Иногда может показаться, что редкие земли — не самая динамичная отрасль в России и кроме громких заявлений с высоких трибун в ней ничего не происходит. Действительно, сколько слов было сказано с начала 2025 года, когда эта тема с подачи президента США Д. Трампа зазвучала буквально повсеместно, заставляя одни страны нервничать и ждать американского вторжения, другие — радостно подписывать меморандумы о продаже своих несуществующих редкоземельных залежей под гарантии США.
Купить нельзя — строить!
Излишнее публичное внимание к теме РЗМ не пошло на пользу прорывному развитию новых проектов: проще сослаться на общее утомление от темы, чем реально что-то предпринимать.
Такая реакция льет воду на мельницу большинства (в основном на среднем уровне руководства проектами), которое считает, что мы все можем купить, и РЗМ тоже. Ведь внутренний спрос слаб, а тот небольшой, что есть, — только на «лёгкие» РЗМ, в основном на лантан и церий, а их покупать можно сколько угодно. А на «тяжелые» РЗМ внутреннего спроса особо нет, а строить свои производства долго и дорого. Кто этим будет заниматься? Да и неохота.
Но есть и другое мнение. По данным Ассоциации больших данных, искусственный интеллект и большие данные помогли заработать российской промышленности более 500 млрд руб. за 2023–2024 годы [1]. А к 2030 году ассоциация прогнозирует увеличение дополнительного дохода более чем в 3 раза — до 1,8 трлн рублей.
Для полупроводников, суперкомпьютеров, центров обработки данных, электроники, искусственного интеллекта нужны именно «тяжелые» (дорогие) РЗМ. То есть сами «тяжелые» РЗМ в России работают, приносят ощутимый эффект, только это не наши РЗМ и зарабатываем на них не мы, а иностранные производители, которые пока (!) дают нам такую возможность. Но, как только поставки РЗМ-магнитов, полупроводников и электроники прекращаются (в апреле 2025 года Китай ввел ограничения на поставки РЗМ-магнитов для всего мира), весь эффект от использования РЗМ сдувается. Собственные РЗМ — это вопрос национальной безопасности.
Конечно, кроме «модной» темы искусственного интеллекта и всего, что с ним связано, без РЗМ невозможно представить ни авиацию, ни космические спутники, ни автомобили (как электрокары, так и обычные), ни беспилотные аппараты, ни современные системы связи. Как сказал глава ПАО «Роснефть» И. И. Сечин, представляя на ПМЭФ-2025 традиционный обзор мировой энергетики, «рост западного военно-промышленного комплекса отвлекает на себя колоссальные ресурсы из производственных отраслей. Например, для производства одного истребителя F-35 необходимо 417 килограммов редкоземельных металлов. Неудивительно, что в последние годы развернулась настоящая охота за этими ресурсами» [2]. И это сказано не просто так: в конце мая 2025 года ПАО «Роснефть» стало официальным владельцем ниобий-редкоземельного Томтора на крайнем севере Якутии — месторождения сложной географии, геологии, технологии и в конечном счете судьбы, но самого богатого по содержаниям РЗМ в России и одного из богатейших в мире.
Сегодня Россия покупает уже готовые РЗМ-содержащие изделия, технологии и решения, производя только коллективный концентрат РЗМ на экспорт (у нас пока нет достаточных собственных разделительных мощностей). Сколько страна теряет на том, что сама не производит раздельные РЗМ и изделия их них, сколько возможностей упускает, сколько бы приобрела, имей она суверенную интегрированную РЗМ-промышленность, не берется сказать никто.
По данным Роснедр [3], Россия располагает 28,5 млн тонн запасов РЗМ, занимая по ним второе место в мире. Западные оценки чуть ниже, но и по ним мы минимум на четвертом месте.
Купить нельзя — строить!
Президент России В. В. Путин, выступая в Мурманске на международном форме «Арктика — Территория диалога» 27 марта 2025 года, дал указание «на мощной ресурсной базе открывать в арктических регионах предприятия с глубокой переработкой сырья и, сохраняя уникальную природу Арктики, создавать производства с высокой добавленной стоимостью в нефте- и газохимии, в сфере редкоземельных металлов, в других отраслях» [4].
На Петербургском международном экономическом форуме тема РЗМ также звучала. Так, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и специальный представитель Президента России по международному экономическому сотрудничеству К. А. Дмитриев на бизнес-завтраке с членами Американской торговой палаты в России заявил: «Продолжаем диалог Россия — США и сотрудничество с иностранным бизнесом. Видим значимый интерес от иностранных компаний к наращиванию инвестиций в Россию и формированию совместных предприятий с российскими компаниями» [5]. Россия, по его словам, готова к сотрудничеству с иностранными партнерами в сфере РЗМ, а ситуация, когда Китай занимает более 60% мировой добычи и более 90% разделения РЗМ, не может продолжаться долго.
При этом в Арктический зоне Российской Федерации сосредоточена львиная доля запасов наших РЗМ. В преддверии ПМЭФ-2025 глава Роснедр О. В. Казанов заявил, что Ловозёрское месторождение в Мурманской области и Томторское в Якутии «готовы обеспечить не то что страну, но и мир полностью». [6]. Главный вопрос — в эффективных проектах и собственных технологиях.
Однако глава Минвостокразвития А. О. Чекунков в преддверии ПМЭФ-2025 заявил в интервью РИА «Новости» [7], что строить производства высокой добавленной стоимости в Арктике нецелесообразно и лучше перенести их вглубь страны, где есть существующие металлургические предприятия. «Например, сегодня ловозерские [металлы], если я не ошибаюсь, выделяются в Пермском крае, на Соликамском заводе. И переработку редкоземов не нужно делать на месте добычи. В Арктике десятки миллиардов рублей будут вложены в добычу и создание концентратов. А металлургия непосредственно будет организована в существующих металлургических центрах, где построена энергетика, где есть инженерные кадры, потому что ради нескольких килограммов редкозема создавать условно на Новой Земле металлургический завод не имеет смысла», — заявил министр.
Конечно, министр прав в том, что надо оптимизировать затраты на быстрый запуск предприятий по глубокой переработке РЗМ в России, чтобы получать не коллективный концентрат, а раздельные металлы. Но, с одной стороны, таких предприятий сегодня пока фактически нет. ОАО «Соликамский магниевый завод» — единственный российский промышленный производитель РЗМ в виде концентрата, входящий в госкорпорацию «Росатом», — начал проектирование разделительного завода, но к строительству еще не приступил.
С другой стороны, если следовать такой логике, то Арктика у нас так и останется сырьевым придатком страны, а предприятия с высокой добавленной стоимостью будут строиться в Центральной России. И налоги, кстати, на самые высокомаржинальные продукты также пойдут мимо Арктики.
Но в Арктике есть уникальный регион, и вы его знаете!
Это Мурманская область. Почему бы в Мурманской области, стратегическом северном форпосте России, не построить дополнительное предприятие полного цикла по добыче, производству и разделению РЗМ?
В Мурманской области кроме гигантских и наиболее перспективных месторождений РЗМ — Ловозерского, отрабатываемого структурами госкорпорации «Росатом»), и Африкандского, подготавливаемого к отработке частным АО «Аркминерал-Ресурс», — всё готово для создания национального кластера РЗМ мирового уровня:
• готовая инфраструктура (Октябрьская железная дорога от Москвы до Мурманска, дороги, города),
• энергетика (Кольская АЭС, каскад Нивских ГЭС, газификация региона в скором будущем и др.),
• логистика (связанность с Центральной Россией через железную дорогу, прямой выход в Мировой океан через незамерзающий Мурманский и Кандалакшский порты для возможных экспортных поставок готовой продукции),
• прекрасная научно-практическая база мирового уровня (Кольский научный центр РАН, Мурманский государственный технический университет и др.),
• местные квалифицированные кадры геологических, горных, инженерных, металлургических и других специальностей.
Это уникальные условия для развития горнорудных проектов не только в России, но и в мире. Именно в Мурманской области сегодня можно наиболее эффективно выполнить поручение Президента России о строительстве редкоземельных предприятий с высокой добавленной стоимостью в Арктике, расширив мощности Ловозерского месторождения и введя в эксплуатацию месторождение Африканда.
А учитывая географическое расположение, именно в Африканде целесообразно строить полноценный РЗМ-кластер с привлечением сырья и концентратов других месторождений, в том числе новых объектов в Ловозерском районе Мурманской области и в перспективе по Северному морскому пути, участков Томторского месторождения в Якутии.
Международная кооперация
Говоря о развитии национальной отрасли РЗМ, невозможно не учитывать фактор Китая на мировом рынке РЗМ: эта страна занимает более 60% добычи и производства концентратов и более 90% разделенных РЗМ. Статус монополиста Китай завоевывал большим трудом и многими десятилетиями. И обойти его продукцию даже на собственных внутренних рынках стран-потребителей очень непросто: здесь играют роль не только чисто экономические мотивы потребителей (искусственная дешевизна китайской продукции по сравнению с национальными производителями, готовность Китая поставлять вдолгую и др.), но и политические причины (китайские товарищи настойчиво не рекомендуют отказываться от такого «взаимовыгодного» сотрудничества, а несогласным готовы перекрыть поставки в любой момент).
Но ничто не вечно под луной, и доминирование Китая, конечно, рано или поздно будет снижаться усилиями стран, которым по-настоящему надо построить свою РЗМ-промышленность полного цикла. К таким странам относятся США, а также находящаяся под их контролем Австралия и Япония и пока в меньшей степени Индия.
Судя по всему, к таким странам относится и Россия. И в ходе строительства национальной отрасли РЗМ необходимо выстраивать по-настоящему взаимовыгодные отношения с производителями первичных РЗМ вне Китая: в первую очередь это страны Африки и Юго-Восточной Азии, которые Китай «выжимает» досуха, по дешевке скупая у них полупродукты руды — и в лучшем случае коллективные концентраты — для переработки их у себя и продавая по всему миру уже раздельные РЗМ и изделия втридорога.
Таким образом, международные сырьевые альянсы, анонсированные Президентом России в сентябре 2024 года [8], могут трансформироваться в международные альянсы полного технологического цикла, основанные на развитии совместных партнерств и, соответственно, развитии самих стран.
За гранью сырья — «от руды до конечных изделий»
Такой РЗМ-кластер мог бы стать заметным производителем РЗМ в мире с базовым производством 20 тыс. тонн РЗМ в год (рост почти в 10 раз от нынешнего объема российского производства в 2,5 тыс. тонн в год), а с учетом заявленных планов по расширению производств российская отрасль сможет выйти на третье место в мире после Китая (270 тыс. тонн в год) и США (45 тыс. тонн в год) с производством более 30 тыс. тонн РЗМ в год.
Но сегодня основная гонка идет не столько за обладание сырьем и производством первичных (коллективных) концентратов, сколько за раздельными РЗМ для производства собственных конечных изделий из них. Это краеугольный камень новой технологической гонки: обеспечение долгосрочных поставок критически важных металлов для собственной суверенной высокотехнологичной промышленности.
Национальный РЗМ-кластер в Мурманске можно построить оперативно, одновременно развивая собственные технологии разделения РЗМ. Технологическим лидером в области разделения и получения чистых оксидов РЗМ сегодня в России является ГК «Скайград», построившая разделительный завод на вторичном сырье — фосфогипсе. Проектированием собственного разделительного завода занимается и ОАО «Соликамский магниевый завод» (госкорпорация «Росатом»), получающая комплексный лопаритовый концентрат с Ловозерского месторождения в Мурманской области. Собственные разделительные мощности и в перспективе производство конечных изделий планируют построить и на базе месторождения Африканда.
Таким образом, Россия имеет все возможности построить собственную интегрированную отрасль РЗМ «от руды до конечных изделий» в предельно сжатые сроки.
Легендарный Атомный проект: настало время повторить в отрасли РЗМ!
Очевидно, что поручения, которые дает Президент России В. В. Путин, носят как общегосударственный, так и исторический характер. Сегодня перед Россией стоит задача построить второй Атомный проект, на этот раз в области РЗМ. Как в середине ХХ века Атомный проект обеспечил национальную безопасность нашей страны на десятилетия вперед, так и суверенная интегрированная отрасль РЗМ «от руды до конечных изделий» обеспечит безопасность России на следующем историческом этапе, да и вообще станет важнейшим элементом нового баланса сил в мире.
Аналогии здесь очевидны:
• если целью Атомного проекта было создание атомной бомбы, то целью большого РЗМ-проекта станет создание передового искусственного интеллекта и всего, на чем он физически основан;
• Атомный проект был реализован по ясному поручению руководителя СССР
(И. В. Сталин занимал несколько руководящих постов одновременно), но и с четким пониманием стратегической важности задачи людьми на среднем уровне руководства страны; и если сегодня в большом РЗМ-проекте верховная политическая воля также присутствует, то с пониманием масштаба задачи на среднем уровне пока недоработки;
• задачами Атомного проекта стали создание научной базы и подготовка кадров, причем не только из области физики и химии, но и смежных отраслей: это актуально сейчас и для большого РЗМ-проекта, где необходимо совмещать отрасли производства и потребления РЗМ, формируя стабильный и быстрорастущий внутренний спрос;
• точно так же, как Атомный проект подразумевал ввод в эксплуатацию урановых месторождений, разработку технологий и производство специального оборудования, строительство заводов по обогащению урана и реакторов для производства ядерного топлива, так и большой РЗМ-проект должен ориентироваться на создание интегрированной производственной цепочки «от руды до конечных изделий».
Есть и огромная разница в строительстве Атомного и большого РЗМ-проекта. В первую очередь если в середине ХХ века была полная государственная поддержка с пониманием жизненной важности реализации проекта, то в сегодняшних условиях РЗМ-проекты не находят достаточных инструментов господдержки и получают ответ на запросы в смысле «у вас все меры господдержки уже есть, а если нет — значит, плохо искали».
Нужны прямые государственные субсидии, льготы по налогам и процентным ставкам кредитования, нужно долгосрочное финансирование с пониманием, что начала возврата вложенных средств надо будет ждать 7–10 и более лет.
Конечно, нужно, чтобы большой РЗМ-проект крепко стоял на двух ногах — как государственный, так и частный. Но, главное, именно сегодня время реализации еще не упущено. Пока есть энтузиасты (а их объективно мало и больше не становится), пока тема РЗМ окончательно не превратилась в несмешную шутку о потерянном времени, все возможности построить новый Атомный проект у России есть. Понять и сделать.
Купить нельзя — строить!