В 2022 году данные специальные условия были отменены, однако благоприятная конъюнктура позволила угольным предприятиям «проглотить обиду» и продолжать отгрузки на общих основаниях. Однако в конце 2024 года ситуация начала приближаться к критическому уровню.
В 2025 году навстречу угольным предприятиям пошли стивидоры и операторы вагонов. Было несколько обращений к ОАО «РЖД» с просьбами вернуть специальные условия и в рамках полномочий естественной монополии предоставить дополнительную скидку в размере 12,8%, однако они были проигнорированы. В предложениях Александра Новака снова была поднята тема снижения железнодорожных тарифов, но при условии возмещения выпадающих доходов ОАО «РЖД» из федерального бюджета. В бюджете денег на это нет — такую позицию озвучил глава Минфина.
В итоге в мае правительство России пошло на компромисс, и были предоставлены адресные скидки с железнодорожного тарифа в направлении Северо-Запада. Скидки будут предоставлены конкретным предприятиям, которые пройдут отбор Минэнерго России и правительства России.
ГРАФИК 2. ДИНАМИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ КАМЕННОГО УГЛЯ