Государственно-частное партнерство (ГЧП) является одним из ключевых механизмов взаимодействия государства и частного сектора для реализации различных инфраструктурных и социальных проектов. Преимущество ГЧП заключается в том, что оно способно быстрее и эффективнее решать поставленные задачи по сравнению с традиционными формами инвестирования [1]. Кроме того, качество обслуживания намного выше благодаря опыту частного партнерства.
В условиях современного развития России, в том числе на арктических территориях, таких как Мурманская агломерация, и в других удаленных регионах, важность применения ГЧП возрастает, особенно в сфере развития социальной инфраструктуры. Мурманская область, являясь важнейшей частью Арктической зоны России (далее — АЗРФ), нуждается в комплексном подходе к решению задач социального и экономического развития. В этом контексте ГЧП играет важную роль в реализации мастер-плана территории, который направлен на улучшение качества жизни местного населения, создание новых объектов социальной инфраструктуры, жилья, здравоохранения и образования. В августе 2024 года во время встречи с губернатором региона Андреем Чибисом Президент РФ В. В. Путин одобрил предложение о разработке мастер-планов и их реализацию в рамках национальных проектов [3]. Он поручил выделить эту задачу в качестве приоритетной и создать специальные разделы в новых нацпроектах, которые будут включать мероприятия по реализации мастер-планов для развития городов Арктики.
Мурманская агломерация как часть Арктической зоны России является ключевым объектом в рамках национальной программы по развитию Арктики. Для реализации социальных проектов, таких как строительство жилья, улучшение качества здравоохранения и образования, в регионе разработан мастер-план, который определяет ключевые цели и задачи. Он используется для привлечения частных инвестиций в строительство и модернизацию объектов социальной инфраструктуры. В рамки мастер-плана заложены не только этапы строительства, но и создание необходимой инфраструктуры для проживания: развитие транспортных коридоров, подключение к коммунальным сетям, строительство социальных объектов, таких как школы и детские сады [4].
Мурманская агломерация состоит из 14 населенных пунктов, центр агломерации — город Мурманск, состоящий из трех округов. Сама по себе Мурманская агломерация — инвестиционно привлекательная территория: на 2023 год она является лидером по числу резидентов АЗРФ (222), за ней следует Архангельск (201) [5, с. 100]. За 2023 год, по данным Министерства развития Арктики и экономики региона [6], общая стоимость проектов по соглашениям различных форм государственно-частного партнерства с бизнесом в Мурманской области превысила 140 млрд рублей.
По данным рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) за 2023 год, Мурманская область находится на 20-м месте в рейтинге, что демонстрирует наличие положительных тенденций в развитии ГЧП, ведь она поднялась с 37-го на 20-е место за год. При анализе компонентов рейтинга становится понятно, что минимальные баллы Мурманская область получила за динамику реализации проектов ГЧП в 2023 году, из чего можно сделать вывод, что необходимы дальнейшее развитие ГЧП и его активное внедрение в области [7]. В частности, по мнению авторов, основное внимание необходимо уделить таким аспектам, как создание новых партнерских программ, упрощение процедур, повышение привлекательности региона для инвесторов, улучшение инфраструктуры, особенно в области транспорта и жилищного строительства.
Также в августе 2024 года на встрече с В. В. Путиным Андрей Чибис обозначил, что ключевые проекты Мурманской агломерации, которые важны для всей страны, — это развитие Северного морского пути, новых портовых мощностей, судоремонта, рыбной промышленности, а также создание новой компетенции — производства СПГ. По словам губернатора, чтобы сохранить в регионе достаточное количество людей для реализации этих проектов и привлечь новых работников на создаваемые рабочие места, нужно решать социальные вопросы, связанные
с жильем, благоустройством города, образованием, медициной [8]. С его мнением согласны и многие жители. Так, во время опроса граждан Мурманской области для мастер-плана Мурманской агломерации на вопрос: «Каких элементов среды и инфраструктуры вам не хватает?» — граждане ответили следующим образом: общественных пространств, парков и зеленых зон (разнообразия общественных пространств и доступа к водным и природным локациям — 43% респондентов), парковок (33%; 47% опрошенных ежедневно пользуется автомобилем при перемещении по городу), спортивных объектов (22%), высших и средних учебных заведений (18%), медицинских учреждений (17%), уличных спортивных площадок, велодорожек (17%) [9, с. 101].
Одними из наиболее ярких примеров использования ГЧП в Арктическом регионе являются проекты, связанные с созданием, реконструкцией и эксплуатацией объектов теплоснабжения, а также водоснабжения.
Заключенные концессионные соглашения в Мурманской области за 2024 год, связанные с теплоснабжением и водоснабжением, — это, в частности:
- Концессионное соглашение в отношении объектов производства, передачи и распределения тепловой энергии потребителям района Дровяное города Мурманска Мурманской области. Концедент / публичная сторона — администрация города Мурманска, концессионер / частная сторона — ООО «Тепло людям. Кандалакша». На 25 лет;
- Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Ковдорский район. Концедент / публичная сторона — администрация Ковдорского района Мурманской области, концессионер / частная сторона — АО «КОВДОРСКИЙ ГОК». На 9 лет;
- Концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения на территории городского поселения Умба Терского района Мурманской области. Концедент / публичная сторона — администрация муниципального образования «Городское поселение Умба Терского района»; концессионер / частная сторона — ООО «Тепло людям. Умба». На 15 лет [10].
Также с помощью взаимодействия с бизнесом Мурманск активно решает вопросы в сфере обеспечения агломерации новыми медицинскими и образовательными учреждениями. И эта работа крайне важна, поскольку, по словам губернатора Мурманской области, детские и взрослые стационары находятся в состоянии, не соответствующем современным требованиям.
Перспективность использования ГЧП в этой сфере подтверждает и зарубежный опыт. Так, ГЧП активно используется в высшем образовании США, сыграв значительную роль в улучшении его качества [2]. А. М. Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА и эксперт по ГЧП, выступая на заседании рабочей группы совета при главе Республики Саха (Якутия) по благополучию и устойчивому развитию в 2022 году, отметил: «Проекты ГЧП в сфере образования выгодны как государству, так и бизнесу. Государство получает инвестиции в систему образования, а бизнес — кадры для устойчивой реализации проектов в отдаленных арктических регионах» [11].
В 2020 году проект «Открытие в городе Мурманске обособленного подразделения клиники вспомогательных репродуктивных технологий» стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении» Минздрава России в номинации «Лучший инфраструктурный проект на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении». Проект представлял собой договор аренды с инвестиционными обязательствами между ГОБУЗ «Мурманский областной клинический многопрофильный центр» и ООО «Центр инновационной эмбриологии и репродуктологии «ЭмбриЛайф» [12]. Открытие данного подразделения стало значимым шагом в улучшении здравоохранения региона. Важно отметить, что такие проекты не только обеспечивают дополнительные рабочие места, но и значительно повышают качество жизни местного населения.
Несмотря на позитивные примеры, существует ряд проблем, которые мешают более широкому применению ГЧП в социальной сфере, особенно в таких регионах, как Арктика. Например, есть инфраструктурные и климатические ограничения. Арктическая зона России сталкивается с рядом уникальных проблем, связанных с климатическими и географическими особенностями. Суровые климатические условия, постоянные холода, а также проблемы с логистикой создают значительные препятствия для реализации крупных строительных проектов.
Инфраструктурные ограничения включают не только проблемы с транспортом и поставками строительных материалов, но и сложности с обеспечением строительных объектов энергией, использованием специальных технологий, водоснабжением и другими коммунальными услугами.
Северные регионы, включая Мурманск, характеризуются глубинным промерзанием почв. Это явление, известное как вечная мерзлота, существенно усложняет строительство высотных зданий. Почва, промерзшая на большую глубину, постоянно меняет свою структуру, что может привести к деформации фундамента и, как следствие, к разрушению здания. Строительство на вечной мерзлоте — это сложный инженерный процесс, требующий специальных знаний и технологий. Необходимо учитывать особенности грунта, его температурный режим, а также проектировать фундамент таким образом, чтобы он мог выдерживать нагрузки и не подвергаться деформациям. Для частных инвесторов это создает дополнительные финансовые риски, так как такие проекты требуют значительно больших затрат, чем аналогичные проекты в более благоприятных регионах страны.
Также в Российской Арктике проживает около 2,5 млн человек (на момент 2024 года), однако население данной зоны стремительно сокращается [13]. Так, Мурманская область испытывает депопуляцию уже несколько лет. Согласно статистике, на начало 1990-х годов в регионе проживали 1 188 785 человек. Потом начался спад, и, по последним данным «Мурманскстата», в 2023 году в регионе проживало всего 658,2 тыс. человек [14].
В регионе наблюдаются серьезные социально-экономические проблемы, которые усиливают отток населения и требуют незамедлительного внимания. Согласно проведенному в 2023 году исследованию, основные причины, побуждающие жителей обсуждать переезд в социальных сетях, остаются неизменными на протяжении нескольких лет. Суровый климат в сочетании с низким уровнем жизни и недостаточной государственной поддержкой воспринимается как значимый фактор отъезда. Северяне считают, что жизнь в экстремальных климатических условиях должна сопровождаться адекватными мерами социальной поддержки. Наиболее острыми проблемами, обсуждаемыми жителями, являются низкие заработные платы, высокие тарифы на коммунальные услуги, завышенные цены на продукты и отдых, а также ограниченный доступ к социальной инфраструктуре. Дополнительно вызывает беспокойство состояние медицинского обслуживания: нехватка врачей, сложность получения своевременной помощи и низкий уровень сервиса подталкивают людей к поиску лучших условий. Высокая стоимость жилья усугубляет ситуацию: цены на квартиры кажутся необоснованными в условиях снижающегося населения и недостаточного качества жизни. Эти факторы создают замкнутый круг, где отсутствие перспектив вынуждает жителей уезжать, а отток людей в свою очередь подрывает дальнейшее развитие региона. Решение этих проблем за счет социальных программ, в реализации которых может быть задействован бизнес (ГЧП), по мнению авторов, способствовало бы удержанию населения и созданию более привлекательных условий для жизни в регионе.
В первую очередь с Кольского полуострова уезжают люди трудоспособного возраста, особенно в возрасте 30–39 лет. Эта возрастная группа составляет около 70% от общего числа уезжающих. Важным аспектом является также массовый отток молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, что связано с традиционным стремлением молодых людей поступать в столичные вузы. Эта образовательная стратегия, как правило, формируется и поддерживается рядом факторов, включая влияние семьи, сверстников и образовательных учреждений. В результате молодые люди часто воспринимают переезд в крупные города как единственный путь для карьерного роста и получения качественного образования. Если в 2005 году в Мурманской области обучались почти 40 тыс. студентов, то к 2022 году это число снизилось до 6,9 тыс. [14]. Этот процесс не только усугубляет кадровый дефицит в важнейших сферах, таких как строительство, здравоохранение и управление проектами, но и создает долгосрочные риски для устойчивого развития региона. В свою очередь такие демографические и образовательные тренды требуют стратегических решений, направленных на удержание молодежи, улучшение качества образования и создание привлекательных условий для профессиональной реализации на местах.
Опрос для создания мастер-плана зафиксировал описанную выше тенденцию: 58,5% жителей Мурманской агломерации хотели бы переехать из нее в другой регион. Желание переехать чаще всего связано с климатом и неподходящими жилищными условиями [9, с. 101]. Именно поэтому необходимы комплексное улучшение социальной среды и повышение уровня жизни населения арктических территорий Российской Федерации.
Еще одной проблемой является нехватка квалифицированных кадров для реализации крупных проектов ГЧП в арктических регионах. В Мурманской области, как и на многих других арктических территориях, остро ощущается дефицит специалистов в таких ключевых сферах, как строительство, управление проектами и др. Согласно данным за 2023 год, основная миграция квалифицированных кадров приходится на высококвалифицированных специалистов (их доля в оттоке оценивается в 43%), а также на граждан со средним профессиональным образованием, доля которых составляет 17% [14]. Это приводит к повышению стоимости проектов и увеличению сроков их реализации.
Для решения этой проблемы власти Мурманской области вводят обучающие программы. А. Чибис заметил: «Для всех регионов актуальна проблема с компетенциями, мы приняли решение ввести должность инвеступолномоченных в каждом муниципалитете и практически в каждом ведомстве. Благодаря поддержке ГЧП этим летом 100 человек обучились, “прокачались”, и это дает большой толчок для структуризации проектов, до которых прежде даже руки не доходили» [15].
Также ГЧП, по мнению авторов, требует долгосрочных вложений и гарантированной отдачи от частных инвесторов. Однако в условиях современной экономической неопределенности, включающей в себя изменения в налоговой политике и внешнеэкономической ситуации, риски для частных инвесторов увеличиваются. Это особенно актуально для Арктики, где проекты могут иметь долгосрочные горизонты окупаемости и частные инвесторы не всегда готовы идти на такие риски.
Рассмотрим перспективы развития ГЧП в социальной сфере Мурманской агломерации. Особое внимание следует уделить жилищному строительству и созданию комфортной городской среды. Высокие цены на жилье и ограниченная доступность социального жилья остаются острыми проблемами для Мурманской области. ГЧП может предложить решения, способствующие снижению стоимости строительства за счет внедрения энергоэффективных технологий и новых материалов. Более того, проекты в формате ГЧП могут включать строительство доступного жилья для молодых специалистов, что будет стимулировать их оставаться в регионе. Развитие жилых районов с современной инфраструктурой — парками, школами, спортивными объектами — сделает жизнь в регионе более привлекательной. Особенно актуальным, по мнению авторов, для региона станет строительство жилья по программе, аналогичной программе «Доступное арендное жилье в ДФО» [16], которая в настоящее время развивается на Дальнем Востоке, в том числе в Якутии и на Чукотке. Реализация программы «Доступное арендное жилье в АЗРФ», в том числе в Мурманской агломерации, может быть, по мнению авторов, весьма перспективной.
Одним из важнейших направлений для Мурманской области является развитие здравоохранения. Учитывая географическую удаленность многих населенных пунктов и ограниченность ресурсов, частные инвестиции могут стать катализатором изменений. ГЧП позволяет не только строить современные медицинские учреждения, но и оснащать их передовыми технологиями. Например, можно реализовать проекты по созданию частных диагностических центров или медицинских хабов, которые будут работать в партнерстве с государственными больницами. Такие центры способны сократить время ожидания медицинской помощи, обеспечить доступ к узким специалистам и улучшить общий уровень медицинского обслуживания.
Не менее перспективными направлениями являются поддержка массового спорта и развитие спортивной инфраструктуры. Уже сейчас запланировано строительство фиджитал-центра спортивных единоборств, включающего не только традиционные спортивные площадки, но и зоны для высокотехнологичных видов спорта, таких как VR-лазертаг и киберспорт. Этот проект демонстрирует современный подход к развитию социальной инфраструктуры, где сочетаются физическая активность, цифровые технологии и массовая доступность. Подобные инициативы могут стимулировать интерес к спорту у молодежи, способствовать укреплению здоровья населения и формировать активное сообщество, готовое развиваться вместе с регионом. В условиях быстро меняющегося мира качество образования становится определяющим фактором конкурентоспособности региона. Через партнерство государства и бизнеса можно создавать образовательные технопарки, оснащенные современным оборудованием, включая VR- и AR-технологии. Такие технопарки могут готовить специалистов, востребованных в стратегически важных отраслях, таких как логистика, добыча полезных ископаемых и «зеленые» технологии. Это не только повысит уровень подготовки молодежи, но и привлечет в регион инвесторов, заинтересованных в квалифицированной рабочей силе.
Культурная и туристическая инфраструктура также имеет огромный потенциал для развития через ГЧП. Мурманская область обладает уникальными природными условиями, такими как близость к Арктике, северное сияние и уникальные ландшафты, которые могут стать основой для привлечения туристов. Через партнерство с частными инвесторами можно создавать культурные центры, музеи и туристические базы, которые будут способствовать сохранению культурного наследия и развитию внутреннего туризма. Примерами могут стать организация экотуристических маршрутов и создание инфраструктуры для круглогодичного отдыха, что дополнительно укрепит экономику региона.
По мнению авторов, важную роль в развитии ГЧП в Мурманской агломерации сыграет привлечение в их реализацию ВЭБ.РФ в рамках выполнения поручения Президента РФ по итогам Восточного экономического форума [17].
Таким образом, ГЧП является важным инструментом для решения социально-
экономических задач в арктических регионах России, в частности в Мурманской области. Оно позволяет привлекать инвестиции в ключевые отрасли, улучшать качество жизни населения и развивать инфраструктуру в условиях сложных климатических и географических особенностей региона. Однако для эффективной реализации проектов ГЧП необходимо учитывать региональную специфику, совершенствовать нормативно-правовую базу, а также решать кадровые и организационные проблемы. Комплексный подход к использованию механизма ГЧП с опорой на успешные примеры реализации способен значительно ускорить достижение стратегических целей региона и национальных приоритетов. Реализация социального компонента мастер-плана Мурманской агломерации через ГЧП закладывает основу для долгосрочного развития региона, где возможности для жизни, работы и самореализации жителей будут соответствовать современным требованиям и ожиданиям.