«Полярный индекс. Компании» (выпускается с 2018 года)
Пилотный выпуск рейтинга был представлен 5 июня 2018 года. В пятерку лидеров тогда вошли «Лукойл», «Сибур», «Норникель», «Роснефть» и АК «Алроса».
В актуальном рейтинге 2024 года в пятерку лидеров вошли «Норникель», «Т Плюс», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Зарубежнефть».
В рейтинге применена методика расчета на основе 24 показателей, отражающих различные аспекты устойчивого развития, — экономико-экологические, социально-экономические и социально-экологические показатели (по восьми индикаторам в каждом блоке). Каждому из показателей присваивается индивидуальный вес в общей формуле. Все данные для расчетов берутся из открытых источников — годовых отчетов компаний и отчетов по устойчивому развитию, данных Росстата и отчетности НСФО [9, 10].
Эколого-экономические показатели
Отражают результат взаимодействия власти и бизнеса, где государство выступает в роли регулятора, а частные игроки в свою очередь оказывают воздействие на окружающую среду:
• совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на общие затраты;
• коэффициент экологичности производства;
• коэффициент утилизации;
• объем природоохранных расходов на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий к выручке;
• доля обезвреженных отходов, подлежащих обезвреживанию и утилизации, переданных федеральному оператору;
• коэффициент экологической эффективности (общие затраты/объем образования отходов);
• доля электрической энергии, производимой с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме производства электрической энергии;
• степень экологичности продукции.
Социально-экономические показатели
• демонстрируют результат взаимодействия власти и общества, где государство выступает с функциями поддержки и защиты работников, вынуждая предприятия идти на создание определенных условий труда;
• LTIFR (коэффициент частоты несчастных случаев с временной потерей дней трудоспособности);
• экспорт товаров в стоимостном выражении, темп роста к выручке;
• оценка условий труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;
• индекс реального прогресса;
• реальный располагаемый доход сотрудника компании;
• количество травм с временной потерей трудоспособности в расчете на 1 млн отработанных человеко-часов;
• среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации;
• доля денежных средств, которые представляют просроченную задолженность по заработной плате работникам организации от общего годового дохода.
Социально-экологические показатели
Показывают результат взаимодействия бизнеса и общества, где экономические игроки влияют на окружающую среду и формируют определенные экологические условия, меняющие качество жизни:
• доля загрязненных земель к площади страны;
• экологически опасные объекты компаний;
• коэффициент экологической опасности продукции (выручка от продукции/экологический след);
• доля начисленных штрафов за загрязнение окружающей среды к общим затратам;
• наличие программ по сокращению выбросов;
• доля социально-репутационного капитала к годовой прибыли;
• доля отчислений в государственные социально-экологические фонды по отношению к общим затратам;
• финансирование социально-экологических мероприятий, развитие инфраструктуры.
«Полярный индекс. Регионы»
Пилотный выпуск рейтинга был представлен 5 сентября 2018 года. В тройку лидеров вошли Мурманская область, Республика Саха (Якутия) и Архангельская область. В актуальном рейтинге 2024 года в тройку лидеров вошли Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область и Республика Саха (Якутия).
В рейтинге 2024 года использована методика расчета на основе 30 показателей. Основными источниками информации для большинства показателей являются Федеральная служба государственной статистики (Росстат), в частности сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели», и Единая межведомственная информационная статистическая система (ЕМИСС). Некоторые данные берутся из специализированных отчетов и официальных порталов.
Экономические параметры:
• доля инвестиций в ВРП;
• доля привлеченных бюджетных средств в инвестициях;
• доля дотаций;
• расходы консолидированного бюджета на общегосударственные вопросы;
• численность государственных гражданских (муниципальных) служащих государственных органов и органов местного самоуправления;
• среднемесячная заработная плата гражданских (муниципальных) служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей;
• оборот малых предприятий, включая микропредприятия;
• доля отгрузки малых предприятий, включая микропредприятия, в общем объеме отгруженной продукции;
• оценка финансового профиля региона.
Социальные параметры:
• уровень смертности населения;
• численность студентов;
• ожидаемая продолжительность жизни;
• младенческая смертность;
• численность врачей;
• миграционный прирост населения;
• численность учителей;
• обеспеченность дошкольным образованием;
• уровень бедности;
• уровень преступности.
Экологические параметры:
• энергоемкость ВРП;
• совокупные расходы субъекта на охрану окружающей среды;
• объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;
• объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников — автомобильного и железнодорожного транспорта;
• образование отходов;
• объем сброса сточных вод;
• забор воды из природных водных объектов;
• изменение климата (температуры воздуха);
• наличие особо охраняемых природных территорий;
• лесовосстановление.
Концепция устойчивого развития
Устойчивое развитие представляет собой процесс, направленный на удовлетворение текущих потребностей общества без ущерба для будущих поколений. Такой подход подчеркивает важность рационального использования природных ресурсов и создания благоприятных условий для всех жителей планеты. Концепция устойчивого развития представляет собой модель развития человеческой цивилизации, ориентированную на баланс между социальными и экономическими задачами и сохранением окружающей среды.
Рациональное использование природных ресурсов требует глубокого понимания законов природы и оценки потенциала экосистем. Основной принцип рационального природопользования заключается в поддержании баланса между потреблением и восстановлением природных ресурсов, что позволяет предотвратить негативные последствия для экологии.
На пути к устойчивому развитию страны ориентируются на такие ключевые направления, как разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление ответственности за ее экологические результаты; восприятие биосферы не только в качестве источника ресурсов, но и как основы жизни, сохранение которой является необходимым условием для функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов; оценка хозяйственной емкости экосистем, определение допустимого антропогенного воздействия на них и создание эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития.
Критерии устойчивого развития включают обеспечение простого воспроизводства возобновляемых ресурсов, максимальное замедление использования невозобновимых ресурсов, минимизацию отходов через внедрение малоотходных технологий, а также предотвращение загрязнения окружающей среды до социально и экономически приемлемого уровня.
В нашей стране академик Т. С. Хачатуров, основатель экономики природопользования, считал, что в основе развития и экономического роста должна быть сбалансированность экономической, социальной и экологической компонент. Еще в 1979 году он писал о необходимости «устойчивого социально-эколого-экономического развития страны» — задолго до многих фундаментальных работ и решений ООН.
Формирование концепции устойчивого развития представляет собой сложный многомерный процесс взаимодействия экономической, социальной и экологической подсистем с множеством элементов и их взаимосвязей. Концепция возникла как ответ на вызовы, связанные с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и социальными проблемами, которые стали особенно остро ощущаться во второй половине XX века. Первыми, кто начал осознавать необходимость изменений в подходе к развитию, были ученые и общественные деятели. Именно они и предложили идею устойчивого развития как альтернативу традиционному экономическому росту. Формирование концепции устойчивого развития как целостной системы идей и принципов началось позже, в 1980-х годах. В этот период были проведены международные конференции и саммиты, посвященные экологическим проблемам и поиску путей их решения. Одним из ключевых событий стало проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде, где были подняты проблемы загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и ухудшения состояния здоровья людей. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН, на которой были приняты Декларация по окружающей среде и развитию и Программа действий. Эти документы закрепили принципы устойчивого развития и призвали к их реализации на международном уровне. В XXI веке Концепция устойчивого развития продолжает развиваться и адаптироваться к новым вызовам и возможностям. Она остается актуальной и важной для обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений. Реализация принципов устойчивого развития требует совместных усилий всех стран и народов, а также активного участия гражданского общества и бизнеса.
К сожалению, на сегодняшний день ни мировое сообщество в целом, ни отдельные государства не достигли значительных успехов на пути к устойчивому развитию. Международные документы, как правило, содержат лишь общие рекомендации, которые каждая страна адаптирует в соответствии со своими уникальными особенностями и возможностями.
Концепция триединого итога как развитие идеи устойчивого развития [11, 12]
В современном мире все больше внимания уделяется устойчивому развитию территорий, которое предполагает баланс между экономическим ростом, социальным благополучием и сохранением окружающей среды. Одним из ключевых подходов к устойчивому развитию является концепция триединого итога, которая объединяет три аспекта — экологический, социальный и экономический.
Экологический аспект устойчивого развития территорий связан с сохранением природных ресурсов, биоразнообразия и окружающей среды в целом. Он включает в себя меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, повышению энергоэффективности, развитию возобновляемых источников энергии и рациональному использованию природных ресурсов. Одним из примеров реализации экологического аспекта является переход к «зеленой» экономике, которая ориентирована на производство и потребление экологически чистых товаров и услуг. Это способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду
и улучшению качества жизни населения.
Социальный аспект устойчивого развития территорий направлен на повышение качества жизни населения, обеспечение его социальной защиты и благополучия. Это включает в себя меры по развитию образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также по созданию новых рабочих мест и повышению уровня занятости. Примером реализации социального аспекта является создание комфортной городской среды, которая обеспечивает доступность общественных пространств, транспорта и услуг для всех категорий населения. Это способствует повышению качества жизни и удовлетворенности жителей.
Экономический аспект устойчивого развития территорий связан с обеспечением экономического роста и конкурентоспособности региона, а также созданием условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса. Это включает в себя меры по совершенствованию инфраструктуры, развитию малого и среднего бизнеса, поддержке инноваций и созданию новых рабочих мест. Примером реализации экономического аспекта является создание благоприятного инвестиционного климата, который привлекает инвесторов и благоприятствует развитию бизнеса. Это способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения.
Концепция триединого итога предполагает интеграцию трех аспектов устойчивого развития территорий в единую систему. Это означает, что для достижения успеха необходимо уделять внимание всем трем аспектам, а не сосредотачиваться только на одном из них. Интеграция трех аспектов устойчивого развития может помочь достичь более сбалансированного и гармоничного развития территорий, а также обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
Однако помимо внимания каждому из трех аспектов важную роль в этом процессе играют механизмы взаимодействия между этими компонентами. Сочетание экономического и социального аспектов открывает новые горизонты для решения задач, таких как обеспечение справедливости внутри одного поколения, например в распределении доходов, и оказание целенаправленной поддержки малоимущим слоям населения. Взаимосвязь экономического и экологического аспектов привела к появлению новых идей в области оценки стоимости и учета внешних воздействий на окружающую среду в экономической отчетности предприятий. Наконец, связь социального и экологического аспектов вызвала интерес к вопросам как внутрипоколенческой, так и межпоколенческой справедливости, включая соблюдение прав будущих поколений и участие населения в процессе принятия решений.
В связи с этим устойчивость развития территории может быть представлена как многоуровневая модель. Первое, внутреннее, измерение — это оценка устойчивости по трем классическим группам критериев: экономическим, экологическим и социальным. На практике рассмотрение этих трех компонент чаще происходит на уровне компаний, так как каждая компания является важным первичным звеном устойчивости и, обладая определенной степенью устойчивости, вносит свой вклад в общую устойчивость региона. Второе, более широкое, измерение — это оценка устойчивости развития территории по трем группам критериев: эколого-экономическим, социально-экономическим и социально-экологическим. Таким образом, критерии, используемые для оценки регионов, являются двойными и отражают отношения между тремя ключевыми субъектами — властью, бизнесом и обществом.
В данной модели устойчивое развитие характеризуется сбалансированностью трех групп параметров, что обеспечивает гармоничные отношения между обществом, властью и бизнесом. Таким образом, только при соблюдении принципов устойчивого развития территорий может быть полностью удовлетворен растущий запрос будущих поколений на новое качество жизни [3].
Концепция триединого итога является важным подходом к устойчивому развитию территорий. Она позволяет достичь баланса между экономическим ростом, социальным благополучием и сохранением окружающей среды, что способствует созданию более гармоничного и процветающего общества.
Для реализации концепции триединого итога необходимо учитывать все три аспекта устойчивого развития, находить баланс между ними и сотрудничать с различными заинтересованными сторонами. Это позволит достичь устойчивого развития в долгосрочной перспективе и обеспечить процветание региона.
Научная новизна «Полярного индекса» заключается в следующем: 1) адаптация и модификация существующих ESG-критериев и показателей с учетом арктического контекста; 2) разработка новых показателей и критериев, специфичных для арктических условий и проблем; 3) интеграция различных источников данных и методов анализа для создания комплексного индекса.
«Полярный индекс» может использоваться как альтернативный или дополнительный инструмент для оценки устойчивого развития. Он учитывает уникальные особенности Арктического региона и может предоставить более точную и адаптированную оценку устойчивого развития в Российской Арктике [4, 6].
Обзор некоторых конкурирующих методик с объяснением их отличий от «Полярного индекса. Регионы»
Национальным рейтинговым агентством при участии сотрудников ESG-лаборатории МГУ был разработан рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации. Этот рэнкинг представляет собой ранжирование субъектов РФ по показателям, оценивающим уровень устойчивости их развития и интеграции ESG-критериев в деятельность региональных правительств. Данный ESG-рэнкинг служит инструментом для анализа факторов, влияющих на степень успеха в трех ключевых сферах устойчивого развития — в экологии и окружающей среде (Environmental), в социальной политике (Social) и в качестве управления (Governance).
Методика ранжирования субъектов РФ разработана авторами исследования с учетом современного этапа развития российских регионов и уровня их вовлеченности в повестку устойчивого развития и ESG. Результаты ESG-рэнкинга описывают ESG-профиль регионов и дают характеристику потенциальным рискам.
Исследование основывается на оценке 45 показателей, сгруппированных в три блока: E (Environmental) — 14 показателей, S (Social) — 17 показателей и G (Governance) — 14 показателей. ESG-рэнкинг был составлен для 85 субъектов РФ. Для всех субъектов РФ использовались релевантные показатели и данные, размещенные на сайтах региональных органов власти и в других достоверных открытых источниках. Статистические данные переводятся в баллы по шкале 1–0 или 0–0,5–1, а итоговый балл рассчитывался как среднее арифметическое значение по каждому блоку (E, S и G). Уровень устойчивого развития и внедрения ESG-принципов в деятельность субъектов Российской Федерации определяется с помощью итогового балла, который варьируется от 0 до 1.
В сравнении с «Полярным индексом» ESG-рейтинг регионов, разработанный Национальным рейтинговым агентством, представляется менее сбалансированным. Прежде всего стоит отметить, что количество индикаторов в каждом сегменте рейтинга не является равным. Заметен перевес в сторону социальных показателей. Кроме того, эти показатели не имеют соответствующих весов, рассчитанных на основе экспертной оценки, что затрудняет корректный подсчет и итоговой оценки.
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) представляет свой Экологический рейтинг регионов России. Для создания этого рейтинга АКРА разработало комплексный экологический индикатор, который позволяет оценить, насколько вопросы экологии являются приоритетными для каждого конкретного региона. Значения индикатора варьируются от 1 до 5, где 1 представляет собой максимальный балл, а 5 — минимальный.
Комплексный экологический индикатор рассчитывается на основе восьми факторов, которые отражают состояние окружающей среды в регионе. Чтобы обеспечить корректное сопоставление регионов, при расчете используются удельные значения этих факторов. В качестве базового показателя для расчета удельных значений выступает численность населения. При расчете комплексного экологического индикатора АКРА опирается на официальные данные государственной статистики, опубликованные в открытом доступе.
Использование удельных значений позволяет АКРА сравнивать регионы между собой и присваивать им оценки. По каждому фактору оценка осуществляется на основе квинтильного анализа. Этот подход делит всю совокупность удельных значений субъектов по каждому фактору на пять групп — квинтилей. Для каждого квинтиля определяются верхняя и нижняя границы удельного значения фактора. Оценка субъекта по каждому из факторов соответствует порядковому номеру квинтиля, в диапазон которого попадает его удельное значение: 1 присваивается лучшим субъектам, а 5 — худшим. Если данные, необходимые для оценки фактора, отсутствуют в государственной статистике, субъекту присваивается оценка 5 баллов за данный фактор.
Затем результаты оценок по отдельным факторам складываются с учетом равных весов каждого из восьми используемых факторов в итоговый комплексный индикатор состояния окружающей среды в субъекте. Значение этого индикатора используется для определения позиции субъекта в рэнкинге. Субъекты, получившие равное число баллов, занимают в рейтинге одинаковые позиции.
В отличие от «Полярного индекса» регионов Экологический рейтинг регионов России АКРА акцентирует внимание на эколого-экономических аспектах с особым упором на экологию. Социальный аспект в данном рейтинге не учитывается.
Рейтинг основан на восьми показателях, что меньше, чем в «Полярном индексе», где только для экологического блока используются 10 показателей. Кроме того, интегральная оценка рассчитывается как среднее арифметическое из частных нормированных оценок показателей без учета весовых коэффициентов, хотя степень их влияния показателей на устойчивое развитие различается. Еще одним преимуществом «Полярного индекса» по сравнению с представленным рейтингом является то, что он исключает так называемые выбросы — экстремально высокие и низкие значения, которые могут искажать границы между квинтилями в оценке АКРА.
Рейтинговое агентство RAEX разработало ESG-рэнкинг субъектов РФ, который позволяет оценить уровень управления рисками в субъектах Российской Федерации. В рейтинге рассматриваются экологические риски (E — environmental), социальные риски (S — social) и качество управления (G — governance). Методика достаточно сложна и уникальна в сравнении с другими индексами устойчивого развития. В отличие от «Полярного индекса» эта методика использует принцип совмещения уровня подверженности риску и оценки эффективности его нивелирования, но только для двух из трех аспектов устойчивого развития. Как и в предыдущем рейтинге, в этой оценке не используются весовые коэффициенты для различных показателей.
Для каждого «негативного» индикатора ESG-рэнкинга RAEX была подобрана «пара», отражающая степень минимизации существующих рисков. В теории чем выше первый показатель, тем выше должен быть и второй. Наличие дисбаланса свидетельствует о том, что риски не рассматриваются должным образом. Исключение составляет секция G (Governance), где оценка строилась на наличии в регионах инструментов, способствующих повышению качества государственного управления и прозрачности. Для оценки экономических и социальных рисков используются по пять пар индикаторов, а для оценки качества управления — четыре показателя.
Три итоговые оценки по секциям E, S, G имеют равные веса, и на основе полученных средних значений строится рэнкинг. Ожидается, что в будущем методика будет усовершенствована за счет включения показателей, связанных с лесным хозяйством, цифровизацией, декарбонизацией.
Помимо индексов устойчивого развития существуют также схожие по смыслу индексы и рейтинги. Одним из таких является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который составляется Агентством стратегических инициатив.
Национальный рейтинг рассчитывается на основе 70 показателей, разделенных на четыре основных направления: регуляторная среда; институты для бизнеса; инфраструктура и ресурсы; поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Внутри каждого направления показатели сгруппированы в факторы, количество показателей различается как внутри самих факторов, так и внутри направлений. Информация по показателям собирается на основе статистических данных, а также опросов предпринимателей и экспертов, что делает часть данных субъективными. Показатели очищаются от выбросов, а пропущенные значения восстанавливаются с помощью расчетов. Если восстановление невозможно, то используется значение прошлого года.
Таким образом, рейтинг состоит из четырех уровней. Уровень показателей представляет собой сведенные и обработанные исходные данные, которые с помощью пропорционального линейного масштабирования для каждого показателя приводятся к единой шкале от 0 до 100, где 0 — это наихудшее возможное измерение, а 100 — наилучшее. Уровень факторов представляет собой взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в каждый фактор. Уровень направлений представляет собой взвешенные средние значения факторов, которые входят в каждое направление. И, наконец, уровень интегрального индекса — это сумма баллов по всем четырем направлениям Национального рейтинга.
В отличие от «Полярного индекса» Национальный рейтинг АСИ не так сильно ориентирован на устойчивое развитие, а больше внимания уделяет его экономическому аспекту. Некоторые показатели в этом рейтинге более субъективны, и часть данных рассчитывается исключительно на основе экспертной оценки, поэтому их невозможно найти в открытом доступе. Кроме того, выделение направлений и факторов внутри этих направлений также сделано на основе субъективных мнений экспертов.
Экологический рейтинг российских регионов, составляемый фондом защиты окружающей среды «Экофон», представляет собой комплексный ESG-рейтинг. Он включает в себя 60 экологических, 52 социальных и 24 управленческих показателя. Несмотря на различия в количестве, эти блоки имеют одинаковый удельный вес: экологический блок составляет 33% оценки, социальный — 34%, а управленческий — 33%. Внутри каждого блока показатели тоже делятся на подблоки, которые имеют равный между собой вес. Однако источник данных, на основе которых распределяются эти веса, не уточняется. В методике рейтинга подчеркивается его тесная связь с целями устойчивого развития. Показатели представлены в разных системах исчисления: количественные абсолютные, количественные относительные, бинарные. Избыток показателей делает оценку перегруженной. Возможно, некоторые из этих показателей находятся во взаимной корреляции и, хотя и не явно, дублируют друг друга. Кроме того, сравнение регионов по абсолютным показателям может привести к ошибочной оценке.
Сравнительный анализ показывает, что «Полярный индекс» значительно превосходит другие индексы и рейтинги, основанные на них. Он базируется на актуальных, открытых и доступных данных. Его методика понятна и рациональна, учитывает наличие экстремальных значений и основывается на нормированных показателях. Также он не перегружен показателями и подблоками, что делает процесс оценки более прозрачным.