Арктический регион представляет собой одно из наиболее многообещающих мест планеты с точки зрения запасов полезных ископаемых, включая углеводороды, минеральные ресурсы и другие ценные природные богатства. Тем не менее добыча этих ресурсов сопряжена с рядом сложных проблем, среди которых выделяются экологические угрозы и геополитическая напряженность между арктическими державами и внешними игроками, стремящимися получить доступ к арктическим запасам.
Прямой выход к Арктическому региону имеют пять государств: Российская Федерация, Канада, Дания (через автономную территорию Гренландии), Норвегия и Соединенные Штаты Америки. Эти страны располагают правом разрабатывать месторождения внутри своих эксклюзивных зон экономического влияния. Их стратегическими задачами являются достижение максимальной экономической отдачи от освоения ресурсов, обеспечение энергетической независимости и устойчивого развития северных территорий.
Россия играет особую роль в Арктике благодаря обширной части Северного Ледовитого океана, которая охватывает значительную долю потенциальных запасов углеводородов. Добыча нефти и газа в этом регионе имеет для России стратегическое значение, так как обеспечивает ресурсную базу для экспорта энергоресурсов и поддерживает высокие темпы экономического роста.
Помимо пяти стран, перечисленных выше, есть еще несколько крупных государств, которые заинтересованы в развитии сотрудничества с Арктическим регионом. Это Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Европейский союз.
Китай активно участвует в арктическом сотрудничестве, считая регион источником сырья для удовлетворения растущих потребностей своей экономики. Китайские компании заключают договоры с местными партнерами, создают совместные предприятия и инвестируют в проекты по добыче полезных ископаемых и строительство транспортных путей.
Европейский союз стремится снизить свою зависимость от импорта энергоресурсов, поэтому активно участвует в экономическом развитии Арктики. Европейский союз поддерживает международные программы мониторинга окружающей среды и охраны природы, а также продвигает идею устойчивых инвестиций.
Индия и Япония занимаются научными исследованиями и геологоразведкой, надеясь на долгосрочное участие в добыче полезных ископаемых. Эти страны сотрудничают с ведущими компаниями и исследовательскими центрами для разработки инновационных решений, которые позволят минимизировать воздействие на экосистемы Арктики.
Южная Корея разрабатывает технологии строительства судов ледового класса и платформ для глубоководного бурения, что позволяет ей занять прочные позиции на рынке специализированных услуг в условиях сурового климата.
Таким образом, международная конкуренция за арктические ресурсы обусловлена стратегическими интересами разных игроков, каждый из которых стремится достичь своих целей и получить максимальную выгоду от присутствия в регионе [2; 3].
Международное регулирование деятельности в Арктике осуществляется через целый ряд соглашений и организаций, направленных на поддержание баланса интересов всех участников процесса.
Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) — это главный закон мирового океана, принятый международным сообществом еще в 80-е годы прошлого века. Она четко определяет границы между территориями разных стран, очерчивает зоны, где государства вправе добывать полезные ископаемые и охранять природу, и даже помогает разобраться, кому принадлежит подводный шельф возле берегов той же Арктики.
Кроме того, эта конвенция предусмотрела создание специального суда, Международного трибунала по морскому праву, куда можно обратиться, если возникают споры относительно трактовки ее норм или возникает конфликт между странами из-за водных пространств. Таким образом, UNCLOS играет ключевую роль в поддержании порядка и справедливости на просторах мирового океана.
Совет Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР) появился в 1993 году с целью углубления взаимодействия между Скандинавией, Российской Федерацией и Европейским союзом. Его деятельность реализуется через сеть специализированных комиссий, охватывающих широкий спектр направлений — от транспортной инфраструктуры и экологической безопасности до вопросов туристического продвижения, молодежной политики и поддержки местного населения Севера. Благодаря усилиям совета создается платформа для успешной реализации совместных инвестиций и выработки согласованных решений по проблемам, связанным с развитием обширного региона.
Членами совета Баренцева / Евроарктического региона являются Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Исландия и Европейская комиссия [6]. Россия вышла из СБЕР в сентябре 2023 года по причине отказа Финляндии передать России ротационное руководство в этой структуре. В настоящее время Швеция, Норвегия и Финляндия совместно председательствуют в совете Баренцева / Евроарктического региона.
В 1996 году начал свою деятельность Арктический совет — авторитетная международная площадка, созданная специально для эффективного взаимодействия и взаимосогласования позиций между северными государствами и представителями коренного населения Арктики. Основные задачи совета заключаются в обеспечении устойчивого социально-экономического роста региона и в сохранении уникальной природной экосистемы Арктики [5]. В северных регионах арктических государств проживает более 4 миллионов человек, здоровье и благополучие которых находятся в центре внимания Арктического совета.
Оттавская декларация [4] утверждает список из восьми ключевых игроков Арктического совета, чьи владения простираются непосредственно в арктических широтах, наделяя их полномочиями управлять судьбой региона. Границы суши и морские пространства Северного Ледовитого океана находятся под их национальной юрисдикцией и соответствующим международным правовым режимом.
Особенностью организации является уникальная категория постоянного членства, включающая шесть представителей коренных жителей Арктики. Им предоставлен особый статус, позволяющий активно влиять на повестку дня совета и вносить значимые рекомендации в процессе принятия важных решений. Представители коренных народов принимают полноценное участие в деятельности секретариата, реализуя проекты и инициативы совета совместно с остальными участниками.
Весной 2022 года, во времена российского председательствования, члены Арктического совета объявили бойкот встречам и приостановили сотрудничество с Россией, позже восстановив работу в прежнем составе, однако уже без участия России. Официальные лица МИД России расценили такое решение как нелегитимное. Уже летом следующего года полномочия председателя перешли к норвежской стороне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что международное сотрудничество в области добычи ресурсов Арктики сталкивается с определенными трудностями. Активное участие крупных экономик повышает риск конкуренции и взаимного недоверия. Наконец, процедуры разрешения конфликтов недостаточно четко определены, что затрудняет урегулирование противоречий.
Однако существуют позитивные тенденции. Например, количество межгосударственных форумов и рабочих групп по устойчивому развитию Арктики постоянно растет, что способствует снижению уровня недоверия и совместным усилиям по изучению и охране уникальной экосистемы региона.
Международное сотрудничество в сфере добычи ресурсов Арктики требует совершенствования правовых рамок, повышения прозрачности решений и расширения возможностей для участия всех заинтересованных сторон. Только так можно достичь гармоничного сочетания интересов государств и избежать негативных последствий конкуренции и антагонизма.
Для совершенствования механизмов международного сотрудничества в сфере добычи минеральных ресурсов Арктического региона целесообразно рассмотреть следующие комплексные меры:
• усиление роли существующих международных организаций и повышение их эффективности в сфере устойчивого развития Арктики;
• организация регулярных экологических мониторингов состояния окружающей среды и установка единых стандартов экологической безопасности;
• проведение мероприятий, нацеленных на обмен практиками оптимального использования ресурсов Арктического региона (эффективные методы разведки залежей, инновационные подходы к разработке месторождений и экологически безопасные способы переработки производственных отходов);
• развитие международных финансовых инструментов для привлечения инвестиций в инфраструктурные и производственные проекты, направленные на комплексное развитие Арктики;
• развитие транспортной инфраструктуры и формирование системы аварийно-спасательных служб;
• защита прав и интересов коренных народов Севера;
• активное включение в практику различных инструментов взаимодействия государства и бизнеса, в том числе ГЧП (государственно-частного партнерства);
• с учетом энергоперехода и необходимости сохранения хрупкой природы Арктической зоны реализуемые проекты должны быть «зелеными» и соответствовать требованиям «зеленой таксономии».
Такие меры помогут грамотно осваивать богатства Арктики, заботливо охраняя ее уникальную природу и учитывая интересы каждого участника процесса. Благодаря этому могут быть созданы благоприятные условия для долгосрочного роста и процветания региона.