Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная в 2019 году [1], требовала к 2024 году радикального пересмотра, так как за прошедший период геополитическая обстановка существенно изменилась, претерпели изменение экономические и социальные приоритеты развития страны. В связи с этим логично, что новая версия Стратегии пространственного развития на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее — Стратегия), утвержденная в конце 2024 года [2], существенно отличается от предшествующего документа.
Ключевой особенностью нового варианта Стратегии является введение системы опорных населенных пунктов, которые образуют расселенческий, инфраструктурный и экономический каркас страны [3]. Введение такой системы стало ожидаемой новацией в связи с указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [4], где среди задач национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» было определено улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году. Концентрация усилий на опорных населенных пунктах может быть оценена как более широкая, разноплановая и сбалансированная политика пространственного развития страны в противовес подходу, действовавшему с 2019 года и предполагавшему упор на развитие агломераций как точек роста [3].
Классификация опорных населенных пунктов в новом варианте Стратегии предусматривает выделение населенных пунктов с различными основными функциями, в частности такими, как [2]:
- реализация новых инвестиционных проектов, существенно влияющих на экономику,
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и обслуживание критически важной инфраструктуры, а также функции наукоградов;
- повышение эффективности экономики городских агломераций, административных центров субъектов Российской Федерации, не входящих в городские агломерации;
- предоставление медицинской помощи, образования, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающих территорий.
Таким образом, в Стратегии не выделяется отдельных специфичных функций для арктических опорных населенных пунктов. Предполагается, что арктические опорные населенные пункты выполняют одну из функций, типовых для всех опорных населенных пунктов.
Между тем ранее в экспертном сообществе шла широкая дискуссия о выделении специфических функций арктических опорных населенных пунктов [5]. В их качестве предлагался широкий перечень [6] — от административно-управленческих функций, в том числе для ресурсодобывающих компаний и функции деловых центров, до обеспечения доступности для жителей территории, для которой населенный пункт является опорным, транспортно-логистической, инженерной, социальной и сервисной инфраструктуры.
Особенностью арктических населенных пунктов часто является их низкая транспортная доступность — возможность доступа наземным транспортом до ближайшего города лишь по зимникам и в ограниченный по времени период. В такой ситуации любое поселение, имеющее аэропорт, становится для всех близлежащих сел опорным, так как доступ на Большую землю возможен лишь через него, а значит, лишь через него можно попасть в региональный центр или, например, добраться до узкоспециализированной медицинской помощи. Данная ситуация заставляет смотреть под иным углом на понятие опорности в Арктической зоне.
А. Пилясов выделял функции интеллектуальной, информационной, портовой, снабженческой, промысловой, вахтовой базы, базы пионерного освоения мегапроекта [7]. М. Данькин и Н. Замятина [8] фиксировали у арктических опорных населенных пунктов функции деловых, научно-исследовательских и образовательных центров, центров транспорта и логистики, предоставления медицинской помощи, сохранения и развития культуры и управления, в частности размещения управленческих структур ресурсодобывающих компаний.
Вопреки данной дискуссии в Стратегии специфических функций для арктических опорных населенных пунктов не предусмотрено. Однако в новой Стратегии вводится понятие «геостратегические территории Российской Федерации», среди которых выделена и Арктическая зона, а точнее — «территории субъектов Российской Федерации и части территорий субъектов Российской Федерации, относящиеся к территориям Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"» [2]. Таким образом, несмотря на отсутствие отдельной категории арктических опорных населенных пунктов, значимость арктической зоны в Стратегии подчеркнута.
Однако дополнительная поддержка арктических населенных пунктов будет организована преимущественно через вхождение их в единый перечень опорных населенных пунктов, а без выделения отдельных специфичных функций для арктических опорных населенных пунктов вхождение их в перечень может быть ограничено.
Проиллюстрируем этот тезис на примере сравнения, какие арктические населенные пункты фигурируют в едином перечне опорных населенных пунктов, утвержденном президиумом (штабом) правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 16.12.2024 № 143пр [9] и какие ранее фигурировали в Перечне опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике, утвержденном распоряжением правительства Российской Федерации от 28 ноября 2023 г. № 3377-р [10]. В основном перечни совпадают, однако, например, г. Игарка Красноярского края был включен в перечень 2023 года и отсутствует в перечне 2024 года. Причина, вероятно, именно в том, что перечень 2023 года учитывал специфические функции арктических опорных территорий: г. Игарка предоставляет для жителей близлежащих сел (Курейка, Мадуйка и Горошиха) единственную возможность попасть в региональный центр, является для них центром предоставления медицинских, образовательных и культурных услуг, а также именно Игарка является опорным населенным пунктом для освоения Ванкорского нефтегазового месторождения, имеющего с точки зрения запасов стратегическое значение для России. Отсутствие Игарки в едином перечне 2024 года указывает на то, что недоучет специфичных функций арктических опорных населенных пунктов приводит к невозможности получения ими необходимого статуса и мер поддержки.
Между тем иной особенностью арктических опорных населенных пунктов, про которую ранее не упоминалось в данной статье, является их более высокая включенность в проекты федерального уровня (например, Северный морской путь, освоение стратегически важных месторождений), значимость в рамках этих проектов для Российской Федерации в целом в противовес другим типам опорных населенных пунктов, которые в первую очередь важны для устойчивого развития своего региона. Именно с выполнением значимых федеральных функций связаны основные перспективы развития опорных населенных пунктов Арктической зоны.
Особенно ярко данная особенность видна на примере населенных пунктов — портов Северного морского пути. Например, пгт. Диксон или Тикси вносят не так много вклада в развитие своих регионов (пгт. Диксон — Красноярский край, пгт. Тикси — Республика Саха (Якутия)). Между тем оба этих порта крайне важны для обеспечения безопасности Северного морского пути. В частности, пгт. Диксон — место дислокации Морского спасательного-координационного центра (МСКЦ) «Диксон», единственного МСКЦ на Северном морском пути (в иных портах СМП располагаются только подцентры). Вне периода навигации зоной ответственности МСКЦ «Диксон» является весь Северный морской путь. Даже если не брать во внимание другие функции пгт. Диксон (крупнейший нефтеналивной терминал «Бухта «Север», опорный пункт для развития Сырадасайского угольного месторождения, опорный пункт для разработки золотоносных районов о. Большевик и шельфовой зоны Таймырского полуострова), функция обеспечения безопасности на Северном морском пути, осуществляемая пгт. Диксон, имеет крайне высокое значение на уровне Федерации в целом.
При этом в силу высокой значимости опорных населенных пунктов Арктической зоны в связи с выполнением ими существенных федеральных функций необходимо было бы обеспечить для них ряд федеральных мер поддержки, не опосредованных региональным уровнем принятия решений, — было бы обоснованно вынести систему предоставления мер поддержки данных населенных пунктов непосредственно на федеральный уровень. Такой подход воспринимался бы как сбалансированный не только на уровне данных населенных пунктов, на и на уровне регионов, где они располагаются.