Взаимодействие государства и бизнеса в реализации семейной политики в РФ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Семейная политика — одно из приоритетных направлений государственной политики на данный момент. Уже принято большое количество мер, направленных на поддержание семей, и они показывают первые результаты. Но хватает ли государству ресурсов на самостоятельное осуществление столь широкомасштабных проектов? В данной статье рассматривается взаимодействие государства и бизнеса с целью реализации семейной политики на более высоком уровне с применением большего количества ресурсов и механизмов. Особое внимание уделено в статье взаимодействию государства и бизнеса в реализации семейной политики в арктических регионах России (Мурманская область и Республика Саха (Якутия)).
Семейная политика в Российской Федерации: программы и проекты

Современное состояние института семьи в России обусловлено политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в 20 веке. Нынешняя российская семья очень сильно отличается от традиционной по своей структуре: возросло количество неполных семей, семей лишь с одним ребёнком, сократилось количество многопоколенных семей. Более того, совершенно обычными стали такие явления, как аборт, развод и рождение детей вне брака. На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда каждый третий ребёнок проживает в неполной семье. Все эти данные говорят нам о том, что ведение правильной семейной политики — необходимость для государства.

В нашей стране в 2014 году была утверждена «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации» [1], в рамках которой было рассказано о современном состоянии института семьи, о целях и задачах семейной политики, о механизмах её реализации и об ожидаемых результатах.

Целями семейной политики являются:
• повышение уровня семейного благополучия, который измеряется длительностью пребывания в браке и проявляется в заботе о родителях и детях;
• обеспечение дохода на одного члена семьи выше прожиточного минимума;
• предотвращение внутрисемейных конфликтов и реализация интересов каждого из членов семьи.

Вполне очевидно, что семейная политика не может существовать самостоятельно и не взаимодействовать с другими сферами общества. Семья становится предметом обсуждения не только в Концепции, но и в ряде национальных проектов. Так, например, в национальном проекте «Демография» [2] вопросы семьи занимают далеко не последнее место. В рамках этого проекта планируется:
• к 2023 году выполнить за счёт средств базовой программы обязательного медицинского страхования 78 тысяч циклов экстракорпорального оплодотворения для семей, страдающих бесплодием;
• к 2023 году реализовать дополнительные меры по поддержке рождаемости на Дальнем Востоке в виде выплат при рождении ребёнка;
• к концу 2024 года вовлечь максимально возможное количество российских кредитных организаций, которые будут предоставлять ипотечные кредиты семьям с двумя и более детьми по сниженным ставкам.

Следующим национальным проектом, который не оставил без внимания вопросы семьи, стал проект «Жильё и городская среда» [3]. Основная цель данного проекта заключается в том, чтобы обеспечить доступным жильём семьи со средним достатком. Для осуществления этой цели необходимо создать возможность приобретения жилья с использованием ипотеки по ставке не выше 8 %. Более того, в рамках проекта несколько миллионов российских семей должны быть переселены из непригодного аварийного жилья в новое, которое отвечает всем условиям комфортного проживания. С этой целью ежегодно в эксплуатацию должно будет вводиться более 1,5 миллионов квартир.

Не остался в стороне от проблем семейной политики и национальный проект «Образование» [4], который ставит перед собой цель воспитания развитой и социально ответственной личности, учитывая все духовные ценности российского общества и его традиций.

Осуществляя поставленные перед собой задачи, государство будет оказывать помощь и поддержку семьям при воспитании детей. Для лучшего понимания опишем некоторые из задач:
• создание условий для раннего развития детей до трёх лет. Осуществление мероприятий по данному вопросу поможет родителям воспитать ребёнка с учётом всех психолого-педагогических практик, которыми не владеет обычный человек без должного образования;
• создание к 2024 году цифровой образовательной среды, которая поможет сделать образование доступным для всех детей, включая имеющих разного вида особенности. Проблемы со здоровьем или временные трудности с посещением образовательной площадки не будут ставить под угрозу весь процесс обучения.

В результатах реализации всех целей и задач национальных проектов, по мнению авторов, виден их огромный вклад в развитие семейной политики. В них семейный вопрос рассматривается с абсолютно разных, но одинаково важных сторон.

Государство и бизнес: взаимодействие в социальной политике

По нашему мнению, в развитии социальной политики важно учитывать разные аспекты взаимодействия государства и бизнеса. Естественно, что рассматриваемое нами взаимодействие будет происходить не в абстрактном пространстве и времени. Принято считать, что именно государство несёт ответственность за предоставление социальных услуг и гарантий населению. Однако совершенно очевидно, что активное участие бизнеса в этой сфере может помочь достичь гораздо больших результатов. Но на пути к их сотрудничеству всегда встречается одна и та же проблема — власть и бизнес затрудняются в поиске точек соприкосновения и компромиссов для совместной деятельности. К счастью, в последнее десятилетие начала активно развиваться концепция социально-ответственного бизнеса (КСО) [5]. Суть концепции состоит в том, что бизнес на добровольной основе инвестирует в общественное развитие и повышение общественного благосостояния. Какая выгода от этих инвестиций для самих компаний? Во-первых, благотворительность в наше время считается модным течением и положительно отражается на имидже компании, которая участвует в подобного рода мероприятиях. Во-вторых, так бизнес может выйти на более дружественные отношения с государством и получить от этого привилегии в рамках своей основной деятельности. Для государства развивающаяся концепция полезна тем, что она снижает нагрузку на бюджет и даёт возможности для развития новых форм взаимодействия.

НКО как посредник в процессе взаимодействия государства и бизнеса

Нужно учитывать и то, что социальная политика не является профильным направлением для бизнеса, поэтому в качестве посредника между бизнесом и государством могли бы выступать некоммерческие организации. Для них социальные проекты — более привычная сфера деятельности, чем для бизнеса, который в большей степени ориентирован на получение прибыли, а не на развитие социально значимых проектов. Тандем из НКО и успешных бизнес-компаний мог бы стать отличным помощником государства в сфере реализации всех направлений социальной политики.

Рассмотрим более тщательно возможности НКО и бизнеса в развитии и поддержании конкретно института семьи. Достаточно часто семьи с детьми жалуются на проблемы, связанные с получением медицинских услуг. Подобного рода проблемы проявляются либо в нехватке квалифицированных специалистов в городских больницах, либо в слишком высокой цене за услуги врача из платного медицинского центра [6]. В качественных и обычно дорогостоящих медицинских услугах нуждаются семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Некоммерческие организации с каждым годом создают всё больше центров по оказанию помощи таким детям. Причём чаще всего свои услуги они предоставляют на бесплатной основе или за минимальную плату (по себестоимости процедур).

Финансирование НКО получают от государства, выигрывая конкурсы и президентские гранты. Таким образом, некое взаимодействие государства и НКО уже происходит. И это взаимодействие может стать ещё более эффективным, если к нему добавить бизнес, который имеет больше возможностей для инвестирования в проекты, осуществляемые НКО.

ГЧП — инструмент осуществления социальной политики

Взаимодействие государства и бизнеса чаще всего трактуется как государственно-частное партнёрство (ГЧП). Наиболее популярными социальными сферами для реализации ГЧП являются такие отрасли, как культура, здравоохранение и образование [7].

ГЧП наибольшую актуальность приобрело на региональном и муниципальном уровнях, где государственного бюджета попросту не хватает на поддержание социальной сферы на должном уровне. Например, не все населённые пункты имеют достаточное количество средств на открытие новых детских садов, а необходимость в них есть, причём зачастую очень большая. В таких случаях привлекаются частные компании, которые с поддержкой государства осуществляют необходимые мероприятия. Процессы обучения и повышения квалификации воспитателей и иных работников остаются в ведении государства, так как бизнес очень далёк от этого и вряд ли захочет добровольно принять такую ответственность. Таким образом обеспечение семей детскими садами государство частично передаёт в руки бизнесу, помогая ему с теми вопросами, с которыми он до этого никогда не сталкивался. Важно отметить то, что уже существует достаточно большое количество частных детских садов, но они не являются общедоступным благом, так как далеко не все семьи могут позволить себе отдавать ежемесячно за детский сад некую сумму денег, когда этим их должно обеспечить государство.

Получается, что для плодотворного взаимодействия государства и бизнеса по вопросу увеличения количества детских садов государство должно компенсировать бизнесу те суммы, которые он бы мог получить в случае, если бы детский сад был платным. Есть ещё один возможный вариант — детский сад с минимальной оплатой, чтобы с ней могла справиться любая семья. В любом случае определённые категории семей имеют свои льготы, государственную материальную поддержку. Принципиально важным моментом можно считать и то, что детские сады, которые будут построены в результате взаимодействия государства и бизнеса, будут иметь качество выше, чем обычные государственные сады, из-за более щедрого финансирования.

Подобная схема ГЧП может применятся не только в истории с детскими садами, но и школами. Повторимся, это особенно актуально в регионах, где бюджета не хватает, из-за чего страдает образование детей, которые в будущем станут рабочей и интеллектуальной силой нашей страны. Поэтому с самого начала стоит позаботиться о хороших условиях их обучения.

Реализация проектов ГЧП рассматривается как один из важных инструментов обновления социальной инфраструктуры и повышения её доступности для населения. Особенно важно это для сферы здравоохранения. На основе концессионного соглашения государство и частные инвесторы открывают медицинские центры с дорогостоящим оборудованием, которое спасает жизни многих людей. Для того, чтобы проект привлёк своего инвестора можно предложить ему проводить платные услуги. Но в перечень платных услуг внести только то, что не является жизненно необходимым элементом для нуждающегося в срочной помощи человека. Таким образом, инвестор или бизнес-компания будут получать некий доход и при этом приносить огромную пользу обществу и снижать затраты государства.

Рассмотрим ещё один аспект, в котором взаимодействие государства и бизнеса могло бы иметь определённый успех и нести пользу обществу, в особенности молодым семьям. Молодые люди всё чаще сталкиваются с экономической нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне и поэтому совершенно не торопятся создавать свою семью. Постоянное нахождение на работе и невозможность отказаться от неё делает затруднительным рождение и воспитание ребёнка, а уж тем более нескольких детей. Отсюда вытекает проблема поздней беременности, в которой появляется много опасностей как для жизни ребёнка, так и для дальнейшей жизни будущей мамы.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Современная экономическая нестабильность и постоянный риск потерять работу снижают рождаемость и пагубно влияют на демографию. Можно было бы в качестве контраргумента сказать, что молодая мама имеет право на декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком, которые оплачиваются фондом социального страхования, также за ней сохраняется рабочее место. Но лишь в теории это всё звучит заманчиво, а на практике мы имеем ситуацию, когда декретный отпуск длится три года, но пособие платят только 1,5 года. Максимальная сумма выплаты по уходу за ребенком в месяц в 2020 году — 27 985 рублей. Очевидно, что эта сумма явно меньше ежемесячной заработной платы и мало что меняет в общем бюджете семьи с маленьким ребёнком. А после окончания выплаты пособия вообще непонятно, что делать молодым родителям. В 1,5 года ребёнка не возьмут в детский сад, более того, он и сам не готов к этому. Привлечь к воспитанию ребёнка бабушек и дедушек не всегда удаётся, у них тоже зачастую есть работа и свои дела. Таким образом весь груз воспитания ребёнка возрастом от 1,5 лет до 3 лет ложится на родителей.

Как бы в такой ситуации могло помочь ГЧП? Во-первых, самым простым решением могло бы стать введение выплаты по отпуску не только со стороны государства, но и со стороны компании. Во-вторых, почти любая мама в состоянии в течение первых трёх лет жизни ребёнка выделить хотя бы один день раз в 2-3 месяца и посвятить своё время какому-либо мероприятию, связанному с работой. Таким образом, все её навыки и способности не растеряются, а будут поддерживаться на нужном для работодателя уровне. Она будет участвовать в жизни компании, тем самым оправдывая те затраты, которые компании отдаёт на оплату отпуска. Что касается действий со стороны государства, нужно увеличивать количество групп кратковременного пребывания, ведь на данный момент они есть далеко не во всех детских садах. Подобная опция даёт молодой маме ещё больше возможностей для плавного возвращения на работу без потери своих профессиональных качеств.

Женское предпринимательство в контексте семейной политики

Семейная политика Российской Федерации ставит перед собой задачу развития экономической самостоятельности семьи. Для выполнения этой задачи, скорее всего, потребуется, чтобы в семье оба родителя имели стабильную работу и не менее стабильный заработок. И в такой ситуации назревает серьёзный вопрос: как женщине успешно найти баланс работы и семьи?

Для матерей, особенно молодых, достаточно трудно совмещать работу по найму, домашние обязанности и уход за детьми. Именно поэтому в последнее время в России начало активно развиваться женское предпринимательство. При поддержке Министерства экономического развития РФ в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в центре «Мой бизнес» женщинам помогают освоить принципы предпринимательской деятельности [8]. Основные меры государственной поддержки женского предпринимательства: организация мастер-классов, повышение доступности финансирования, дополнительное обучение в выбранном направлении. Также предоставляются консультации по финансовым, юридическим и прочим вопросам, с которыми у новоиспечённого предпринимателя могут возникнуть сложности.

Самой популярной программой в центре является «Мама – предприниматель», что как раз говорит нам о том, что молодые мамы не готовы просто так без дела сидеть дома, они тоже хотят помогать своей семье в финансовом плане. Мамы имеют огромное желание давать своему ребёнку всё самое лучшее, а для этого нужны деньги, которые в современном мире можно зарабатывать, в том числе занимаясь любимым делом. И, конечно, подобный процесс зарабатывания денег не заставляет мам выбирать между карьерой и семьёй. Теперь она в состоянии успевать всё. Являясь предпринимателем, она не обязана уже в 9 утра понедельника присутствовать на экстренном совещании в офисе, ей не нужно задерживаться на работе до ночи, чтобы срочно готовить отчёты. Она может сама составлять свой график, в котором будут удачно сочетаться как домашние обязанности, так и рабочие вопросы.

Семейная политика в Арктической зоне Российской Федерации

Арктическая зона России значительно отличается от остальных регионов России: суровый климат, низкая плотность населения, отдалённость от промышленных и экономических центров страны, высокая зависимость от поставок жизненно необходимых продуктов из других регионов. Естественно, что любого рода особенности требуют к себе индивидуального подхода, именно поэтому развитие семейной политики в АЗРФ нельзя обсуждать наравне с остальными регионами. В первую очередь, нужно обеспечить жителям Арктической зоны комфортные (насколько это возможно в данном регионе) условия проживания. К таким условиям можно отнести: доступные стоимость и качество жилья, удобное расположение населённого пункта и наличие в нём необходимой социальной инфраструктуры. Что касается жилья, оно является не только товаром, но и социальной услугой. Именно поэтому вопрос предоставления качественного жилья — совместное дело бизнеса и государства. Более 30 % населения АЗРФ испытывают потребность в улучшении жилищных условий [9].

Из-за экстремальных, непривычных для человека климатических условий люди рано или поздно начинают задумываться о переезде в более комфортные регионы России, благо выбор большой. Но допустить масштабный отток населения из Арктической зоны было бы одним из самых нежелательных процессов для государственной политики. АЗРФ богата минеральными, лесными, водными и животными ресурсами. Однако все эти ресурсы теряют свою ценность для страны и её экономики, если рядом с ними не окажется людей, которые будут заниматься их добычей, переработкой, транспортировкой. Таким образом, главный ценный ресурс Арктической зоны — это люди, её коренное население и те, кто приезжают в эти районы на заработки. И важно сделать так, чтобы этот регион славился не только своими природными ценностями, но и семейными. Здесь не имеется ввиду то, что из АЗРФ нужно сделать эпицентр семейных ценностей и культ института семьи. Речь идёт о том, что данный регион России славится одним из самых низких показателей рождаемости, отмечается постоянная убыль населения, причём не только естественная, но и механическая.

Влияние убыли населения на институт семьи и семейную политику

Естественная убыль населения — следствие высокого уровня заболеваемости, недостаточного внимания к вопросам собственного здоровья, неудовлетворённости условиями жизни и другими нерешёнными социально-экономическими проблемами. С целью решения этой проблемы мы можем снова вспомнить о могущественном механизме взаимодействия государства и бизнеса, который способен сделать то, чего раньше не удавалось сделать в одиночку. Государство может давать льготы бизнесу на реализацию своей деятельности в районах АЗРФ. Тем самым жители северных районов получат необходимую для нормальной жизни инфраструктуру, а бизнес — новое поле для своей деятельности. В настоящее время государство уже поддерживает предпринимательство в АЗРФ, приняв и реализуя закон об арктических преференциях, а именно, федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Что касается вопроса здравоохранения, стоит создать привлекательные условия для врачей, которые помогут снизить процент нехватки профессионалов в сфере медицины.

Как вариант взаимодействия государства и бизнеса — поликлиника или больница, построена и принадлежит частному лицу, но все медицинские услуги там оплачивает государство, которое даёт право гражданам на бесплатное медицинское обслуживание. Одной из возможностей привлечения врачей в Арктику, по нашему мнению, может стать программа «Арктический доктор», инициированная и реализуемая в Мурманской области с 2017 года. Сейчас она действует на всей территории Арктики. Например, в 2020 году на работу в медицинские учреждения Чукотки должны были принять 24 специалиста по программе «Арктический доктор» и ещё 8 человек по программе «Арктический фельдшер». Некоторые специалисты уже приехали в округ — в их числе 11 медиков и 2 фельдшера. Приезд остальных ожидается до конца года, сообщает ИА «Чукотка». Как уточнили в окружном департаменте здравоохранения, медики, приезжающие из других регионов России, заключают договоры с больницей и департаментом, по которым должны проработать в регионе пять лет. По программе «Арктический доктор» врачи получают в качестве подъёмных 2 млн рублей, фельдшеры — по 1 млн рублей. Хотя некоторые регионы АЗРФ платят специалистам ещё большие суммы.

Перейдём к проблеме механической убыли населения. Этот процесс связан с миграцией, когда люди уезжают в другие города с целью более комфортной жизни или по каким-то личным причинам. Чтобы снизить показатели механической убыли населения, стоит обратить внимание на проблемы северных регионов, которые уже были упомянуты выше. И эти проблемы нужно не только обозначить, но и предпринять попытки их решения. При правильной социальной политике центральные регионы и северные регионы России должны отличаться только климатическими условиями, а не уровнем жизни людей, количеством, качеством и доступностью инфраструктуры. Ещё в 2019 г. Президент Владимир Путин в своём выступлении на пленарном заседании Международного арктического форума в г. Санкт-Петербурге заявил, что согласно новой стратегии развития Арктики до 2035 года, уровень жизни в каждом из арктических регионов должен быть не ниже среднероссийского.

Естественно, по нашему мнению, что в таких суровых «арктических» условиях жизни семьи, особенно молодые, не часто задумываются о рождении детей, так как понимают, что ребёнку в подобных условиях будет ещё тяжелее, чем им. Более того, из-за миграции часто разрушаются многопоколенные семьи, так как пожилое поколение не является сторонником смены локации для жизни, поэтому чаще всего остаётся там, где жило всю свою жизнь. А молодое поколение имеет стремление и желание уехать туда, где будет лучше. То есть, некомфортные условия для жизни усложняют не только жизнь проживающих там людей, но и снижают показатели демографии и развитие института семьи.

Семейная политика субъектов АЗРФ: Республика Саха (Якутия) и Мурманская область

Отдельное внимание стоит обратить на самый большой по площади субъект Российской Федерации, коим является Республика Саха (Якутия). Якутия, входящая в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), имеет положительный коэффициент роста населения, хотя сам ДФО имеет явно выраженный отток населения. Как показывает статистика, население Якутии увеличивается не за счёт увеличения рождаемости, а благодаря урбанизации, которая привлекает в этот регион новых граждан из более отдалённых территорий [10]. Также стоит отметить сокращение числа разводов и смертности, что свидетельствует о том, что жизнь в арктической зоне Российской Федерации перестаёт быть столь опасной и трудной, благодаря большому объему инвестиций в развитие данного макрорегиона.

Важно отметить и то, что на региональном уровне большое внимание уделяется поддержке семей с детьми. Среди мер поддержки присутствует региональный материнский капитал, который выплачивается при рождении (усыновлении) третьего ребёнка или последующего. Также поддержка оказывается детям, чьи родители зарабатывают меньше прожиточного минимума. Для многодетных семей имеется ежегодная выплата, которая компенсирует затраты на покупку школьной или спортивной формы, а также иной детской одежды. Для того же типа семей предусмотрена единовременная выплата на приобретение транспортного средства и возможность бесплатного получения земельных участков. Молодым семьям при рождении первого ребёнка выплачивается единовременная выплата для приобретения детских товаров и детского питания. Особенно важно, по мнению авторов, что в РС (Я) в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Например, с 15 апреля 2020 г. отделение Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) приступило к проактивной выдаче сертификатов на федеральный материнский (семейный) капитал, то есть без личного обращения граждан с заявлением и документами в ПФР. Это означает, что после появления ребёнка сертификат будет оформлен автоматически по сведениям ЗАГС, и семья сможет приступить к распоряжению средствами, не обращаясь за самим сертификатом. Также, в РС (Я) по инициативе главы Якутии Айсена Николаева принят местный закон, согласно которому семьям, имеющим сертификат на республиканский материнский капитал «Семья», предоставлено право на единовременную денежную выплату в размере 15 000 рублей за счёт средств этой программы. Если маткапитал был частично использован, то выплата осуществляется в размере не более фактического остатка. Напомним, что республиканский материнский капитал «Семья» предоставляется органами социальной защиты населения при рождении третьего или последующего ребёнка, его размер в 2020 году составлял 139 716,7 рубля. Система денежных выплат и пособий семьям с детьми в Якутии дифференцирована по видам (единовременные и ежемесячные), по категориям (беременным женщинам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком, семьям, имеющим детей), по источникам финансирования (за счёт средств федерального или республиканского бюджетов), а также по целевому назначению (направленные на поддержку семей с низкими доходами или демографические) [11].

В РС (Я) государство и бизнес активно взаимодействуют в развитии инфраструктуры образования. Так, например, на арктической части территории республики было построено два детских сада с использованием концессионных соглашений — в посёлках Черский и Саскылах. Совсем недавно Якутия стала одним из пилотных регионов страны по созданию современной образовательной среды. Республика подписала соглашение о сотрудничестве с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» [12]. Соглашение означает включение Якутии в перечень участников самой масштабной в стране программы ГЧП по созданию новых школ, оснащённых передовым оборудованием и лучшими инфраструктурными решениями. Данная программа — одна из ключевых составляющих национального проекта «Образование» и курируется Минпросвещения России.

Реализация проектов по строительству школ в регионах через механизм концессии будет осуществляться через дочернее общество Группы компаний «Просвещение» — ООО «ПроШкола». Это утверждённый правительством РФ концессионер, с которым субъектам РФ и муниципальным образованиям возможно заключать концессионные соглашения по созданию новых школ без конкурса.

Семейная политика Мурманской области также демонстрирует высокую заинтересованность в поддержке семей с детьми. В данном регионе семьям с детьми предоставляется 20 видов социальной поддержки. За счёт средств федерального бюджета осуществляется 7 из них, остальные 13 — за счёт средств регионального бюджета. Без учёта дохода семьи осуществляется 11 видов поддержки, с учётом — 9 [13]. Для нас, конечно, интереснее меры поддержки за счёт средств регионального бюджета, так как эти меры более индивидуальны и характеризуют политику именно Мурманской области.

Вне зависимости от дохода, семьи с детьми в Мурманске получают единовременное пособие при рождении одновременно двух и более детей. Ежемесячная денежная выплата на ребёнка до 1,5 лет доступна женщинам, родившим первенца в возрасте до 26 лет. Имеется региональный материнский капитал при рождении третьего и последующих детей. Ежегодная выплата награждённым орденом «Родительская слава», знаком «Материнская слава». Ежегодная социальная поддержка семьей, имеющих больных фенилкетонурией (нарушение метаболизма аминокислот).

С учётом дохода родителей, то есть семьям, чей доход не покрывает расходы на товары первой необходимости, предоставляются: адресная государственная социальная помощь, субсидии по оплате ЖКУ, ежемесячное пособие на ребёнка, единовременное пособие при поступлении ребёнка в первый класс, ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет.

Как мы видим, субъекты АЗРФ ничем не уступают другим регионам в вопросах семейной политики. Они также стремятся помочь тем, кто в этом нуждается, и оказать поддержку всем семьям с детьми.

Вывод

По мнению авторов, взаимодействие государства и бизнеса в реализации семейной политики способно решить те проблемы, которые не может решить лишь одно государство своими силами. И особенно это важно в российской Арктике. Более того, решаемые совместными усилиями проблемы — это как раз те проблемы, которые тормозят рождение детей в молодых семьях: нехватка мест в детских садах, дороговизна и сложная доступность некоторых медицинских услуг, сложности на рабочем месте у молодой мамы и недостаточность выплачиваемых средств во время декретного отпуска и отпуска по уходу за ребёнком. Получается, что совместная деятельность государства и бизнеса имеет реальные шансы создать условия, в которых наконец-то может начать повышаться рождаемость и статус института семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/
2. «Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/
3. «Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319211/
4. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/
5. Мичович П. Интересы государства, бизнеса, населения как основа для формирования новой модели социальной политики Российской Федерации / П. Мичович // Инновации и инвестиции. 2017. № 12. С. 121-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interesy-gosudarstva-biznesa-naseleniya-kak-osnova-dlya-formirovaniya-novoy-modeli-sotsialnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii
6. Ищанова Б.Т. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций в социальной поддержке семьи / Б.Т. Ищанова // Дискуссия. 2015. № 5. С. 86-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-nekommercheskih-organizatsiy-v-sotsialnoy-podderzhke-semi
7. Медянцева С.Г. Проекты государственно-частного партнёрства в социальной сфере российской федерации / С.Г. Медянцева, Н.В. Кавкаева // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2018. № 4. С. 82-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-v-sotsialnoy-sfere-rossiyskoy-federatsii
8. Особенности господдержки женского предпринимательства // Национальный онлайн-портал для предпринимателей Мойбизнес.рф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мойбизнес.рф/novosti/news/osobennosti-gospodderzhki-zhenskogo-predprinimatelstva (дата обращения: 14.08.2021).
9. Павленко В.И., Куценко С.Ю. Обеспечение комфортной жизнедеятельности человека в Арктике: проблемы и задачи // Экология человека. 2018. № 2. С. 51–58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-komfortnoy-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-v-arktike-problemy-i-zadachi
10. Ковтун Т.Ю. Реализация государственной семейной политики в Республике Саха (Якутия) / Т.Ю. Ковтун, М.И. Андросова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 175-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-semeynoy-politiki-v-respublike-saha-yakutiya
11. Минтруда Якутии — о дополнительных мерах поддержки семей с детьми [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.ykt.ru/article/99744 (дата обращения: 14.08.2021).
12. Якутия стала участником программы государственно-частного партнёрства по созданию новых школ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ysia.ru/yakutiya-stala-uchastnikom-programmy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-po-sozdaniyu-novyh-shkol/ (дата обращения: 14.08.2021).
13. Поддержка семей // Министерство труда и социального развития Мурманской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minsoc.gov-murman.ru/activities/semya/ (дата обращения: 14.08.2021).
Interaction of the state and business in the implementation of family policy in the Russian Federation

KEY WORDS

ABSTRACT


Family policy is one of the priority areas of state policy at the moment. A large number of measures have already been taken to support families, and they are already showing their first results. But does the state have enough resources to independently implement such large-scale projects? This article examines the interaction of the state and business in order to implement family policy at a higher level with the use of more resources and mechanisms. Special attention is paid in the article to the interaction of the state and business in the implementation of family policy in the Arctic regions of Russia (Murmansk Region and the Republic of Sakha (Yakutia)).

DOI: 10.51823/74670_2022_4_96
Скачать PDF