Арктический регион привлекателен богатой сырьевой базой и огромным потенциалом развития. Однако многие задачи развития этого региона, сформулированные на законодательном уровне, невозможно или крайне трудно решить с помощью существующих кадров.
ПроблемыВ настоящее время кадровая проблема в Арктике заключается в стремлении молодёжи переезжать в регионы с более тёплым и мягким климатом. При этом приток специалистов из других регионов в северные территории крайне низок. Сложная транспортная схема, отдалённость от центра, дороговизна авиабилетов и самого обучения наряду с невысоким уровнем базовой подготовки усложняют возможность повышать профессиональный уровень у молодёжи [1, 2]. Это основные факторы переезда молодых специалистов. Для самореализации и получения перспектив карьерного роста они отправляются в крупные города с более благоприятной климатической обстановкой.
При этом ежегодная кадровая потребность ведущих компаний в арктических регионах составляет около 60 тысяч человек. Значительная доля вакансий приходится на судостроение и обеспечение инфраструктуры Северного морского пути (далее — СМП). Низкая заинтересованность молодёжи и недостаточная квалификация специалистов усугубляют проблему дефицита кадров в Арктической зоне. Материально-техническая база учебных заведений зачастую не соответствует высоким требованиям работодателей, заинтересованных в определённых компетенциях выпускников. Квалифицированных профессионалов слишком мало, а выпускники техникумов и колледжей сейчас не хотят работать по специальности. В результате судоремонтным и судостроительным предприятиям остро не хватает электрогазосварщиков, судокорпусников, слесарей, ремонтников и монтажников. Строительным компаниям не хватает плотников, бетонщиков, операторов бульдозеров, катков, геодезистов. С отсутствием квалифицированных специалистов сталкиваются и портовики: нет докеровмеханизаторов, такелажников, крановщиков [3].
В Арктике появляется возобновляемая энергетика, развиваются беспилотные технологии в сфере транспорта, в горнорудной промышленности внедряются природоподобные технологии, развивается зелёное финансирование, и по всем этим направлениям нужны специалисты. Необходимые профессии можно подбирать согласно «Атласу новых профессий» Агентства стратегических инициатив. И очень важно согласование количества необходимых специалистов с ресурсным обеспечением проектов, которые предполагается реализовывать в АЗРФ [4, 5].
Перечислим главные проблемы профориентации в арктическом регионе:
- отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха;
- практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой;
- недостаточно глубокое знакомство учеников с миром профессий, рынком труда, и неприученность к труду;
- недостаточность внимания от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам;
- отсутствие разработки и функционирования единой, комплексной системы профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения;
- непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности [8].
РешенияНа территорию Крайнего Севера должны приходить ответственные люди, которые знают и понимают особенности местности, готовы и умеют работать в экстремальных условиях. Поэтому учащиеся учебных заведений должны получать общие знания о жизни в Арктике, вырабатывать практические навыки и умения для решения проблем в определённой сфере деятельности с учётом постоянно обновляемой информационной среды. Это может быть реализовано с помощью создания специальных мероприятий и площадок. Там учащиеся смогут получать нужную информацию о территории и условиях работы в Арктике. Также необходимо создание специальной программы профориентации молодёжи. Цель — повышение качества конструирования своего профессионального и личностного развития.
Профориентация — комплекс мероприятий для:
• подготовки молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда,
• поддержки молодёжи в процессах профессионального самоопределения и трудоустройства.
Система профессиональной ориентации — это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения граждан в интересах личности и общества в целом. Перспективами развития профориентации являются:
• интеграция деятельности субъектов профориентации в единую систему,
• обеспечение взаимодействия системы профориентации молодёжи с экономикой и социальной сферой региона в интересах кадрового воспроизводства,
• информационное обеспечение единой системы профориентации региона,
• кадровое обеспечение профориентационной деятельности.
В настоящее время понимание профориентации уже не может ограничиваться совокупностью мероприятий для школьников по ознакомлению со стандартным набором профессий и тестированию на предмет наличия тех или иных склонностей и способностей. Требуется создание системы профориентационной деятельности, которая помогала бы человеку, начиная с подросткового возраста, конструировать своё профессиональное и личностное развитие и облегчала бы вхождение на рынок труда. Профориентация молодёжи рассматривается в качестве деятельности по обеспечению кадрового воспроизводства, которое особенно актуально для дальнейшего развития российской Арктики [6].
Важная задача профессиональной ориентации — это полное, регулярное и доступное информирование школьников и других категорий населения о ситуации в экономике, на рынке труда, динамике спроса на профессии и компетенции. Профессиональная ориентация является многоплановым и непрерывным процессом формирования обоснованной долгосрочной карьерной траектории человека на основе:
• изучения профессий,
• диагностики личной профессиональной направленности,
• знаний о развитии и специфике региональной экономики и рынке труда,
• постоянного профессионального совершенствования.
Под воздействием многочисленных факторов рынок труда каждого региона находится в постоянном развитии, меняется динамика спроса на профессии и компетенции. Карьерное планирование, основанное на постоянном отслеживании происходящих изменений, поможет выстраивать гибкую стратегию трудоустройства, подстраивающуюся под требования спроса экономики на трудовые ресурсы и интересы личности. Успешные профессионалы обеспечивают качество человеческого капитала, формируют образ будущего страны и являются основой экономического роста и социальной стабильности российского общества [7].
Растущие объёмы производства и масштабные инвестиционные проекты Дальнего Востока и Арктики требуют значительного увеличения трудовых ресурсов. Развитие Арктики и Дальнего Востока будет обеспечено молодёжью, как наиболее мобильной, креативной, амбициозной социальной группой, готовой к преодолению трудностей, освоению нового и ориентированной на перспективный карьерный рост [9]. Выпускники университетов и колледжей, получившие образование по востребованным и новым профессиям в различных регионах России, потенциально готовы приступить к работе в Арктике и на Дальнем Востоке. Традиционно выпускники для работы на предприятиях в Арктической зоне и на Дальнем Вос- токе прибывают из более чем 20 субъектов РФ. Среди них — Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Республика Башкортостан, Новосибирская область и др.
Профориентация молодых людей, уже имеющих профессиональное образование по востребованным в Арктике и на Дальнем Востоке специальностям, позволит привлечь молодых специалистов и покрыть текущую потребность в кадрах. Очень важно вовремя направлять молодёжь на получение востребованных и важных профессий, а также помогать ориентироваться на рынках труда и образования.
Получение молодёжью профессий, востребованных в Арктике и Дальнем Востоке, будет способствовать снижению уровня безработицы, социальной отчуждённости и напряжённости, позволит повысить качество и уровень жизни, получить опыт профессиональной деятельности в передовых условиях.
Успешные проектыВ последние годы на федеральном уровне заметно повышение интереса к развитию Арктической зоны РФ, и Северный (Арктический) федеральный университет (далее — САФУ) пытается вести деятельность по устранению проблемы дефицита кадров. Для обеспечения кадрового воспроизводства по востребованным профессиям и специальностям требуется развитие системы профориентации.
Для осуществления профессиональной деятельности необходимо сочетание навыков и опыта работы с внутренними свойствами человека. Документально и визуально об этом сообщают данные дипломов, сертификатов, поощрений, отзывов и реализованные проекты. Необходимо создать системный подход к профориентации, который позволяет максимально точно выстраивать работу с молодёжью в определённом направлении под требования и особенности рынка труда. Также очень важно для студентов взаимодействие с работодателями, которые активно привлекают молодые кадры. Важнейшими субъектами профориентации являются:
• координационные совещательные и исполнительные органы,
• общеобразовательные организации и организации дополнительного образования,
• молодёжные центры,
• профориентационные центры при вузах и организациях среднего профобразования,
• органы и учреждения занятости,
• потенциальные работодатели, которые планируют создание рабочих мест на много лет вперёд, позволяя системе образования своевременно подстраиваться под профессиональные требования будущего [10].
На основе экспертного, консультационного и организационного опыта по результатам анализа профориентационной деятельности в Архангельской области и иных субъектах Российской Федерации, полностью или частично входящих в состав АЗРФ, был подготовлен комплект материалов для создания стратегии развития профориентации молодёжи в Архангельской области. Такая стратегия позволит:
• объединить деятельность субъектов профориентации в единую систему,
• создать инфраструктуры и правила их взаимодействия;
• обеспечить взаимодействие системы профориентации молодежи с экономикой и социальной сферой региона в интересах кадрового воспроизводства;
• создать информационное обеспечение единой системы профориентации региона.
Финансирование профориентации должно быть многоканальным и включать в себя средства:
• бюджетных ресурсов;
• Фонда президентских грантов;
• Проектного офиса развития Арктики;
• фондов поддержки социального предпринимательства и иных грантодателей;
• работодателей и инвесторов, заинтересованных в кадровом обеспечении производства;
• краудфандинговые механизмы.
Целями системы профориентации являются:
1. Обеспечение гарантий прав граждан на свободный выбор профессий и форм занятости.
2. Обеспечение гармонии между субъективными представлениями молодёжи о мире труда и объективными требованиями множества специальностей в рамках современных профориентационных мероприятий.
3. Всестороннее развитие личности молодых людей, нейтрализация деструктивных стереотипов о профессиях и видах занятий. Формирование комплекса универ- сальных и специфических навыков.
4. Сопровождение профессионального самоопределения молодых людей с учётом их потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации в Архангельской области и на рынке труда.
5. Укрепление взаимосвязей и взаимодействия между сферами образования, молодёжной политики и рынком труда.
6. Гармонизация рынка труда.
7. Обеспечение квалифицированными и конкурентоспособными кадрами организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области.
8. Капитализация человеческого потенциала Архангельской области с учётом специфики рынка труда Арктической зоны РФ, и предотвращение оттока абитуриентов и молодых специалистов в мегаполисы.
Достижение поставленных целей развития профориентации в Архангельской области должно привести к таким важным результатам, как:
• интегрирование деятельности субъектов профориентации в единую систему, контролировать которую будет Центр управления системой профориентационной деятельности;
• информационное обеспечение единой системы профориентации региона, для чего будет создан региональный профориентационный портал;
• разработка системы оценки эффективности профориентационной деятельности, что очень важно для приёма студентов в САФУ и Северный государственный медицинский университет (далее — СГМУ);
• формирование процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации «профориентологов», которые будут нормативно закреплены;
• создание образовательного, инфраструктурного и информационного ресурсов вузов Архангельской области — САФУ и СГМУ, которые могут стать «центрами превосходства» по своим ключевым направлениям подготовки, завязанным на реальный сектор экономики;
• обеспечение взаимодействия системы профориентации молодёжи с экономикой и социальной сферой, в котором помогает научно-образовательный центр «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».
Ведущей формой фиксации и поддержания профессионального самоопределения и развития студентов являются профессиональные пробы, стажировки. Они являются уникальной возможностью для студента приобрести практический опыт, развить профессиональные компетенции, приобрести важные полезные контакты и сделать первый шаг к построению своей карьеры. Достаточно полезными могут быть кейс-чемпионаты и чемпионаты профессиональных компетенций, реализуемые в форме организации практической деятельности студентов. Весьма привлекательными могут быть и площадки, интернет-порталы, где студент или молодой специалист может оставлять заявки на стажировки, выбирать программы стажировок с учётом работодателя, будущей профессии и личных интересов.
Также, в ходе проведения прикладной исследовательской работы, экспертами разработана универсальная для субъектов АЗРФ методология организации стажировок студентов, учитывающая лучшие отечественные и мировые практики механизмов и методик их проведения. Главные принципы методологии организации стажировок разработаны совместно с представителями органов власти в сфере образования, экономического развития и предпринимательства субъектов АЗРФ, экспертами организаций профессионального образования и работодателей, осуществляющих деятельность в АЗРФ [11].
Анализ данных о способах и механизмах организации стажировок в международной и российской практике позволил выделить отдельный формат организации стажировок студентов — создание универсальной цифровой платформы для размещения информации о стажировках. Популярные платформы в России — «Профстажировки 2.0», FutureToday, Сhangellenge, Grintern. Цифровой метод при- влечения студентов является инструментом реализации «программ практической подготовки, которые включают три стороны: студент, работодатель и организация профессионального образования».
По результатам практического применения методологии организации стажировок студентов на территории Архангельской области более 1000 студентов организаций профобразования приняли участие в отборе на стажировки в сфере производства, энергетики, финансов, здравоохранения, культуры и информационных технологий. По итогам отбора 50 студентов получили возможность пройти стажировки у 5 работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории АЗРФ.
Чтобы привлечь к работе в Арктике и подготовить к ней специалистов с универсальным набором компетенций, способных выполнять задачи в суровых природных условиях, нужно делать ставку на программы профориентации и специальных стажировок при условии сотрудничества вузов с ведущими госкорпорациями или крупными ресурсодобывающими компаниями.
Так, на базе крупных российских компаний — Газпром и ЛУКОЙЛ — созданы специальные классы для профподготовки эффективного кадрового резерва данных предприятий.
1 сентября 2021 года нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» открыла первый в округе профориентационный класс на базе Обдорской гимназии в Салехарде. Профобучение в классе «ЛУКОЙЛ» направлено на подготовку перспективного кадрового резерва для предприятий Компании, занимающихся развитием и реализацией проектов, связанных с нефтедобычей и освоением промыслов Заполярья. Образовательная программа корпоративного класса «ЛУКОЙЛ» реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Она направлена на получение углубленных знаний по предметам естественнонаучного цикла: математики, физики и химии. Кроме того, школьникам предлагаются элективные курсы по направлениям: «Основы нефтегазового дела», «Практикум по научно-техническому переводу», «Основы инженерной графики». Планируются занятия по дополнительным дисциплинам: технический английский, инженерная графика, введение в нефтегазовое дело и другим. Изучение предметов будет дополнено выездными экскурсиями на предприятия ТЭК, профориентационными тренингами и мероприятиями, организованными специалистами ООО «ЛУКОЙЛ Западная Сибирь». Плюс ко всему учащиеся профильного класса пройдут дистанционное обучение в центрах довузовской подготовки ведущих вузов России [12].
ПАО «Газпром» также особое внимание уделяет сотрудничеству с учебными заведениями как высшего, так и общего образования. «Газпромклассы» готовят выпускников, которым предлагается целевое обучение в вeдyщиx университетах cтpaны, в тoм чиcлe oпopныx вузах ΠAO «Γaзпpoм». Цель этого проекта — подготовить перспективный кадровый резерв из числа наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию учащихся через повышение качества образования, целенаправленную профессиональную ориентацию, сопровождение обучения в школах, а также вузах. Проект выполняет следующие задачи:
• формирование у учащихся школ представлений о ценности инженерного труда, ранняя профессиональная ориентация на инженерные профессии;
• ознакомление с историей, корпоративной культурой и перспективами развития ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, с нефтегазовым производством, с особенностями соответствующих специальностей и профессий, привлекая к этому и преподавателей ВУЗов-партнёров;
• мотивация учащихся для последующей работы в дочерних обществах, закрепление молодёжи в регионах деятельности дочерних компаний;
• повышение качества подготовки учащихся, обеспечивающей их конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, в том числе в ВУЗы-партнёры;
• подготовка учащихся по дисциплине «Технология», а также по дополнительным образовательным программам, имеющим целью трудовое воспитание;
• создание условий для развития творческих способностей учащихся, их личностного роста, профессионального самоопределения и самореализации через формирование ключевых компетенций.
«Газпромклассы» есть в 25-ти школах по всей России. За каждый класс отвечает какое-то одно дочернее подразделение ПАО «Газпром», определённый вуз и школа. В Санкт-Петербурге создано три «Газпромкласса». Это совместные проекты:
1) ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) и гимназии № 330 Невского района;
2) ООО «Газпром энергохолдинг», СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и гимназии № 426 Петродворцового района;
3) ООО «Газпромнефть НТЦ», СПбПУ и лицея № 82 Петроградского района.
Помимо общеобразовательной программы, в течение двух лет учащиеся изучают специализированные предметы: основы геологии, материаловедения и нефтегазового дела, математическое моделирование, прикладную физику и другие предметы. Так, помимо нефтегазовых дисциплин, в программе есть курсы по тайм-менеджменту, теории решения изобретательских задач, корпоративной этике и личностной эффективности, экономической и юридической грамотности [13].
Кроме того, для развития системы профориентации в Арктике Центром бюджетного мониторинга при Петрозаводском государственном университете разработан портал и профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока» [14].
Основная цель проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, заключается в формировании у школьников и студентов осознанного понимания возможностей построения престижной карьеры и успешной жизни в Арктике и на Дальнем Востоке с целью вовлечения их в реализацию масштабных арктических и дальневосточных проектов при помощи системы мероприятий по профориентации с использованием прогнозной информации.
Задачами этого проекта являются:
1. Создание раздела «Профориентация» на Интернет-портале «Кадровое обеспечение для развития Арктической зоны России», содержащего тесты для диагностики личностных и профессиональных склонностей, информацию о рынке труда Арктики и Дальнего Востока в инфографичной и доступной для пользователя форме.
2. Разработка динамических «профессиограмм» и интерактивного «барометра занятости» для территорий Арктики и Дальнего Востока, показывающих в инфографичной форме возможности трудоустройства.
3. Формирование рабочей группы представителей регионов-доноров молодых кадров для Арктики и Дальнего Востока по подготовке и проведению профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» (далее — Урока).
4. Разработка типовых методических рекомендаций для педагогов по подготовке и проведению Урока.
5. Проведение Урока с участием молодёжи из регионов-доноров молодых кадров для Арктики и Дальнего Востока.
6. Подведение итогов реализации проекта «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»
Кроме этого, на базе Российского государственного социального университета (РГСУ) создан Центр подходящей работы (ЦПР), где можно узнать актуальные новости арктического рынка труда, познакомиться со свежими вакансиями в северных регионах, изменениями в законодательстве для предпринимателей в Арктике.
Проект «Центр подходящей работы» реализуется совместно РГСУ и ЭЦ ПОРА [15]. Цель проекта — наладить коммуникацию между потенциальными работодателями Арктической зоны и кандидатами на вакансии. В отличие от многочисленных сайтов поиска работы в рамках проекта предусмотрена возможность предварительного тестирования и профориентации предполагаемого кандидата, а также перепрофилирование и повышение квалификации работников.
В связи с экономическим кризисом и новым опытом, обретённым специалистами и работодателями во время карантина, заметно изменится конфигурация рынка трудоустройства. На неё будут влиять две основные тенденции:
1) квалифицированные специалисты из столичных городов, особенно молодые, а также выпускники вузов начнут проявлять повышенный интерес к вакансиям в новых центрах экономического развития страны;
2) переход некоторых сфер трудовой деятельности в онлайн-режим (временный или постоянный).
Работа в Арктике предполагает не только более высокую зарплату, чем в Центральной России, но и возможность испытать себя в нестандартной жизненной ситуации, отдав предпочтение вакансии в одном из арктических регионов. Территории опережающего развития (ТОР) активно возникают в АЗРФ, а создание в Мурманской области ТОР «Столица Арктики» положило начало крупным инвестиционным проектам, для реализации которых требуются работники разного профиля.
Таким образом, совершенствование системы профориентации молодёжи в регионах АЗРФ необходимо для обеспечения её соответствия:
• современным установкам молодых людей на многовекторное, непрерывное профессиональное развитие,
• интересам работодателей, в том числе инвесторов, в привлечении на имеющиеся и вновь создаваемые рабочие места квалифицированных работников, мотивированных к высокопроизводительному труду,
• заинтересованности регионов АЗРФ в своевременном кадровом обеспечении экономики и социальной сферы.
Программы учебно-производственных практик и стажировок наилучшим образом связывают академические знания студентов с практическими компетенциями, востребованными на предприятиях. А развитие системы привлечения выпускников к работе компаний, расположенных и осуществляющих свою деятельность на территории региона, во многом зависит от профориентации и практического знакомства с профессиональной деятельностью.