«Традиции народной экологии — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодействии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу, направленные на сохранение гармонии в природе» [16]. В рамках этих традиций вполне возможно приобщить детей к научным исследованиям, развить у них интерес к познанию природы, эмоциональную вовлечённость, способность к самоактуализации [16], а также сформировать их научные и мировоззренческие взгляды, познакомить с элементами народного творчества, демонстрирующими красоту природы, привлечь к сохранению природы родного края, сформировать умения наблюдать природные явления и применять эти знания в мероприятиях, направленных на охрану природы [17].
«И сельские жители, и горожане, в детстве мы любим родное наше небо, наши леса и парки, реки и пруды. Нас восхищают набухающие почки и опадающие жёлтые листья, цветы и ягоды, кузнечики и птицы. В детстве всё, на что падает твой взгляд, принадлежит тебе. И навечно. Старшие должны научить отрока не просто любоваться природой, но и хранить доверенный ему мир. Научиться по-хозяйски владеть им» [18]. Разные народности на протяжении веков вырабатывали систему воспитания, формирующую сознание. Многие философы, этнографы, педагоги и другие учёные подчёркивали, что у каждого народа за время его существования сформировались собственные модели воспитания и обучения [18]. В настоящее время отрасль педагогики, использующую этот опыт, называют народной педагогикой.
«Народная педагогика — это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках» [19]. Она помогает передать детям всё лучшее, что было накоплено веками: традиции, духовность и самобытность нации, а также показать, что в традициях разных народов есть много общего. Все люди на планете имеют общие цели и черты [19]. Всё это может обогатить духовные ценности общества.
Система воспитания в рамках народной педагогики охватывала всё: от овладения трудовыми навыками до знаний о мире и месте человека в нём. Ниже наибольшее внимание будет уделено именно той части народной педагогики, которая связана с экологической культурой.
В культуре большинства народов, в том числе населяющих северные и арктические территории России, издревле заложено бережное отношение к природе. Люди понимали, что полностью зависят от природы, поэтому старались беречь её. Ещё за много веков до появления термина «рациональное природопользование» человек старался использовать ресурсы так, чтобы их хватало на много поколений вперёд [20].
Диалог природы и человечества вёлся беспрестанно. Многими народами, и особенно северными, природа воспринималась как живое существо, которое может как помочь, так и покарать. Её уважали, и учили этому с детства. Поэтому так важно в процессе экологического воспитания обращаться к народным истокам [21].
Отношение к природе также является важной, если ни одной из важнейших, частей обрядовости и народного творчества. В сказках, былинах, песнях, а особенно в пословицах и поговорках отражается тот факт, что природу обожествляли, и потому считалось, что в её деятельность нельзя вмешиваться и нарушать существующие в ней связи [22, 23]. Очень важно передать это бережное отношение и современным детям. А объекты народного творчества могут стать прекрасным средством для достижения этой цели.
В последнее время к нашему народу возвращается национальная память: люди начинают вспоминать о фольклоре, народных промыслах, традициях и переосмыслять их. Конечно же, действительность за это время сильно изменилась, поэтому к каким-то фактам и материалам мы будем относиться как к истории, но даже в таком случае можно делать выводы касательно этичности и морали, а на этой базе уже будет возможно создавать новые традиции и объекты культуры.
Прекрасным средством воспитания, особенно младших школьников, являются загадки, которые с давних времён используются как образовательный и развивающий инструмент. Они помогают детям узнавать новое о животном и растительном мире, а также о явлениях окружающей среды. Кроме того, соревновательный момент дополнительно мотивирует учеников. А поэтичность и образность развивают чувство прекрасного [8, 8].
Пословицы также характеризуются образностью и красотой формулировок. При этом они несут в себе законченную мысль, поэтому будут интересны как младшим школьникам, так и подросткам. Пословицы воздействуют на чувства и помогают в формировании нравственности. Такую же роль играют и сказки, являющиеся кладезем информации, которая написана красивым образным языком. Но, самое главное, не зря говорится, что «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»: педагог может исподволь навести детей на мысль о том, что сказка — не просто весёлая история о приключениях, а нравственный урок. Именно через пословицы и сказки проще формировать нравственность детей [8, 8].
Народные знания отражаются в приметах. На их примере можно объяснить работающие в природе взаимосвязи и явления природы [24]. Преподавателю крайне важно критически относиться к выбираемому материалу, так как необходимо показать, что некоторые приметы в действительности не работают, сказать, что раньше люди не знали всей той информации, которой сейчас обладают учёные, и объяснить, как же всё происходит в природе на самом деле.
Особое внимание следует уделять практической части, то есть народному творчеству: через работу руками дети получают большое количество информации, учатся работать с разными, в том числе природными, материалами и активнее вовлекаются в процесс.
У каждого народа сложились свои отношения с природой. Одни из самых бережных характерны для малочисленных народов северных и арктических территорий.
Они очень сильно зависели от милости природы, поэтому для многих из этих народностей до сих пор остаётся повседневной практикой «очеловечивание» природы [25, 26]. Хотя северные народы не имели большого количества знаний, но они умели наблюдать и приспосабливаться к законам природы. Этих качеств очень не хватает современному человеку. Когда к людям вернётся осознание, что они являются частью природы, и на них действуют все её законы, а также что они несут ответственность за судьбу всего живого на земле и должны строить гармоничные отношения с природой, только тогда будет возможно преодолеть сложившийся экологический кризис.
Поэтому так важно с раннего возраста вести процесс экологического воспитания, в том числе на основе народных традиций [27]. Детям необходимо донести важность идеи дома (как малой родины, так и общего дома — Земли), всеобщей взаимосвязанности и важности труда в природоохранной деятельности. Всё это будет способствовать формированию нравственных ценностей ребёнка и поможет ему осознать свою связь с миром и место в нём.
Через народное творчество дети могут познакомиться с растениями и животными. Растения фигурируют во многих пословицах и поговорках. «Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет». Часть из них посвящена сохранению лесов в целом, другая часть — определённым видам. Также существуют и различные верования, связанные с растениями, которые в том числе также могли появляться из-за целебных свойств трав. Через народные верования можно рассказывать ученикам про растения, произрастающие на территории региона, их свойства, а также объяснять важность их сохранения и взаимосвязь растений и леса с другими природными объектами и субъектами.
Животные также часто фигурируют в сказках, пословицах, поговорках, загадках и подобных творениях, с помощью которых можно изучать разнообразие животного мира. Но ещё важнее уделять внимание тем объектам народного творчества, в которых показана взаимосвязь животных с природой и друг с другом: пищевые цепи, способы взаимодействия, среда обитания и т. д. Изучая их, нужно акцентировать внимание на том, что нарушение этих связей может привести к экологической катастрофе.
Важными чертами этнопедагогики является развитие творческих способностей у детей и формирование критического мышления [18, 19]. Дети не просто запоминают факты, они учатся находить взаимосвязи, сравнивать и анализировать, почему происходит то или иное явление. При реализации нашего эколого-просветительского проекта «Дети Земли» необходимо было учитывать, что дети с ОВЗ являются особой группой. «Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания» [28].
Следует отметить, что образование детей с ОВЗ является одной из важнейших задач, указанных в государственной политике, так как оно является основной возможностью их социализации [29]. Кроме того, это самая уязвимая и обделённая вниманием группа населения, хотя они являются такой же частью общества и оставляют такой же экологический след. Поэтому, с точки зрения важности формирования экологического сознания, они ничем не отличаются от других субъектов. Между тем, в процессе экологического образования этим детям редко уделяют внимание, и проблема формирования их экологического сознания является одной из самых актуальных и острых.