КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРКТИКИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

АННОТАЦИЯ


Теоретические, методологические и практические аспекты устойчивого развития продолжают активно обсуждаться на площадках различных уровней, его цели пропагандирует Организация Объединенных Наций. Многолетняя история развития дает большой объем информации для дискуссии по вопросам рационального природопользования, сохранения баланса между экономикой и социальной сферой, развития современной инфраструктуры, обеспечения высокого качества жизни на различных территориях, развития партнерства и взаимодействия с государством. В отношении Арктического региона вопросы устойчивого развития кратно более важны. В то же время принимающие решения лица, ученые и эксперты уделяют недостаточно внимания развитию и сохранения культурного потенциала Арктики. Необходимо выделить точки активного роста несырьевого капитала, что позволит нарастить конкурентоспособность территории Заполярья, в том числе и на мировом уровне. Главными акторами данного процесса и объектами инвестирования могут являться арктические музеи.
В 2017 году на площадке международного форума «Арктика территория диалога» президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил четкую позицию по Арктике: «Принципиально сохранить Арктику пространством конструктивного диалога, созидания и равноправного взаимодействия… Россия, на долю которой приходится почти треть Арктической зоны, осознает особую ответственность за эту территорию. Наша цель — обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное отношение со стороны государства» [1]. Ранее культурное наследие арктических музеев уже рассматривалось как объект государственного управления [2]. Проблема сохранения и эффективного использования культурного наследия обсуждалась и на международных конференциях [3].

Сейчас проблематика культурного наследия Арктики в контексте устойчивого развития выходит на новый уровень дискуссии. В рамках XIV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» имени А. Н. Чилингарова на стенде правительства Санкт-Петербурга был представлен доклад на заявленную в данной статье тему.

В целом культурное наследие Арктики является бесценным итогом гуманитарного и научного развития региона, формирования уникального социокультурного пространства и наращивания его конкурентоспособности как экономической категории. Инвестирование в сохранение и эффективное использование возможностей арктических музеев даст мультипликативный эффект устойчивого развития.

Теория устойчивого развития предполагает создание и реализацию триединой концепции развития, основанной на взаимодействии и взаимозависимости экономической, социальной и экологической составляющих. Важно понимать, что Арктика и Крайний Север — единый регион, и подходить к решению задач по обеспечению его устойчивого развития необходимо, понимая, что это открытая экологическая, социальная и экономическая система, занимающая значительную часть территории России.

В зависимости от того, какие факторы выделения границ считаются определяющими, эти границы могут достаточно сильно меняться. Так, для определения границ и размеров данного региона используют географические, климатические, этнические, социально-культурные, государственно-административные основания.

В. Л. Мартынов, д.г.н., профессор факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена, в своей статье «Границы Арктики и границы в Арктике» [5] выделяет следующие основные варианты границ Арктики:

  • астрономическая — по Северному полярному кругу (66°33" северной широты);
  • по степени дискомфортных условий проживания включают широкий спектр показателей — сумму отрицательных температур воздуха, характер распространения многолетнемерзлых пород (ММП), глубину залегания верхней поверхности ММП, мощность ММП, температуру на глубине 20 м;
  • климатическая включает следующие детерминирующие показатели — изотерму июля 10°С, величину радиационного баланса (10 или 15 ккал/кв. см в год), среднее положение между изотермами среднемноголетней июльской температурой воздуха 8°С и 12°С, сумму среднесуточных температур за период c устойчивой температурой воздуха ниже 0ºC — ниже 6000ºC, продолжительность периода c температурами ниже –30ºC более 45 cуток, индекс суммарного ветро-холодового воздействия (впрочем, при использовании такого подхода необходимо учитывать нестабильность климата, его постоянные изменения).

На данный момент в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 1946 территория Арктической зоны Российской Федерации полностью входит в состав Крайнего Севера, что позволяет рассматривать Арктику как отдельную физико-географическую область, оказывающую влияние на социально-экономическое развитие обширной территории всей страны.

Территориально-пространственный масштаб данной дискуссии впечатляет: больше половины территории России расположены в суровых климатических условиях. Таким образом, физико-географические факторы в данном случае всегда будут определяющими. И в целом управление территорией начинается с определения ее границ, изучения ее свойств и внешних и внутренних факторов формирования потенциала развития.

РИС. 1. ГРАНИЦЫ СОВРЕМЕННОЙ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА
На базе мировой практики можно выделить следующие основные компоненты устойчивого развития:

1) создание нормативно-правовых основ. П. П. Баттахов проводит анализ системы правового регулирования экономической деятельности в Арктической зоне России [6]. С целью обеспечения устойчивого и ответственного использования ресурсов Арктической зоны России законодательная база должна соблюдаться и обновляться, соответствовать изменяющимся условиям и вызовам;

2) реализация новых моделей экономического развития, в основе которых бережное отношение к окружающей среде, оптимальное и рациональное природопользование в долгосрочной перспективе, а не стремление извлечь максимальную экономическую прибыль в настоящем времени с необратимыми катастрофическими последствиями в будущем;

3) развитие ответственного инвестирования на принципах ESG (environmental — экология + климатические изменения; S — social (социальная политика); G — governance (качество управления));

4) углеродное регулирование и достижение углеродной нейтральности (квотирование выбросов, создание карбоновых полигонов, разработка климатических стратегий, предусматривающих снижение антропогенного воздействия на окружающую среду);

5) цифровизация, необходимая для обеспечения оперативного управления процессами ESG-трансформации и устойчивого развития.

М. Ф. Замятина, д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук, выделяет такие основные проблемы устойчивого развития, как:

  • негативное влияние санкций;
  • недостаточная вовлеченность субъектов РФ в реализацию повестки дня на XXI век;
  • несовершенная система стимулирования перехода регионов и предприятий к устойчивому развитию на принципах ESG, основанная на сбалансированности рыночных механизмов и инструментов государственного регулирования;
  • недостаточная включенность стратегии устойчивого развития в действующий комплекс документов стратегического планирования;
  • недостаток высококвалифицированных кадров во власти и бизнесе, способных осознать необходимость перехода к устойчивому развитию на принципах ESG и его реализовать;
  • устаревание традиционной системы бизнес-образования и невключенность современной концепции устойчивого развития на принципах ESG в федеральные образовательные стандарты;
  • недостаточная информированность регионов и бизнес-сообщества о принципах, целях устойчивого развития, лучших зарубежных и отечественных практиках в области устойчивого развития и ESG;
  • низкий уровень восприятия концепции устойчивого развития, ESG, целей устойчивого развития населением и малым и средним бизнесом, что подтверждается результатами опросов, включая опросы ВЦИОМа.
В контексте развития Арктики и Крайнего Севера необходимо понимать следующие особенности территории как объекта устойчивого развития. Это:

  • очагово-дисперсный характер расселения, что определяет концентрацию малочисленного населения в небольшом числе городов и поселков;
  • низкая транспортная связанность населенных пунктов;
  • накопление загрязняющих веществ в природной среде со всего мира;
  • крайне низкая способность экосистем к преодолению антропогенной нагрузки;
  • промышленная специализация большинства локальных экономик и высокая концентрация добывающей промышленности в городах;
  • неразвитость инфраструктуры хранения и переработки отходов;
  • высокая зависимость местных сообществ от градообразующих предприятий;
  • стабильный отток населения, нехватка высококвалифицированных кадров во всех сферах хозяйственной деятельности.
Национальным рейтинговым агентством в 2022 году составлен рейтинг устойчивого развития регионов России по 45 показателям. Методика расчетов и критерии оценки представлены в полной версии отчета [7].
Анализ методики расчетов, критериев и показателей рейтинга позволяет говорить о том, что приведенные оценки не учитывают некоторых факторов — казалось бы, незначительных, но играющих важную роль в понимании сложившейся ситуации.

Например, среди показателей социального блока используются такие показатели, как численность населения, численность родившихся, умерших, продолжительность жизни. Насколько показательны могут быть данные показатели для арктических регионов с высоких уровнем миграции, оттока населения, вахтовым методом работы, особенностями традиционного образа жизни коренных народов Севера? Также важным показателем является стоимость потребительской корзины и коммунальных услуг, например в Норильске, Дудинке, Тикси, Певеке, поселках городского типа Республики Коми и Ненецкого автономного округа.

Устойчивое развитие должно начинаться с понимания истинного значения Севера для нашей страны, а не со статистических показателей для правительственных и инвестиционных отчетов. При этом важно помнить, что тема устойчивого развития не нова. В 2003 году в Санкт-Петербургском Доме ученых под председательством Ж. И. Алферова и заместителя генерального секретаря ООН Мариуса Стронга в рамках государственного визита генерал-губернатора Канады Андриенны Кларксон состоялся круглый стол, посвященный вопросам экономики и окружающей среды Арктики. В дискуссии принимали участие ведущие ученые североведы России и Канады. Хотелось бы отдельно отметить прозвучавший более 20 лет назад тезис: «Арктика может прожить без России, а Россия без Арктики — нет» [8].

В целом концепция устойчивого развития заметно трансформировалась со времен Рио-де-Жанейро 1992 года. В настоящее время на сайте ООН обозначены 17 целей устойчивого развития, факты, цифры и задачи по достижению целей [9]. К сожалению, по уже сложившейся традиции культурное наследие, его изучение, сохранение, популяризация и эффективное использование рассматриваются отдельно, вне концепции устойчивого развития. Может быть, именно по этой причине сегодня сложно говорить об устойчивом развитии арктических регионов.

Какую же роль играет в устойчивом развитии культурное наследие Арктики? Культурный потенциал не входит в перечень критериев оценки, арктические музеи не рассматриваются как объект инвестирования и ресурс устойчивого социально-экономического и экологического развития Арктики. Мало кто имеет полное представление о том, какие шедевры мирового уровня находятся в арктических музеях и что с ними делать, кроме как хранить в запасниках.

Междисциплинарность заложена уже в самом понятии «культурное наследие». Так, по мнению авторов, культурное наследие и музейное дело необходимо рассматривать как единое целое, так как именно музеи в большинстве случаев отвечают за сохранение памятников истории и культуры в качестве как музейного фонда, так и объектов культурного наследия. Музеи владеют необходимыми инструментами трансляции исторической правды, ключевых смыслов и идей территорий широкому кругу людей.

В настоящее время музейное дело продолжает переживать сложный переходный период от выполнения четко поставленных государством задач в области просвещения и воспитания через конкуренцию в сфере услуг к самостоятельной культурно-образовательной деятельности и привлечению посетителей в музей. При этом процесс ценообразования на входные билеты, экскурсионные программы, перечень услуг музеев является темой отдельного исследования.

Так, например, С. А. Пиляк в своей статье «Проблема коммодификации культурного наследия» говорит: «Важное место в современных научных изысканиях, а также и в практических действиях занимают вопросы коммерциализации культуры. Еще недавно культура воспринималась как нечто противоположное объекту экономических исследований. В то время как экономическая наука занялась изучением всего универсального, нормального и рационального, “культура” развилась в понятие, обозначающее конкретные разновидности, иррациональные отклонения от стандартной экономической модели. Сейчас экономика культуры — едва ли не самая важная и актуальная тема научных изысканий и исследований». Коммерциализация культурного наследия противоречит идее Петра Первого о создании музея «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». И эта идея не перестает быть актуальной.

Культурное наследие, аккумулированное в памятниках истории и культуры, музейном фонде арктических музеев, необходимо рассматривать как первостепенный ресурс устойчивого развития. Сохранить культурное наследие возможно только при условии его эффективного использования в целях научных исследований, интерпретации и трансляции посредством:

  • модернизации постоянных экспозиций и расширения экспозиционных площадей;
  • организации тематических выставок — стационарных и передвижных;
  • проведения расширенной экскурсионной программы, ориентированной не столько на местных жителей, но в первую очередь на туристический поток;
  • организации и проведения событийных якорных мероприятий с постоянной регулярностью;
  • создания на базе арктических музеев учебных площадок для студентов, проведения выездных практик, проведения профориентационных мероприятий;
  • развития практики проведения научных конференций на площадках арктических музеев;
  • цифровизации культурного наследия Арктики и создания тематических электронных каталогов, виртуальных выставок, что позволит внедрить передовые технологии в процесс сохранения культурного наследия Арктики, расширить компетенции сотрудников арктических музеев, привлечь внимание в первую очередь молодежи к арктическим регионам как к территории, жизненно важной для страны, причем не только в сфере реализации крупных промышленных проектов.

В январе 2024 года состоялось заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики по вопросам развития арктических музеев. Директора федеральных и региональных музеев АЗРФ поделились своим опытом, описали проблемы и найденные решения [10]. Совместные усилия государства и бизнеса, грантовая поддержка крупных промышленных компаний помогают музеям реализовывать совместные проекты по созданию новых экспозиций как основы для работы с посетителями, в том числе с туристами.

Так, например, строительство нового здания и создание современных экспозиций Таймырского краеведческого музея в городе-порте Дудинка позволяют не только обеспечить хранение артефактов, но и надеяться на рост туристического потока. Количество туристов по заявкам туристических фирм в летний период увеличилось с 242 в 2017 году до 1332 человек в 2024 году. Большую роль играет туристический поток из соседнего Норильского промышленного района. В целом посещаемость музея в 2024 году составила более 34 000 человек. Современное здание Таймырского краеведческого музея стало не только украшением города, но и важным объектом туристской дестинации Таймыра, фактором социально-экономического развития территории.

РИС. 2. ПОМЕЩЕНИЕ ТАЙМЫРСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ДО 2009 ГОДА НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ЖИЛОГО ЗДАНИЯ
Новые современные экспозиции рассказывают об истории изучения и освоения Таймырского полуострова, о трудовом подвиге строителей порта Дудинка, развитии горно-металлургической промышленности, о культуре коренных народов и природе Таймыра. Музей является связующим звеном между прошлым и будущим этой отдаленной территории, объясняет значение хозяйственной деятельности, помогает определить смысл жизни.

Работа Таймырского краеведческого музея с момента его создания в 1937 году является неоспоримым доказательством того, что развитие и деятельность музея обеспечивают сохранение исторического и культурного наследия территории, памяти о людях, которые жили и работами на Таймыре; формируют культурный код территории и создают возможности экономического развития посредством туристической деятельности. Музейный фонд представляет собой уникальный ресурс развития научно-исследовательской деятельности для ученых и экспертов, которые интересуются вопросами развития Арктики. Знание истории и культуры территории имеет важное значение для органов государственной власти и бизнеса, потому как позволяет ценить опыт прошлых поколений и опираться на достижения своих предшественников.

РИС. 3. СОВРЕМЕННОЕ ЗДАНИЕ ТАЙМЫРСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
РИС. 4. ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ ТАЙМЫРСКОГО МУЗЕЯ. ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СОПКАРГИНСКИЙ МАМОНТ»
На сайте Таймырского краеведческого музея представлен официальный отчет о направлениях и результатах работы в 2024 году [11]. Дальнейшее развитие музея предполагает расширение взаимодействия с представителями туристической отрасли, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Музей видит свое предназначение в популяризации Таймыра как территории великой страны, уникальной культуры и больших возможностей будущего развития, профессионального становления и устойчивого развития. Не менее важное значение в жизни и развитии территории имеют музеи Мурманска, Архангельска, Сыктывкара, Воркуты, Салехарда, Певека, Анадыря и других заполярных территорий. Вместе все арктические музеи формируют уникальный культурный щит Русской Арктики [12]. При этом представляется необходимым продолжение работы по усилению интеграционных культурных и гуманитарных связей арктических регионов посредством реализации совместных проектов в области культуры, образования и туризма.

Территория без культурной жизни, образования, воспитания является лишь спецпоселением с низким качеством жизни и неизбежной деградацией, что противоречит стратегии развития Арктики. Культурное наследие Арктики необходимо рассматривать как ключевой фактор устойчивого развития территории, а не как подзадачу 11-й цели устойчивого развития ООН, которая сформулирована следующим образом: «Активизировать усилия по защите и сохранению всемирного культурного и природного наследия» [13]. Защитить и сохранить культурное наследие возможно только в случае его эффективного использования.

РИС. 5. ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ ТАЙМЫРСКОГО МУЗЕЯ ДИОРАМА «КАМЛАНИЕ ШАМАНА»
РИС. 6. ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ ТАЙМЫРСКОГО МУЗЕЯ. ЗАЛ «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
РИС. 7. ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ ТАЙМЫРСКОГО МУЗЕЯ, ПОСВЯЩЕННЫЙ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАЙМЫРА
В контексте устойчивого развития арктические музеи становятся объектом первостепенного инвестирования, что позволит достичь практически всех иных целей устойчивого развития. Это поможет решить следующие задачи:

  • улучшить имидж арктических регионов, создать «якорные смыслы» территорий Заполярья, продвигать идею «северности» России;
  • обеспечить воспитание и дополнительное образование детей, молодежи, формирование кадрового потенциала нового поколения полярников;
  • воспитать ответственность за устойчивое развитие Арктики у чиновников и бизнеса;
  • сформировать научно-исследовательский и дискуссионный полигон на базе музеев по широкому кругу вопросов устойчивого развития территории;
  • обеспечить качественный досуг местных жителей арктических городов и поселков;
  • зафиксировать современные достижения России в Арктике в циркумполярном регионе;
  • содействовать развитию экологически безопасных отраслей экономики арктических регионов;
  • сохранить уникальное социокультурное пространство традиционной культуры коренных народов Севера и культуры индустриальных образований в Арктике.

Очевидно, что концепция устойчивого развития на основании целей Организации Объединенных Наций не перестает быть темой как теоретической, так и практической дискуссии. Необходимо учитывать, с одной стороны, высокую степень уязвимости Арктики и, с другой стороны, значимость заполярных территорий для национальной безопасности России. Статус Арктики как геостратегического макрорегиона нашей страны определен Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Именно по этой причине Арктика и Крайний Север должны быть в постоянном фокусе внимания ученых и специалистов самого широкого профиля. Необходимо работать в постоянном контакте и стремиться к решению задач в междисциплинарном формате, не ограничивая себя рамками собственного научно-исследовательского поля.

Знание и понимание культурного наследия Арктики, его профессиональная интерпретация и трансляция позволят пересмотреть место культуры в системе устойчивого развития, содействовать повышению качества жизни и конкурентоспособности территорий, расположенных в стабильно экстремальных для жизни и хозяйственной деятельности климатических условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление В. Путина на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», 30 марта 2017 года. — URL: https://www.prlib.ru/item/682717 (дата обращения: 25.12.2024).
2. Андреева Т. А. Культурное наследие арктических музеев как объект государственного управления / Андреева Т. А., Подшувейт О. В., Субетто Д. А. // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. — 2024. — № 1 (17). — С. 25–31.
3. Подшувейт О. В. Историко-культурное наследие Арктики в коллекциях музейного фонда России / Подшувейт О. В. // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 24–25 октября 2024 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 394–396.
4. XIV Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» им. А. Н. Чилингарова. — URL: https://www.herzen.spb.ru/about/struct-uni/fac/f-geo/40299/?sphrase_id=149627 (дата обращения: 25.12.2024).
5. Мартынов В. Л., Кузин В. Ю. Границы Арктики и границы в Арктике // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2018. — № 2 (16). — С. 4–17.
6. Баттахов П. П. Правовые основы осуществления экономической деятельности и охраны окружающей среды в Арктике // Право и государство: теория и практика. 2023. — № 7 (223) — С. 462–466.
7. Рэнкинг устойчивого развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации. — URL: https://www.ra-national.ru/renkingi/rjenking-ustojchivosti-razvitija-i-integracii-esg-kriteriev-v-dejatelnost-subektov-rossijskoj-federacii (дата обращения: 25.12.2024).
8. Додин Д. А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). — СПб.: Наука, 2005. — 283 с. — С. 6.
9. Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (официальный сайт). — URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru (дата обращения: 25.12.2024).
10. Эксперты обсудят вопросы развития арктических музеев (официальный сайт ЭЦ «Проектный офис развития Арктики»). — URL: https://porarctic.ru/ru/events/eksperty-obsudyat-voprosy-razvitiya-arkticheskikh-muzeev (дата обращения: 25.12.2024).
11. Текстовый аналитический отчет КГБУК «Таймырский краеведческий музей» по основным направлениям деятельности за 2024 год (официальный сайт Таймырского краеведческого музея). — URL: https://taimyr-museum.ru/sites/default/files/page/files/
134._analiticheskiy_otchyot_za_2024_god.pdf (дата обращения: 25.12.2024).
12. Культурный щит Русской Арктики. Информационно-политический журнал «Персона страны». — URL: https://persona-strany.ru/kulturnyj-shhit-russkoj-arktiki/ (дата обращения: 25.12.2024).
13. Цель 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов (официальный сайт Организации Объединенных Наций). — URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cities/ (дата обращения: 25.12.2024).
CULTURAL HERITAGE OF THE ARCTIC AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY AND INCREASING ITS COMPETITIVENESS

ABSTRACT


Theoretical, methodological and practical aspects of sustainable development continue to be actively discussed at various levels, its goals are promoted by the United Nations. The long history of development provides a large amount of information for discussion on issues of rational use of natural resources, maintaining a balance between the economy and the social sphere, developing modern infrastructure, ensuring a high quality of life in various territories, developing partnerships and interaction with the state. With regard to the Arctic region, issues of sustainable development are many times more important. At the same time, decision-makers, scientists and experts pay insufficient attention to the development and preservation of the cultural potential of the Arctic. It is necessary to identify points of active growth of non-resource capital, which will increase the competitiveness of the Arctic territory, including at the global level. The main actors in this process and investment objects can be Arctic museums.