Жизнь НКО в моногородах Арктики

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В фокусе исследования национально-ориентированные (27) и социально-ориентированные (140) НКО 18-ти арктических моногородов. Был оценен объем выигранных средств арктическими некоммерческими организациями за последние 5 лет. Были определены моногорода-лидеры в формировании гражданского общества в Арктике (Норильск и Северодвинск). В ходе проведенного исследования сделан вывод о том, что Норильск является серьезным действующим субъектом гражданского общества в Арктике — по числу зарегистрированных социально-ориентированных НКО (32), по количеству привлеченных грантовых средств (свыше 60 млн рублей), по количеству получаемых грантов за последние 5 лет (31 грант). Также Норильск является истинно межнациональным арктическим городом — лидером по числу зарегистрированных национально-ориентированных НКО (12), город также занимает 1 место среди исследуемых моногородов по привлекаемым зарубежным трудовым мигрантам.


В 2021 г. Карельский научный центр РАН стал победителем конкурса проектов Российского научного фонда с темой «Институциональный инжиниринг моногородов Арктической зоны — модернизация и устойчивое развитие» [1]. Целью проекта стала разработка и оценка комплексного подхода к развитию моногородов в АЗ РФ на основе концепции «жизнестойкости арктических моногородов», или «Arctic resilience». Данный подход к развитию Арктики (Arctic resilience) официально был закреплен в Стратегическом плане Арктического Совета на 2021-2030 гг., принятом в Рейкьявике 20 мая 2021 г. [2].
Было определено, что модель проекта «Arctic resilience» будет сочетать в себе экономические, демографические, социальные, экологические показатели и показатели экономики знаний в 18-ти арктических моногородах (Таблица 1).
ТАБЛИЦА 1.
ПОКАЗАТЕЛИ МОДЕЛИ «ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ АРКТИЧЕСКИХ МОНОГОРОДОВ» — ARCTIC RESILIENCE
Проанализируем собранные статистические данные в части национально-ориентированных и социально-ориентированных НКО в 18-ти моногородах Арктики (Беринговский, Воркута, Депутатский, Дудинка, Инта, Кировск, Ковдор, Костомукша, Мончегорск, Надвоицы, Никель, Норильск, Онега, Певек, Ревда, Северодвинск, Сегежа, Тикси).

Рассмотрим данные Министерства юстиции РФ [3] о количестве НКО на территории исследуемых моногородов Арктики — это 140 социально-ориентированных НКО и 27 национально-ориентированных НКО. Основные тематики реализации грантов социально-ориентированными НКО в моногородах с объемом выигранных средств за последние 5 лет представлены в Таблице 1. Очевидно, что лидером среди моногородов в части гражданского общества и активной деятельности своих НКО является Норильск и по критерию «количество выигранных грантов», и по критерию «размер гранта». Суммарно за последние 5 лет Норильск получил свыше 60 млн рублей на реализацию проектов для своих НКО.
ТАБЛИЦА 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФПГ И МОНОГОРОДА-ПОБЕДИТЕЛИ, 2017-2021 ГГ
Одним из главных направлений работы НКО в России является поддержка и сохранение национальной культуры на территории проживания в связи с тем, что Россия является многонациональной страной. К сожалению, на такое важное направление, как «укрепление межнационального и межрелигиозного согласия», Фонд Президентских грантов за последние 5 лет не выделил каких-либо средств арктическим моногородам.

Однако налаживанию дружеских связей с представителями других народов уделяется большое внимание, и особенно в Норильске [4]. Исторически сложилось, что город объединяет между собой людей нескольких десятков национальностей. Так, в Норильске зарегистрировано 9 национально-ориентированных НКО, в Дудинке и Северодвинске по 5 НКО, в Депутатском, Мончегорске и Певеке по 1 национально-ориентированной НКО (Таблица 3).
ТАБЛИЦА 3. ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НКО В МОНОГОРОДАХ АРКТИКИ
В заключении стоит отметить, что Норильск является серьезным действующим субъектом гражданского общества в Арктике — по числу социально-ориентированных НКО (32), по количеству привлеченных грантовых средств (свыше 60 млн рублей), а также по количеству получаемых грантов за последние 5 лет (31 грант). Также Норильск является истинно межнациональным арктическим городом — лидером по числу зарегистрированных национально-ориентированных НКО (12), город также занимает 1 место среди исследуемых моногородов по привлечению зарубежных трудовых мигрантов (538 человек в 2019 году в доковидный период). Второе место по активности некоммерческого сектора у Северодвинска — за последние 5 лет НКО моногорода привлекли 43 млн рублей на реализацию 26 проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карта проекта РНФ [Электронный ресурс] URL: https://rscf.ru/project/21-18-00500/ (дата обращения 17.05.2021)
2. Стратегический план Арктического Совета на 2021-2030 гг. [Электронный ресурс] URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS12_2021_REYKJAVIK_strategic-plan-RU.pdf?sequence=6&isAllowed=y (дата обращения: 31.03.2022)
3. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 31.03.2022)
4. Заполярный вестник [Электронный ресурс] URL: http://norilsk-zv.ru/articles/u_druzhby_net_nacionalnosti.html (дата обращения: 31.03.2022)
Non-profit organizations IN ARCTIC MONO-CITIES
№3 (11) 2022

ABSTRACT

The focus of the study is nationally oriented (27) and socially oriented (140) NGOs in 18 Arctic single-industry towns. The volume of funds won by Arctic non-profit organizations over the past 5 years was estimated. The leader single-industry towns in the formation of civil society in the Arctic (Norilsk and Severodvinsk) were identified. In the course of the study, it was concluded that Norilsk is a serious actor of civil society in the Arctic - in terms of the number of registered socially oriented NGOs (32), the number of grant funds raised (over 60 million rubles), the number of grants received over the past 5 years (31 grants). Also, Norilsk is a truly interethnic Arctic city - the leader in the number of registered nationally oriented NGOs (12), the city also ranks 1st among the studied single-industry towns in terms of attracting foreign labor migrants.

DOI: 10.51823/74670_2022_3_102
Скачать PDF