6. Стратегический подход к образованию по теме ESG-повестки и экопросвещению в АЗРФ
Новая реальность работы с ESG-контрагентами требует стратегического подхода к подготовке кадров. При этом важно иметь в виду, что в основе ESG-повестки лежит риск-ориентированный подход.[9] Для АЗРФ важное значение имеет разработка и внедрение стратегического подхода к экопросвещению и образованию по теме ESG-повестки. Он предполагает умение использовать функции менеджмента в образовании для управления процессами в долгосрочной перспективе, с использованием более глубокого анализа, основанного на опыте. [10]
Цель — формирование кадрового потенциала (базы экспертов) для участия в реализации ESG-проектов на территории АЗРФ.
Определенная сложность возникает в связи с тем, что в регионе не проводился глубокий анализ ESG-факторов развития региона и предприятий, действующих на его территории, еще не накоплен достаточный опыт ESG-трансформации. В этих условиях можно использовать электронные модели региона — цифровые двойники региона, позволяющие моделировать различные сценарии развития экономики, сферы образования, кадрового потенциала для заблаговременного принятия решений (инвестиционных, организационных и т.д.).
Направления развития образования по теме ESG-повестки и экопросвещения в АЗРФ должны быть направлены на то, чтобы обеспечить системное развитие АЗРФ. Для этого нужно:
• совершенствовать образовательную среду;
• спланировать и реализовать ряд экономических стимулов, которые помогут в обучении и формировании трудовых ресурсов для новых ESG-проектов;
• повысить уровень профессионализма выпускников учебных учреждений, за счет создания специализированных факультетов, кафедр на базе институтов;
• проводить производственные практики и развивать проектную деятельность.
Для резидентов Арктической зоны необходимо разработать комплекс программ в онлайн и оффлайн формате, которые позволят решать однотипные задачи с минимальными затратами. Минимизировать затраты можно за счет того, что будут:
• стандартизированы типовые процессы и процедуры обучения по теме ESG-повестки и экопросвещения;
• созданы базы данных и базы знаний по теме ESG-повестки (с включением туда основных документов в области экопросвещения, а также в области процессов и процедур подготовки к получению предприятиями Арктической зоны ESG-рейтингов, заключению контрактов, получению «зеленого» финансирования, разработки ESG-политик, «Кодекса поставщика», ESG-стратегий и т.п.);
• учтены синергетические эффекты взаимодействия и развития резидентов Арктической зоны.
Значительную роль в решении этих вопросов играет Проектный офис развития Арктики (ПОРА), перед которым стоят амбициозные задачи по повышению уровня знаний граждан России об уникальной и неповторимой Арктике. [11] В частности, ПОРА поддерживает просветительский центр «Белый мишка» в Норильске, где бесплатно учат школьников оберегать природу Таймыра и экологию. «Белый мишка» — современный центр детского творчества и экологического просвещения. Посредством изобразительной, декоративно-прикладной деятельности, театра и литературы, компьютерной графики и анимации, а также естественно-научных проектов дети изучают белого медведя, его соседей по Арктике, природу региона и историю. [12] ПОРА работает над задачей привлечения средств российских и иностранных инвесторов в проекты, связанные с Арктикой и Северными территориями. На сайте Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики создана Инвестиционная карта, позволяющая удобно и быстро выбрать землю под новый проект. [13] 76% респондентов опроса, которые провел Центр подходящей работы ПОРА среди санкт-петербургских студентов, считают, что заработки в Арктике и на Севморпути выше, чем в Санкт-Петербурге. При этом 44% респондентов опроса готовы поехать работать в другой регион после окончания обучения. Интересно, что главный мотивирующий фактор для выпускников на этом этапе — не деньги, а карьерные перспективы (почти 35% опрошенных). Отмечается также, что хорошо зарекомендовал себя механизм практики для вузов и СПО. Для привлечения специалистов в традиционное хозяйство департамент сельского хозяйства и департамент образования округа организовывают практику студентов из центральных районов России. В результате появляются те, кто готов переехать на Чукотку и заняться оленеводством. [14]
В зависимости от целей и задач образования и экопросвещения в АЗРФ необходимо выделять целевую аудиторию. Нужно заблаговременно определить в рамках региона, в какой последовательности и с какой периодичностью будет происходить формирование различных групп обучающихся:
• собственники бизнеса,
• топ-менеджеры,
• сотрудники,
• студенты вузов и колледжей,
• школьники (преимущественно экопросвещение и базовые знания об Устойчивом развитии и ESG-повестке).
На уровне региона необходимо поддерживать молодежные и инновационные ESG-проекты. Это позволит не только сочетать теоретическое обучение с практикой, находить соответствующий баланс при формировании учебных программ и подготовке методических материалов, но и повысить заинтересованность и мотивацию самих обучающихся.
Важным представляется:
— формирование единой базы знаний по ESG-повестке и экопросвещению с учетом климатических и иных особенностей АЗРФ;
— систематизация учебных программ, программ тренингов, мастер-классов в целях выделения общего и особенного в содержательной части программ;
— формирование пула преподавателей, в том числе специалистов-практиков;
— системная организация проектной деятельности, поддержка молодежных и инновационных ESG-проектов;
— создание навигатора программ по ESG-повестке и экопросвещению (магистерские программы, бакалаврские программы, образовательные программы для малого и среднего бизнеса, открытые программы, корпоративные программы, программы по экопросвещению для школьников и др.).
На базе ведущих образовательных организаций АЗРФ могут быть созданы специализированные учебные центры по ESG-тематике для регионального развития, их можно разделить на несколько направлений:
• подготовка профильных специалистов и профессиональных ESG-офицеров (для государственного и частного сектора);
• подготовка профессиональных ESG-аудиторов.
Это могут быть программы дополнительного профессионального образования (ДПО), магистерские программы, программы обучения для бакалавров. Также необходимо готовить программы наставничества в соответствующих областях (TWI применительно к ESG-повестке), программы для колледжей и школ.