ, в которых учатся свыше двухсот детей. Здесь и происходит тандем преподавателей и оленеводов, которые либо живут вместе в чумах, либо приезжают несколько раз в неделю на снегоходах, чтобы проводить занятия. Детей там обучают математике, русскому языку, изобразительному искусству, чтению, технологиям пошива изделий из меха, основам рыбалки и охоты. В таких учебных структурах очень важно наличие и качественная подготовка преподавателей со знанием родных языков народов Севера. В результате реализации данного проекта такая направленность подготовки детей ведет к более успешной адаптации и деятельности ребёнка при поступлении в школу и дальнейшем обучении. Так происходит, потому что дети получают и дошкольное образование, и навыки говорения и чтения на родном языке, сохраняя свои культурно-исторические традиции. По данным Департамента образования и молодёжной политики ХМАО — Югры, с 2013 года в дошкольных образовательных организациях Березовского и Белоярского районов разрабатывается пилотный проект «Языковое гнездо», который нацелен на изучение коренными малочисленными народами их родного языка. Благодаря кочевым садам-школам дети имеют возможность получать дошкольное и начальное общее образование в привычной для себя обстановке, что, безусловно, положительно влияет на их развитие. Кочевая школа позволяет обеспечить ребёнку знакомую обстановку на самом важном этапе его жизни — во время формирования его характера и получения основного объёма знаний и навыков [15, с. 159], поэтому сохранить свою этническую идентичность и родной язык в будущем ему будет гораздо легче. Образование в кочевой школе — это принципиально новая, современная и перспективная форма человеко-, природо- и культуросообразной образовательной деятельности. Она перспективна, несмотря на свою первоначальную экономическую «затратность» (обучение ребёнка здесь обходится в несколько раз дороже, чем в обычной школе), так как является необходимой основой для сохранения традиционных, высокоэкологичных отраслей хозяйства Арктики. Также в ней может проводиться начальная адаптация детей к жизни в современном обществе. Следовательно, оптимальной формой предоставления образования для детей из кочевых семей является совмещение двух данных типов образовательных организаций на разных этапах жизни ребенка.

Кстати, такие проекты реализуются не только в АЗРФ. Например, не менее интересный проект, реализуется с 2017 году в Кош-Агачском районе Республики Алтай, который называется «Кочевник». Он создан для детей дошкольного возраста, которые находятся на труднодоступных территориях и обучаются по российской программе «От рождения до школы». Детей обеспечивают творческими материалами для развития определённых навыков.

По мнению авторов, проблеме образования КМНС уделяется серьёзное внимание в федеральных и региональных документах. Например, в Республике Саха (Якутия), помимо вышеперечисленных документов действуют ещё и республиканские программы. Это Стратегия развития арктической зоны Республики Саха (Якутия), которая утверждена Указом Главы РС(Я) от 14.08.2020 г. «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». В данной стратегии реализуется целый ряд проектов, связанных с образованием. Недавно в Якутии Распоряжением Правительства РС(Я) от 23.03.2021 г. № 250-р была принята Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера РС(Я), которая предусматривает:

• увеличение числа лиц, относящихся к малочисленным народам и получивших среднее (полное) общее образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование;

• подготовку высококвалифицированных кадров для организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов.

Также в республике действует и Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)», В результате такого системного подхода к устойчивому развитию КМНС в Якутии, выполнения поставленных задач и реализации специальных проектов, к 2024 году увеличится доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1 до 6 лет, возрастёт доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (до 80 %), ожидается увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, а также участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации. Кроме этого, будет продолжаться работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

Таким образом, авторы данной статьи считают, что образование КМНС — это одно из важнейших условий для развития АЗРФ. Необходимо создание новых образовательных организаций для представителей КМНС с учётом этнических особенностей КМНС в образовательном пространстве России для повышения уровня жизни населения. Такие организации должны располагаться максимально близко к местам проживания КМНС, но обеспечивать получение именно качественного образования. Вопросы развития всех уровней системы образования для КМНС продолжают оставаться важными темами, что связано с необходимостью адаптации этих народов к современным условиям при сохранении их культурной идентичности, поэтому ведение традиционных для КМНС видов хозяйственной деятельности в современных условиях требует новых знаний, которые призваны облегчить труд и сделать его более эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боякова С. И. Освоение Арктики и народы Северо-Востока Азии: XIX — 30-е годы XX в. Якутск, 2004. 38 с.
2. Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощре-ние возможности обучения на протяжении всей жизни для всех // Цели в области устойчи-вого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/
3. Указ Главы РС (Я) «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3204989
4. Замятин К., Пасанен А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов России? Хель-синки, 2012.
5. Коломиец О. П. О некоторых аспектах социального развития коренных народов Чукотки // Европейский журнал социальных наук. 2012. № 11. С. 270-275.
6. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р Об утверждении програм-мы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных ма-лочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400560896/
7. Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в ХХ веке. Очерки языкового сдвига. СПб: Дмитрий Буланин, 2001. 338 с.
8. Образование для коренных народов Сибири: социокультурная роль Новосибирского госу-дарственного университета // Н. С.Диканский, Ю. В. Пошков, В. В. Радченко, И. В. Свири-дов, Е. А. Тюгашев, В. Я. Шатрова. Новосибирск: Нонпарель, 2005. 360 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) [Элек-тронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/. Дата доступа: 2009г.
10. Карлов 2004 — Карлов В. В. Этнокультурные процессы новейшего времени. М., 1995.
11. Лярская Е. В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003.
12. Хеленяк Т. Популяционные изменения на периферии: изменение схем миграции на Русском Севере // Т. Хеленяк // Сибирика: междисциплинарный журнал сибирских исследований. 2010. Т. 9. № 3. C. 9–40.
13. Указ Главы РС(Я) «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3204989
14. Ларуэль М. Демографические вызовы российской Арктики [Текст] / М. Ларуэль // Российский аналитический сборник. 2011. Т. 96. С. 8–10.
15. Ушакова С. Н. Кочевая школа // Историческая энциклопедия Сибири. Том 2. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009.
Education is an urgent priority for the sustainable development of the indigenous population of the Russian Arctic

ABSTRACT


Representatives of nineteen indigenous small-numbered peoples live in the Arctic zone of the Russian Federation and there are objects of their heritage that are of historical and cultural value of global significance. Since the problems of the development of education of the indigenous peoples of the Arctic today acquire a special meaning, an important aspect is the training of local residents. This article will consider such a way to reduce the unemployment rate and personnel shortage in the Arctic as the creation of a competent and effective education system in the Russian Arctic with fully modernized technical equipment.


DOI: 10.51823/74670_2021_3_72
Скачать PDF