По мнению авторов, корпоративный туризм меняется с каждым годом: появляются новые особенности и термины. В настоящее время очень распространена аббревиатура MICE, которая расшифровывается следующим образом: Meetings — переговоры; Incentives — программы и туры для мотивации персонала; Conferences — семинары, конференции; Exhibitions — пресс-туры, имидж-мероприятия. Из данных элементов особенно популярны выставочный туризм и туры для мотивации сотрудников [10]. Ежегодно возрастает внимание к Incentivesтуризму. Экологический корпоративный туризм помогает создать крепкие межличностные отношения, эмоциональные связи и приверженность сотрудников принципам своей компании. Выбирать вид корпоративного туризма следует исходя из целей развития команды и компании в целом.
Однако всё же необходимо учитывать, что эмоциональная разгрузка персонала — это не главная задача корпоративной поездки. Как правило, компании обозначают тему выезда. Например — образовательные мероприятия. В современном мире дополнительное образование, повышение квалификации крайне необходимы для того, чтобы специалист был в курсе новинок в сфере его деятельности. Ежегодно компании проводят выездные мероприятия: образовательные программы, тимбилдинги, конференции. Именно туризм является неформальным способом получения новых знаний и обмена опытом. Образовательный туризм представляет форму жизни и учёбы, которая способствует комплексному развитию человека.
Образовательные туры планируются исходя из предпочтений организации, которая организует корпоративную поездку. Компании с высоким рейтингом ESG обязательно учитывают социальные, эстетические, этические, культурные и экологические факторы. Окружающая среда обуславливает различные аспекты развития туризма, которые имеют различную ценность для образовательной корпоративной туристической деятельности.
Система обучения сотрудников в компании с высоким рейтингом ESG требует от них, кроме прочего, социальной ответственности. Организация системы экообучения направлена на изменение отношения работников к проблемам окружающей среды, на выработку экологического мышления и получения информации о возможных путях и методах снижения негативного воздействия на окружающую среду. В процессе обучения руководители приглашают различных специалистов, организуют экологические корпоративные поездки. Компании аргументируют это тем, что экологический тип мышления является базовым навыком современных людей. Ранее такое мышление считалось специализацией, а уже сейчас это обязательный и необходимый минимум. Молодым специалистам предстоит влиять на планету в ближайшем будущем, решать вопросы климатических изменений, истощения запасов природных ресурсов.
Для поддержания ООПТ существует так называемая партнёрская сеть. Она позволяет руководству ООПТ усиливать компетенции в различных направлениях, рационально распоряжаясь ресурсами. К категории партнёров относятся: коммерческие организации, некоммерческие исследовательские и музейно-выставочные центры, а также туристические операторы. При помощи партнёров можно улу шать, разрабатывать и продвигать туристические продукты.
Организуя путешествия по заказникам, заповедникам и другим живописным местам, представители крупных корпораций нередко замечают проблемы сохранения окружающей среды. Для решения таких проблем в числе прочего требуется должное финансирование. Бизнес берет на себя ответственность и совместно с благотворительными организациями реализует проекты по восстановлению и поддержанию окружающей среды в России. Всё больше компаний подключают своих сотрудников к добровольческим программам под своим именем и инвестируют в социально-экологические проекты и поддержку ООПТ. С 2011 года количество волонтёров в России выросло в несколько раз. Компания «Норникель» уже много лет проводит корпоративный экологический марафон «Понеслось!». Его организуют с целью формирования у сотрудников бережного отношения к территориям, на которых они живут. В этом проекте также принимают участие волонтёры корпоративной благотворительной программы «Комбинат добра» и активные граждане. Уникальность этого проекта заключается в том, что марафонцы активно отдыхают, создавая экопроекты. Победители получают денежный приз на командообразующие и благотворительные цели [11].
Компания «Норникель» поддерживает Повестку дня ООН в области ЦУР и является социально ответственной компанией, то есть работает, опираясь на факторы ESG [12]. Данная компания более десяти лет оказывает поддержку ООПТ: «Пасвик», «Полуострова Рыбачий и Средний», «Путоранский» и другие. Норникель поддерживает программы крупнейших заповедников страны по изучению и сохранению редких видов животных. В 2020 году компания стала организатором Большой норильской экспедиции. Группа учёных изучала экологическую среду полуострова Таймыр и впоследствии предоставила рекомендации по наилучшим сберегающим решениям для деятельности промышленных компаний в Арктической зоне. Большое внимание к области охраны окружающей среды связано с тем, что Норникель стремится снизить своё воздействие на водные объекты, атмосферный воздух, земельные ресурсы и обеспечить эффективное управление отходами. С этим связано и ежегодное участие в озеленении Норильска, Дудинки, Мончегорска, Заполярного и поселка Никель. Планы мероприятий по восстановлению территорий реализуются при помощи местных организаций и волонтёров компании [13].
В России существует достаточное количество компаний, которые думают о здоровом экологичном будущем своей страны. Они, учитывая ESG-факторы, ставят себе цели сохранить разнообразие природных биосистем и избежать или минимизировать проведение работ на ООПТ. Как и «Норникель», компании «Сбер», «Лукойл», «ВТБ», «Росатом», «Полиметалл» и другие ежегодно участвуют в различных программах по минимизации негативного воздействия на окружающую среду и животных. Если Норникель делает акцент больше на поддержку флоры, то ВТБ — именно на фауну. Совместно с WWF России (организация включена в единый реестр физических лиц и организаций, признанных иностранными агентами в РФ, деятельность признана Генпрокуратурой РФ нежелательной) компания «ВТБ» поддерживает проект, целью которого является сохранение редкого подвида животных — амурского тигра: оптимизируется территориальное планирование регионов обитания, борьба с браконьерством. Нельзя не отметить и Лукойл, который 11.02.2022 заявил о намерении в ближайшие три года выделить 30 миллионов рублей на увеличение численности сайгака в Северо-Западном Прикаспии [14].
Широкая природоохранная деятельность сказывается и на репутации компаний. Принимая участие в проектах, нацеленных на улучшение экологической ситуации в стране, компании автоматически притягивают пристальное внимание средств массовой информации. Корпоративный туризм и корпоративная волонтёрская деятельность помогают компании выигрывать значительное конкурентное преимущество и достигать высоких показателей рейтинга ESG.
Под воздействием внешних факторов экологический туризм изменяется. Планируется, что в будущем корпоративный туризм будет тесно связан с корпоративным волонтёрством. Компания «Сбер» постепенно внедряет такую практику. Люди готовы помогать безвозмездно и участвовать в экологических, социальных мероприятиях в регионах своего присутствия. У сотрудников есть одновременно прекрасная возможность посмотреть живописные места России и поучаствовать в благотворительных акциях, которые поддерживает компания «Сбер». Такое совмещение даёт не только возможность формирования корпоративной культуры, но и позволяет выполнить одну из главных задач всех передовых компаний — сохранить наше здоровое будущее путём поддержания окружающей среды.
Сейчас сотрудники таких организаций говорят о «зелёной» жизни на работе и дома. Большинство людей начинает изучать вопрос сохранения экологии тогда, когда они полностью интегрированы в социально ответственную компанию. Они перенимают экологически принципы и цели компании, начинают им следовать. Использование волонтёрских движений поможет осуществлять деятельность, как на постоянной основе, так и в рамках определённых проектов по поддержке экологических акций. Это сбор и утилизация мусора, участие в жизнеобеспечении отдельных видов животных, птиц и растений, сохранение и поддержание природно-климатических зон и отдельных ландшафтов.
По мнению авторов, в настоящее время экологический корпоративный туризм в России находится на стадии зарождения, и пока недостаточно изучено влияние данного вида отдыха на формирование корпоративной культуры персонала. Сейчас рано судить о значении его образовательной функции. Однако правильно подобранные мероприятия, которые проводятся с целью сплочения участников и образовательной деятельности дают гарантию высокой удовлетворённости персонала и его осведомлённости о социально ответственном развитии компании, а главное — о её ESG-трансформации и значении её деятельности для устойчивого развития страны и всего мира.