Российское председательство как окно возможностей
Начало председательства России в Арктическом совете ставит вопросы о том, как Москва будет реализовывать стратегию развития АЗРФ, и одновременно — искать ответы на общие угрозы в Арктике как международном регионе. Объявленные приоритеты председательства дипломатически безукоризненны, однако потребуют новых решений на всех уровнях — и воплощать их предстоит не всегда в дружественной среде.
Масштабы российской Арктики — и географические, и экономические, и демографические, делают РФ исключительно важным игроком в вопросах развития и сбережения региона, действительно — первым среди равных. В последние годы Россия предприняла целый ряд шагов по «возвращению в Арктику»: новую стратегию развития региона до 2035 г., специальный инвестиционный режим Арктической зоны Российской Федерации, перенастройку отношений с крупным бизнесом и госкорпорациями, работающими в регионе. Запущен пионерный проект НИЦ «Российская Арктика» — уникальный по сложности и многослойности научно-инновационный проект. Однако значимость арктического региона для России и место России в Арктике как международном регионе ставят вопросы о повестке, которую Москва может предложить другим арктическим странам и странам-наблюдателям в АС и на других арктических площадках. Ключевые приоритеты начавшегося в мае 2021 г. председательства утверждены и объявлены, однако их предметное наполнение — вопрос сложной дипломатической работы на разных уровнях в ближайшие два года. Не говоря о международной политике России в Арктике по окончании председательства в мае 2023 года.
Представляется, что центральное направление, цементирующее интересы развития и сбережения российской Арктики, а также общие интересы стран арктического региона — это вопросы адаптации повестки развития Арктики к изменению климата, которое здесь проходит в разы быстрее, чем в других регионах мира. Превращение Арктики в глобальный заповедник прямо противоречит интересам всех арктических стран и всерьёз расходится с приоритетами стран-наблюдателей при АС, но наиболее остро задача развития во всё более хрупких арктических экосистемах стоит именно перед Россией. Соответственно, именно Россия может и должна выступать с активной и конструктивной повесткой как на уровне АС, так и на других площадках, в первую очередь — в Арктическом экономическом совете.
В международно-институциональном поле данную задачу можно решать через сочетание нескольких инструментов.
Во-первых, это инициирование создания профильной рабочей группы на уровне АС и уже в ближайшее время — начала разработки Международной стратегии адаптации к климатическим изменениям в Арктике. Данная работа могла бы быть проведена и в рабочей группе по устойчивому развитию в Арктике, однако в бюрократической логике повестка данной группы уже сформирована и наполнена проектами, а решение адаптационной задачи требует существенных свободных ресурсов. Данная стратегия должна быть направлена на повышение экологической ответственности арктических стран и предполагать соответствующую адаптацию их внутренних нормативных и законодательных баз. В центре внимания должны быть: реагирование на процессы таяния льдов и вечной мерзлоты, разработки в сфере чистых технологий и снижения загрязнения, изменение среды обитания животных и растений, защита трансграничных экосистем, особенно — морских.
Для успешной реализации данной инициативы Россия может использовать пошаговый подход, предполагающий синхронизацию усилий законодательной и исполнительной власти.
• Первый шаг предусматривает накопление научных знаний об арктической экосистеме, проведение регулярных мониторингов и аналитическое сопровождение климатических процессов. Международный арктический форум может стать эффективной площадкой для такой «сверки часов».
• Второй шаг предполагает непосредственно разработку Стратегии усилиями МИД РФ, Комитета по международным делам, Комитета по региональной политике и проблем Севера и Дальнего Востока, Комитета по делам национальностей ГД РФ и профильных комитетов Совета Федерации РФ в тесном сотрудничестве с парламентами других арктических стран, неправительственными организациями, экспертным сообществом России и стран-партнёров.
• Третий шаг предусматривает обсуждение Стратегии на площадке Конференции парламентариев Арктического региона, проведение публичных обсуждений и доработки, согласование документа, и на его основе — подготовку проекта резолюции.
• Четвёртый шаг предполагает обсуждение согласованного документа на уровне АС и принятие итоговой резолюции по инициативе России с перечнем основных направлений адаптации арктических стран к климатическим изменениям.
Принятие итоговой резолюции по инициативе РФ можно будет расценивать как крупный успех российской дипломатии с точки зрения укрепления нормативно-правовой составляющей взаимодействия в Арктическом регионе, особенно с учётом инерции существующих многосторонних институтов в Арктике и серьёзных проблем с эффективностью АС в последние годы.
Вторая мера — это инициирование диалога (не проекта) на уровне АС, нацеленного на формирование продвинутого режима «повышенной климатической ответственности» арктических государств. Потребность в таком режиме активно формируется: 234 ст. Конвенции ООН по морскому праву — одного из ключевых международных документов, формирующих международные режимы в Арктике — при поверхностном анализе увязывает регулирование в регионе с устойчивостью ледового покрытия, чем всё чаще вводит в заблуждение. Прямое следование букве статьи может предполагать, что отсутствие льда снимает проблемы особой чувствительности арктических экосистем к экономической деятельности, хотя ситуация в регионе складывается прямо противоположным образом. В результате уже сегодня всё чаще слышны разногласия между арктическими странами по вопросам свободы навигации в особых экономических зонах Северного Ледовитого океана.
Наконец, важное направление работы, особенно значимое для российских компаний — это увязывание «зелёной», арктической и санкционной повесток. Крайне важно выстроить международный консенсус, оберегающий арктические проекты и арктические компании от санкционных рисков в случае реализации ими масштабных зелёных проектов, при обращении к инструментам зелёного, или, что более корректно в случае с Арктикой, «белого» финансирования. Потенциал для такого диалога существует — постулирование изменения климата как угрозы национальной безопасности целым рядом стран, прежде всего, США, открывает возможности для диалога в этой области.
Указанные инструменты и сюжеты, безусловно, хотя и находятся в поле ответственности АС, требуют обсуждения и активной проработки также на уровне Арктического экономического совета, особенно с учётом особо значимой роли крупных корпораций при реализации именно арктических проектов.
Более того, как показала сессия «Новый раунд развития Арктики», прошедшая в рамках Петербургского международного экономического форума 2021, диалог с арктическим бизнесом исключительно важен, поскольку традиционно Арктика была территорией больших проектов и крупных игроков. Однако социальные и экологические вызовы сегодня требуют перенастройки баланса отношений между арктическими государствами, крупными компаниями, региональным малым и средним бизнесом и местными сообществами, в особенности — с представителями коренных и малочисленных народов Севера. Претворение в жизнь модели инклюзивного развития Арктики — важная задача российской арктической стратегии до 2035 г. и российского председательства 2021-2023 гг., для решения которой придётся задействовать все уровни арктических отношений — межгосударственных, деловых и неправительственных.