ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ИНТЕРЕСАХ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ. НАУЧНЫЙ ОТВЕТ НА КЛИМАТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В статье рассматриваются вопросы проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе с историей вопроса (как, когда и кем проводились предыдущие Международные полярные года). В частности, рассматриваются вопросы недропользования, использования прибрежных вод морей и океанов, возможности захоронения углерода, экологическое развитие промышленности, экономическая значимость региона за счёт Северного морского пути, а также возможная политическая выгода России. Исследуется то, как важно формировать международное сотрудничество — решение данных вопросов заключается в организации нового Международного полярного года в 2022 в честь 140летия с момента первого МПГ для установления тесного сотрудничества заинтересованных стран в изучении ряда вопросов. Кроме того, в статье предложено проведение комплексной оценки с последующим моделированием секвестрации углерода в морях Северного Ледовитого океана, что может стать одним из способов разрешения споров и устройства взаимозачетов в области поглощения (или выработки) углерода Российской Федерацией.
Во владении Российской Федерации находится практически половина территории и акватории, ограниченной Северным полярным кругом — это в два раза больше Канадского сектора, который является крупнейшим в зарубежной Арктике. Отечественное арктическое побережье окружено наиболее обширной в рамках Мирового океана шельфовой зоной, в которой заключён довольно широкий потенциал по части уникального ресурсного обеспечения. Так, российские арктические моря занимают около 8 из 10 частей всей площади шельфа, охватывающего Арктический бассейн. Важно отметить, что вне собственных территорий Российская Федерация также преследует ряд целей и задач, связанных в первую очередь с политическими и экономическими интересами в рамках данного района Мирового океана (Северный морской путь); это, в частности, достигается за счёт наличия особых прав на Шпицбергене [3]. Стоит отметить, что перед структурным изучением современного мирового положения и состояния научно-исследовательской деятельности Российской Федерации в рамках Арктики важно рассмотреть исторические аспекты формирования межгосударственного сотрудничества.

История формирования арктических взаимоотношений различных стран хорошо отражена в таком явлении, как Международные полярные годы (далее — МПГ). Это межстрановое взаимодействие и сотрудничество, направленное на расширение комплексных исследовательско-экспедиционных направлений деятельности в полярных регионах. Так, на сегодняшний момент можно выделить четыре Международных полярных года.

Истоки первого мы находим ещё в 1875 году: тогда австрийский учёный Карл Вайпрехт занимался углубленными исследованиями в области полярных регионов, и именно он стал инициатором проведения первого Международного полярного года. Позиция учёного заключалась в необходимости сотрудничества разных стран и объединения национальных усилий с целью скоординированного изучения Арктики. В течение семи лет (к 1882 году) был организован первый МПГ — в нём приняли участие двенадцать стран, включая Россию. Совместными усилиями было организовано 12 станций в Арктике и 2 в Субантарктике. Кроме того, были открыты ещё 6 дополнительных метеорологических станций на побережье полуострова Лабрадор. Из упомянутых двенадцати станций две приходились на Россию — они были расположены в устье Лены и на Новой Земле. Работа открытых станций заключалась в постоянном мониторинге метеорологических, магнитных и астрологических показателей, в том числе в наблюдении и изучении полярных сияний. Проводимые исследования стали поводом для сближения стран-участниц, объединённых с того момента общими интересами в области научно-исследовательского сотрудничества [1].

Второй МПГ был проведён в 193233 годах. Он был направлен на организацию дополнительных исследований (помимо тех, что проводились в рамках первого МПГ). В частности, учёные занимались сбором данных о солнечной радиации, атмосферном электричестве, магнетизме, изучали океан и проводили ряд других исследований. В этот раз в МПГ участвовало уже 44 страны.

За те пятьдесят лет, что прошли с момента первого МПГ, в России (СССР) было открыто более 100 метеостанций. Кроме того, к началу 1932 г. были организованы дополнительные тринадцать полярных станций. Организация второго МПГ была приурочена к «круглой» дате с проведения прошлого — 50 лет. Главной структурной целью проводимых исследований стала возможность точного прогнозирования погодных условий с целью обеспечения безопасного перемещения морского и воздушного транспорта [10].

Третий МПГ, а точнее МГГ (международный геофизический год 19571958 гг.), был в большой степени посвящён изучению геофизических процессов. Так, его наступление совпало с активным развитием радиоэлектроники, а также систем, позволяющих организовывать обмен данными между различными станциями. Все это стало поводом для расширения исследовательского потенциала и соответствующего проведения более обширных исследований. На Советский Союз приходилось 33 арктических полярных станции, а всего в мире тогда насчитывалось 500 научных станций. Так совпало, что сначала СССР, а потом США в момент проведения третьего МПГ запустили в космос первые искусственные спутники, положившие начало прямым исследованиям верхних слоёв атмосферы и космического пространства [8].

Четвёртый МПГ был проведён в 20072008 гг. Его проведение было осуществлено при помощи Международного совета по науке в сотрудничестве с Всемирной метеорологической организацией. Главной целью четвёртого МПГ стала организация крупнейшего в истории исследования Арктической территории; в частности, затрагивались вопросы сразу одиннадцати областей наук — от изучения полярной атмосферы до биоразнообразия вод. На основе проведённых исследований, в которых участвовало уже более 60ти стран (общее количество исследователей превышало 50 тыс.), в 2011 г. был опубликован отчёт «Понимание полярных проблем Земли: Международный полярный год 2007–2008», в рамках которого было произведено обобщение вклада учёных в изучение Арктики. Кроме того, в 2008 году в Санкт-Петербурге была проведена открытая научная конференция, организаторами которой выступил The Scientific Committee on Antarctic Research (SCAR) и The International Arctic Science Committee (IASC). Она длилась четыре дня, в течение которых исследователи демонстрировали результаты проведённых наблюдений, а также затрагивали перспективы дальнейшего изучения Арктики и Антарктики [9, 11].

Таким образом, учитывая исторический контекст, МПГ является довольно важным событием, позволяющим в разные периоды аккумулировать совместные силы в области исследования полярных регионов; высокая интеграция государств в таком случае является поводом для совместной организации научных исследований и получения независимых комплексных данных в рамках изучаемых вопросов.

Возвращаясь к вопросам положения России в Арктике, важно затронуть тему некоторого ослабления её влияния. Так, начиная с конца 1980-х годов и вплоть до начала 2000-х протекающий в нашей стране кризис довольно сильно повлиял на место России в Арктики. Наблюдающийся экономический спад, резкое сокращение финансирования военной отрасли, а также параллельно протекавший серьёзный социальный кризис привели к совокупной деградации многих населённых пунктов и снижению экологического контроля в рамках арктического региона. Кроме того, сокращение финансирования многих областей деятельности привело к структурному снижению количества проводимых арктических исследований
(как чисто научных, так и экспедиционных). Последствия резкого сокращения финансирования сказываются на положении России вплоть до текущего момента (структурное снижение исследовательских показателей). Стоит отметить, что, например, на момент 2014 года удельный вес всех производимых наукоёмких видов деятельности организаций, приходящийся на Арктический регион, составлял 0,17%; к 2020 году величина данного показателя упала до 0,05 %. В целом его динамика представлена на рис. 1.

РИС. 1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ВСЕХ ПРОИЗВОДИМЫХ НАУКОЁМКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИХО- ДЯЩИХСЯ НА СУХОПУТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ (СОСТАВЛЕНО АВТОРАМИ) [14].
На современном этапе чётко сформировались определённые отечественные интересы в области обеспечения единой государственной арктической политики, направленной не только на разработку стратегии осуществления деятельности, но и на усиление основ законодательного нормотворчества в области регулирования течения социально-экономических процессов и использования природных объектов (со стороны государства была сформирована Cтратегия развития Арктики до 2035 года, в рамках которой основной упор отводится формированию системы национальной безопасности и соблюдения интересов РФ, а также структурного развития Арктики) [13]. Помимо прочего, особенно важными в данном контексте выступают проблемы обеспечения комплексных научных исследований, основанных на охране и использовании природных ресурсов в государственных целях [2]. В то же время, несмотря на высокую потребность государства в проведении научных исследований, можно отметить структурную нехватку кадров для обеспечения развития субъектов Арктической зоны России (входящих в неё регионов). В частности, на момент 2020 года, на весь регион приходилась нехватка специалистов, имеющая следующее соотношение (рис. 2.).

РИС. 2. ПОТРЕБНОСТЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КАДРАХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ (СОСТАВЛЕНО АВТОРАМИ) [13, C. 195].
Важно отметить, что в качестве центральной темы исследований в Арктике выступают происходящие климатические изменения. Ими обуславливается течение процессов, связанных с изменением состояния морских и прибрежных экосистем, а также функционирования хозяйственных субъектов в области осуществления работы на Северном морском пути. Климатические изменения являются важным фактором, определяющим текущее состояние ледяного покрова в данных экосистемах.

В течение последних лет исследователи неоднократно отмечали факт уменьшения толщины ледяного покрова в части арктических морей, однако можно заметить, что фиксированные климатические аномалии связаны в первую очередь с природной изменчивостью, а не влиянием человеческого фактора. Несмотря на это, вопросы загрязнения Арктической зоны (а именно морей), выступают в качестве центральных дискуссионных. Так, в исследовании Липиной С.А. и Ламова П.Ю. отмечается, что протекающие в рамках Мирового океана климатические процессы могут привести к негативным последствиям, что подчёркивается влиянием человека на данные территории. В работе авторов отмечается, что более 200 тыс. биологических видов находятся в опасности, связанной с климатическими изменениями [5, c. 210]. В целом, подчеркивая значимость этого вопроса, можно отметить, что совместные усилия государств, в частности, отражённые в рамках Целей устойчивого развития, сформированных со стороны ООН, направлены на реализацию первостепенных задач. Они сводятся к снижению человеческого воздействия на загрязняемость морской среды обитания с дальнейшей минимизацией факторов закисления океана и к развитию межгосударственного сотрудничества, в том числе и по вопросам климатического управления.

Возвращаясь к теме возникновения климатических аномалий, важно подчеркнуть, что огромным недостатком является факт отсутствия установления единого мнения по данному вопросу даже после проведённых в период Международного полярного года исследований.

Сегодня существует множество моделей математического анализа океанологических процессов (с учётом разного охвата деятельности); в тоже время можно отметить недостаток натуральных данных, которые должны закладываться в данные модели. Это актуализирует необходимость восстановления постоянных мониторинговых процессов в регионе Арктического бассейна, в том числе осуществляемых из космоса [12].

Несмотря на активную поддержку современных принципов международной климатической повестки, технические аспекты деятельности России в рамках Арктики можно охарактеризовать как недостаточно современные. Например, в рамках переговоров с Европейским Союзом, проводимых на основании вопросов углеродного налога, Российская Федерация должна использовать достаточно значимые доказательства, собранные признанной в рамках международных стандартов системой контроля выбросов в атмосферу. Однако для этого, в первую очередь, необходимо сформировать специальную полигональную систему измерения.

На современном этапе, в рамках международного сотрудничества возникает особое понимание необходимости ориентации на изучение Мирового океана, поскольку именно он выступает основным источником не только текущих проблем, но и способов их преодоления. Однако сегодня отсутствуют какие-либо доказательные научные исследования в области примерной стоимости карбонной ёмкости экосистем арктических и субарктических морей Российской Федерации на примере растворённого органического вещества (РОВ). Оно выступает в качестве основного ёмкостного объекта, обеспечивающего бессрочное захоронение значительных объёмов атмосферного углерода в рамках арктических и субарктических морей Российской Федерации.

Кроме того, судя по данным национального кадастра антропогенных выбросов, Российская Федерация выступает неттоэмитентом в области парниковых газов (что фактически делает её потенциальным плательщиком налога на выбросы); однако существующие в рамках Северного Ледовитого океана резервы дают возможность сменить данный статус на неттопоглотителя и формировать захоронения выбросов [4].

Мировой океан выступает в качестве важнейшего регулятора текущего количества СО2 в атмосфере, поскольку он выступает поглотителем миллиардов тонн выбросов в год за счёт осуществляемого фотосинтеза со стороны водорослей. Кроме того, с позиции Российской Федерации, большая часть стоков должна быть подвержена депонированию для последующего захоронения атмосферного углерода в системе океанов, что диктуется преимуществом высоких и средних широт в области поглощения. Низкоширотные же моря являются источником выработки СО2.

Вышеизложенная особенность выступает в качестве значительного преимущества — она характерна для второго из перечисленных океанических резервуаров углерода — растворённого и взвешенного органического вещества. Данное вещество вырабатывается за счёт деятельности фитопланктона, большая часть которого генерируется в рамках апвеллингов (апвеллинг — явление подъёма глубинных вод океана к поверхности), в том числе и за счёт выноса органики практически со всей территории Российской Федерации в северные и дальневосточные морские воды.

Исследования текущих лет стали основой формирования предположений о довольно сильной недооценке Мирового океана как поглощающего углерод объекта, в частности, в арктической климатической зоне. Учёные из Вудсхолского океанографического института на основе моделирования смогли выяснить, что океан фактически вдвое больше поглощает углерод, чем это было известно ранее [7]. Предшествующие исследования, проводимые со стороны швейцарских специалистов, подчёркивали, что в период с 1994 по 2007 год Мировой океан поглотил более 34 млрд тонн углекислого газа — это составило чуть более 30 % от мирового объёма выбросов углекислого газа. Примечательным фактом является то, что Охотское море, расположенное на территории Российской Федерации, имеет углеродную ёмкость в пределах 2 гигатонн органического углерода (что в эквиваленте СО2 составляет около 7 гигатонн). Такие объёмы суммарно превышают существующие совокупные показатели арктических морей, расположенных в пределах России. Иными словами, возможности использования Охотского моря делают Российскую Федерацию неттопоглотителем [16].

Таким образом, учитывая входящие в состав России холодные моря Северного Ледовитого и Тихого океанов, расположенные в приарктической и арктической зонах, можно подчеркнуть конкурентное преимущество Российской Федерации на фоне других стран в рамках международных углеродных взаиморасчётов: данный факт подчеркивает высокую предельную возможность в ёмкостном заполнении данных резервуаров выбросами углерода.

Помимо прочего, в рамках этой темы необходимо отметить высокую известность течения физико-химических процессов, происходящих при поглощении и трансформации неорганического углекислого газа Мировым океаном. С позиции проблематики можно отметить сложность точного измерения процессов фильтрации атмосферного углерода в рамках отдельных участков. Сегодня главной проблемой становится именно оценка накопленных запасов растворённого углерода и экономический подсчёт полной углеродной ёмкости представленных углеродных резервуаров. Данная проблематика является следствием недостаточного количества проводимых в данной области исследований геохимических и биохимических процессов, происходящих на территории морей Северного Ледовитого океана в рамках течения углеродных циклов [16].

С этой позиции дальнейшие исследования этих вопросов с целью проведения комплексной оценки и внедрения систем мониторинга текущего состояния ёмкости представленных углеродных резервуаров становятся приоритетными направлениями деятельности отечественных исследователей, что обуславливается также актуальностью надвигающихся климатических проблем (а также текущей климатической международной повесткой), которые могут оказать решительное влияние на процесс обеспечения социально-устойчивого экономического развития Российской Федерации.

Создание углеродных захоронений предполагает реализацию ряда практических мер, связанных с разработкой собственной методологии и технологии извлечения углекислого газа с целью общего снижения количества выбросов СО2, в том числе из части вырабатываемых за счёт отечественной промышленности. Здесь важно сформировать определённую группу компаний, ответственных за разработку и реализацию данного проектного направления [6].

Использование морей Северного Ледовитого океана Российской Федерации в качестве мест захоронения СО2 является довольно перспективным и в то же время ключевым направлением деятельности государства в области следования международным целям по борьбе с выбросами парниковых газов. Имеющийся потенциал может раскрыться в виде главного структурного преимущества России на фоне других участников международных климатических процессов. В частности, за счёт внедрения методов извлечения углерода в Северном Ледовитом океане Россия сможет сократить количество выбросов, производимых со стороны расположенных в Арктической зоне компаний. Кроме того, изложенные процессы имеют также научно-воспроизводственный и экономический потенциал развития.

Проведение комплексной оценки с последующим моделированием и утверждением секвестрации углерода в морях Северного Ледовитого океана может стать способом разрешения споров относительно занимаемого Российской Федерацией положения в области поглощения (или выработки) углерода. Причём с позиции депонирования СО2 можно выделить широкий потенциал осуществляемых направлений деятельности, что также подчеркивает необходимость закрепления положения России на международной арене в качестве главного «поглотителя» углерода.

Кроме того, на основе проведенного анализа можно заключить, что социально-экономические проблемы Арктической зоны в Российской Федерации отмечаются недостаточной степенью разработанности. В целом проводимые со стороны государства исследования имеют разобщённый характер, что не позволяет сформировать комплексное представление об итоговых предельных возможностях этого региона (помимо прочего, можно отметить снижение исследовательского потенциала, сопровождающееся нехваткой кадров в рамках Арктической зоны). Данная ситуация требует учёта как природно-биологических направлений дальнейшей деятельности, так и текущих последствий осуществления хозяйствования на территории Арктики с позиции благосостояния нации в контексте её здоровья (а именно, состояния окружающей среды, влияния на демографию, заболеваемость и ряд других). Причём особое внимание стоит уделить, в первую очередь, гражданам, проживающим на территории отечественной Арктической зоны, а также коренному населению Арктики, число которого во всей структуре населения региона составляет всего 5 % [15, с. 28; 17].

Таким образом, в качестве приоритетных направлений исследований в Арктической зоне Российской Федерации на ближайшую перспективу можно выделить следующие:

1.  Проведение объективной оценки влияния современных изменений в области климата на процессы, протекающие в Арктической зоне и Северном Ледовитом океане.
2.  Изучение состояния ледяного покрова в Центральном полярном бассейне и на трассе Северного морского пути с обоснованным расчётом ближайших прогнозов его состояния.
3.  Восстановление системы постоянных гидрометеорологических наблюдений в Северном Ледовитом океане.
4.  Разработка программы изучения и перестройки морских и береговых экосистем в условиях меняющегося климата.
5.  Формирование программы рационализации использования биологических ресурсов, предполагающей также охрану редких и исчезающих представителей местной фауны.
6.  Разработка Комплексной программы социально-экономического развития территорий Арктической зоны России.
7.  Разработка и дальнейшая реализация программы по социально-экономической защите коренных народов Арктической зоны России.
8.  Организация общедоступных баз данных, основанных и создаваемых в интересах единой системы мониторинга и информационного обеспечения в рамках Арктической зоны России.
9.  Моделирование и последующая оценка углеродной ёмкости акваторий Северного Ледовитого океана с проработкой возможности их использования в качестве места захоронения атмосферного углекислого газа.
10.Формирование комплекса мест захоронения СО2 с целью проведения естественно-научных исследований на территории морей Северного Ледовитого океана, а именно геохимических и биохимических процессов на стыке протекания углеродных циклов (так называемых «морских карбоновых полигонов и ферм»).

На основании вышеизложенного, по мнению авторов, было бы важно провести по инициативе Российской Федерации, выступающей в роли Председателя Арктического совета, организацию нового Международного полярного года в 2022 году в честь 140-летия с момента первого МПГ. Это позволит объединить усилия в области изучения возможностей поглощения углерода и сформировать особый научно-исследовательский потенциал, занимающий в текущем контексте довольно значимую роль.
ЛИТЕРАТУРА
1.  Антонов Ю.К. На острове Сагастырь — 130 лет назад // Наука и техника в Якутии. 2012. № 2 (23). С. 3437.
2.  Быковский В.К. Арктическая зона Российской Федерации: правовой режим развития, обеспечения безопасности, охраны природы, защиты национальных интересов / Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2019. № 1. C. 8896.
3.  Жуков М.А., Крайнов В.Н., Телеснина В.М. Основные принципы выделения арктической зоны Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 1. С. 8289.
4.  Карманова А.А. Экологические проблемы Российской Арктики // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. № 4. C. 4448.
5.  Липина С.А., Ламов П.Ю. Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем: полярный фактор // АиС. 2021. № 45. С. 209228.
6.  Малышков Г.Б., Лебедев А.П. Устойчивое развитие и промышленная политика: взаимосвязь понятий в современной экономике // StudNet. 2021. № 4. С. 116.
7.  Море поглощает углекислый газ [Электронный ресурс] // URL: https://sochint.ru/morepogloschaetuglekislyygaz/ (дата обращения: 20.01.2022).
8.  Николаев М.Е. Россия и третий Международный полярный год // Современная Европа. 2006.
№ 4 (28). С. 5156.
9.  Паркинсон А., Хасси Юхани Международный полярный год и арктическая инициатива общественного здоровья // Экология человека. 2008. № 2. C. 36.
10.    Пешина Э.В., Захаров А.С. Этапы и виды международного сотрудничества в Арктике // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 132. С. 625630.
11.    Рейкьявикская декларация по случаю IV Министерской сессии Арктического совета [Электронный ресурс] // URL: https:// oaarchive.arcticcouncil.org/bitstream/handle/11374/89/MM04_Reykjavik_Declaration_Rus. pdf?sequence=6&isAllowed=y (дата обращения: 18.01.2022).
12.    Седова Н.Б., Кочемасова Е.Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия // ЭКО. 2017. № 5 (515). С. 160171.
13.  Стратегия развития Арктики до 2035 года утверждена [Электронный ресурс] // URL: https://www.arctic2035.ru (дата обращения: 18.01.2022).
14.  Удельный вес инновационной деятельности в Арктической зоне РФ [Электронный ресурс]
// URL: https://fedstat.ru/indicator/51650 (дата обращения: 19.01.2022).
15.  Успехи и слабости политики России в Арктике [Электронный ресурс] // URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/rus_laruelle_ arctique_2020.pdf (дата обращения: 21.01.2022).
16.  Ширкова Е.Э., Ширков Э.И., Маснев В.А. Арктические и субарктические моря России как крупный резервуар стока, депонирования и захоронения атмосферного углерода // Вестник КамчатГТУ. 2018. № 43. C. 109118.
17.  Щитинский В.А., Минина М.В. Проблемы управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 6 (114) С. 7787
PRIORITY AREAS OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT FOR CONDUCTING FUNDAMENTAL AND APPLIED SCIENTIFIC RESEARCH IN THE INTERESTS OF THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC. SCIENTIFIC RESPONSE TO CLIMATE CHALLENGES

KEY WORDS

ABSTRACT


The article discusses basic and applied scientific research in the Arctic zone of the Russian Federation, including the background (how, when and by whom the previous International Polar Years were held). In particular, it looks at subsoil use, the use of coastal waters of the seas and oceans, opportunities for carbon storage, the ecological development of industry, the economic importance of the region through the Northern Sea Route, and the possible political benefits for Russia. It explores how important it is to build international cooperation – the solution is to organise a new International Polar Year in 2022 to celebrate the 140th anniversary of the first IPY and to forge closer cooperation among interested countries in exploring a range of issues. In addition, the paper proposes a comprehensive assessment followed by modelling of carbon sequestration in the Arctic Ocean seas, which could be one way to resolve disputes and set up offsets for carbon uptake (or production) by the Russian Federation.

DOI: 10.51823/74670_2022_1_30
Скачать PDF