Каждый народ, проживающий на территории России, в том числе и малые коренные народы северной и арктической зон, сам по себе представляет собой ценный вклад в золотой многонациональный фонд нашей страны. При этом важно сохранять аутентичные черты, уникальность и традиции даже самых малочисленных национальных групп. Эта миссия, в первую очередь, ложится на плечи историков, изучающих народную культуру, фольклор и костюмы, а также этнографов, которые тесно взаимодействуют с музеями народного быта, национального костюма, с народными музыкальными и танцевальными ансамблями. Это важно не только для того, чтобы здесь и сейчас сохранить бесценное наследие народа, но и для того, чтобы познакомить с ним наших современников, передать культурные традиции следующим поколениям [11]. При этом следует отметить, что в каждой культуре также закладывается отношение человека к окружающему миру, в том числе и к миру природы. У северных народов, населяющих арктические регионы, это отношение всегда было очень бережным, поэтому в современном образовании, по нашему мнению, следует обращаться к их опыту [12].
В связи с вышесказанным разработанный нами эколого-просветительский проект «Санкт-Петербург — Архангельск: от моря до моря» посвящен созданию диалоговой площадки, направленной на укрепление межнационального согласия через бережное отношение к природе родного края и совместную деятельность активного населения, проживающего на территории Балтийско-Беломорского канала (ББК), с целью выявления единства культурного кода в многонациональном разнообразии традиций народа, населяющих СЗФО РФ, включая северные и арктические регионы. Организовать передачу культурного кода из региона в регион в рамках реализации эко-культурной просветительской программы «Хождение от моря до моря, от устья до устья».
Цели проекта:
• Содействие повышению гражданской активности и формирование повседневной эко-осознанности через инструменты ЭкоАрт и ЭкоСпорт.
• Создание условий для формирования у подрастающего поколения и молодежи чувства гордости и ответственности за свою родину и природу родного края; воспитание патриотизма и любви к своей стране и ее культурному и природному наследию.
• Выявление единства культурного кода в многонациональном разнообразии традиций народа, населяющих СЗФО РФ, включая регионы Арктической зоны.
Основные активности проекта поддерживаются инструментами ЭкоАрт и ЭкоСпорт в рамках экотура на яхте «Архангельск», посвященного 320-летию Государевой дороги, 90-летию создания Беломоро-Балтийского канала и Году экологии Архангельской области, на период июнь-август 2023 года.
Экоарт
Первая половина экотура от СПб до Архангельска на яхте «ЭкоАрт» осуществляется экипажем яхты (6 человек) и экспертной командой (6 человек). Яхта двигается в основном против течения, используя двигатель. Вторая половина экотура из Архангельска до СПб «ЭкоСпорт» — экипажем яхты (6 человек) и командой обучающихся старшеклассников (6 человек). Яхта двигается в основном по течению, используя паруса.
Основные точки притяжения первой половины пути по Беломоро-Балтийскому каналу (СПб-Архангельск) в рамках ЭкоАрт, каждая из которых имеет свой уникальный культурный код, следующие:
1. Город Санкт-Петербург (устье р. Нева, Балтийское море) (как центр обеспечения инновационного развития Арктики) [13]. Старт проекта начинается на причале знаменитого ледокола «Красин», который 19 июня 1942 года в составе конвоя, включавшего в себя также ледокол «Монткальм», эсминец «Куйбышев» и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. На открытие проекта будут приглашены студенты профильных ВУЗов, в том числе Санкт-Петербургский морской технический университет, а также СМИ. В целях патриотического воспитания и знакомства с историей легендарного ледокола будет организована экскурсия по ледоколу «Красин». В рамках старта также выступят представители органов государственной власти Санкт-Петербурга, Русского географического общества (РГО), ООГПО «Российское Общество «Знание», неправительственного экологического фонда им. Вернадского по тематике проекта в сфере укрепления межнационального согласия и бережного отношения к природе.
Многообразие этнического состава населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области настолько велико, что даже нет точных цифр. Город своей многонациональностью обязан искусственному происхождению: сюда во все времена стекались из других краев различных дел мастера. В итоге в нем соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавших к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга нравами, обычаями, религиями. Сегодня представителей народов водь, ижора, вепсы, тихвинские карелы и ингерманландские финны осталось совсем немного, но к сохранению их культуры, истории и традиций власти относятся с большим вниманием — устраивают праздники, открывают музеи. Ежегодно 9 августа отмечается День коренных народов, который наполнен для жителей пригородов Петербурга особым значением [14].
2. Ленинградская область. Пункты остановок в рамках экотура по речному пути река Нева — Ладожское озеро — река Свирь.
На территории Ленинградской области проживают представители 141 национальности! Народные праздники помогают сберечь их обряды и традиции. В регионе есть сокровищница. Но это не алмазы и золото, скрытые под землей. Это обычаи и традиции, народное творчество и национальные праздники, в которых раскрываются душа и характер народа [15]. Чтобы понять истинное богатство Ленинградской области, нужно знать и понимать во многом загадочную историю и уникальную культуру народов, проживающих здесь тысячи лет. Вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы, русские — каждый из коренных народов не просто обладает самобытной культурой, древней историей и ярким национальным характером. Каждый народ, издавна живущий на этой земле, дает прекрасный, но еще до конца не понятый нами опыт — как жить, работать и радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в дружбе с самыми разными народами [16].
2.1. Город Шлиссельбург (исток реки Невы) — небольшой город, в котором проживает 15 тысяч человек. Город известен своей славной историей и островной крепостью Орешек, веками являвшейся важнейшей русской твердыней в акватории Ладожского озера. Жители Шлиссельбурга празднуют День города 12 августа. Согласно средневековым хроникам, именно в этот день 1323 года в только что возведенной крепости Орешек был заключен «вечный» мирный договор между Новгородской республикой и Шведским королевством, определяющий границы и взаимные обязательства сторон.
В годы Великой Отечественной войны древняя крепость вновь обрела боевой статус. Во многом благодаря ее защитникам действовала линия снабжения осажденного нацистами Ленинграда — легендарная Дорога жизни. Полуразрушенная бомбежками крепость продолжала контролировать вход в Неву и стойко держала оборону с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, когда войска Ленинградского фронта освободили Шлиссельбург от немецких оккупантов. С 1944 г. почти полвека город именовался Петрокрепостью. Это название сохранилось за железнодорожной станцией, связанной с Петербургом регулярным сообщением. Историческое название было возвращено городу в 1992 году.
В 1990 году международные эксперты признали исторические сооружения Шлиссельбурга выдающимися памятниками истории и культуры мирового значения и внесли их в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще недавно практически все работающее население Шлиссельбурга так или иначе было связано либо с Невским судостроительно-судоремонтным заводом, на верфях которого строят корабли, пополняющие речной флот, либо с обеспечением навигации на Неве и на Ладоге. С развитием туризма в городе появилось много новых рабочих мест в сфере услуг, открылись уютные частные гостиницы, комфортные загородные гостевые дома, симпатичные рестораны и кафе. Однако любые туристические маршруты должны нести в себе и воспитательную роль [17].
В связи с этим в рамках экомарафона группа экспертов — участников проекта подготовила эко-культурную программу для активного населения Шлиссельбурга, которая включает беседу о культуре и истории Шлиссельбурга и крепости «Орешек», программу сохранения уникальных водоемов реки Невы и Ладоги через спектакль-сказку «Приключение Невской капельки» («ЭкоАрт»), а также военно-патриотическую историческую викторину «Отсель грозить мы будем шведу».
2.2. Город Подпорожье (среднее течение реки Свирь) — небольшой город, расположенный на берегу реки Свирь, в 237 километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Первые упоминания о деревне Подпорожье датированы 1563 годом. В 1933 году населенный пункт являлся административным центром Подпорожского сельсовета Подпорожского района. В 1936 году начались работы по строительству Верхнесвирской ГЭС, которая была введена в эксплуатацию только в 1951 году. С сентября 1941 года по июль 1944 года поселок находился под оккупацией немецких войск. В 1947 году были запущены Свирский энерголесокомбинат и Подпорожский экспериментальный механический завод. В 1956 году рабочий поселок Подпорожье был преобразован в город [18].
В настоящее время Подпорожье не может похвастаться толпами туристов и гостей. Развитие туризма в Подпорожье идет крайне медленно вследствие удаленности от мегаполиса и нехватки финансовых средств, о чем свидетельствуют и мнения посетителей города, размещенные в соцсетях: «Не знаю, поеду ли я еще раз в Подпорожье» и др. [19].
Следует отметить, что Подпорожский район — это прежде всего леса. С быстрыми реками и глубокими озерами, с болотами. Дорог тут мало, как и людей. Большая часть района проходима только пешком, в светлое время суток, и лучше засушливым летом, когда нет сугробов, грязи и есть иная пища для дикого зверя, кроме заезжего путника. И именно здесь, в этом удивительном уголке мира, сохранились не менее удивительные и удивляющие архитектурные ансамбли сельских погостов, природные красоты, острова, скалы, ГЭС, финские укрепления времен Великой Отечественной войны.
В связи с этим в рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Подпорожского района в целях приобщения к истокам народной культуры и развития национального самосознания, которая включает знакомство с традициями сохранения природы малых народов (вепсы, ижоры, водь, проживающие в Подпорожском районе) через спектакль-сказку «Какой лес без чудес», викторину пословиц и поговорок «Истина в природе», а также народные игры и хороводы.
2.3. Село Вознесение Подпорожского района (исток реки Свирь) — поселок городского типа, административный центр Вознесенского городского поселения с населением 2217 человек. Расположен на крайнем северо-востоке области, на берегу Онежского озера. Дата основания — 1852 год.
В 1884-1887 годах великий князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III, путешествовал по России в компании доктора философии, главного редактора газеты «Правительственный вестник» Константина Случевского. Итогом трехлетнего вояжа стало издание целого двухтомника. В нем, на 84-й стр., начинается глава про Вознесенье: «Под общим именем Вознесенья разумеют как Вознесенскую слободу на правом берегу начинающейся тут Свири, так и Намойные Пески, лежащие на левом, южном берегу. Население совершенно соответствует последнему названию: оно тоже намывается сюда во время хода караванов. Постоянно новое, движущееся, пестрое, оно проскальзывает по пути к Петербургу со всего неоглядного бассейна Мариинской системы. Больше чем на 30 миллионов рублей проходит здесь всякого добра, главным образом хлеба. От Кавказа и Урала протягиваются сюда, к этому узлу, нити из 16 хлебороднейших губерний, и как-то странно, невероятно видеть в таком важном путейском пункте такие маленькие деревянные дома, такую утлую обстановку. С устройством Онежского обводного канала в 1851 году вся судоходная деятельность перешла из Вытегры в Вознесенье. Есть тут три каменные церкви, телеграфная и спасательная станции и Вознесенский мореходный класс, и почтовое отделение, и Вознесенское образцовое училище, и тем не менее это все-таки наша «деревянная» Россия. Чувствуется, что глубокая восьмимесячная зима покрывает это место неоглядными сугробами снега, и тогда от летнего Вознесенья нет и помину» [20].
На правом берегу Свири в 1563 году был основан Вознесенский Свирский мужской монастырь, через два десятилетия сожженный шведами, в 1628 году восстановленный, через 60 лет преобразованный в женский, а в 1764 году и вовсе упраздненный и ставший погостом.
Согласно писцовым книгам, в 1885 году в Вознесенье проживало 475 человек, были почтовая станция, 30 лавок и 6 трактиров! Минимум один есть и поныне. Название поселка появилось, вероятно, благодаря монастырю. Монастырь, а позже Вознесенская церковь встречала путников на пригорке сразу у паромной переправы. В настоящее время на этом месте лишь крест и найденные жителями в огородах могильные плиты, заботливо туда снесенные. Обе церкви — и каменная, и деревянная — закрыты в 1937-м, а в 1964-м взорваны, что интересно — уже не по идеологическим соображениям [21].
В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Вознесенского сельского поселения в целях воспитания бережного отношения к природе и чувства гордости и любви к своему родному краю через проведение мастер-класса «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей», синквейна, посвященного связи Ладоги и Онеги, концерта местных землячеств «На двух берегах».
3. Республика Карелия. Пункты остановок в рамках экотура по речному пути Беломоро-Балтийского канала: Онежское озеро — Белое море.
Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона. В настоящее время в Карелии преобладает русское население (более 82 %). В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9% [22].
Некоторые исследователи считают карельский народ своего рода ответвлением финского этноса. Однако традиции карелов полны самобытности и интересных нюансов. Карелия — один из самых живописных регионов Русского севера, и именно там зародилась неповторимая культура коренных жителей этих земель. Неспроста говорят, что главное богатство Карелии — ее люди, хранители старинных обычаев и ритуалов [23].
3.1. Повенец (Онежское озеро) — поселок городского типа в Медвежьегорском районе с населением 1649 человек, расположенный на северном берегу Онежского озера. Административный центр Повенецкого городского поселения.
Повенец стоит в устье реки Повенчанки, впадающей в Онежское озеро. Впервые он упоминается в 1563 году в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины Новгородской земли. Он был довольно зажиточным торговым селом, а в 1782 году стал уездным городом. С 1801 года Повенецкий уезд входил в состав новообразованной Олонецкой губернии (центром которой был Петрозаводск). Городского статуса Повенец лишился в 1927 году, когда снова стал селом. С 1938 года — поселок городского типа [24].
Главная географическая особенность Повенца — расположение на старинном пути из Балтийского моря в Белое. В 1702 году, при личном участии Петра I, с северной стороны в Повенец пришла так называемая Государева дорога — сухопутный волок из Белого моря, начинавшийся в поморском селе Нюхча (ныне в Беломорском районе). Строительство 264-километрового пути длилось 20 дней. Рекордные сроки! Какова же причина такой скорости? По Государевой дороге были тайно переправлены к театру военных действий на Ладожском озере и реке Неве Преображенский и Семеновский полки с грузами, а также водным путем были доставлены два малых фрегата «Святой дух» и «Курьер», благодаря которым были взяты шведские крепости Кексгольм (Корела) и Нотеберг (Орешек). В ХIХ веке Государева дорога была заброшена [25].
В 1703 году в Повенце был построен чугунолитейный завод, где производились пушки и корабельный такелаж. В наше время здесь начинается знаменитый Беломорско-Балтийский канал, построенный силами заключенных в 1931-33 годах.
Таким образом, до начала XX века роль центра Северного Прионежья принадлежала Повенцу. В 1916 году железная дорога прошла мимо Повенца (потому что иначе пришлось бы делать большой крюк), после чего город и начал терять значение. И дальнейшая история Повенца получилась весьма печальной: бывший город был практически полностью уничтожен во время войны, и после нее отстроен заново. Поэтому никакой старины здесь не сохранилось. По отзывам туристов в соцсетях, «сейчас это типичный рабочий поселок с деревянными домиками и барачными двухэтажками. Он совсем маленький: по пять улиц вдоль и поперек — вот и весь Повенец» [26, 27].
В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Повенецкого городского поселения в целях повышения интереса к знаменитой русской истории этого края, патриотического воспитания и уважения к героическому наследию наших предков через литературно-музыкальную композицию «Повенецкий рядок» тропою богомольцев», а также обучающую экскурсию «Как работают 7 шлюзов?».
3.2. Беломорск (Белое море) — город с населением 8 699 человек. Административный центр Беломорского района, отнесенного к районам Крайнего Севера, образует Беломорское городское поселение. Расположен на приполярной 64-й широте, в устье реки Выг, впадающей в северное Белое море.
Первые упоминания о поселении на реке Сорока датированы 1419 годом. В 1551 году по указу Ивана VI деревня Сороцкая получила статус вотчины Соловецкого монастыря. В 1869 году на окраине населенного пункта построили крупный лесозавод, а к началу ХХ века там уже функционировало три таких завода. В 1915 году в селе была введена в эксплуатацию станция Сорокская Мурманской железной дороги. В 1933 году был открыт Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Онежским озером.
В сентябре 1938 года по указу властей страны село Сорока и несколько поселков были объединены в город Беломорск. Во время советско-финской войны Беломорск носил статус временной столицы Карело-Финской ССР. В эти годы в городе располагался партизанский штаб при Военном совете Карельского фронта. Беломорск и сегодня гордится статусом «Военной столицы Карелии». В сентябре 1958 года состоялось торжественное открытие памятника В.П. Солунину, который являлся первым председателем Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [28].
В 1931 году группой инженеров был разработан проект первого межбассейнового соединения Беломорско-Балтийского канала, состоящего из 19 шлюзов, 13 плотин различной конструкции, 41 дамбы, 13 водоспусков, с протяженностью напорного фронта 50 км, около 40-ка километров искусственных водных путей. Позднее на базе использования инженерных сооружений Беломорско-Балтийского канала были построены пять гидроэлектростанций. При прокладке пути максимально использовались русла рек и естественных водоемов — озер, которыми так богата Карелия. Беломорско-Балтийский канал представлял собой грандиозное для своего времени строительство шлюзованного водного пути [29].
В советские времена в Беломорске был построен лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который уже десять лет как не работает. Закрылся в постсоветские годы и морской порт. Таким образом, Беломорск с распада СССР потерял почти половину населения — с 19 до 9 тысяч жителей, и в этом отношении является отрицательным лидером среди райцентров Карелии. В значительной степени город спасает железная дорога — это крупная узловая станция «Беломорск».
Вот такими грустными отзывами от посещений этого некогда легендарного города изобилуют соцсети: «Беломорск — к сожалению, действительно весьма непригляден. Даже если бы я хотел показать его как-то красиво, фотографий для этого удалось бы набрать немного. Объектив постоянно натыкается на какую-нибудь разруху». «Беломорск в Карелии — настоящий заповедник всех дурных стереотипов о России. Уничтоженная промышленность, ветхие бараки и покосившиеся хибары, разбитые дороги...» [30, 31].
В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Беломорского городского поселения в целях привлечения внимания к 90-летию Беломорско-Балтийского канала (ББК), истории его создания и социально-экономического значения, бережного отношения к уязвимой и легко ранимой природе и водным объектам арктического региона через проведение экоигры «Гидрографическая сеть ББК» и экоквеста «90 лет Беломорско-Балтийскому каналу».
4. Архангельская область. Пункты остановок в рамках экотура: Белое море — устье реки Северная Двина.
В Архангельской области проживают представители 108 национальностей. Издревле население Архангельской области именовали поморами. Это люди, которые населяли северные земли. Расположение их селений вблизи моря обусловило род деятельности. В основном население занималось рыбным промыслом. Помимо этого, поморы охотились, вспахивали землю и разводили скот. Но все же главным оставалось освоение водного пространства. Столетиями передавались секреты из поколения в поколение. Опытные мореходы совершали походы в Баренцево море [32].
Коренной народ ненцы проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе (0.67 % населения). Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жен, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые в основном посвящены животным и волшебным силам природы. Ненцы считают, что олень приносит счастье. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, а еще олени, которые приносят удачу [33].
4.1. Архангельск (устье реки С. Двины) — третий по численности населения город (301 199 человек) в Северо-западном федеральном округе после Санкт-Петербурга и Калининграда. Расположен в устье Северной Двины, в 30-35 км от впадения ее в Белое море. Административный центр Архангельской области и Приморского муниципального района. Город областного значения, образует муниципальное образование «город Архангельск» со статусом городского округа. Год основания 1584.
Выполняя царский указ Ивана Грозного от 4 марта 1583 года, воеводы в 1584 году поставили «одним годом» на правом берегу Двины «Архангельский город». Уже в первый год существования определилась его главная роль как международного торгового центра.
В ХVII веке он продолжал быть единственным в стране пунктом регулярного и широкого международного торга. На ежегодных ярмарках Архангельска, во время которых замирала оптовая торговля даже в Москве, шел широкий товарообмен, приносивший государственной казне все возрастающие доходы. Рост торговли сопровождался ростом города. В 1684 году в Архангельске закончилось возведение каменного здания Гостиного двора, получившего известность не только в России, но и во всем торговом мире Европы. Здание Гостиного двора, кроме торгового, имело еще и важное оборонное значение. Ныне сохранившаяся часть Гостиного двора — самое древнее здание на территории Архангельска [34].
Следующей насыщенной событиями страницей истории города стала Петровская эпоха. О своем стремлении к морю Петр сам образно рассказывал в предисловии к «морскому регламенту». В 1693 году в первый приезд по его указу на Соломбальском острове была заложена большая государева судостроительная верфь.1694 год — Петр снова в Архангельске, присутствует при спуске на воду первого корабля, выстроенного на Соломбальской судоверфи. Третий приезд Петра в 1702 году связан был с активностью в Белом море вражеской шведской эскадры и строительством Ново-Двинской крепости. Победа Петра I над шведским флотом одержана — Новодвинское сражение присвоило Архангельску славу города-победителя. Однако после победы в Северной войне, желая сделать Петербург главным коммерческим и военным портом, Петр I ввел жесткие ограничения на торговлю через порт Архангельск.
На несколько десятилетий жизнь в городе замерла, пока в 1762 году Екатерина II «Великая» указом своим не сняла все ограничения Петра. Город начал потихоньку восстанавливать свои позиции, но все равно не смог вернуть себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как оказался в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Архангельск продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. К концу столетия город превратился в крупный лесопромышленный центр [34].
Конец XIX века открыл еще одну страницу в истории Архангельска — далекий северный город стал важным научным центром. Именно здесь взяли свое начало большинство исследований Арктики, из Архангельска в экспедиции отправились такие известные исследователи, как Чичагов, Русанов, Седов, Сибиряков, Литке — все эти имена так или иначе связаны с городом. Благодаря отваге этих людей город Архангельск стали называть «Ворота в Арктику». И на сегодняшний день освоение Арктики — одна из первоочередных задач Поморья [35].
Современный город Архангельск знаменит не только своими природными ресурсами, но и развитой промышленностью. Всего в городе официально действует более 7 тысяч предприятий, из них 2 тысячи крупных и средних. Лидирующая отрасль промышленности лесная — 40% продукции, производимой в городе, выпускают лесопромышленные предприятия.
Следует отметить, что Архангельск также — это калейдоскоп фестивалей и фейерверк красок! Город принимал у себя фестиваль телевизионных фильмов «Сполохи» и международный кинофестиваль «Созвездие», фольклорный фестиваль «Жемчужина Севера», фестивали джаза и классической музыки. Ежегодно в Архангельске проходят театральный фестиваль «Европейская весна» и Международный фестиваль уличных театров [36].
Однако, несмотря на такое множество достоинств города, весьма значительное число представителей населения, в первую очередь, молодежи, отзывается о нем не слишком лестно в соцсетях и форумах: «Издавна город Архангельск называют не иначе, как — город тоски, трески и доски. Побывать в нем, несомненно, стоит, но вот жить здесь не каждому придется по вкусу», «Разбитые, как после бомбежки, дороги, неисчислимое количество деревянных бараков и прочих объектов аварийного и ветхого зодчества, которые муниципальные власти гордо именуют «объектами национального достояния и культуры» награждая их фасады соответствующими надписями на пластиковых табличках» и т.д. [37].
В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Архангельского городского округа, посвященная «Году экологии в Архангельской области — 2023» и включающая следующие мероприятия: открытая встреча со спортсменами в яхт-клубе МБУ «Спортивная школа» «Парусный центр «Норд» им. Ю.С. Анисимова»; встреча с участниками арктических экспедиций, совместное участие в экологической акции по уборке мусора «Чистые берега и причалы Архангельской области» с привлечением фольклорных коллективов Архангельской области.
В целом разработанный нами эко-просветительский проект направлен на решение следующих проблем, обладающих социальной значимостью: сохранение народных культурных традиций угро-финских и малых коренных народов, исконно проживающих на территории Волго-Балтийского и Балтийско-Беломорского каналов; привлечение внимания и повышение интереса местного населения к культуре и истории родной земли, сохранению уникальных водоемов Ладожского и Онежского озер; развитие национального самосознания, формирование у подрастающего поколения и молодежи чувства гордости и ответственности за свою родину и природу родного края. Населенные пункты, в которых планируются мероприятия, имеют большую историю их создания и существования: некогда это были известные уездные города и села, игравщие значительную роль в социально-экономической жизни России, которую они утеряли в настоящее время. Большая часть населения этих мест знает крайне мало о местном впечатляюще богатом историко-культурном и природном наследии. Об этом свидетельствуют и публикации, изобилующие в соцсетях.
По нашему мнению, крайне важно привлечь внимание общественности (активное население, НКО, землячества) к этим интересным местам, повысить их туристическую привлекательность, возродить богатые культурные традиции и ремесла угро-финских и малых коренных народов, исконно проживающих там, их уникальный культурный код, заинтересовать инвесторов.
Следует также отметить, что актуальность предложенных активностей подтверждается еще и тем, что 2022 год был объявлен президентом России «Годом культурного наследия народов России». В продолжении проектов и мероприятий 2022 года в 2023 году должна пройти активизация работы регионов по подготовке материалов про свои уникальные явления традиционной культуры — объекты нематериального культурного наследия народов СЗФО России [38].