ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В последние десятилетия развитие туризма в России шло по пути увеличения развлекательной составляющей в организации туристских путешествий. Сегодня же мы видим возвращение к серьезным его видам. Научно-познавательный туризм — направление, объединяющее туристские путешествия с исследовательской, познавательной и образовательной деятельностью. В статье рассматривается успешный опыт Мурманской области по развитию этого направления туризма.
Научно-познавательный туризм — направление, объединяющее туристские путешествия с исследовательской, познавательной и образовательной деятельностью. Туристы, отправляясь в научно-познавательный тур, получают возможность расширить свой кругозор, познакомиться с работой ученых, соприкоснуться с наукой и новыми технологиями, принять участие в научных мероприятиях, исследованиях, экспедициях.

10 февраля 2022 года важность развития этого направления туризма была обозначена на совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию, по результатам которого было дано поручение Президента РФ «при участии органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположены значимые объекты научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры, разработать и реализовать в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства” план мероприятий (дорожную карту) по развитию научно-популярного туризма в РФ, определив источники финансирования таких мероприятий начиная с 2022 года и рассмотрев вопрос о возможности возмещения части затрат граждан на приобретение туристских продуктов» [1].

25 января 2023 года Министерство науки и высшего образования РФ утвердило Концепцию развития научно-популярного туризма в РФ на период до 2035 года, определив научно-познавательный туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, профессионально-деловых и иных целях, осуществляющиеся по утвержденным маршрутам с посещением объектов инфраструктуры организаций, сопряженных с научной, инновационной, образовательной, просветительской деятельностью, с соблюдением требований безопасности и режима охраны указанных объектов, способствующие популяризации достижений российской науки и технологий [2]. Главные цели научно-популярного туризма — повышение информированности о достижениях российской науки и привлечение талантливой молодежи в эту сферу.

В качестве основных объектов этого направления туризма выступают научная и научно-исследовательская инфраструктура образовательных организаций высшего образования, научные объекты, научно-исследовательские институты, научно-производственные учреждения, высокотехнологичные, градообразующие и значимые производства и их лаборатории, места проведения полевых научных исследований (археологические, палеонтологические раскопки, геологические и биологические экспедиции и др.), музеи, наукограды и иные объекты, которые осуществляют научно-исследовательскую, просветительскую, образовательную или высокотехнологичную производственную деятельность, включенную в маршруты научно-популярного туризма.

Целевая аудитория научно-популярного туризма очень широка: это учащиеся школ и колледжей, студенты и аспиранты, молодые ученые и специалисты, семьи с детьми, взрослое население старше 18 лет, трудоспособное население и пенсионеры — одним словом, все граждане России. А это значит, что для вовлечения туристов и продвижения туристического продукта должны применяться различные методы и приемы.

Научно-популярный туризм тесно переплетается с промышленным туризмом.
В обоих случаях могут использоваться одни и те же объекты, целью посещения которых наряду с расширением кругозора, знакомством с инновационными технологиями и научными разработками будет являться профессиональная ориентация. Однако если мы говорим о научно-познавательном туризме, то кроме промышленных и научных объектов маршруты могут включать еще и природные территории, где непосредственно в естественной среде могут изучаться природные явления, ландшафты, минералы, флора и фауна.

Министерство науки и высшего образования РФ в рамках инициатив десятилетия науки и технологий запустило специализированный портал [3], где сконцентрирована основная информация по теме.

Мурманская область, расположенная в Арктической зоне РФ, обладает выдающимся научным потенциалом. В регионе работают пять крупных научно-исследовательских институтов: федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Мурманский морской биологический институт РАН, Полярный геофизический институт, Полярный филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии и Мурманский арктический университет. В сфере исследований и разработок заняты 1900 человек, из них около 450 человек имеют степень кандидата или доктора наук. Кроме того, в качестве объектов научно-популярного туризма могут выступать особо охраняемые природные территории (ООПТ) — в первую очередь заповедники, национальные и природные парки. В регионе создано три заповедника («Лапландский», «Пасвик», «Кандалакшский»), национальный парк «Хибины», четыре природных парка («Териберка», «Полуострова Рыбачий и Средний», «Кораблекк», «Сейдъявврь»).

Наличие большого количества научных, образовательных и заповедных учреждений на территории области является основой для развития научно-познавательного туризма, которому благоприятствует также тесное сотрудничество научного сообщества с комитетом по туризму Мурманской области и местным туристическим сообществом.

Стоит отметить, что научно-познавательный туризм является не новым, а хорошо забытым старым видом туризма, потому что именно исследовательский характер носили первые экскурсии и путешествия, инициированные педагогическим сообществом на заре зарождения отечественного туризма. В 20-е годы прошлого века с целью изучения природных ресурсов Кольского Заполярья совершались научно-познавательные и исследовательские поездки на Кольский полуостров (они были в основном многодневными, хотя и именовались экскурсиями). Это были настоящие научные экспедиции, которым предшествовали занятия по биологии, зоологии, минералогии, географии, безопасности поведения в суровых природных условиях Арктики. По окончании путешествия составлялись отчеты экспедиций с корректировкой карт, обозначением на них месторождений полезных ископаемых и т. д.

В помощь экскурсантам и организаторам путешествий и экскурсий издавалось достаточно много научно-познавательных книг. Анализ путеводителей по Кольскому краю [4–5] позволил определить, что научно-исследовательский подход к организации туристских путешествий доминировал вплоть до начала Великой Отечественной войны. В послевоенные годы приоритет был отдан патриотическому туризму. С начала же 1960-х годов до 1990-х годов прошлого века росла доля культурно-познавательной составляющей путешествий.

В последние десятилетия развитие туризма в России шло по пути увеличения развлекательной составляющей в организации туристских путешествий. Сегодня же мы видим возвращение к таким серьезным направлениям, как промышленный и научно-познавательный туризм.
В Мурманской области в настоящее время предлагаются как отдельные услуги научно-познавательного характера, так и полноценный турпродукт, являющийся совместным творчеством ученых и туроператоров.

Современные путешественники имеют возможность посетить музеи, популяризирующие науку, — музей геологии и минералогии им. И. В. Белькова Геологического института КНЦ РАН, музей-архив истории освоения и заселения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, музейно-выставочный центр КНЦ РАН «Хибинариум», музеи и экологические тропы в заповедниках. Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН является не только научно-исследовательским институтом, особо охраняемой природной территорией, но и известным в регионе рекреационным объектом. Как раз ботанический сад выделяется большим количеством посетителей (туристов) среди всех научно-популярных объектов (рис. 1).
В большинстве случаев туристы не могут пройти самостоятельно по объектам и экологическим тропам, расположенным на территории научно-исследовательских институтов и заповедников. Это можно сделать только в рамках экскурсии, которую проведут ученые, работающие на особо охраняемых природных территориях Мурманской области.

Ученые заповедника «Пасвик» знакомят туристов с профессией орнитолога, предоставляют возможность участия в кольцевании птиц, раскрывают секреты отслеживания птичьих перемещений, знакомят с работой метеорологической станции, рассказывают о жизни растений, зверей и птиц в условиях Арктики [7]. Старейший в мире морской заповедник «Кандалакшский», созданный для сохранения гаги, организует для туристов увлекательные экскурсии по литорали. Лапландский заповедник, созданный для сохранения дикого северного оленя, предлагает познавательные экскурсии по заповеднику как взрослым, так и совсем юным туристам [8]. Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН наряду с традиционными научно-познавательными экскурсиями проводит и интерактивные, что особенно привлекает подростковую аудиторию, организует как дневные, так и вечерние и ночные экскурсии в период полярного дня, что дает возможность участия в них людей, занятых днем на работе [9].

РИС. 2. ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА КНЦ РАН «ХИБИНАРИУМ»
Кроме экскурсий туристы могут посетить научные лаборатории, поучаствовать
в наблюдениях, несложных научных экспериментах и мастер-классах. Впрочем, это уже относится к промышленному туризму.

Научно-познавательный туризм предполагает также участие туристов в научных мероприятиях. В КНЦ РАН все научные мероприятия (конференции, семинары) транслируются онлайн. Нередки случаи, когда неспециалисты активно участвуют в них и очно.

В событийный календарь Мурманской области традиционно включены такие научно-познавательные мероприятия, как Фестиваль суккулентов, Выставка тюльпанов, Грибной фестиваль в Хибинах (КНЦ РАН), Орнитологический фестиваль (заповедник «Пасвик»), городской праздник «День гаги» (Кандалакшский заповедник) и другие события, во время которых ученые проводят научно-популярные лекции для участников. Обычно привлекают большое число участников федеральные акции по популяризации науки «Наука 0+», «Ночь науки» и др.

РИС. 3. ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ГРИБНОГО ФЕСТИВАЛЯ В ХИБИНАХ 2023 Г. (СЛЕВА) И 2024 Г. (СПРАВА)
Значимой составляющей турпродукта является сувенирная продукция, которой в регионе уделяется особое внимание. Ежегодно проводится региональный конкурс «Сувенир года. Арктика». Среди критериев отбора победителей наряду с качеством, эстетичностью, оригинальностью значится полезность сувенирной продукции. Благодаря этому в категорию полезных туристических сувениров включены путеводители и настольные познавательные игры.

Однако отдельные туристические услуги научно-познавательного характера не являются редкостью в отличие от полноценного туристического продукта. Его создание является очень сложной и трудозатратной задачей, поскольку требует согласованной деятельности туроператоров и ученых. Ученые могут быть задействованы в таких турах только в свободное от основной деятельности время. Кроме того, в природных условиях для организации научно-познавательных туров используется в основном летне-осенний сезон. По этим причинам научно-познавательные туры проводятся редко и цена их достаточно высока.

В Мурманской области туристы могут поучаствовать в экспедиционных научно-познавательных турах, например в трехдневном туре, организуемом старейшим в мире морским заповедником «Кандалакшский» (заповедник создан в 1938 году для охраны гаги и птичьих базаров и расположен преимущественно на островах Белого моря) на островные локации, где туристы могут познакомиться с обитателями заповедных островов [10].

Для тех, кто хочет быть вовлечен в природоохранную деятельность, заповедники предлагают волонтерскую деятельность по обустройству экотроп, сочетаемую с посещением научных объектов и объектов туристского интереса. Впрочем, это близкая, но все же самостоятельная сфера научного волонтерства [11].

Опыт эффективной организации научно-познавательных туров накоплен региональным туроператором «Норд стоун», который объединил туристическое сообщество одного из муниципалитетов региона в НКО «Ассоциация гидов-проводников и экскурсоводов Хибин» и совместно с КНЦ РАН и МГУ в течение семи лет реализует турпродукт «Юный исследователь в Хибинах» — увлекательное научно-познавательное творческое путешествие в горы для детских групп и семей с детьми. Можно с полной уверенностью называть этот турпродукт научно-познавательным, поскольку:

  • в качестве экскурсоводов выступают ученые, которые знакомят юных туристов и их родителей с животным и растительным миром Кольского края, с минералами, встречающимися в Хибинах;
  • юные туристы не просто получают информацию, но выходят в настоящие экспедиции, где осваивают на практике научно-исследовательскую деятельность — знакомятся с флорой и фауной Кольского края, с минералами, которыми богата территория региона;
  • самое важное, очевиден ощутимый результат этих научно-познавательных туров — за семь лет в них приняло участие более 400 детей и подростков, каждый пятый из которых поступил на факультеты естественных наук ведущих вузов России [12].

Этот турпродукт получил признание на всероссийском уровне, став обладателем Гран-при на Всероссийском конкурсе детских туристических проектов-2022. Таким образом, в регионе существуют как отдельные научно-познавательные услуги, так и полноценные турпродукты. Немаловажным фактором развития являются инструменты стимулирования этого туристического направления региональным комитетом по туризму. В результате взаимодействия комитета с научным и туристическим сообществом региона реализован либо реализуется целый ряд проектов.

Так, налажена работа «Арктической лаборатории туризма» (ALТ), занимающейся исследованием рекреационных ресурсов Кольского края, которые можно задействовать при разработке новых туристских маршрутов. Главная цель «Арктической лаборатории туризма» — выращивание кадров, обладающих компетенциями для качественной работы в туризме в условиях Крайнего Севера, способных разрабатывать и реализовывать безопасный и качественный арктический туристический продукт, налаживать горизонтальные связи между всеми участниками туристической деятельности [13]. В результате экспертных выездов, организованных в рамках ALТ, разработаны либо апробированы и усовершенствованы и нанесены на карту регионального турпортала 13 экологических троп [14].

Учеными КНЦ РАН разработана и реализована в рамках Арктического фестиваля «Териберка» экскурсия по одноименному природному парку. Экскурсия получила множество положительных откликов и была одной из самых востребованных активностей на фестивале при их большом разнообразии. В настоящее время ученые создают методические рекомендации и контрольные тексты для экскурсоводов по природному парку.

Ученые КНЦ РАН работают над подготовкой научно-популярных книг и брошюр
о ключевых туристских достопримечательностях. В частности, вышли книга «Хибины: природа и человек» [15], путеводители по ботаническому саду [16], экологическим тропам в Хибинах [17], Академгородку в Апатитах [18]. Многие из этих книг подготовлены при поддержке Проектного офиса развития Арктики.

РИС. 4. СЕРИЯ БОТАНИЧЕСКИХ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ СОТРУДНИКАМИ ПАБСИ КНЦ РАН
Ученые КНЦ РАН разработали цикл научно-познавательных экскурсий в Кольский научный центр, ставших победителями в конкурсе «Идем к родителям на работу». Здесь реализуются экскурсионно-познавательная программа «В лабораторию к ученым», включающая целую серию экскурсий и практических занятий в лаборатории с использованием оборудования для научных исследований для дошкольников и младших школьников и направленная на формирование у малышей представления о работе ученого, а также экскурсионная научно-познавательная программа для школьников и студентов «Пешком по Кольскому научному центру» по Академгородку в Апатитах. При поддержке ПОРА создана онлайновая экскурсия по Академгородку г. Апатиты [19]. В целом сотрудники научных учреждений региона оказывают постоянную методическую поддержку многим проектам экологического туризма, осуществляемым на территории Мурманской области.

Кроме того, ученые активно занимаются повышением квалификации региональных экскурсоводов. Так, на базе КНЦ РАН в рамках совместного проекта с НКО «Ассоциация гидов-проводников и экскурсоводов Хибин» организована «Школа гидов природного туризма», где проводится обучение экскурсоводов, работающих на природных территориях. С 2021 по 2023 год обучение прошли 50 человек. Для экскурсоводов (гидов) Мурманской области ученые КНЦ РАН на регулярной и безвозмездной основе проводят лекции в рамках краеведческого лектория «Край, в котором я живу».

РИС. 5. СЛУШАТЕЛИ ВТОРОГО НАБОРА «ШКОЛЫ ГИДОВ ПРИРОДНОГО ТУРИЗМА», 2022 Г.
Заключение


Важным фактором развития научно-популярного туризма в регионах России является тесное сотрудничество ученых с представителями туристского бизнеса, комитета по туризму и других заинтересованных в развитии научно-познавательного туризма субъектов. У этого вида туризма существует высокий потенциал развития как в Арктике в целом, так и в Мурманской области. К перспективным направлениям развития относится научно-познавательный туризм, связанный:

  • с изучением северного сияния, поскольку это явление вызывает большой интерес и является одним из важнейших стимулов для посещения региона;
  • с геологией, поскольку Мурманская область демонстрирует большое разнообразие минералов и имеет интереснейшие объекты для посещения;
  • с экологическими аспектами, поскольку в Арктике нагляднее всего можно продемонстрировать негативный экологический след человеческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поручение Президента РФ от 10 февраля 2022 года № Пр-290. Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию. — URL: https://docs.cntd.ru/document/728224480 (дата обращения: 11.02.2025).
2. Концепция развития научно-популярного туризма в РФ на период до 2035 года. — URL: https://наука.рф/upload/iblock/536/7hs175xbzmojvf3785basnve24pitzuy/Концепция%20развития%20научно-популярного%20туризма%20в%20Российской%20Федерации%20на%20период%20до%202035%20года.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
3. Научно-популярный туризм. — URL: https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/initiatives/nauchno-populyarnyy-turizm (дата обращения: 11.02.2025).
4. Шталь Е. Н. Путеводители по Хибинам (1898–2021) / История Хибин в лицах. — Апатиты: КНЦ РАН, 2024. — С. 362–410.
5. Боровичев Е. А., Королева Н. Е. Обзор ботанических путеводителей в Мурманской области // Тиетта. — 2016. — № 2 (36). — С. 74–78.
6. Гид по Мурманской области. — URL: https://murmansk.travel/routes (дата обращения: 07.02.2025).
7. Государственный природный заповедник «Пасвик». Маршруты и экскурсии. — URL: https://pasvik-reserve.ru/routes-excursions (дата обращения: 07.02.2025).
8. Лапландский заповедник. Экскурсии. — URL: https://laplandzap.ru/excursions (дата обращения: 07.02.2025).
9. ПАБСИ КНЦ РАН. Экскурсии. — URL: https://pabgi.ru/i-drugie-ekskursii (дата обращения: 07.02.2025).
10. Кандалакшский государственный заповедник. Заповедный остров Ряшков. — URL: https://kandalaksha-reserve.ru/Puteshestvuyte/Infrastruktura/Zapovedniy-ostrov-Ryajkov (дата обращения: 07.02.2025).
11. Научное волонтерство: Делаем науку вместе. — M.: Альпина нон-фикшн, 2025. — 324 с.
12. Проект «Юный исследователь в Хибинах» получил Гран-при во Всероссийском конкурсе детских туристских проектов в номинации «Экологический туризм». — URL: https://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/news/city/kirovsk/2022/10/12/proekt-yunyy-issledovatel-v-hibinah-poluchil-gran-pri-vo-vserossiyskom-konkurse-detskih-turistskih-proektov-v-nominacii-ekologicheskiy-turizm (дата обращения: 25.02.2025).
13. Булыгина И. И., Елисеев А. В., Шулина М. В. Арктическая лаборатория туризма как инструмент развития экологического туризма в Мурманской области // Вестник Кольского научного центра РАН. — 2024. — Т. 16. — № 2. — С. 24–29.
14. Гид по Мурманской области. — URL: https://murmansk.travel/journals/107 (дата обращения: 07.02.2025).
15. Алексеенко Н. А., Боровичев Е. А., Волкова А. А., Давыдов Д. А., Данилова А. Д., Денисов Д. Б., Дудорева Т. А., Зацаринный И. В., Зенкова И. В., Ильин Г. С., Коноплева Н. Г., Копеина Е. И., Королева Н. Е., Петров В. Н., Петрова О. В., Терентьев П. М., Химич Ю. Р. Хибины: природа и человек / Под ред. Е. А. Боровичева и Н. Е. Королевой. — СПб.: Лесник, 2022. — 308 с.
16. Боровичев Е. А., Вирачева Л. Л., Гончарова О. А., Давыдов Д. А., Иванова Л. А., Королева Н. Е., Мелехин А. В. Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина. Путеводитель. — СПб.: Лесник, 2021. — 75 с.
17. Королева Н. Е., Копеина Е. И., Данилова А. Д., Химич Ю. Р. Маршруты для природно-познавательного туризма на территории Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН в Хибинских горах (Мурманская область). — СПб.: Лесник, 2022. — 96 с.
18. Копеина Е. И., Разумовская А. В., Химич Ю. Р., Боровичев Е. А. Ботаническое путешествие по парку Академгородка города Апатиты (Мурманская область). — СПб.: Лесник, 2024. — 148 с.
19. Виртуальная 3D-прогулка по Академгородку Кольского научного центра РАН. — URL: https://www.ksc.ru/tours (дата обращения: 11.02.2025).
EXPERIENCE OF ORGANIZING SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL TOURISM IN THE MURMANSK REGION

KEY WORDS

ABSTRACT


In recent decades, tourism has been developing along the path of increasing the entertainment component in organizing tourist trips. Today, we see a return to serious types of tourism. Scientific and educational tourism (popular science tourism) is a direction that combines tourist travel with research, educational and cognitive activities. The article presents the successful experience of the Murmansk Region in developing this direction of tourism.