Анализ состояния, проблем и тенденций продовольственной безопасности в арктических районах Республики Саха (Якутия)

АННОТАЦИЯ


В условиях политических, экономических и иных санкций, введенных против Российской Федерации, первоочередной задачей государственного и муниципального управления является принятие мер, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности. Возрастает значимость уровня самообеспечения, в первую очередь – продовольствием. Территориальные, инфраструктурные, природно-климатические особенности Арктической зоны Российской Федерации, удаленной от основных промышленных центров, обуславливают высокую зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения территорий от поставок продовольствия из других регионов России. В статье проведен анализ состояния, проблем и тенденций продовольственной безопасности в арктических районах Республики Саха (Якутия), в том числе: анализ характерных особенностей социально-экономического положения арктических территорий Республики Саха (Якутия), влияющих на уровень обеспечения продовольственной безопасности; анализ показателей сельского хозяйства; анализ проводимой региональной политики, направленной на обеспечение продовольствием арктических территорий.
Особенности социально- экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия)


Площадь территории арктической Якутии составляет 1 608,8 тыс. кв. км, или более половины всей территории республики (3 083,5 тыс. кв. км). К Арктической зоне Российской Федерации отнесены 13 муниципальных районов, численность населения которых на 1 января 2021 года составила 67 798 человек. Удельный вес в общей численности населения республики составляет 6,9 %, в то время как по занимаемой площади — 52,2 %. Наиболее многочисленное население проживает в Верхоянском районе — 11,0 тыс. чел. (17 % от населения АЗ), наименьшая численность — в Аллаиховском районе — 2,7 тыс. чел. (4,0 %).

В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) сохранился большой пласт культурных традиций коренных народов Севера. В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русское старожильческое население (русскоустьинцы и походчане) — потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей. В Арктической зоне Якутии расположены 4 национальных района республики, почти половина населенных пунктов (49 из 119) являются национальными — это 70 % населенных пунктов республики, отнесенных к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Этнокультурный потенциал территории определяет ее демографический потенциал. В 1990 году на территории Арктической зоны республики проживало 148 тыс. человек (13,3 % населения республики), к 2021 году численность населения сократилась в 2,2 раза. Наименьший показатель снижения численности населения отмечается в сельскохозяйственных и национальных районах, а в Эвено-Бытантайском районе наблюдается прирост населения на 94 чел. (4 %). Коэффициент рождаемости в арктических улусах выше, чем в среднем по республике — 13,9 ‰ против 12,5 ‰ по итогам 2021 года, из них наибольший коэффициент рождаемости наблюдается в национальных районах: Оленекском — 19,8 ‰, Эвено-Бытантайском — 17,7 ‰, Анабарском — 16,6 ‰, Жиганском — 16,5 ‰.

В сельском хозяйстве и традиционных видах хозяйственной деятельности сосредоточено 5 % занятых. По отрасли отмечается наименьший уровень заработной платы. По итогам 2020 года соотношение заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения в отрасли составило 1,4 (в среднем по всем видам экономической деятельности соотношение составляет в РС(Я) — 4,1, АЗ РС(Я) — 3,4). Количество занятых традиционными видами хозяйственной деятельности представителей коренных малочисленных народов Севера в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) 2016 году по сравнению с 2010 годом сократилось на 42 % (с 2 327 до 1 343 человек), из них количество занятых в сфере охоты сократилось на 80 % (с 168 до 34 человек), разведения оленей — на 36 % (с 1 479 до 953 человек), рыболовства — на 48 % (с 680 до 356 человек).

Более 60 % населения АЗ РС(Я) — сельские жители. Удельный вес АЗ РС(Я) в продукции сельского хозяйства РС(Я) в 2020 году составлял 6 % (2010 — 4,9 %). По итогам 2021 года в АЗ РС (Я) содержится 121,4 тыс. голов оленей или 74,9 % от общего поголовья по РС(Я), сконцентрировано 83,0 % промышленного улова рыбы республики.

При этом в арктических районах наблюдается наибольший уровень бедности в республике, по данным органов местного самоуправления в реестре персонифицированного учета граждан, семей с детьми, особо нуждающихся в социальной поддержке, по состоянию на 01.01.2020 г. состоят 5 295 семей (15 830 человек) или 23 % от общей численности населения Арктики.
Основными факторами бедности населения в АЗ РС(Я) являются:

• высокий уровень цен в АЗ РС(Я), опережающий темп роста среднедушевых денежных доходов населения;

• высокий уровень безработицы в сельской местности;

• сложившийся уровень заработной платы в отрасли сельского хозяйства;

• высокая иждивенческая нагрузка, связанная с многодетностью семей.

Значительный природно-ресурсный и этнокультурный потенциал территории, население, обладающее уникальными арктическими компетенциями и навыками ведения традиционного хозяйствования, являются ключевыми определяющими конкурентными преимуществами Арктической зоны Республики Саха (Якутия).

Основные ограничения и сдерживающие факторы связаны с:

• экстремальными климатическими условиями территории, которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам для проживания человека;

• существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны;

• повышенной ресурсоемкостью и северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории;

• крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства;

• низкой продовольственной самообеспеченностью и абсолютной зависимостью объектов жизнеобеспечения и условий жизнедеятельности населения от северного завоза;

• высокой уязвимостью природных комплексов к антропогенному воздействию и длительностью их восстановления;

• продолжающимся миграционным оттоком населения (в основном, оттоком молодого, трудоспособного населения в возрасте от 16 до 35 лет), сокращением численности трудоспособного населения.


Производство продукции сельского хозяйства в арктических районах Республики Саха (Якутия)


Для АЗ РС(Я) сельское хозяйство имеет важное значение для обеспечения местного населения сельскохозяйственной продукцией собственного производства, сохранения как традиционного уклада жизни коренного населения, так и культурной идентичности коренных малочисленных народов.

В арктических улусах и местах традиционного природопользования и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера основой сельскохозяйственного производства выступают традиционные отрасли. В большинстве районов сельское население имеет сильные традиции и трудовые навыки для развития оленеводства, охотничьего и рыбного промыслов, а в таких улусах как Абыйский, Верхоянский и Среднеколымский — для развития преимущественно скотоводства и коневодства. По категориям хозяйств в структуре продукции преобладает доля ЛПХ.

Среди районов наибольший вклад в отрасль вносят Верхоянский район (27 % от всей валовой продукции сельского хозяйства), Усть-Янский (13 %), Среднеколымский (10 %) и Момский (9 %) районы, которые преимущественно занимаются оленеводством, разведением крупного рогатого скота и мясных табунных лошадей, Усть-Янский — рыболовством.

Среднемесячная номинальная заработная плата по виду деятельности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» характеризуется наименьшим уровнем и едва превышает прожиточный минимум. Доля бедных в Верхоянском районе, вносящем наибольший вклад в отрасль сельского хозяйства, превышает среднереспубликанский и среднеарктический уровень и на 01.01.2020 г. составила 26,6 % (АЗ РС(Я) — 23 %, РС(Я) — 17,9 %).
В Арктической зоне РС(Я), отличающейся более суровыми условиями, неразвитостью кормовой базы, высоким уровнем цен и транспортной недоступностью, необходимы специальные меры государственной поддержки, учитывающие арктическую специфику. Такие меры поддержки были реализованы в сфере оленеводства и рыболовства в рамках Комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 года № 251).

На 1 января 2022 года в АЗ РС (Я) содержится 121,4 тыс. голов оленей или 74,9 % от общего поголовья по РС(Я). Основная доля поголовья оленей содержится в хозяйствах Усть-Янского (24,3 % от поголовья оленей АЗ РС(Я)), Анабарского (18,1 %), Булунского (13,3 %), Нижнеколымского (13,1 %), Эвено-Бытантайского (10,4 %), Момского (9,2 %) районов (Таблица 1).

В АЗ РС(Я) поголовье оленей по итогам 2021 г. выросло на 15 % к аналогичному показателю 2018 года (по РС(Я) в целом — на 11 %). Опережающему приросту поголовья оленей в АЗ РС(Я) в период 2018-2021 годы способствовали меры государственной поддержки по модернизации традиционных отраслей Севера в 13 арктических районах РС(Я). В период 2015–2020 годы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2021 годы» реализованы мероприятия по модернизации объектов оленеводства в арктических районах (строительство изгородей и коралей, приобретение убойных пунктов, рефрижераторов, маршрутных домиков для оленеводов, вездеходной техники, чипирование оленей и т. д.). Всего на поддержку и развитие оленеводства предоставляется 24 вида субсидий, реализуется программа «Молодой оленевод». Меры господдержки в сфере оленеводства дифференцированы также в зависимости от условий содержания оленей (тундровая, горно-таежная, таежная зоны).

При этом уровень 2010 года по поголовью оленей пока не достигнут (2021 г. к 2010 году: АЗ РС(Я) — 95,7 %, РС(Я) — 80,9 %). Поголовье оленей по итогам 2021 года превысило уровень поголовья оленей 2010 года в трех районах: Усть-Янском (на 76 %), Анабарском (на 27,1 %), Аллаиховском (на 14,7 % — данный обеспечен рост за счет очередной поставки оленей из соседнего района), Оленекском (на 11 %).
Таблица 1.
Поголовье северных домашних оленей в Арктической зоне РС(Я) голов, на конец года
В Аллаиховском районе, относящемся к тундровой зоне и располагающем пастбищами, потенциальная оленеемкость которых составляет 25 400 голов, поголовье оленей с 2015 года было практически ликвидировано. Осуществленные ранее неоднократные товарные поставки оленей в Аллаиховский и Абыйский районы не способствовали увеличению поголовья из-за неподготовленности кадров в сфере оленеводства, что привело к неэффективности освоения бюджетных средств.

С 2020 года по инициативе Усть-Янского района реализуется проект по поставке товарного стада оленей в Аллаиховский район с одновременной подготовкой оленеводов-практикантов силами КРО КМНС (Э) «Удьор». В течение 2021–2022 оленеводы из Аллаиховского улуса проходили практику в Усть-Янском районе, и по истечению срока соглашения откочевывали с закрепленным стадом и его приплодом в Аллаиховский район. Аналогичное соглашение подписано в 2022 году с Абыйским районом.

Рыболовство является одной из базовых отраслей арктических районов, где по итогам 2021 года сконцентрировано 83,0 % промышленного улова республики (по итогам 2010 года — 77,9 %). Основная масса рыбы (68,5 % улова по РС(Я)) добывается в 4 приморских районах бассейнов р. Лена, р. Яна, р. Индигирка, р. Колыма: Усть-Янском (24,2 % улова по РС(Я)), Булунском (22,6 %), Аллаиховском и Нижнеколымском (11,4 % и 10,4 % соответственно) улусах. С 2015 года в АЗ РС(Я) проведена модернизация рыбохозяйственного комплекса, в результате которого улучшилась технология хранения и переработки продукции, вылов рыбы с 2010 г. увеличился на 14,8 % (на 550 тонн). При этом стоит отметить, что Арктика чувствительна к климатическим изменениям, по итогам 2021 году вылов рыбы был на 16,4 % (на 839,1 тонн) ниже аналогичного показателя 2020 года, в связи с поздним выходом промысловой рыбы из-за высокой температуры в арктических реках.
Таблица 2. Улов рыбы в арктических районах РС(Я), тонн, на конец года
Разведение КРС и кормозаготовка. В отличие от оленеводства и рыболовства меры государственной поддержки в сфере разведения крупного рогатого скота (КРС) в РС(Я) не дифференцированы в зависимости от условий содержания КРС. Выплаты за литр сданного населением молока одинаковы и в Верхоянском, и в центральном Хангаласском районе, что не способствуют развитию молочного скотоводства, отличающегося более суровыми условиями, неразвитостью кормовой базы, высоким уровнем цен и транспортной недоступностью. В результате наблюдается ежегодное снижение поголовья КРС в АЗ РС(Я).

Поголовье КРС 2021 г. к уровню 2010 г. в АЗ РС(Я) снизилось до 54,0 % (тогда как в РС(Я) в целом — 76,3 %), а в Верхоянском и Среднеколымском районах — основных районах мясомолочного скотоводства до 49,3 % и 43,9 % соответственно (Таблица 3). Снижение поголовья обусловлено высокими затратами на приобретение кормов. Около половины поголовья содержится в личных подсобных хозяйствах, 30 % в крестьянских фермерских хозяйствах и 20 % в сельскохозяйственных организациях.

Таблица 3. Поголовье КРС в Арктической зоне РС(Я) (голов, на конец года)
Одной из главных проблем арктических районов является обеспечение кормами сельскохозяйственных животных. Условия сенозаготовки в арктических районах на порядок сложнее, чем в центральных районах Якутии. В целях повышения продовольственной безопасности АЗ РС(Я), снижения расходов госбюджета на завоз кормов в зимний период в арктические районы необходимо уделить особое внимание созданию в Арктике местной кормовой базы.

Заготовка сена в арктических районах осуществляется в трудных условиях (в воде, в кочкарниках, в период гнуса и т. д.). В Верхоянском районе в виде сенокосных угодий и пастбищ на сегодня используется всего около 40 % сельхозугодий. Из-за отсутствия сенокосных угодий мобильные бригады СХПК «Полюс Холода» ездят в Столбинский наслег в 40 км от Верхоянска на заготовку сена, неся ощутимые затраты на завозное топливо. В целях увеличения площади сенокосов силами района проводятся мелиоративные работы и строительство изгороди в Черюмчинском, Адычинском, Борулахском наслегах, выращивается овес в Янском и Столбинском наслегах.

Перевозка дополнительных кормов (комбикорм, кормовая соль, зернофураж) производится из центральных районов республики. В настоящее время корма завозятся с трудностями из-за увеличения цен и в чрезвычайном порядке.

Муниципальными образованиями арктических районов предлагается:в целях замещения дорогостоящего завоза кормов из центральных районов разработать программу поддержки проведения мелиоративных работ в арктических районах;создать в Верхоянском районе резервный фонд по заготовке сена, предусмотрев возмещение перевозки сена до хозяйств Верхоянского и Эвено-Бытантайского районов;рассмотреть возможность в период сенозаготовки в районах АЗ РС(Я) возместить расходы по заготовке кормов мобильным бригадам, которые заготавливают 100 и более тонн сена;учитывая тяжелые условия по кормопроизводству, предусмотреть возмещение части затрат на перевозку грубых кормов, перевозку комбикорма для организованных хозяйств.

Лошади. Поголовье лошадей в 2021 г. к уровню 2010 года в АЗ РС(Я) составило 78,9 % (РС(Я) — 111,7 %). В последние годы наблюдается динамика к увеличению поголовья лошадей (Таблица 4).
Ежегодно средства из государственного бюджета направляются на поддержку Казенного предприятия РС(Я) «Конный завод Алеко-Кюельский», осуществляющего свою деятельность по сохранению чистокровного колымского типа якутской породы лошадей.

Таблица 4. Поголовье лошадей в Арктической зоне РС(Я) (голов, на конец года)
Овощеводство. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Арктической зоны РС(Я) «овощеводство» определено одной из экономических специализаций территории в Абыйском, Верхоянском, Верхнеколымском, Момском районах. Муниципальными образованиями предложено инициировать проект «северный завоз — замещение „зеленых рейсов“ — поддержка местных инициатив», предусмотрев средства (часть средств) на «зеленые рейсы» указанных районов на поддержку овощеводства.

Одним из основных жизнеобеспечивающих видов деятельности является охотничий промысел. Основными объектами охотничьего промысла являются дикий северный олень, белый песец, соболь, ондатра, белка. В арктической зоне республики имеются значительные их ресурсы. Населением АЗ РС(Я) в целях обеспечения собственной потребности в мясе осуществляется отстрел диких северных оленей Лено-Оленекской и Сундрунской популяций. Существенное влияние на ресурсы диких копытных животных и урон для сельского хозяйства оказывает растущая популяция волка.

В целях консолидации финансовых ресурсов и развития охотничьего промысла, пушно-мехового и кожевенно-обувного производств в г. Якутске функционирует «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» — предприятие полного цикла, включающее в себя промысел, заготовку, переработку, производство и реализацию в собственных розничных сетях. Предприятие находится в непростой ситуации и требует финансового оздоровления.

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность в арктической зоне республики развита слабо, развитие идет в основном за счет субсидий, утвержденных цен на муку и иных мер государственной поддержки. Высокая себестоимость местной продукции при трудной логистике движения товаров является непреодолимым фактором в развитии сельскохозяйственного производства в условиях Арктики.

Повышение продовольственной самообеспеченности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, расположенных в арктических районах Республики Саха (Якутия), является одним из приоритетов государственной политики Республики Саха (Якутия).

Для модернизации сельскохозяйственного производства необходимо перейти на территориальную специализацию животноводства с учетом особенностей территорий арктических районов путем переориентации государственной поддержки сельхозпроизводства. Перечень перспективных специализаций для каждого района утвержден Стратегией социально-экономического развития Арктической зоны РС(Я) на период до 2035 года. В Таблице 5 приведен Перечень перспективных направлений развития сельскохозяйственного производства и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера в арктических районах Республики Саха (Якутия).
Таблица 5. Перечень перспективных направлений развития сельскохозяйственного производства и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера в арктических районах Республики Саха (Якутия)
По данным, согласованным с администрациями муниципальных образований Арктической зоны Республики Саха (Якутия).

На территориях, находящихся в отдалении от основных рынков потребления молочной продукции, необходимо обеспечить предоставление государственной поддержки, направленной на снижение себестоимости путем дотирования кормопроизводства и кормозаготовки с учетом северного удорожания для уравнивания конкурентных возможностей производителей мясной и молочной продукции Арктики.

В местах наибольшей концентрации производства мясной продукции необходимо организовать работу высокотехнологичных пунктов убоя животных и переработки мясной продукции. Для решения логистических проблем и упорядочения взаимодействия с хозяйствами нужно выстроить вертикально интегрированную систему заготовки мясной и другой местной продукции с филиалами в каждом муниципальном образовании, которые за счет государственной поддержки будут создавать благоприятные экономические условия для выгодного сбыта продукции мясного животноводства, коневодства и оленеводства в Арктике, стимулировать увеличение поголовья.


Обеспечение завоза продовольственных товаров в арктические районы Республики Саха (Якутия)


Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, там и во внутрирайонном сообщении, осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта — автозимники и внутренние водные пути. При этом водные пути являются безальтернативными при завозе жизнеобеспечивающих грузов.

Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40–70 %, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80 %. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказывается на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в чрезвычайном порядке.

Структура размещения населенных пунктов АЗ РС(Я) обладает высокой дисперсностью (кроме Жиганского района — все населённые пункты которого расположены по линейному типу вдоль р. Лена) и большим количеством труднодоступных населённых пунктов (86).

В Республике Саха (Якутия) в силу природно-климатических и территориальных особенностей продовольственный рынок формируется в значительной мере за счет завоза продовольствия из других регионов. По итогам 2021 года уровень самообеспеченности населения республики мясом достиг 26,5 %, молоком — 56,4 %, яйцами — 62 % с увеличением на 5 %, картофелем — 52,1 %, овощами — 37,4 %. Отсутствуют собственные производители необходимого объема продуктов питания по большинству социально-значимых товарных позиций: круп, растительного масла, сахара, соли, муки, чая.

Закупкой, хранением и доставкой социально-значимых продовольственных товаров для труднодоступных населенных пунктов занимается АО «Якутопторг» — системообразующее предприятие со 100 % долей Республики Саха (Якутия), и имеющее сеть торговых площадей и складских помещений. Ежегодно за счет средств регионального бюджета осуществляются: государственная поддержка завоза продовольственных грузов, поддержка внеулусной перевозки сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала, финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на доставку социально значимых продовольственных товаров и расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров авиационным и (или) автомобильным, и (или) навигационным транспортом, субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным в кредитных и иных организациях предприятиями, осуществляющими завоз социально значимых продовольственных товаров.

В Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года среди основных опасностей, вызовов и угроз, формирующих риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности выделено «отсутствие системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров, обеспечивающей возможность их реализации населению и хозяйствующим субъектам по доступным ценам». Задача по созданию данной системы, а также задачи по стимулированию местного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйствования, народных промыслов и ремесел, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к малочисленным народам, определенные в Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года, будут способствовать укреплению продовольственной безопасности арктических территорий.

В Республике Саха (Якутия) для укрепления продовольственной безопасности жителей арктических районов республики, обеспечения продовольственными товарами и снижения цен в рамках мероприятий государственной программы «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы» в 2021 году созданы торгово-логистические центры в п. Белая Гора Абыйского района и п. Усть-Куйга Усть-Янского района.

Уполномоченным оператором АО «Якутопторг» запущена новая схема доставки продовольственных товаров с охватом труднодоступных населенных пунктов с использованием водного транспорта и малой авиации. В результате впервые за много лет в Арктику доставлены сезонные овощи и фрукты, осуществлено в два раза больше «зеленых рейсов», чем в предыдущие годы. До 2025 года торгово-логистические центры планируется организовать во всех 13 арктических районах Якутии. На эти цели предусмотрено свыше 1 035,2 млн рублей, в т. ч. ФБ — 914,3 млн рублей в рамках реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 978-р.

Вышеуказанные торгово-логистические центры по своей логистике рассчитаны на хранение годового запаса и последующее снабжение в необходимом объеме арктических районов.
Обеспечение населенных пунктов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) проходит в очень трудных инфраструктурных и финансовых условиях, сбои в организации доставки чреваты срывами гарантированного обеспечения населения. Существующая схема организации северного завоза обеспечивает потребность населения арктических районов Республики Саха (Якутия) в социально-значимых продовольственных товарах лишь на 10 %.

Сложная транспортная схема завоза с многочисленными перевалками, длительным хранением в пунктах депонации обуславливает высокую долю транспортной составляющей, которая составляет 40 % в расходах на завоз социально-значимых продовольственных товаров. Необходимость разового завоза всей годовой потребности в короткий срок навигации предполагает привлечение значительных кредитных ресурсов.

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 года N 1377, в целях исполнения задач по повышению уровня продовольственной самообеспеченности Арктической зоны определена задача по реализации проекта по созданию факторий, предусматривающая принятие комплекса мер, способствующих созданию баз переработки и хранения продукции традиционных отраслей, торгово-закупочных баз, пунктов по приему продукции в рамках реализации проекта «Торгово-логистический центр».

Программой государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021г. № 978-р, определено, что факториями являются «промышленно-логистические комплексы для размещения субъектов предпринимательства, занятых традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов, переработки и хранения их продукции, а также созданные юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов пунктов, предназначенных для содействия жизнеобеспечению лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни».

Сравнительно низкая экологическая нагрузка, высокий уровень развития традиционных видов хозяйства создают достаточный потенциал комплексного развития традиционных отраслей, во многом за счет участия коренного населения. Модернизация агропромышленного комплекса, повышение спроса на экологически чистую продукцию позволит выйти на глубокую безотходную переработку продукции оленеводства и рыболовства, обеспечить развитие рыбоводства и пищевой промышленности, удовлетворение внутреннего спроса на сельхозпродукцию и обеспечить выход на новые рынки сбыта, включая экспорт, создать новые рабочие места для населения арктических районов.

Основные направления обеспечения продовольственной безопасности арктических районов Республики Саха (Якутия) связаны с увеличением производства местных продуктов питания, улучшением демографической ситуации, развитием транспортной, логистической, торговой инфраструктуры.

Целесообразность полной реализации этнокультурного и демографического потенциала для развития Арктической зоны, увеличения вклада традиционных отраслей в укрепление продовольственной безопасности обуславливают необходимость формирования системных мер по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания народов Севера, развития социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В сфере повышения экономической доступности продовольственных товаров для всех групп населения необходимо уделить особое внимание осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, а также организацию здорового питания в учреждениях социальной сферы арктических районов Республики Саха (Якутия) на основе продуктов питания местного производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисов В. И., Черноградский В. Н., Потравный И. М., Иванова П. Ю. Направления сбалансированного социально-экономического развития Арктической зоны России (на примере Якутии) // Проблемы прогнозирования. 2020. № 4 (181).
2. Иванова П. Ю., Потравная Е. В. Социально-экономическое развитие поселка Тикси в российской Арктике: стратегия и потенциал роста // Арктика: экология и экономика, 2020. №4(40). С. 117-129. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-4-117-129.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
4. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 978-р (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации».
7. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.08.2020 г. № 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года».
8. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), www.sakha.gks.ru
Analysis of the state, problems and trends of food security in the arctic municipalities of the Republic of Sakha (Yakutia)

ABSTRACT


In the context of political, economic and other sanctions imposed against the Russian Federation, the primary task of state and municipal administration is to take measures aimed at ensuring socio-economic stability. The importance of self-sufficiency is increasing, primarily with food. Territorial, infrastructural, natural and climatic features of the Arctic zone of the Russian Federation, remote from the main industrial centers, cause a high dependence of economic activity and life support of the population of the territories on food supplies from other regions of Russia. The article analyzed the state, problems and trends of food security in the Arctic municipalities of the Republic of Sakha (Yakutia), including: analysis of the characteristic features of the socio-economic situation of the Arctic territories of the Republic of Sakha (Yakutia), affecting the level of food security; analysis of agricultural indicators; an analysis of regional policies aimed at providing food to the Arctic territories.

DOI: 10.51823/74670_2022_4_16
Скачать PDF