НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ДЕТИ ЗЕМЛИ»)

АННОТАЦИЯ


Статья посвящена описанию народных традиций формирования экологической культуры народов северных и арктических регионов. Дана оценка и определено значение этих традиций для современного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья на примере реализации эколого-просветительского проекта «Дети Земли». Приведены результаты тестирования детей, обучавшихся в рамках этого проекта в трёх школах-интернатах Ленинградской области.
С двадцатого века экологическая ситуация в мире начала стремительно ухудшаться по многим причинам, одной из которых, по общепризнанному в последнее время мнению, является недостаток знаний и не сформированное экологическое сознание населения. Учёные выделяют два пути решения экологических проблем: первый — технологический реформизм без вмешательства в социальные институты, и второй — изменение мировоззрения. Следует признать, что первое невозможно без второго, поэтому экологическое образование должно стать одним из приоритетных направлений развития.

Согласно B.А. Сластёнину: «Экологическое воспитание включает в себя усвоение ведущих идей, основных научных понятий и фактов, на базе которых осуществляется оптимальное функционирование системы «человек — общество — биосфера»; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека...» [1].

Как можно заметить из определения, упор делается прежде всего на знания. При этом экологическая воспитанность становится «побочным продуктом» [2] экологического просвещения. На самом же деле такое формализованное отношение приводит к тому, что дети и подростки получают знания, но не могут связать их с собственной жизнью; не знают и, тем более, не умеют правильно взаимодействовать с миром природы [3]. Поэтому первый необходимый аспект, который нужно добавить к экологическому воспитанию, это формирование практических навыков.

Самым важным компонентом экологического образования должно являться формирование экологического сознания. «Экологическое сознание — это совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» [4].

В систему экологического образования положены следующие принципы: гуманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии [6].

Природа как объект уже представлена в современном образовании, но такое представление не формирует верного отношения к ней, поэтому необходимо менять тип отношений между человеком и природой с субъектно-объектного на субъектно-субъектный. В настоящей системе образования это невозможно, так как экологическое воспитание во многом носит формализованный характер: школьникам даются отдельные знания, не объясняющие их (знаний) связи с человеческим обществом. Практическая деятельность и взаимодействие с миром природы почти или полностью отсутствует [3, 6]. Ребёнку же необходимо понимать своё место в природе и то, как непосредственно он может на неё влиять.

Особенно это важно, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Социализация для этой группы является одной из важнейших потребностей, и удовлетворить её можно в том числе и через взаимодействие с природой [7]. Кроме того, обучение таких детей имеет ряд особенностей, так как их внимательность и способность усваивать информацию ниже, чем у обычных учеников, время концентрации на предмете короче, и возможность усваивать информацию исключительно по аудиальному каналу хуже [8]. Поэтому их важно вовлечь в процесс.

Чтобы процесс обучения стал более эффективным, необходимо задействовать разные механизмы и психологические факторы. Лекции должны сочетаться с семинарами, где учащиеся смогут показать свои навыки; практическими работами, позволяющими развить навыки, а также с командным выполнением проектов и творческой работой. Всё это будет развивать интерес школьников к занятиям и, следовательно — к самому предмету изучения.

Формальное образование не формирует интерес к этому предмету, который крайне важен для усвоения материала детьми [2, 8]. Если же занятия будут дополняться интерактивом, играми, творчеством и командной работой, то школьники будут активнее вовлекаться в процесс и легче усваивать информацию [2]. В этом случае стоит попробовать обратиться к народной педагогике, которая веками накапливала материал и методы обучения. Многие известные педагоги и психологи разрабатывали научные подходы к воспитанию подрастающего поколения с помощью народных традиций, в том числе К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и С.Т. Шацкий. В.П. Налимов, В.Е. Борейко, Г.Н. Молодон, Н.Б. Дуденко, В.И. Скутина и многие другие отечественные ученые исследовали важность народных традиций и обрядов в экологическом образовании [10].

В каждой культуре закладывается отношение человека к окружающему миру, в том числе и к миру природы. У северных народов, населяющих арктические регионы, это отношение всегда было бережным, поэтому в современном образовании, по нашему мнению, следует обращаться к их опыту. В связи с чем целью нашего эколого-просветительского проекта «Дети Земли» (реализуемого за счёт средств гранта губернатора Ленинградской области) было выявление возможности использования традиций народов, проживающих на северных и арктических территориях, и взаимодействия с природой для формирования экологической культуры детей и подростков с ДЦП, ментальными отклонениями и проблемами слуха.

В ходе экологического образования важно учитывать возраст обучаемого. Начинать этот процесс лучше с дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием тончайших оттенков родного слова» [11]. На разных этапах должны применяться разные средства (таблица 1). В старшем подростковом возрасте возможна лишь некоторая корректировка экологического сознания, но не его формирование [12].

ТАБЛИЦА 1. РОЛЬ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
В процессе обучения необходимо проводить тестирование, и желательно делать это дважды в год. Такой мониторинг позволит оценить не только знания и уровень экологической культуры школьников, но и эффективность образовательной программы, в которую при необходимости следует вносить коррективы [13]. В ходе работы важно соблюдать следующие принципы:

•  организовывать системный подход к рассмотрению любой проблемы,
•  выбирать простые и выразительные материалы,
•  дополнять занятия наглядностью и образностью традиционной культуры,
•  разбирать вопросы последовательно,
•  использовать сравнения и достаточное количество примеров,
•  учитывать возрастные и этнопсихологические особенности [14, 15].

В задачи нашего эколого-просветительского проекта «Дети Земли» входило:

•  выявить оптимальные условия эффективного использования народных традиций в формировании экологической культуры;
•  определить возможности использования народных традиций для формирования экологической культуры современного поколения;
•  изучить состояние проблемы в современной педагогической теории и практике;
•  изучить особенности организации педагогического процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
•  выявить сущность и содержание критериев сформированности экологической культуры школьников;
•  разработать научно-практические рекомендации по формированию экологической культуры подрастающего поколения через использование народных традиций, в том числе северных и арктических регионов.

По нашему глубокому убеждению, при формировании экологической культуры у подрастающего поколения необходимо учитывать влияние народной культуры, которая с детства окружает людей в виде сказок, пословиц и поговорок, а также традиций и образа жизни [8, 8]. Поэтому так важно выбирать из неё материалы, которые будут способствовать формированию экоцентрического сознания.
«Традиции народной экологии — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодействии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу, направленные на сохранение гармонии в природе» [16]. В рамках этих традиций вполне возможно приобщить детей к научным исследованиям, развить у них интерес к познанию природы, эмоциональную вовлечённость, способность к самоактуализации [16], а также сформировать их научные и мировоззренческие взгляды, познакомить с элементами народного творчества, демонстрирующими красоту природы, привлечь к сохранению природы родного края, сформировать умения наблюдать природные явления и применять эти знания в мероприятиях, направленных на охрану природы [17].

«И сельские жители, и горожане, в детстве мы любим родное наше небо, наши леса и парки, реки и пруды. Нас восхищают набухающие почки и опадающие жёлтые листья, цветы и ягоды, кузнечики и птицы. В детстве всё, на что падает твой взгляд, принадлежит тебе. И навечно. Старшие должны научить отрока не просто любоваться природой, но и хранить доверенный ему мир. Научиться по-хозяйски владеть им» [18]. Разные народности на протяжении веков вырабатывали систему воспитания, формирующую сознание. Многие философы, этнографы, педагоги и другие учёные подчёркивали, что у каждого народа за время его существования сформировались собственные модели воспитания и обучения [18]. В настоящее время отрасль педагогики, использующую этот опыт, называют народной педагогикой.

«Народная педагогика — это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках» [19]. Она помогает передать детям всё лучшее, что было накоплено веками: традиции, духовность и самобытность нации, а также показать, что в традициях разных народов есть много общего. Все люди на планете имеют общие цели и черты [19]. Всё это может обогатить духовные ценности общества.

Система воспитания в рамках народной педагогики охватывала всё: от овладения трудовыми навыками до знаний о мире и месте человека в нём. Ниже наибольшее внимание будет уделено именно той части народной педагогики, которая связана с экологической культурой.

В культуре большинства народов, в том числе населяющих северные и арктические территории России, издревле заложено бережное отношение к природе. Люди понимали, что полностью зависят от природы, поэтому старались беречь её. Ещё за много веков до появления термина «рациональное природопользование» человек старался использовать ресурсы так, чтобы их хватало на много поколений вперёд [20].

Диалог природы и человечества вёлся беспрестанно. Многими народами, и особенно северными, природа воспринималась как живое существо, которое может как помочь, так и покарать. Её уважали, и учили этому с детства. Поэтому так важно в процессе экологического воспитания обращаться к народным истокам [21].

Отношение к природе также является важной, если ни одной из важнейших, частей обрядовости и народного творчества. В сказках, былинах, песнях, а особенно в пословицах и поговорках отражается тот факт, что природу обожествляли, и потому считалось, что в её деятельность нельзя вмешиваться и нарушать существующие в ней связи [22, 23]. Очень важно передать это бережное отношение и современным детям. А объекты народного творчества могут стать прекрасным средством для достижения этой цели.

В последнее время к нашему народу возвращается национальная память: люди начинают вспоминать о фольклоре, народных промыслах, традициях и переосмыслять их. Конечно же, действительность за это время сильно изменилась, поэтому к каким-то фактам и материалам мы будем относиться как к истории, но даже в таком случае можно делать выводы касательно этичности и морали, а на этой базе уже будет возможно создавать новые традиции и объекты культуры.

Прекрасным средством воспитания, особенно младших школьников, являются загадки, которые с давних времён используются как образовательный и развивающий инструмент. Они помогают детям узнавать новое о животном и растительном мире, а также о явлениях окружающей среды. Кроме того, соревновательный момент дополнительно мотивирует учеников. А поэтичность и образность развивают чувство прекрасного [8, 8].

Пословицы также характеризуются образностью и красотой формулировок. При этом они несут в себе законченную мысль, поэтому будут интересны как младшим школьникам, так и подросткам. Пословицы воздействуют на чувства и помогают в формировании нравственности. Такую же роль играют и сказки, являющиеся кладезем информации, которая написана красивым образным языком. Но, самое главное, не зря говорится, что «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»: педагог может исподволь навести детей на мысль о том, что сказка — не просто весёлая история о приключениях, а нравственный урок. Именно через пословицы и сказки проще формировать нравственность детей [8, 8].

Народные знания отражаются в приметах. На их примере можно объяснить работающие в природе взаимосвязи и явления природы [24]. Преподавателю крайне важно критически относиться к выбираемому материалу, так как необходимо показать, что некоторые приметы в действительности не работают, сказать, что раньше люди не знали всей той информации, которой сейчас обладают учёные, и объяснить, как же всё происходит в природе на самом деле.

Особое внимание следует уделять практической части, то есть народному творчеству: через работу руками дети получают большое количество информации, учатся работать с разными, в том числе природными, материалами и активнее вовлекаются в процесс.

У каждого народа сложились свои отношения с природой. Одни из самых бережных характерны для малочисленных народов северных и арктических территорий.

Они очень сильно зависели от милости природы, поэтому для многих из этих народностей до сих пор остаётся повседневной практикой «очеловечивание» природы [25, 26]. Хотя северные народы не имели большого количества знаний, но они умели наблюдать и приспосабливаться к законам природы. Этих качеств очень не хватает современному человеку. Когда к людям вернётся осознание, что они являются частью природы, и на них действуют все её законы, а также что они несут ответственность за судьбу всего живого на земле и должны строить гармоничные отношения с природой, только тогда будет возможно преодолеть сложившийся экологический кризис.

Поэтому так важно с раннего возраста вести процесс экологического воспитания, в том числе на основе народных традиций [27]. Детям необходимо донести важность идеи дома (как малой родины, так и общего дома — Земли), всеобщей взаимосвязанности и важности труда в природоохранной деятельности. Всё это будет способствовать формированию нравственных ценностей ребёнка и поможет ему осознать свою связь с миром и место в нём.

Через народное творчество дети могут познакомиться с растениями и животными. Растения фигурируют во многих пословицах и поговорках. «Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет». Часть из них посвящена сохранению лесов в целом, другая часть — определённым видам. Также существуют и различные верования, связанные с растениями, которые в том числе также могли появляться из-за целебных свойств трав. Через народные верования можно рассказывать ученикам про растения, произрастающие на территории региона, их свойства, а также объяснять важность их сохранения и взаимосвязь растений и леса с другими природными объектами и субъектами.

Животные также часто фигурируют в сказках, пословицах, поговорках, загадках и подобных творениях, с помощью которых можно изучать разнообразие животного мира. Но ещё важнее уделять внимание тем объектам народного творчества, в которых показана взаимосвязь животных с природой и друг с другом: пищевые цепи, способы взаимодействия, среда обитания и т. д. Изучая их, нужно акцентировать внимание на том, что нарушение этих связей может привести к экологической катастрофе.

Важными чертами этнопедагогики является развитие творческих способностей у детей и формирование критического мышления [18, 19]. Дети не просто запоминают факты, они учатся находить взаимосвязи, сравнивать и анализировать, почему происходит то или иное явление. При реализации нашего эколого-просветительского проекта «Дети Земли» необходимо было учитывать, что дети с ОВЗ являются особой группой. «Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания» [28].

Следует отметить, что образование детей с ОВЗ является одной из важнейших задач, указанных в государственной политике, так как оно является основной возможностью их социализации [29]. Кроме того, это самая уязвимая и обделённая вниманием группа населения, хотя они являются такой же частью общества и оставляют такой же экологический след. Поэтому, с точки зрения важности формирования экологического сознания, они ничем не отличаются от других субъектов. Между тем, в процессе экологического образования этим детям редко уделяют внимание, и проблема формирования их экологического сознания является одной из самых актуальных и острых.
Преподаватель должен осознавать особые познавательные потребности этих детей, адаптировать под них программу, и постоянно контролировать, что эта программа работает — так как они часто отстают в развитии на один-два года от своих сверстников, а также имеют сложности с концентрацией и усвоением информации.

Таким детям следует давать информацию поэтапно, небольшими частями. Выполняться задания также должны последовательно, и в конце каждой части нужно обязательно проверять, усвоили ли ученики материал. Словесная подача информации с ними работает хуже, поэтому материал нужно доносить устно и письменно, а также использовать различные иллюстрации и наглядные объекты [30]. При работе с детьми с ОВЗ следует быть более лояльным, чем с обычными, не зацикливаться на мелких недочётах и в целом акцентировать внимание на их успехах, а не ругать за неудачи. Кроме того, необходимо проводить мониторинг и вносить коррективы в работу [31, 32, 33].

Согласно государственным стандартам, экологические цели:

a) должны быть согласованными с экологической политикой;
б) должны быть измеримыми (если это осуществимо на практике);
в) подлежат мониторингу;
г) должны быть доведёнными до работников;
д) должны актуализироваться подходящим образом» [34].

Экологическое образование является одной из целей образовательного стандарта Российской Федерации [34]. Поэтому в рамках реализации нашего эколого-просветительского проекта «Дети Земли» стояла задача разработать систему, результаты которой будут измеримыми и проверяемыми (что оценивается с помощью тестирования), мероприятия которой будут понятны для школьников и учителей, а также учитывать тенденции современного образования и возможность изменения методики с течением времени.

Для максимального вовлечения в процесс и усвоения материала проект проводился в несколько этапов:

1й этап: Тестирование школьников на уровень экологической грамотности и интерактивные экоуроки в школах Ленинградской области. Задача — привлечь внимание школьников к экологической ситуации и вызвать желание принять участие в её улучшении.
2й этап: Конкурс сказок и поговорок «Зелёное чудо — Земля». Конкурс призван привлечь внимание детей к традициям предков и бережному отношению к природе, издревле сформировавшемуся в России. Задача — закрепить полученные знания через практическую деятельность и мотивировать детей самостоятельно развивать экологическую сознательность.
3й этап: Театральная постановка «Мир с природой», которая призвана через искусство показать детям, как развивались отношения человека с природой с древности до наших дней, а также почему так важно её беречь.
4й этап: Запись видеоуроков, которые позволяют детям с ОВЗ самостоятельно ознакомиться с основными правилами экологичного образа жизни.
5й этап: Оценка результатов работы и получение обратной связи (анкетирование участников проекта).
Чтобы результаты работы были достовернее, она проводится в трёх школах-интернатах, расположенных на территории Ленинградской области: «Красные зори», Юкковская и Всеволожская (в четвёртом, в шестом, в восьмом и девятом классах). Данная выборка необходима для того, чтобы охватить детей с разными диагнозами и из разных возрастных групп (таблица 1), так как это влияет на построение учебного процесса.

Тестирование охватывает несколько аспектов: экологическую грамотность, сформированность экологического сознания и реализацию практических действий, что позволяет комплексно оценить уровень экологической культуры, а также знание народной культуры. В результате было выявлено, что около двух третей учащихся имеет средние и низкие показатели. Следует отметить, что с возрастом повышается экологическая грамотность и знание народной культуры, дети также активно участвуют в практической природоохранной деятельности, но при этом снижается их уровень экологического сознания и бережность по отношению к природе. Поэтому, чем раньше начнётся процесс экологического образования и воспитания, тем результативнее он будет.

Результаты тестирования представлены на рисунках 1, 2, 3.
РИСУНОК 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
РИСУНОК 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
РИСУНОК 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
В теоретическую часть включены следующие обязательные темы: циклическая экономика, рациональное использование ресурсов, цели устойчивого развития (ЦУР), экологичный образ жизни, народная культура этносов, проживающих на северных и арктических территориях России, а также темы, связанные с Ленинградской областью: природные особенности, флора и фауна, Красная книга, ООПТ и экологические проблемы. В практической деятельности при работе со старшими классами больший упор сделан на обсуждение, дискуссии, командную работу и решение кейсов. Со средними и с младшими — на рисование (волховская роспись, роспись финно-угорских народов), лепку, решение загадок и разбор сказок.

В процессе реализации проекта «Дети Земли» было отмечено, что дети активно вовлекаются в деятельность, перенимают характерные для наших предков привычки рационально использовать природу и формируют бережное отношение к ней. Итоговое тестирование показало, что уровень экологической культуры возрос по всем трём показателям.

Результаты итогового тестирования представлены на рисунках 4, 5, 6.
РИСУНОК 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
РИСУНОК 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
РИСУНОК 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Таким образом, полученные результаты итогового тестирования показали, что разработанная нами в процессе реализации эколого-просветительского проекта «Дети Земли» (за счёт средств гранта губернатора Ленинградской области) методика может активно использоваться в качестве дополнительного экологического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1.  Калмыков А.Ф. Введение в экологическую психологию [Электронный ресурс] // URL: ncdo.Levsha./ru/ecoPSY.
2.  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 576 с.
3.  Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. Новгород. 1994.
4.  Гагарин А.В. Преодоление формализма в экологическом образовании. Сущность формализма в экологическом образовании: статья в журнале — научная статья / Акмеология. Московская гуманитарно-социальная академия. 2003. С. 1924 [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17850301 (дата обращения: 20.12.2021).
5.  Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология. 2000. № 6. С. 813.
6.  Ивошина Т.Г. Эко-психологический подход к организации образовательной среды // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
7.  Дерябо С.Д., Ясвина В.А. «Экологическая педагогика и психология» // Ростов-на-Дону. «Феникс». 1996. С. 351427.
8.  Тарбаева В.М. Развитие экологической культуры в контексте национального опыта и традиций русской культуры: статья [электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitieekologicheskoykulturyvkontekstenatsionalnogoopytaitraditsiyrusskoykultury (дата обращения: 20.12.2021).
9.  Тарбаева В.М. Развитие экологической культуры в контексте национального опыта и традиций народной культуры (на примере культуры народов северных и арктических регионов) // Арктика 2035. 2020. № 1. С. 3350.
10.  Шаронова Е.Г. Народные традиции как фактор формирования экологической культуры личности / Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева — ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Г. Чебоксары. 2010. С. 180184 [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15240646 (дата обращения: 20.12.2021).
11.  Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 1998. № 6. С. 1926.
12.  Арсентьева В.П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста: автореферат канд. педаг. наук дис. М. 1998. 28 с.
13.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Олигофренопедагогика», «Специальная психология» / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Academia 2004. 159 с.
14.    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2000.
15.    Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Т. 4 М.: Педагогика. 19831986.
16.    Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы: статья в сборнике трудов конференции — Казанский (Приволжский) федеральный университет / «Эколого-географические проблемы регионов России» — материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к. г. н. Г.В. Обедиентовой. Отв. ред. И.В. Казанцев. 2016. С. 471473 [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.aspid=25478391(дата обращения: 20.12.2021).
17.    Скутина В.Е. Народные природоохранные традиции как продукт исторического развития / В.Е. Скутина // Неформальное экологическое образование детей. Киев. Н. Новгород: Просвещение. 1994. С. 4649.
18.    Терехова О.П. Народные праздники и обряды и их роль в нравственно-экологическом воспитании подрастающего поколения// Вестник Чувашского государственного университета — Чувашский государственный университет, 2011. С. 231237. [Электронный ресурс] // URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17338645& (дата обращения: 20.12.2021).
19.    Ашихмина Л.П. Теоретические и прикладные идеи этно-педагогики народов России. М.: Роспед-агентство, 1995. С. 486487.
20. Петрова Т.И., Петров С.С. Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов: статья / Cyberleninka [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviyaformirovaniyaekologicheskoykulturyuchaschihsyanachalnyhkaassov (дата обращения: 20.12.2021).
21. Боечко О.С. Народное творчество, традиции, как средство формирования экологической культуры детей: статья / Открытый урок [Электронный ресурс] // URL: https://urok.1sept.ru/ articles/516395
22. Тарбаева В.М. Развитие экологической культуры в контексте национального опыта и традиций славянской культуры // Биосфера. 2019. Т 11. № 2. С.410
23. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. Педагогика. 1998. С. 816.
24.   Боечко О.С. Народное творчество, традиции как средство формирования экологической культуры детей [Электронный ресурс] // URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82% D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/516395/ (дата
обращения: 20.12.2021).
25.  Винокурова И.Ю. Мифология вепсов: энциклопедия. Петрозаводск. Издательство ПетрГУ. 2015. [Электронный ресурс] // URL: http://resources.krc.karelia.ru/illh/doc/knigi_stati/vinokurova_enciklopedija.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
26.  Конькова О.И., Лаврентьева Л.С., Сакса Л.А. Коренные народы Ленинградской области. Санкт-Петербург. 2014. [Электронный ресурс] // URL: https://xnstb8d.xnp1ai/Portfolio/80/ (дата обращения: 20.12.2021).
27.  Поэтическое отношение к природе у древних славян: статья / Студми. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/1727101225155/kulturologiya/ poeticheskoe_otnoshenie_prirode_drevnih_slavyan (дата обращения: 20.12.2021).
28.  Мельник Ю.В. Социально-педагогические аспекты инклюзивного образовательного процесса: статья / Cyberleninka [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnopedagogicheskieaspektyinklyuzivnogoobrazovatelnogoprotsessa (дата обращения: 20.12.2021).
29.    Слепенкова Е.А. Обучение детей с ЗПР в начальной школе: статья / Дефектология. Проф [Электронный ресурс] // URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obuchenie_detej_s_zpr_v_nachalnoj_shkole/. (дата обращения: 20.12.2021).
30.    Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. ; под ред. Б.П. Пузанова. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 272 с.
31.    Ярных А.В., Речицкая Е.Г. Экологическое воспитание — средство развития учащихся с нарушениями слуха: статья в сборнике трудов конференции / Материалы II всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2020. С. 148152. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43884412& (дата обращения: 20.12.2021).
32.    Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М. 1999.
33.    Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 1995. № 2 Экологическая психология: тезисы 1й российской конференции (Москва, 35 декабря, 1996). М.: Психологический институт РАО. 1996.
34.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]
// URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS. NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

FOLK TRADITIONS OF ECOLOGICAL CULTURE FORMATION AND THEIR IMPORTANCE FOR THE MODERN EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES (ON THE EXAMPLE OF
THE ENVIRONMENTAL AND EDUCATIONAL PROJECT “CHILDREN OF THE EARTH”)

ABSTRACT


The article is devoted to the description of folk traditions of ecological culture formation of the peoples of the northern and Arctic regions. The importance of these traditions for the modern education of children with disabilities was assessed and determined on the example of the implementation of the environmental and educational project “Children of the Earth”.

DOI: 10.51823/74670_2022_1_80
Скачать PDF