УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ

Ключевые слова

Концепция
Устойчивое развитие
Малочисленные народы
Государственная поддержка
Цифровая трансформация
Мобилизация собственных ресурсов

АННОТАЦИЯ


В статье рассмотрены тенденции развития российского права, регулирующего общественные отношения в Арктике, и правового обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов. В статье подняты вопросы взаимодействия деятельности органов публичной власти, бизнеса и народов Севера в области устойчивого развития. Обоснованы предложения к плану реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов на период до 2036 года от 08 мая 2025 г. No 1161-р.

В настоящее время в правовом регулировании развития Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ) накоплены важные правовые решения и правоприменительные практики. Совершенствование регулирования арктических отношений очевидно будет осуществляться с учетом экономических и иных интересов всех участников общественных отношений на основе диспозитивного метода регулирования.

Российская Федерация придает особое значение коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее малочисленные народы, народы Севера, аборигены). Экстремальные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность этих народов обусловили необходимость особой государственной политики [5].

Статья стала результатом анализа реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов на период до 2025 года, тенденций развития и правоприменительной практики отечественного права в сфере защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов.

В исследовании использованы общенаучные методы исследования (методы формальной и диалектической логики) и методы юридического научного исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования).

Место права в Концепции устойчивого развития заключается в правовом обеспечении происходящих общественных процессов и построении новой архитектуры национального права с учетом формирующегося тренда устойчивого развития и стратегических документов пространственного развития страны.

Вызовы времени требуют формирования новых нормативных правовых моделей регулирования общественных отношений в сфере рационального природопользования, реализации социальной политики и инновационных управленческих решений в сфере обеспечения качества жизни, в том числе на основе искусственного интеллекта.

Устойчивое развитие, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов являются важными задачами Российского государства. Конституционные нормы по защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, закрепленные в ст. 69, п. «ж» ст.72, определяют их особый правовой статус [1].

В настоящее время развитие Российской Арктики во многом зависит от документов стратегического планирования [3, 5, 9], которые во многом определяют содержание новых норм позитивного права, правоприменительную и судебную практики в сфере арктических общественных отношений [2].

Одним из таких документов стратегического планирования межотраслевого характера является Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период 2036 года (далее новая Концепция), утвержденная распоряжением правительства РФ от 08 мая 2025 г. No 1161-р [4]. Она вступит в силу с начала следующего года, придя на смену предыдущему документу, принятому в 2009 году.

Как отмечают эксперты ПОРА, достоинством новой концепции является то, что она прошла серьезное общественное и экспертное обсуждение в органах власти. Документ учитывает вызовы времени, историческую преемственность развития государственной национальной политики, законодательства и гарантий прав коренных малочисленных народов. Положения новой концепции соответствуют духу Декларации ООН о правах коренных народов.

В концепции 2009 года была зафиксирована задача создать институт комплексной оценки воздействия на этнологическую среду при реализации экономических и иных проектов в местах традиционного проживания малочисленных народов. Следует отметить, что попытки разработки федерального закона об этнологической экспертизе оказались безуспешными. Тем не менее, на наш взгляд, следует продолжать поиск решений в этой области.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г. признала этнологическую экспертизу одним из инструментов реализации государственной национальной политики, то есть определила значение правового института этнологической экспертизы и ее содержание как инструмента разрешения конфликта социальных интересов [9].

Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2021 г. No 978-р была утверждена Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне РФ, которая, к сожалению, не принесла ощутимых результатов в улучшении качества жизни этих народов.

Ахиллесова пята документов стратегического планирования, применяемых в Арктике, и государственных программ поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов заключается в недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами. В результате не в полной мере выполняются цели стратегических документов в области экономического, социального и культурного развития коренных народов, поддержки их традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности. При реализации новой концепции первоочередное внимание следует обратить на материально-техническое обеспечение и полное финансирование планируемых мероприятий.

В целях устойчивого развития коренных малочисленных народов в Российской Федерации осуществляется специальное правовое регулирование, призванное способствовать защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни, реализуются меры государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности и прежде всего домашнего оленеводства. Оказываемая государством поддержка оленеводства — одна из основных и необходимых мер для сохранения малочисленных народов и их родных языков, поскольку оленеводство является основной сферой функционирования языков и самобытной культуры народов Севера.

Определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни. Также разработан ряд государственных услуг. Законодательное обеспечение гарантий и защиты прав малочисленных народов действует в 29 регионах страны, где проживают малочисленные народы [5].

Несмотря на то что уже принят ряд правовых актов в сфере поддержки малочисленных народов Севера [7, 8], большая часть кочевников трудно адаптируется к новым социально-экономическим условиям.
Экстремальные природно-климатические условия, уязвимость традиционных видов хозяйственной деятельности, прежде всего домашнего оленеводства, и малочисленность этих народов являются осложняющими факторами адаптации к новым вызовам времени [6]. Поэтому требуется поддержка включению в план мероприятий новой концепции первоочередных задач по развитию и модернизации традиционной хозяйственной деятельности кочевников.

Основные меры государственной поддержки должны быть направлены на обеспечение государственного заказа на продукцию оленеводства, подготовку специалистов для оленеводства, создание современных условий труда для кочевников; на организацию высокотехнологичных пунктов по комплексной переработке продукции оленеводства, приобретение вездеходной и снегоходной техники; финансирование землеустроительных работ на оленьих пастбищах; защиту оленей от хищников.

При реализации полномочий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов все большее значение приобретают цифровые технологии, которые обеспечивают повышение доступности государственных услуг вне зависимости от места проживания [5].

В план мероприятий по реализации новой концепции на период 2036 года должны быть включены мероприятия, направленные на повышение доступности государственных и муниципальных услуг с использованием электронного правительства, развитие онлайн-образования, онлайн-медицины и других цифровых платформ. Тогда эти сервисы станут доступными для народов Севера, проживающих на труднодоступных территориях, и позволят им, не выезжая, решать многие вопросы жизнеобеспечения.

Благодаря интернету прямо в тундре коренные жители имеют возможность получать государственные услуги через единый портал государственных услуг РФ. Практика подключения стойбищ к интернету за счет государства показала востребованность такой государственной поддержки у кочевников: она способствует повышению качества жизни, в корне меняет облик кочевого образа жизни и может привлечь молодежь в оленеводство. Примером цифровизации устойчивого развития малочисленных народов в местах традиционного проживания является реализация проекта под названием «1Т-стойбище» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» [10].

Следует особо отметить создание Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН) списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации [7], что позволит внедрить беззаявительный принцип предоставления государственных услуг малочисленным народам Арктики, проживающим в труднодоступных районах. Это стало бы действенным инструментом повышения качества жизни местного населения, например в сфере рыболовства и охоты, образования и медицины.

Представляется, что именно цифровизация и внедрение новейших технологий должны стать приоритетными при реализации новой Концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на период до 2036 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Филиппова Н. А. Современные институты права коренных малочисленных народов и новейшие тенденции их развития в России // Вестн. Сургут. гос. ун-та. — 2021, No 2. — С. 141–151.
2. Слепцов А. Н. Подходы к определению понятия «арктическое право» в зарубежной и отечественной доктрине // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. — 2018, No 4 (12).
3. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.: указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 — No 645 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020, No 44. — Ст. 6970.
4. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период 2036 г., утв. распоряжением правительства РФ от 08 мая 2025 г. No 1161-р.
5. Sleptsov Anatolii and Petrova Aitalina. Ethnological Expertise in Yakutia: The Local Experience of Assessing the Impact of Industrial Activities on the Northern Indigenous Peoples. Resources 2019, 8, 123. Burtseva Evdokia, and Bysyina Anna. Damage Compensation for Indigenous Peoples in the Conditions of Industrial Development of Territories on the Example of the Arctic Zone of the Sakha Republic // Resources. — 2019, Vol. 8, No55.—P.14.
6. Об Основах государственной политики в Арктике на период до 2035 года от 5 марта 2020 г. No 164. — http://www.kremlin.ru › acts › bank (дата обращения: 10.03.2023).
7. Слепцов А. Н. Родовая община коренных малочисленных народов Севера в системе управления традиционным природопользованием // Арктика: экология и экономика. — 2021. — Т. 11, No 4. — С. 568– 581. — DOI: 10.25283/2223-4594-2021-4-568-581.
8. Об утверждении Правил ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия: постановление правительства РФ от 23.09.2020. No 1520 // СЗ РФ. — 2020, No 40. — Ст. 6256.
9. О гарантиях правкоренных малочисленных народов Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 апреля 1999 No 82-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 апр. 1999 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 1999 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999, No 18. — Ст. 2208.
10. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года No 1666 // Собрание законодательства РФ. — 2012, No 52. — Ст.7477.
11 Проект «IT-стойбище» охватит 175 территорий традиционного природопользованияЮгры.—URL: https://tass.ru/ekonomika/11830367/ (дата обраще- ния: 06.08.2024).
12. В Якутии создали NFT-оленей для помощиоленеводам. — ЯСИА, 11 сентября 2022.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A SOCIAL AGENDA OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE ARCTIC

KEY WORDS

Concept
Sustainable development
Indigenous peoples
Government support
Digital transformation
Mobilization of own resources

ABSTRACT


The article examines the development trends of Russian law regulating public relations in the Arctic and legal support for the sustainable development of indigenous peoples. The article raises issues of interaction between the activities of public authorities, business and the peoples of the North in the field of sustainable development. Proposals for the Plan for the implementation of the Concept of Sustainable Development of Indigenous Peoples for the period up to 2036 dated May 8, 2025 No. 1161-r are substantiated.