«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Ключевые слова

Арктика
Экология
Малые поселения
Новые технологии

АННОТАЦИЯ


В статье исследуются проблемы и перспективы перехода к «зеленой» экономике в малых поселениях Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Авторы анализируют возможности внедрения устойчивых моделей развития на фоне глубокого системного кризиса жилищно-коммунального хозяйства региона. Особое внимание уделяется трем ключевым аспектам — основным источникам антропогенной нагрузки на окружающую среду, потенциалу возобновляемых источников энергии и современным технологиям обращения с отходами
в условиях Крайнего Севера.
Введение

«Зеленая» экономика — новое направление экономической мысли, основные идеи которой связаны с необходимостью сокращения негативного воздействия экономической деятельности человека на окружающую среду и потребностью ориентации не на экономический рост любой ценой, а на устойчивость развития с минимальными рисками для экосистем. Концепция приобретает особую актуальность для арктических регионов, где хрупкие экосистемы особенно уязвимы к антропогенному воздействию.

В данной статье рассматриваются ключевые вызовы и перспективы реализации принципов «зеленой» экономики в малых населенных пунктах Арктической зоны Якутии, где практическая реализация перехода к устойчивой модели экономического развития сталкивается со множеством барьеров в виде экстремальных природно-климатических условий, огромной территориальной протяженности, низ- кой плотности населения и высокой степени дисперсности населенных пунктов.

Настоящее исследование направлено на выявление адаптивных механизмов внедрения «зеленых» технологий в системы жизнеобеспечения малых арктических поселений Якутии. Особое внимание уделяется анализу трех ключевых аспектов — основных источников антропогенной нагрузки на окружающую среду, потенциала интеграции возобновляемых источников энергии и перспективных технологий обращения с отходами в условиях Крайнего Севера. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к решению проблем перехода к «зеленой» экономике именно для малых населенных пунктов Арктической зоны, что ранее не получало достаточного освещения в научной литературе.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью срочного поиска решений в условиях нарастающего кризиса жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия), который проявился в стремительном росте тарифов на энергоресурсы (на 870% для арктических районов с 2021 года). Предлагаемые в работе подходы к «зеленой» трансформации имеют потенциал не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и создать экономически устойчивую модель жизнеобеспечения арктических территорий, что играет большую роль для социального благополучия местного населения.

Методологическая основа исследования включает системный анализ статистических данных и нормативно-правовых документов. Особое значение придается анализу региональной специфики, включая транспортную изолированность поселений, особенности топливно-энергетического баланса и климатические ограничения. В работе использованы данные мониторинга состояния коммунальной инфраструктуры, результаты пилотных проектов по внедрению возобновляемых источников энергии.


Краткая характеристика Арктической зоны Республики Саха (Якутия)

Территория Арктической зоны Республики Саха (Якутия) охватывает 13 муниципальных районов. 60% населения сконцентрировано в 13 районных центрах и четырех крупных селах, 25% (около 16,7 тыс. чел.) проживает в 65 поселениях с численностью менее 500 человек, а 15% (около 10,2 тыс. чел.) — в 15 поселениях с населением 500–1000 человек. При этом значительное число поселков не имеет постоянного населения [6].

Транспортная инфраструктура и логистические цепочки региона сталкиваются с существенными ограничениями, обусловленными природно-климатическими условиями. Отсутствие круглогодичных наземных транспортных связей вынуждает полагаться на сезонные автозимники (функционирующие не более 46 дней в году) и речной/морской транспорт с навигационным периодом 2–4 месяца. Северный морской путь и арктические реки (Анабар, Лена, Яна, Индигирка, Колыма) остаются безальтернативными артериями для жизнеобеспечения территории, что приводит к чрезвычайно высоким транспортным издержкам (40–70% в конечной стоимости товаров), необходимости создания стратегических запасов на год вперед и, как следствие, к повышенному ресурсопотреблению и системной уязвимости инфраструктуры. Ключевыми транспортными узлами выступают морской порт Тикси, три речных порта, 14 аэропортов и 53 авиаплощадки. Экстремальные климатические условия, вечная мерзлота, огромные расстояния и изолированность поселений многократно увеличивают стоимость любых инфраструктурных проектов и усложняют их последующую эксплуатацию.

Эти факторы формируют среду, которая предъявляет особые требования к адаптации традиционных подходов «озеленения» экономики, требуя разработки решений, учитывающих природные, экономические и социальные характеристики региона.


Основные источники антропогенного воздействия на экосистемы АЗ РС(Я)

Среди ключевых проблемных сфер с точки зрения техногенной нагрузки выделяется энергетическая система региона, которая демонстрирует ярко выраженную зависимость от дизельного топлива. В регионе функционирует 85 дизельных электростанций, обеспечивающих около 80% производства электроэнергии (примерно 192 млн кВт·ч в год). Это не только создает значительную экологическую нагрузку, но и представляет серьезное экономическое бремя из-за высоких затрат на транспортировку топлива (до 60% в структуре себестоимости энергии) и физического износа оборудования. При этом альтернативная энергетика представлена лишь единичными объектами (восемь солнечных и одна ветровая электростанции), что свидетельствует о значительном нереализованном потенциале возобновляемых источников энергии.

Не менее острой экологической проблемой является нерациональная система обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО). Согласно нормативным расчетам, основанным на численности населения, ежегодный объем образования ТКО в регионе должен составлять 16 814 тонн [3, 4]. Однако фактически декларируемые показатели существенно ниже: 11 442,9 тонны в 2013 году, 12 908,8 тонны в 2014 году и 13 705,5 тонны в 2015 году. Исследователи связывают это расхождение с тем, что отходы массово попадают на несанкционированные свалки, минуя официальный учет [5].

Сложившаяся система обращения с ТКО в Якутии характеризуется примитивной линейной схемой «сбор — транспортировка — захоронение» [1]. Отсутствие мусоросортировочных станций и предприятий по переработке вторичного сырья приводит к совместному захоронению бытовых и опасных отходов, что вызывает возгорания свалок и загрязнение почв, воздуха и грунтовых вод. Особую остроту проблема приобретает в труднодоступных поселениях, где ежегодно образуется около 40 тыс. тонн ТКО (в среднем 182 тонны на населенный пункт), а отсутствие развитой инфраструктуры переработки вынуждает местное население прибегать к неконтролируемому сжиганию или захоронению отходов, включая особо опасные (батарейки, ртутные лампы, отработанные масла).

Экономические и климатические особенности региона делают строительство крупных объектов переработки экономически нецелесообразным. В этих условиях наиболее перспективным решением представляется внедрение локальных установок термического обезвреживания, позволяющих уменьшить объем отходов до 95%, и создание перегрузочных станций для накопления отходов в течение 11 месяцев. Однако реализация этих мер сталкивается с серьезными финансовыми трудностями, связанными с высокими капитальными и эксплуатационными затратами, а также несоответствием тарифов реальной стоимости услуг. В настоящее время предпринимаются попытки частичного решения проблемы через приобретение восьми обезвреживающих установок за счет различных источников финансирования.

Сегодня арктические районы Якутии также несут на себе тяжелое наследие промышленного освоения советского периода, выраженное в многочисленных объектах накопленного экологического вреда. Основная часть этих объектов связана с деятельностью бывших предприятий Министерства обороны, транспорта и промышленности СССР, которые на протяжении десятилетий интенсивно разрабатывали месторождения золота и олова. В настоящее время к наиболее проблемным объектам относятся хвостохранилища бывших горно-обогатительных комбинатов, заброшенные поселки, места накопления металлолома, затонувшие суда и многочисленные свалки.

По состоянию на 2025 год Государственный реестр объектов накопленного экологического вреда (ГРОНВОС), ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов России, включает четыре объекта на территории республики, три из которых расположены в арктической зоне: место накопления металлолома в п. Тикси Булунского района, хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики в с. Кулар Усть-Янского улуса и хвостохранилище Депутатского ГОК в поселке Депутатский. Материалы этих хвостохранилищ обладают высокой химической агрессивностью и оказывают комплексное физико-химическое воздействие на окружающую среду [3]. Особую опасность представляют ветровой разнос частиц, значительно увеличивающий радиус загрязнения, а также тепловое воздействие на вечномерзлые грунты, приводящее к их деградации [2].

Особую проблему представляют места накопления металлолома, которых, по данным министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 2021 года, на территории арктических районов Якутии было выявлено 437, причем 84% всего объема (около 4,98 млн тонн) было сосредоточено именно в Арктической зоне. Состав этих отходов крайне разнообразен — от промышленного оборудования и техники до судовых останков в прибрежных районах.

Не менее сложной является проблема затонувших судов в акваториях арктических рек. По данным администрации Ленского бассейна, в 2021 году в руслах рек находилось 294 затопленных судна, причем собственники 250 из них не установлены. Правовая неопределенность в вопросах подъема и утилизации таких объектов усугубляется отсутствием четкого разграничения полномочий между федеральными ведомствами. Минтранс России считает эти вопросы не относящимися к своей компетенции, а Минприроды России указывает на регулирующую роль бассейновых администраций. В этой ситуации республиканские власти активно продвигают инициативы по включению мероприятий по подъему судов в федеральные программы и разрабатывают предложения по совершенствованию нормативной базы.

Таким образом, анализ сложившейся ситуации показывает, что решение проблем накопленного экологического ущерба в арктических районах Якутии требует комплексного подхода, включающего как совершенствование законодательства (в частности, введение специальных критериев для арктических территорий при оценке приоритетности природоохранных мероприятий), так и разработку новых механизмов финансирования. Особое значение приобретают развитие государственно-частного партнерства в этой сфере, а также координация усилий всех заинтересованных сторон — федеральных и региональных органов власти, бизнеса и научного сообщества. Только такой системный подход позволит начать реальное решение проблем экологического наследия в арктических районах Якутии, где хрупкие экосистемы особенно уязвимы к антропогенному воздействию.


Потенциал «зеленых» решений для малых поселений для АЗ РС(Я)

Несмотря на существующие вызовы, АЗ РС(Я) обладает значительным потенциалом для внедрения современных экологичных решений, адаптированных к специфическим условиям малых поселений. Перспективы развития альтернативной энергетики в регионе связаны с несколькими направлениями, каждое из которых имеет свои преимущества и ограничения. Наиболее реалистичным представляется развитие гибридных энергосистем, сочетающих возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с традиционными дизель-генераторами и системами накопления энергии. Опыт эксплуатации ветродизельной электростанции в поселке Тикси (900 кВт) и масштабный проект «Русгидро» по созданию 66 гибридных станций демонстрируют техническую осуществимость таких решений. Однако их широкое внедрение требует существенного снижения капитальных затрат и повышения надежности оборудования, способного работать в экстремальных арктических условиях.

Особый интерес представляет потенциал малой атомной энергетики, в частности проект плавучей атомной электростанции РИТМ-200 (2x55 МВт) для поселка Усть-Куйга. Такое решение может обеспечить стабильное энергоснабжение при относительно низком уровне выбросов, однако требует тщательной технико-экономической оценки и достижения общественного согласия. Альтернативным направлением является переход на сжиженный природный газ (СПГ), который позволяет существенно сократить выбросы сажи и CO2 по сравнению с дизельным топливом и углем. Реализация этого подхода зависит от развития соответствующей инфраструктуры хранения и заправки, а также доступности СПГ как местного производства, так и поставок с Ямала.

В сфере обращения с отходами для малых арктических поселений наиболее перспективными представляются решения, учитывающие их удаленность и низкую плотность населения. Для небольших поселков с населением менее 500 человек оптимальным может стать внедрение локальных установок термического обезвреживания, позволяющих сократить объем отходов до 95% непосредственно на месте. Ключевым условием является разработка специальных установок, адаптированных к арктическим условиям, с высоким КПД сжигания и эффективными системами очистки газов. Реализация таких проектов требует специальных механизмов финансирования, включая федеральные и региональные субсидии, а также схемы государственно-частного партнерства.

Важным дополнением к этим решениям могло бы стать законодательное закрепление особого режима накопления отходов в арктических поселениях с возможностью увеличения сроков хранения до 24 месяцев, учитывая замедленные процессы разложения в условиях вечной мерзлоты. Для более крупных поселений перспективным представляется создание перегрузочных хабов — пунктов накопления и первичной сортировки (с прессованием) отходов, которые могли бы обслуживать несколько близлежащих населенных пунктов в рамках кластерного подхода. Отдельное внимание должно быть уделено организации системы сбора особо опасных отходов (батареек, ртутных ламп, отработанных масел) через создание специализированных пунктов приема в районных центрах с последующим централизованным вывозом.

Реализация этих решений требует комплексного подхода, учитывающего как технологические аспекты (адаптация оборудования к арктическим условиям), так и экономические (разработка специальных механизмов финансирования) и социальные (учет интересов местных сообществ) факторы. Особое значение приобретает интеграция различных «зеленых» решений в единую систему жизнеобеспечения арктических поселений, что позволит не только снизить экологическую нагрузку, но и повысить качество жизни местного населения.


Условия реализации перехода к «зеленой» экономике в АЗ РС(Я): нормативно-правовой аспект

Переход малых арктических поселений к «зеленой» экономике требует создания многоуровневой системы поддержки, охватывающей нормативно-правовое регулирование, финансово-экономические механизмы, а также научно-техническое и информационное обеспечение. Успешная реализация такой трансформации возможна только при согласованном взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и научного сообщества.

Нормативно-правовая база играет ключевую роль в формировании условий для устойчивого развития арктических территорий. На федеральном уровне необходимо разработать методики расчета выбросов от лесных пожаров и малых децентрализованных источников энергии, таких как дизельные электростанции и котельные. Особые экологические стандарты для Арктики должны учитывать повышенную уязвимость ее экосистем, а также предусматривать увеличенные сроки накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в условиях сложной логистики. Кроме того, целевые программы финансирования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и переработки отходов помогут стимулировать внедрение экологичных технологий.

На региональном уровне важно адаптировать стратегии развития энергетики, ЖКХ и обращения с отходами с учетом специфики арктических районов. Например, в Республике Саха (Якутия) программа «Сахаэнерго» может быть дополнена проектами по внедрению ВИЭ, развитию СПГ-инфраструктуры и современных установок обезвреживания отходов. Особое внимание следует уделить требованиям к недропользователям, обязывающим их использовать «зеленые» технологии и компенсировать экологический ущерб.

Муниципальные власти в свою очередь должны конкретизировать меры по модернизации коммунальной инфраструктуры, внедрению ВИЭ и организации системы сбора и утилизации отходов в рамках местных планов развития.

Финансово-экономические механизмы являются важным инструментом стимулирования перехода к «зеленой» экономике. Субсидии и гранты на федеральном и региональном уровнях должны быть направлены на поддержку проектов в области ВИЭ, перехода на СПГ, а также на приобретение и эксплуатацию установок термического обезвреживания отходов. Государственно-частное партнерство (ГЧП) может стать эффективным механизмом привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты при условии долгосрочных контрактов и гарантий. Кроме того, необходимо разработать специальные механизмы тарифообразования, учитывающие высокие затраты на эксплуатацию экологичных установок в суровых арктических условиях.

Научно-техническое и информационное обеспечение играет критически важную роль в успешной реализации «зеленой» трансформации. Внедрение систем мониторинга, включая дистанционные и локальные методы контроля состояния окружающей среды, выбросов, качества топлива и работы энергооборудования, позволит оперативно реагировать на возникающие проблемы. Не менее важным направлением является стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ориентированных на разработку и адаптацию технологий ВИЭ, на энергосбережение, переработку отходов и СПГ-логистики для экстремальных условий Арктики. Наконец, подготовка квалифицированных кадров, способных работать с новыми технологиями, станет залогом долгосрочной устойчивости внедряемых решений.

Таким образом, переход к «зеленой» экономике в малых арктических поселениях требует комплексного подхода, включающего совершенствование нормативной базы, разработку эффективных финансовых инструментов и активное внедрение инновационных технологий. Только при таком системном подходе можно обеспечить устойчивое развитие арктических территорий, минимизировав негативное воздействие на хрупкую экосистему региона.


Заключение

Проведенное исследование позволило выявить ключевые барьеры и возможные пути их преодоления. Как показал анализ, экстремальные природно-климатические условия, высокая дисперсность населенных пунктов, зависимость от дизельной генерации и неэффективная система обращения с отходами формируют комплекс вызовов, требующих адаптивных решений. Вместе с тем потенциал региона, включая возможности возобновляемой энергетики, современных технологий утилизации отходов и государственно-частного партнерства, открывает пути для устойчивого развития без ущерба для качества жизни местного населения.

В соответствии с поставленными во введении задачами были проанализированы основные источники антропогенной нагрузки на экосистемы Арктической Якутии. Установлено, что энергетика, основанная на дизельном топливе, и несовершенная система обращения с отходами создают значительное давление на окружающую среду. При этом накопленный экологический ущерб, включая заброшенные промышленные объекты и металлолом, усугубляет ситуацию, требуя комплексных мер по рекультивации.

Исследование возможностей интеграции возобновляемых источников энергии (ВИЭ) показало, что гибридные энергосистемы, сочетающие солнечные, ветровые установки с дизель-генераторами и накопителями, представляются наиболее перспективным решением для малых поселений. Дополнительными направлениями могут стать развитие малой атомной энергетики и использование сжиженного природного газа (СПГ), что позволит снизить углеродный след и зависимость от дорогостоящего завоза топлива.

Анализ технологий переработки отходов выявил необходимость внедрения локальных установок термического обезвреживания в малых поселениях, а также создания перегрузочных хабов для кластерного управления отходами. Особое внимание должно быть уделено сбору и утилизации опасных отходов, таких как батарейки и ртутные лампы, с учетом сложной логистики региона.

Ключевым условием успешной реализации «зеленой» трансформации является формирование многоуровневой системы поддержки, включающей адаптированное законодательство, целевое финансирование, научно-техническое сопровождение и подготовку кадров. Только комплексный подход, учитывающий уникальные особенности Арктики, позволит обеспечить плавный переход к устойчивой модели развития.

Таким образом, переход малых поселений Арктической зоны Якутии к принципам «зеленой экономики» — это не только ответ на экологические вызовы, но и необходимое условие их долгосрочного развития. Реализация предложенных мер способна снизить антропогенную нагрузку на хрупкие экосистемы, повысить энергоэффективность и улучшить качество жизни населения, создавая основу для устойчивого будущего арктических территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасимова Л. В., Степанов В. И., Слепцова М. В Объемы образования и проблемы утилизации твердых коммунальных отходов на территории арктических районов Республики Саха (Якутия) // International journal of professional science. — 2020, No6.—С.84–89.
2. Гребенец В. И., Толманов В. А., Хайрединова А. Г., Юров Ф. Д. Проблема размещения отходов в арктических регионах России // Проблемы региональной экологии. — 2019, No 5. — С. 67–71.
3. Данилов П. П., Боескоров В. С., Пестерев А. П., Петров А. А., Алексеев Г. А. Оценка влияния хвостохранилищ на состояние мерзлотных дерно- во-карбонатных почв Западной Якутии // Проблемы региональной экологии. — 2008, No 2. — С. 20–23.
4. Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха(Якутия) от 27 октября 2021 г. No 484-ОД «Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) на период 2021–2030 годов».
5. Сивцев Н. А., Сивцев А. И. Особенности и пути решения обращения с отходами в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) // Международный науч- но-исследовательский журнал. — 2023, No 11(137). — С. 17.
6. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. — Якутск, 2020.
GREEN ECONOMY DEVELOPMENT IN SMALL SETTLEMENTS OF THE SAKHA REPUBLIC’S ARCTIC ZONE

KEY WORDS

Arctic
Ecology
Small settlements
New technologies

ABSTRACT


The article examines the problems and prospects of transition to a green economy in small settlements of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). The authors analyze the possibilities of introducing sustainable development models against the background of a deep systemic crisis in the housing and utilities sector of the region. Particular attention is paid to three key aspects: the main sources of anthropogenic load on the environment, the potential of renewable energy sources and modern waste management technologies in the conditions of the Far North.